Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Древнегреческий философ




Николай Михайловский

(1842-1904), русский социолог,

Публицист

Договорная (естественно-правовая) Гуго Гроций (1583-1646), гол­ландский мыслитель, теоретик права

Джон Локк, (1632-1704), англий­ский философ-просветитель Томас Гоббс (1588-1679), ан­глийский философ-материа­лист

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ-просветитель

Дени Дидро (1713-1784), фран­цузский философ-материалист Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ-просве-итель

Сущность теории

Государство возникает и разв: вается как осуществление Божестве нох'о замысла.

• Идея незыблемости roc дарства.

• Зависимость самого гос\ дарства от Божественной воли.

осударство возникает в резул! тате разрастания семьи.

• Государственная власть -продолжение отцовской (патриа{ хальной) власти, которая первош чально охватывает только семью, затем распространяется на в,се насела ние страны.

Данная теория обосновывает существование "отцовской" власти монарха в отчестве.

Общественный договор как ре зультат свободного соглашения ш рода — главная, причина возникщ вения государства.

Сущность договора: народ казывается от своей свободы в обме на гарантии личной безопасности.

Содержание договора:

• воля народа является исто ником любой политической власти обществе;

• верховенство закона;

• взаимная ответственно' •осударства и личности;

• обеспечение прав и свобо личности в рамках государства.

"за'

Аргументы

"против"

Налицо ненаучность данной теории: она основана не на объек­тивных исторических и иных данных, а на вере в божественное про­исхождение государства.

В конечном счете, вопрос об истинности данной теории ре­шается вместе с вопросом о существовании Бога.

Изучение некоторых ар­хаичных культур, сохранив­шихся до нашего времени (например, племен североаме­риканских индейцев), позво­ляет утверждать, что зачатки государственных структур во многом создавались у них по аналогии с семейными.

• Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в прак­тике государственного строи­тельства США (юридическое закрепление в Конституции договора между народами, входящими в их состав).

• Основные положения многих представителей дого­ворной теории вошли в кон­цепцию правового госу­дарства.

• Установлено, что, как пра­вило, патриархальная семья появи­лась вместе с государством, в про­цессе разложения первобытно­общинного строя.

• Наблюдается явное и очевид­ное несовпадение задач государст­венного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совмест- ное потребление). ____________

• Государство (по договорной теории) выступает исключительно как искусственный продукт созна­тельной воли людей. Эта теория упускает из виду исторические, эко­номические, и иные объективные причины возникновения госу­дарства.

• Подавляющее большинство государств мира не имели в своей основе какого бы то ни было согла­шения между правителями и жите­лями страны.

• Маловероятно, что множе­ство людей могут договориться меж­ду собой и при отсутствии каких бы то ни было властных структур в условиях конфликта интересов. ___

(продолжение)

Органическая Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и со­циолог

Насилия

Шан Ян (390-338 г.г. до н.э.), древнекитайский государ­ственный деятель Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ Людвиг Гумплович (1838-1909), австрийский социолог и юрист

Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской социал-демокра­тии

Психологическая

Лев Петражицкий (1867-1931), польский социолог и правовед, основатель пси­хологической школы права

Габриэл Тард (1843-1904), французский социолог и криминолог, один из осно­вателей психологического направления в западной социологии

Отождествление строения и функ­ций государства со строением и функ­циями живого организма.

• Государство — общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.

• Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объ­единению людей в единый организм государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляю­щего всем организмом.

• Низшие классы реализуют внутренние функции, высшие — внеш­ние.

Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутрен­него насилия одних людей над другими.

• Внешнее насилие — завоевание одного народа другим.

• Внутреннее насилие — эконо­мическое и политическое господство одних членов общества над другими.

• Психологическая потребность людей жить в организованном об­ществе — основная причина, порож­дающая государство.

• Психологическая необходи­мость слабых подчиняться более сильным, осознание людьми спра­ведливости определенных моделей поведения, подражание и т.п. служат необходимыми предпосылками воз­никновения государства.

Органическая теория

• вводит системный признак в понятие госу­дарства;

• обосновывает диф­ференциацию и интеграцию государственной и обще­ственной жизни;

• указывает на связь естественных и обществен­ных законов.

• Элементы внутрен­него и внешнего насилия всегда сопровождали про­цесс образования госу­дарства.

• Монополия на ле-гитимное (законное) наси­лие до сих пор является определяющим атрибутом государства.

Человек -— биосоци­альное существо, наде­ленное сознанием и волей. Организованное общество безусловно является есте­ственной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Чело­век практически лишен возможности нормально, полноценно развиваться jne общества.

• Различие самой природы госу­дарства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими.

• Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функци-ми организма.

• Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образова­ния коренились в процессах внутреннего развития общества.

• Для возникновения государства необходим такой уровень экономичес­кого развития общества, который позво­лил бы содержать аппарат управления. Если этот уровень не достигнут, то ника­кой уровень насилия сам по себе не мо­жет привести к возникновению госу­дарства.____________________

Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (эконо­мических, политических и др.) объек­тивных факторов, которые не учиты­вает данная теория.

(окончание)

Классовая (экономическая)

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немецкие философы, осново­положники диалектического и исторического материализма

Льюис Морган (1818-1881), американский этнограф и исто­рик первобытного общества

Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, лидер РСДРП, позд­нее РКП(б), один из основате­лей Советского государства

Государство — результат действия объективных процес­сов экономического развития общества.

• общественное разделе­ние труда, появление прибавоч­ного продукта, частной соб­ственности приводит к расколу общества на классы с противо­положными экономическими интересами.

• возникая, государство использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господ­ствующего класса.

Общественно-историческая практика показывает, что развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит к возникновению противо­положных интересов, и, соответ­ственно, противоборствующих обще­ственных классов.

Главный недостаток экономической теории — недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусло­вивших образование госу­дарства.

В целом, понимание природы государства в рамках ка--кой-либо одной теории можно считать односторонним, по* тому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, био-i логических и иных закономерностей.

"Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую тео­рию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни."2

с. 45.

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995,

Литература

1. Аврелий Августин. О граде Божием.

/ Творения Блаженного Августина, К., 1901-1912

2. Фома Аквинский. О правлении государей. / Opera Omnia, N.Y. 1948

3. Аристотель. Политика.

/ Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. М., "Мысль", 1984

4. Н. Михайловский. Очерки философии права. / ПСС, Т.З. СПб, 1909

5. Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1959

6. Дж. Локк. Два трактата о государственном правлении.

/ Избранные философские произведения. М., 1960

7. Т. Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть. / Избранные произведения. М., 1964

8. Ш.-Л. Монтескье. О духе законов. / Избранные произведе-j ния. М., 1955

9. Д.Дидро. Избранные произведения. М. -Л. 1951

10. Ж.-Ж. Руссо. Об общественном договоре. / Избранные со4| чинения. М., 1961

11. Г. Спенсер. Основание социологии. М., 1908.

12. Шан Ян. Книга правителя области Шан. М., "Ладомир'| 1993

13. Е. Дюринг. Ценность жизни. СПб, 1894.

14. Л. Гумплович. Общее учение о государстве. СПб, 1910

15. К. Каутский. Развитие форм государства. Ростов-на-Дон) 1905

16. Л. Петражицкий. Теория права и государства в связи теорией нравственности. Т. 1.СП6, 1907

17. Г. Тард. Социальные законы. СПб, 1906

18. К. Маркс. К критике гегелевской философии права. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 1.

19. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности государства. М., 1985.

20. В. Ленин. Государство и революция. / Полное собрание ее чинений. Т. 33

21. Л. Морган. Древнее общество. М., 1935

Формы государства

1.3.1. Понятие формы государства

Форма государства как совокупность его внешних призна­ков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государ­ственного устройства и в виде политического режима.

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:

• способ территори-

» это определенный порядок образования и организации выс­ших органов государ­ственной власти и управления.

ального устройства, определенный порядок взаимоотношений цент­ральной, региональной, местной властей.

и

это методы приемы осу-

ществления го­сударственной (политической) власти.

1.3.2. Форма государственного правления

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образова­ния, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим все госу­дарства подразделяются на монархии и республики.

Монархияформа государственного правления, при кото­рой высшая власть в государстве принадлежит одному лицумонарху, получающему власть в порядке престолонаследия,

Признаки монархии

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной.

4. Монарх фбрмально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монар­ха.

Эти признаки являются базовыми в определении cyi ности монархии, что, безусловно, не исключает возможное^ их видоизменения в связи с определенными историческим! культурными традициями, темпами и уровнем экономической го и социально-политического развития того или иного гос) дарства.

Виды монархий

В теории государства традиционно выделяются абсо| лютная и ограниченная монархии.

Абсолютная монархияэто форма правления, при кото\ рой впасть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну бе: всякого контроля со стороны кого бы то ни было.

Например, Российская Империя времен Петра I, фра№ цузская монархия при Людовике XIV. В настоящее время аб< солютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, -Ката< ре, Омане.

 

Ограниченная монархия выступает в виде дуалисщ ческой и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоя нии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки.

Признаки дуалистической монархии

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Ниж­няя палата формируется выборным путем и представляет ин­тересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.

2. Правительство при дуалистической монархии подчи­нено монарху, который по своему' усмотрению назначает и отстраняет от должности министров.

3. Монарх обладает правом вето на принимаемые пар­ламентом законы.

"Дуалистическая монархия неизбежно эволюционирует в чисто буржуазную форму правления — либо в парламентар­ную монархию, либо в республику."1

В настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании, Кувейте, Марокко.

При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением историче­ских обстоятельств, силой традиций, особенностями полити­ческого противоборства и т.д. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставлен­ником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не не­сут перед ним политической ответственности.

На сегодняшний день парламентарными монархиями яв­ляются Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия и т.д.

Республикаформа государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органампарламенту, президенту; наряду с ними существу­ет независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Признаки республики

1. Наличие высших выборных органов власти.

2. Возможность участия граждан в управлении делами государства

3. Разделение властей.

4. Определенная процедура принятия высшими органа­ми власти своих решений.

5. Высокий авторитет судебной власти.

Виды республик

Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими. В парламентской республике главой госу-

Мишин А.А., Барабашев Г.В. Государственное право буржуазных и Развивающихся стран. М., Юридическая литература, 1989, С. 132

дарства является выборное должностное лицо — президент.. Его роль в формировании правительства, как и в управлении] страной, носит чисто номинальный характер. Правительство,! возглавляемое премьер-министром, функционирует в том| случае, если оно располагает поддержкой парламента, которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики

1. Верховенство власти парламента.

2. Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах.

3. Члены правительства ответственны перед парламен­том за свою деятельность.

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

5. Парламент может вынести вотум недоверия прави­тельству в целом или одному из его членов, что влечет за со­бой отставку правительства.

В настоящее время парламентские республики существу­ют в Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Израиле, Ирландии, Исландии, Индии, Турции и т.д.

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы пра­вительства.

Признаки президентской республики

1. Президент назначает правительство, которое ответ­ственно перед ним.

2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.

4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. i

5. Президент я\

>ляется главнокомандующим воору-

женными силами стра

\ Н Ы.

Классическим mi

„ ^имером президентской республики яв­ляются Соединенные TIT r A т/-ли,. Штаты Америки. Кроме того, прези­дентские республики ^ -и- с т-д, пс существуют в Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, boj J J j > г > 1 „ швии и др.

В некоторых rot r,.

г ?ударствах существует республиканская (Ьорма правления, нос», * J i. J ^ * у F ^ щая смешанный характер, то есть соче­тающая черты парлам - ~ с т/-

!ентскои и президентской республики. К таким государствам, \ v л

J r i частности, относится Франция.

1.3.3. Форма госу

r JlaapcTBeHHoro устройства

Форма государств „ ,

r J r Генного устройства — это способ тер­риториального ycmpt J r. ^ nmoLnau^f, Jna*rJucmea государства, которое вносит

во взаимоотношения центральной, ре-астей.

определенный порядок

гиональнои, местной в\

ч,

Виды форм

государственного устройства

Унитарное госуда,

\pcmeo отличается абсолютной полити­ческой целостностью. ' д,

А ч унитарное государство неделимо: его отдельные админист\ 1 * 1, ,,„0тт ™„0™ „-Ъативно-территориалъные единицы не

имеют своего собств*

vvw.n^-,^, /*b*^VJl^^t^LV4^(^tXV_,//J,LJS} S

аэнного законодательства, органов госу­дарственной власти г,, ^ F y т„„ V управления, не обладают суверените-

том.

Каждая из состав

Дает одинаковыми пр>ЫХ ЧаСТСИ еДИНОГ° госУДаРства -госулао гавами и представительством в органах

Признак

и унитарного государства

1. Единый Основ№ „г,

Р„ „„ „ юи Закон, нормы которого применяют­ся на всей территории ' г г г

страны.

^.Ьдиные в масш С

Тртт, ur ггабе всей страны высшие представи­тельные, исполнитель! ,. v

-, р ibie и судебные органы.

3.Единая система: } * а т- законодательства.

4.Единое граждан\

5т-, I.Ьдиная денежна^

ство.

и единица.

б.Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7.Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образования­ми).

К числу унитарных государств относятся Великобрита­ния, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Порту­галия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет.

Федерациясоединенное, союзное государство. Федера­циясложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

Для этой формы государственного устройства характер­ны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Ин­дия, Малайзия, Пакистан).

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъ­ектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судеб­ная власть принадлежит федеральным государственным ор­ганам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой] федерацией разграничивается союзной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои] высшие законодательные, исполнительные и судебные орга-] ны.

5. Высший законодательный (представительный) орган| федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата,' представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

Виды федераций

Территориальная

1. Государственные образо­вания, составляющие данный вид федерации, не являются суверен­ными образованиями.

2. Субъекты лишены консти­туцией права прямого представи­тельства в международных отно­шениях.

3. Установлен запрет одно­стороннего выхода из союза.

4. Управление вооруженны­ми силами осуществляется феде­ральными органами.

(США, Мексика, ФРГ)

Национальная

1. Субъекты — нацио­нально-государственные образования.

2. Субъекты федера­ции объединяются соглас­но принципу доброволь­ности.

3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций.

4. Утверждение права наций на самоопределение. (Индия)

Конфедерацияэто "государственный союз госу­дарств", каждое из которых обладает государственным суве­ренитетом.

Но это не международно-правовой, а именно государ­ственный союз, при котором объединяется и совместно осу­ществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, тамо­женное дело и т. д.).

При конфедерации центр тяжести государственного су­веренитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.

Признаки конфедерации

1. Конфедерация является союзом суверенных госу­дарств, объединившихся для достижения определенных це­лей.

2. Конфедерация — непрочное, как правило, временное образование.

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит Из территорий входящих в ее состав государств).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Право свободного выхода субъектов из конфедера-j

ции.

6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взно­сов ее членов.

7. В предмет ведения конфедерации входит незначитель-^ ный круг вопросов (войны и мира, международной полити-j ки).

8. Армия состоит из воинских контингентов государств^ членов конфедерации.

Исторические факты подтверждают то обстоятельство^ что конфедеративные образования имеют нестойкий, пере-| ходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка — конец XVIII века, Герма-| ния второй половины XIX века, конфедерация Египта и Си­рии в середине XX века.

1.3.4. Государственный режим

В понятии "государственный режим" сосредоточена! сущность государственной власти, которая выражается в\ средствах и способах властвования, в демократическом иль антидемократическом характере ее воплощения в жизнь.

Государственный режим, в зависимости от осуществле-j ния государственной власти, подразделяется на демократиче| ский и антидемократический.

Демократический режим предполагает достаточно ши\ рокий круг реально обеспеченных прав и свобод человека гражданина, защищенность личности от произвола и беззако\ ния, осуществление деятельности государства только н\ основе и в рамках закона и т.д.

Антидемократический резким фактически отвергает мократические принципы и основывается на подавлении лич\ ности, установлении диктатуры одного класса, группы, г тии; огосударствлении общественных организаций; милитарь зации общества и т.д.

Государственный режим в значительной мере индивидуа* лизирует форму государства. Он выступает важной состав-j ной частью политического режима, который охватывает на

только государство, но и другие элементы политической си­стемы общества.

Кроме того, между различными гранями формы госу­дарства существует определенная взаимосвязь. Например, республиканская форма правления часто "тяготеет" к феде­ративному государственному устройству и демократическому политическому режиму.

Монархическим формам правления в определенных слу­чаях свойственны унитарные централизованные формы госу­дарственного устройства и недемократические политические режимы.

Литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., "Юридическая литература", 1996. С. 40-46.

2. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., "Юрист", 1996. С. 255-269

3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 89-134.

4. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 49-66.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Под ред. Страшуна Б.А. М., Бек, 1996. С. 303-317, 564-592.

6- Мишин А.А., Барабашев Г.А. Государственное право бур­жуазных и развивающихся стран. М., Белые альвы, 1996. С. 78-129.

Формы государства

Форма правления -

определенный порядок образования

и организации высших органов

государственной власти

и управления






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных