Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Частное и народное хозяйство.




Частное хозяйство – это деятельность направлена на добывание средств существования или на получение дохода.

Каждое хозяйство представляет определенный круг деятельности всех лиц, влияющих на него, связанных общими интересами и определенными правилами. Отдельное частное хозяйство или небольшая группа хозяйств – это в хозяйственном отношении самостоятельно замкнутое целое. Каждое хозяйство само потребляет то, что производит, обмен между ними не развит или развит очень мало.

Частное хозяйство появилось намного раньше народного. В древнем мире и раннем средневековье были домашнее и городское хозяйства, хозяйство общин, цехов, но не было народного. Прежде чем появился термин «народное хозяйство», общество прошло длинный путь экономического и государственного развития.

Народное хозяйство — это исторически сложившийся совокупность отраслей производства, взаимосвязанных между собой разделением труда.

Первичным звеном народного хозяйства является предприятие (организация), производящее продукты или услуги. Ведущее место в народном хозяйстве занимает производство. Кроме того, в народное хозяйство включены предприятия, организации, связанные с системой обращения, распределения, перераспределения.

Основным структурным подразделением является отрасль — совокупность предприятий и организаций, выполняющих одинаковые по социально-экономическому содержанию функции (например сельское хозяйство, промышленность). Группа однородных отраслей образует сферу народного хозяйства. Например производственная сфера, к которой относятся отрасли, создающие продукт. Иногда производственную сферу называют реальным сектором. К непроизводственной сфере относятся отрасли, производящие услуги: образование, медицина, оборона и т. д.

Выделялись следующие отрасли народного хозяйства:Промышленность,Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Рыбное хозяйство, Транспорт, Строительство, Торговля,

Заготовки, Информационно-вычислительное обслуживание, Операции с недвижимым имуществом, Геология, Жилищно-коммунальное хозяйство, Здравоохранение, Народное образование, Культура и искусство, Наука и научное обслуживание, Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, Управление.

Основным структурным подразделением является отрасль — совокупность предприятий и организаций, выполняющих одинаковые по социально-экономическому содержанию функции (например сельское хозяйство, промышленность). Группа однородных отраслей образует сферу народного хозяйства.

Вопрос 46

46) Валовой национальный продукт (ВНП) определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема произведенных товаров и услуг за год. Разумеется, не все произведенные товары могут быть проданы в данном году и, следовательно, некоторые из них пополнят запасы. Любой прирост запасов должен быть подсчитан и учтен при определении величины ВНП. Это необходимо потому, что ВНП включает в себя всю текущую продукцию независимо от того, реализована она или нет.

Валовой национальный продукт, как уже указывалось, измеряет стоимость годового производства и является стоимостным показателем, поскольку необходимо сравнивать разнородный состав товаров и услуг, произведенных в разные годы. Конечно, для того чтобы правильно подсчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все полученные продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз. Это связано с тем, что довольно значительное количество продуктов проходит несколько стадий, операций, прежде чем попадет для реализации на рынок. Таким образом, отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Чтобы избежать многократного учета, при расчете ВНП учитывается только стоимость конечных продуктов и исключается промежуточная продукция. Расчет ВНП по расходам – это суммирование всех расходов на приобретение товаров и услуг: 1) личные потребительские расходы (С); 2) валовые частные внутренние инвестиции (I); 3) государственные закупки товаров и услуг (G); 4) чистый экспорт (Xn) – это величина, на которую сумма экспортируемых товаров превышает импортируемых.

Расчет ВНП по доходам – это есть суммирование всех доходов созданных в процессе производства товаров и услуг. Для этого необходимо первоначально очистить стоимость ВНП от амортизации и косвенных налогов на бизнес

 

47. Экономический рост и его факторы. Проблемы экономического роста в Российской Федерации.

Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей общества.

Существует два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Суть экстенсивного типа экономического роста состоит в том, что увеличение национального продукта осуществляется путем количественного увеличения факторов производства и за счет привлечения дополнительных факторов. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы. С другой стороны, такой путь увеличения производства имеет и определенные недостатки, так как ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом.

Интенсивный тип более сложный тип экономического роста, главное в нем это совершенствование технологии производства, повышение основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста – повышение производительности труда. Этот тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Главный отличительный признак интенсивного типа экономического роста – повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. Факторы экономического роста.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту:

Количество и качество природных ресурсов.

Количество и качество трудовых ресурсов.

Объем основного капитала.

Технология.

Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большого количества лучших по качеству природных ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта.

Реальный рост зависит, во-первых, от факторов спроса. Для реализации растущего производственного потенциала экономика страны должна обеспечить полное использование расширяющегося объема ресурсов. Во-вторых, на экономический рост влияют факторы распределения. Для наиболее целесообразного использования производственного потенциала должно быть обеспечено не только полное вовлечение ресурсов в экономический оборот, но и наиболее эффективная их утилизация.

Экономический рост и экономическое развитие

Экономический рост представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются реальный национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не крат­ковременные взлеты реального объема общенационального про­изводства, а долговременные тенденции увеличения и качествен­ного совершенствования общенационального продукта и факто­ров его производства.

Сегодня отчетливо видны проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту: 1. Низкая эффективность государственного управления.

2. отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.

3. низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора.

4. неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях.

5. низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.

6. слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.

7. инфраструктурные ограничения экономического роста.

48. Понятие общего экономического равновесия.

Экономическое равновесие будет успешным лишь при условии обеспечения экономического равновесия. Один из них – с позиций частичного равновесия, когда рассматриваются специфические рынки, взятые изолированно от остальной экономики. Другой – с позиций общего равновесия, когда рассматривается вся экономическая система в целом со всеми ее внутренними связями и взаимными влияниями.

Общее равновесие представляет собой такое состояние экономики, при котором обеспечивается равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости. Общее равновесие – это в конечном счете одно из проявлений сбалансированности, пропорциональности в развитии экономики. Равновесное состояние всей рыночной системы достигается гораздо труднее и реже, чем частичное равновесие.

49. Экономический цикл и его фазы. Причины и последствия экономических кризисов. Материальная основа выхода из кризиса.

Экономическое развитие представляет собой чередование периодов подъема и спада. Такое чередование называется экономическим циклом.

При более внимательном рассмотрении экономический цикл представляет собой единый процесс, последовательно проходящий через четыре фазы: подъем (экспансию), спад (кризис), депрессию, оживление.

Фаза экспансии начинается активным вводом в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объемов производства, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен и заканчивается бумом — периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. Во время бума уровень цен, ставка заработной платы и процентная ставка очень высоки. В высшей точке цикла, называемой пиком, все названные показатели достигают максимального значения.

Неизбежное следствие бума — поворот в развитии цикла, когда рост производства сменяется его спадом. Это свидетельствует о наступлении фазы кризиса. Возрастание нереализуемых товарных запасов приводит к снижению объемов производства. Сокращаются производственные инвестиции, и, следовательно, падает спрос на рабочую силу. Это означает рост безработицы, сокращение продолжительности рабочей недели. Падает спрос на сырье, а затем и предложение сырья. Наблюдается резкое уменьшение прибылей, ослабевает спрос на кредит, снижаются процентные ставки. Наконец, если спад глубокий и продолжительный, происходит снижение или замедление роста товарных цен.

В фазе депрессии падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Через определенное время экономическая система преодолевает низшую точку цикла, называемую впадиной, и начинается оживление. При нем движение всех экономических показателей меняет направление, доход и занятость вновь начинают расти. Когда предприятия доводят объем производства до высшей точки, достигнутой в предыдущем цикле, то начинается экономический подъем.

Главной фазой цикла является кризис (спад производства), поскольку он представляет собой механизм разрушения старых пропорций, создающий условия для будущего развития производства. Свою «очистительную» функцию кризис выполняет с помощью механизма цен. В фазе кризиса снижаются товарные цены на устаревшую продукцию, падают процентные ставки, курсы акций, понижается прибыль компаний, а многие из них несут убытки, что вызывает волну банкротств.

Но кризисная экономика не значит плохая экономика. В самом кризисе заложена возможность его преодоления. Кризис прежде всего устраняет свою непосредственную причину — перенакопление капитала, так как в фазе кризиса экономика избавляется от части основного капитала путем его обесценения и даже уничтожения. Это стимулирует начало массового обновления производственного капитала на новой технической основе. В условиях кризиса ни один предприниматель не может дожидаться полного физического износа машин и оборудования — кризис вынуждает всех осуществлять повсеместную замену многих элементов основного капитала. В результате автоматически рождается новый спрос.

За кризисом, как уже отмечалось, следует депрессия. Внешне она проявляется в замедлении темпов спада, застое в банкротствах, уменьшении товарных запасов и т. п. Ее воспроизводственная функция — приспособление к новым выстроенным пропорциям. На фазе депрессии цель, стоящая перед фирмами (максимизация прибыли), снова становится заманчивой, так как в производстве произошло снижение издержек.

При оживлении, когда постепенно растут цены, заработная плата, занятость, процентные ставки и пр., осуществляются массовые инвестиции, обеспечивающие расширенное воспроизводство. Таким образом, функция оживления заключается в осуществлении расширенного воспроизводства и достижении за счет этого докризисного уровня производства.

При подъеме, когда динамика производства всецело подчинена стремлению к прибыли (в то время как динамика спроса задается главным образом динамикой заработной платы), предложение все больше опережает спрос, создавая предпосылки для будущего спада. Это значит, что и подъем выполняет соответствующую воспроизводственную функцию: производство напрягает силы, выходя за пределы платежеспособного спроса, что усиливает противоречия в механизме воспроизводства.

50. Объективная необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Под государственным регулированием экономики следует понимать деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленную на достижение общего экономического равновесия, обеспечивающего наиболее эффективное использование ограниченных производственных ресурсов для повышения степени удовлетворения потребностей членов общества.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

вопрос 51

Проблема государственного регулирования экономики остается дискуссионной. Нет ни одной концепции отрицающей необходимость государственного регулирования экономики, но остаются концепции желающие её ограничить. В экономической теории четко выделяются два направления: 1) доказывающее обязательность всестороннего регулирования экономики государством и 2) ограничивающие его роль и место в процессе воспроизводства. Первое направление представлено кейнсианством, неокейнсианством, институционализмом и основано на том, что рыночная экономика не может обеспечить нормальные условия воспроизводства, так как не способна саморегулироваться таким образом, чтобы обеспечить «эффективный спрос» и полную занятость.

Альтернативным первому выступает неоклассическое направление, которое исходит из того, что рыночный механизм без вмешательства государства обеспечит общее экономическое равновесие и соответствующую ему пропорциональность. Срединное положение между этими двумя направлениями занимает «неолиберализм», который признаёт роль государства в правильном выборе направления экономического развития, но отдаёт предпочтение свободному рыночному хозяйству. Основоположник теории рыночной экономики А. Смит и его по­следователи - сторонники неоклассического направления в экономической теории — исходили из того, что государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность или должно, но очень ограниченно. Жиз­неспособность рыночной системы обеспечивается «невидимой рукой», которая управляет стихией свободной конкуренции и обеспечивает общее экономическое равновесие. Если не вмешиваться в действия отдельных хозяйствующих субъектов, то это приведет к установлению правильных пропорций между различными частями экономики. Неоклассики счи­тали экономические кризисы одним из элементов саморегулирования производства, а рыночную систему — саморегулирующейся, способной поддерживать экономику в состоянии динамического равновесия.

Против концепции неоклассиков выступили Д. М. Кейнс и его после­дователи — неокейнсианцы. Кейнс доказал, что для сохранения жизнеспо­собности рыночной экономики необходимо вмешательство государства, которое должно играть ведущую роль.

Рыночная система, по мнению Кейнса, не имеет самокорректирую­щего устройства, которое способно было бы поддерживать собственное развитие в состоянии общего экономического равновесия, поскольку она не способна обеспечить «эффективный спрос», т. е. совокупный спрос в условиях полной занятости. Уровень потребления и инвестиций, от ко­торых зависит совокупный спрос, определяет то, сколько полученных Доходов люди намерены тратить. Однако существуют определенные пре­пятствия, мешающие полному расходованию полученных и предпри­нимателями, и потребителями доходов. Таким препятствием является психологическое стремление к ликвидности, «предпочтение ликвидности», как его называет Кейнс. И предприниматели, и потребители не тратят свои доходы полностью из-за соображений предосторожности (оставляют «на черный день»), из-за стремления облегчить сделки (доходы поступают периодически, а расходы надо делать каждый день), вследствие стремле­ния к спекуляции, когда у собственника денег есть выбор в использовании их с большей для себя пользой.

Сокращение объема инвестиций увеличивает безработицу, снижает доход лиц, ранее занятых в производстве, и тем самым сокращает совокупный потребительский спрос. При этом процесс развивается по принципу Мультипликатора, охватывая все новые и новые сферы. Для сохране­ния жизнеспособности рыночной системы необходимо вмешательство государства в качестве стимулятора к увеличению инвестиций. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем по­буждения к инвестированию частного капитала с помощью дешевого кре­дита и льготных налогов, государственного финансирования общественных работ и незначительного перераспределения национального дохода «в пользу неимущих», поскольку они меньше сберегают и большую часть полученного дохода тратят на потребление, что приблизит совокупный спрос к «эффективному» и создаст потребность в расширении производства. Основными инструментами государственного регулирования Кейнс считал госбюджет, финансирование экономики и манипулирование учет­ной ставкой процента.

 

вопрос 52

Методы государственного регулирования по характеру их воздействия на экономику можно разделить на прямые и косвенные. Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, корпорации, создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы: изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег, нормализация расходов государственного бюджета, преодоление бюджетного дефицита. Все эти методы способны регулировать денежную массу в обращении, а от нее во многом зависит стабильность экономики.

К прямым методам можно отнести государственные субсидии кор­порациям, государственные инвестиции, дотации и др. Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования. Если косвенные методы предприни­матели рассматривают как неизбежные, то к прямым они относятся настороженно.

Государственные финансы и бюджет являются важнейшим рычагом косвенного воздействия государства на функционирование как госу­дарственного, так и рыночного сектора экономики. С помощью налогов в бюджете ведущих государств концентрируется от 1/4 до 1/3 националь­ного дохода. Из этих средств государство осуществляет территориальное, межотраслевое и внутриотраслевое распределение и перераспределение национального дохода. Система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами, представляет собой фискальную полити­ку. Под государственными расходами понимаются затраты государства на развитие государственного сектора, строительство за счет бюджетных средств дорог, медицинских учреждений, объектов культуры, оплату воен­ных заказов, закупку сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки.

Возрастание роли государства во второй половине XX в. характеризуется повышением удельного веса государственных расходов в ВВП. Если в первой трети XX в. государственные расходы в развитых странах составляли 8-10 % ВВП, то в настоящее время — около 40% - 60%.

К методам государственного управления следует отнести также прогнозирование, планирование, экономическое программирование.

Формы государственного регулирования — это основные направления деятельности государства. К ним относятся: государственное стимулирования научных исследований и НИОКР и обеспечение прогрессивных сдвигов в экономике; государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста; государственное регулирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства; регулирование рынка рабочей силы, природопользования и внешнеэкономических связей.

 

 

Вопрос 53

1) стимулирование НИОКР для обеспечения структурных сдвигов в экономике. Эти затраты невозможны для частного сектора, т.к. они значительны а отдача их отложена во времени. Именно в сфере науки развертывается конкурентная борьба между развитыми странами. А расширение производства идет за счет наукоемких производств со сложной продукцией. 2) регулирование инвестиционного процесса и эконом роста через амортизационную политику, льготное кредитование отдельных видов деятельности через льготы по налогам на прибыль. 3) воздействие на рынок раб силы. Формы воздействия: подготовка и переподготовка трудовых ресурсов, увеличения числа раб мест в гос секторе, содействие найму раб силы. 4) регулирование с/х с целью самообеспечения продовольствием, его доступности для основной массы населения, создания излишков для экспорта. Формы регулирования – субсидирования за счет госбюджета. Доля гос субсидий и льгот с/х составляла примерно 30% в США, 40% в западн Европе, 70% и более в скандинавских странах от стоимости с/х продукции. 5) экономическое программирование – когда определяются приоритетные направления развития экономики на длительный период времени. Такие программы дают ориентиры для деятельности предпринимателей, позволяют государству концентрировать инвестиции на приоритетных направлениях, создавая продукцию, с которой завоевывают мировые рынки. 6) когда государство создает систему защиты традиционных отраслей путем мер протекционизма, финансового стимулирования, технологической перестройки. Гос протекционизм проявляется тогда когда гос-во в качестве выразителя интересов нац экономики создает условия для ее поддержания, развития и улучшения положения страны в мировом хозяйстве.

Вопрос 54

Денежная система – это исторически сложившаяся в данной стране и законодательно закрепленная структура и организация денежного обращения. Ден. обращение – это движение денег, обслуживающее куплю-продажу товаров и услуг. Ден средства выступают в наличной и безнал формах. Безналичные это те, к-е нах-ся на банковских счетах. Кол-во денег, необходимых для обращения, по ф-ле Маркса Д=(Р-К+П-ВП)/СО, где Р- сумма цен товаров, подлежащих реализации, К – сумма цен товаров, проданных в кредит, П – платежи, срок по к-м наступил, ВП – взаимопогашаемые платежи, СО – скорость оборота одной ден единицы. Бумаж деньги не имеют собств стоимости, вводятся гос властью, к-я придает им принудительный курс. Если выпуск бумажных и безналичных денег превышает потребности товарооборота и платежа, то они обесцениваются. Важнейшие элементы ден системы:1).нац ден единица, к которой выраж цены товаров и услуг.2)система эмиссии денег – это законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение.3)Виды ден знаков – утвержденные гос-вом платежные средства (банкноты и монеты), обязательны для приема в качестве оплаты на терр данного гос-ва.4)валютный паритет – соотношение нац валюты с валютой др стран.5)институты ден системы – учреждения. Регулирующие ден обращение (мин. фин., Центробанк, гознак).Ден политика гос-ва – совокупность мер эконом регулирования ден обращения с целью обеспечения устойчивого экон роста путем воздействия на уровень инфляции, инвестиционную активность и др макроэкономич процессы.

Вопрос 55

Креди́тная систе́ма - совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Кредитование- предоставление денежных средств во временное пользование и за плату.

Основные принципы кредитования:

1.Возвратность. Данный принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора средств после завершения их использования заемщиком.
2.Срочность. Принцип отражает необходимость возврата кредита не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций.
3.Платность. Использование ссуженной собственности является платным. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет использования кредита прибыли между заемщиком и кредитором.
4.Обеспеченность. Этот принцип выражает необходимость защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит свое выражение в требованиях кредитора представить залог, поручительство или гарантии.

Товарная форма кредита исторически предшествует его денежной форме. Можно предположить, что кредит существовал до денежной формы стоимости, когда при эквивалентном обмене использовались отдельные товары (меха, скот и пр.). Товарную форму кредита можно признать только в тех кредитных сделках, в которых предоставление и возвращение ссуженных средств происходят в форме товарных стоимостей.

 

Денежная форма кредита - наиболее типичная, преобладающая в современном хозяйстве. Кредит сводится не только к стадии предоставления средств во временное пользование, но имеет и другие стадии, в том числе возвращение ссуженной стоимости. Если кредит предоставлен в денежной форме, и его возврат был произведен также деньгами, то данная сделка представляет собой денежную форму кредита. Если кредит был предоставлен в форме товара, а возвращен деньгами, или наоборот (предоставлен деньгами, а возвращен в виде товара), то здесь более правильно считать, что имеется смешанная форма кредита.

Смешанная (товарно-денежная) форма кредита часто используется в экономике развивающихся стран, рассчитывающихся за денежные ссуды периодическими поставками своих товаров (преимущественно в виде сырьевых ресурсов и сельскохозяйственных продуктов). Если кредит был предоставлен в форме товара, а возвращен деньгами, или наоборот (предоставлен деньгами, а возвращен в виде товара), то здесь более правильно считать, что имеется смешанная форма кредита.

Банковский кредит - это кредит предоставляемый банками в денежной форме.

Коммерческий кредит - кредит, предостовляемый физическими или юридическими лицами.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства' облигации и др., выступает в качестве заемщика.

При международной форме кредита состав участников кредитной сделки не меняется, в кредитные отношения вступают те же субъекты - банки, предприятия, государство и население, однако отличительным признаком данной формы является принадлежность одного из участников к другой стране. Здесь одна из сторон - иностранный субъект.

Гражданская форма кредита основана на участии в кредитной сделке в качестве кредитора отдельных граждан, частных лиц. Такую сделку иногда называют частной (личной) формой кредита. Гражданская (частная, личная) форма кредита может носить как денежный, так и товарный характер, применяется во взаимоотношениях со всяким из других участников кредитных отношений.

Производительная форма кредита связана с особенностью использования полученных от кредитора средств. Этой форме кредита свойственно использование ссуды на цели производства и обращения, на производительные цели.

Потребительская форма кредита в отличие от его производительной формы используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости, преследует цель удовлетворить потребительские нужды заемщика. Потребительский кредит могут получать не только отдельные граждане для удовлетворения своих личных потребностей, но и предприятия, не создающие, а 'проедающие' созданную стоимость.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных