Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный суверенитет.




"Государственный суверенитет — независимость госу­дарственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее ис­ключительном, монопольном праве самостоятельно и сво­бодно решать все свои дела.

Государственный суверенитет — основа силы госу­дарства, его способности эффективно осуществлять свои

функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того, чтобы присвоить себе "право войны", для односторон­него произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом. Когда соответствующие действия совершаются в строго пра­вовом порядке (например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека, введе­ние миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствие с ее Уставом).'

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от на­родного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет — само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет поня­тие национального суверенитета: это право наций и народно­стей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может совмещаться с на­родным и национальным суверенитетом."1

5. Сбор налогов с населения является неотъемлемой чер­той государственной организации общества.

На начальных стадиях развития государства доходы, по­лучаемые в виде налогов, целиком шли на содержание армии, полиции, государственного аппарата. Затем, с течением вре­мени, в цивилизованных, индустриально-развитых странах часть налогов стала использоваться для поддержки образо­вания, медицины, неимущих слоев населения и т.д.

1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., Юридическая лит-ра, 1993. С. 30-31.

Сбором налогов занимаются специальные государствен-] ные органы, деятельность которых основана на налоговом! праве, определяющем виды, размер и порядок налогообложе-! ния.

1.1.3. Функции государства

В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основ­ных вопросов общественного развития. В зависимости от: специфики общественных отношений государственные функ­ции подразделяются на внутренние и внешние.

Функции государстваэто основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначе­ние государственного управления обществом. \

1. Внутренние функции представляют собой основные на­правления деятельности государства, которые характеризу­ют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом обще­ственных отношений.

Регулятивные функции государства направлены на орга­низацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функ­цию финансового контроля.

Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями и т.д.

Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходи­мых средств на здравоохранение, просвещение, строитель­ство дорог, жилья и т.д.

функция финансового контроля в общем плане представ­ляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.

2. Внешние функции государства заключаются в его дея­тельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде меж­дународного сотрудничества и обороны страны от нападения

извне.

В свою очередь, международное сотрудничество осу­ществляется по двум основным направлениям: в русле внешне­политической и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность современных цивили­зованных государств основана на признании и уважении су­веренного равенства всех стран: невмешательства в их внут­ренние дела, уважения территориальной целостности и неру­шимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.

Функция обороны страны от внешнего нападения состав­ляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатически­ми и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооружен­ная борьба с противником.

Таким образом, функции государства представляют со­бой цельную, взаимосвязанную деятельность системы госу­дарственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной лич­ности и всего общества в целом.

.1.1.4. Соотношение государства и общества

Обществоэто объединение людей, имеющих общую территорию проживания, единую культуру и сходный образ жизни. Общество образуют, например, россияне, про­живающие на территории Российской Федерации, французы — на территории Франции.

Общества являются органическими образованиями. Нель­зя в одночасье создать общество из любой группы людей.

Общества складываются в результате очень сложных процес­сов самоорганизации. Время, которое требуется для того, чтобы сложилось общество, может быть разным (от десяти­летий до столетий), но какой-то срок требуется всегда. Сле­довательно, важным признаком общества является общая ис­тория составляющих его людей. Необходимыми предпосыл­ками его возникновения являются проживание определенной общности людей на одной территории и их подчиненность единым нормам жизни (законам, обычаям и т.д.) на протяже­нии жизни нескольких поколений.

Общество может по каким-то причинам распасться. После его распада между людьми, когда-то его составляв­шими, может сохраняться некоторое единство культуры, тра­диций, языка и т.д. Признаки общности могут проявляться достаточно долго. Например, после распада древнерусского общества, образовавшиеся общества Великороссии, Мало­россии и Белороссии сохранили значительное сходство друг с другом (близость языка и отчасти культуры). Тем не менее их необходимо рассматривать как разные общества.

Следует различать общество и государство. Как уже от­мечалось, государство — это организация политической власти, существующая в определенной стране. В самом об­общенном виде страна представляет собой территорию, на которой постоянно проживает определенное общество и на которую государство распространяет свою власть.

Образование общества предшествовало государственной организации его жизни. Это объективно подтверждается ис­торическими и социологическими исследованиями, данными археологии и антропологии.

Общество, в результате раскола на экономически нерав­ные классы, объективно порождает такую организацию влас­ти, которая должна одновременно защищать интересы иму­щих и сдерживать противоборство, возникающее между ни­ми и экономически зависимой частью населения страны. Та­кой организацией, выделившейся из общества и стоящей над ним, стало государство.

1.1.5. Соотношение государства и права

Право, как и государство, является продуктом общества на определенном этапе его развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем.

Нормы права не могут возникать, развиваться и функционировать без государства, поскольку государство является тем политическим механиз­мом, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения, то есть юридических норм.

Нормы права являются результа­том правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства и т.п.)

Таким образом, юридические нормы становятся общеобязательны­ми (помимо всего прочего) в силу то­го, что они устанавливаются либо санкционируются государством.

Государство гаран­тирует реализацию пра­вовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государствен­ная охрана, возмож­ность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе.

"Право есть ничто без аппарата, способно­го принуждать к со­блюдению права."

(В.И. Ленин.)

Не только право зависит от государства, но и государ­ство зависит от права. Оно не может нормально функциони­ровать, не опираясь на право.

В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.

Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятель­ности, полномочия государственных органов.

Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.

Понятие государства, его признаки и функции






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных