Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура метода наблюдения в деятельности учителя и учащихся




Метод наблюдения.

Наблюдение рассматривается как ведущий метод изучения ОМ.

Наблюдение – практический метод изучения ОМ; - целенаправленное восприятие предметов и явлений, в процессе которого учащиеся выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого дают определения, делают выводы и обобщения.В основе наблюдения лежит процесс восприятия. Восприятие – наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.Наблюдения проводится с целью формирования полных, правильных представлений. Содержание наблюдений в начальной школе: природа (ее явления), труд людей, предметы старины, памятники, функции.Содержание наблюдений носит интегрированный характер и включает в себя наблюдение природы, наблюдение и самонаблюдение за своим организмом, за способами охраны и укрепления здоровья, за жизнью и трудом людей. Так же в нач. школе дети проводят наблюдения за растениями ближайшего окружения (деревья).

Структура метода наблюдения в деятельности учителя и учащихся

Учитель Учащийся
1. Постановка цели наблюдения. 2. Представление наблюдаемого объекта. 3. Установка на целенаправленное восприятие. 4. Закрепление чувственного образа. 5. Включение сформированного представления в систему имеющихся. 1. Осознание поставленной цели. 2. Первоначальное восприятие. 3. Процесс восприятия и создание чувственного образа. 4. Фиксация результатов наблюдений. 5. Создание обобщенных представлений и системы представлений.

1. Постановка целей наблюдения (мотивирующие приёмы, актуальность, беседа, опыт ученика, показ фрагментов, иллюстраций); 2. Представление набл-го объекта (отгадывание загадки, через задания учебника, объект м.б. показан учителем, а м.б. найден самими детьми, концентрация внимания на объекте); 3. Установка на целенаправленное восприятие (инструктаж, цель – задействовать все органы чувств); 4. Закрепление чувственного образа (вопросы и задания, устное описание, нахождение ошибок в описании, дидактич-е игры, фиксация); 5. Включение сформированных представлений в систему имеющихся (беседа, обобщение, сравнение).

При выборе объектов наблюдения необходимо определить, ка­кое понятие дети начнут усваивать, какие существенные признаки составляют содержание понятия, какая совокупность представле­ний должна быть сформирована для усвоения каждого сущест­венного признака, какие объекты требуют руководства со сторо­ны учителя и какие наблюдения могут быть проведены учащими­ся самостоятельно.

Существуют различные виды наблюдений: но месту проведения (на уроках, экскурсиях, домашние), по времени (кратковременные, длительные, систематические), по степени самостоятельности (самостоятельные, под руководством учителя), по организации учащихся (индивидуальные, групповые, фронтальные).

Условиями эффективного проведения наблюдений являются: систематичность, доступность, краеведческий подход, благоприятные условия проведения наблюдения, индивидуальный подход, использование памяток-алгоритмов, использование детской литературы в процессе наблюдений, использование дидактических игр и т.д.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных