Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предупреждение насильственных преступлений.




10.1. Насильственная преступность — это обладающая высокой степенью общественной опасности форма социальной патологии, выражающаяся в постоянном и относительно массовом воспроиз­водстве запрещенных уголовным законом экстремальных пове­денческих актов физического и психического насилия над лично­стью.

Среди насильственных преступлений наиболее устойчивую и значительную часть составляют убийства, умышленное причине­ние вреда здоровью, истязания, похищения людей, изнасилования, разбои, насильственные грабежи, вымогательство и сопряженное с насилием хулиганство. Их состояние и динамика преимуществен­но и характеризуют насильственную преступность в целом.

Насильственные преступления по степени общественной опас­ности и тяжести причиняемых последствий превосходят многие другие криминальные проявления. Они наносят огромный, порой непоправимый ущерб обществу. Непосредственно потерпевшими от них ежегодно становятся сотни тысяч людей.

Крайне острой выглядит также такая проблема, как увеличение количества неопознанных трупов, число которых растет из года в год. В России ежегодно подвергаются захоронению тысячи неопо­знанных трупов, уходят от ответственности убийцы. Нельзя не учи­тывать также факты инсценировки убийств под самоубийства, не­счастные случаи и т. п.

Произошли качественные (структурные) изменения насильст­венных преступлений. Увеличивается доля организованных, заранее подготовленных преступлений, нередко отличающихся особой дер­зостью, изощренностью, жестокостью. Насильственные преступле­ния все чаще совершаются с элементами цинизма, глумления над людьми, садизма.

Правоохранительным органам все чаще приходится сталкивать­ся с организованными группами и сообществами преступников, осуществляющих тяжкие (нередко исключительно дерзкие и жесто­кие) посягательства на личность при совершении разбойных и бан­дитских нападений, вымогательства. Участились случаи нападений организованных преступных групп на банковские учреждения, об­менные пункты и инкассаторов с целью завладения крупными де­нежными суммами, а также случаи нападения бандитских формиро­ваний на объекты транспорта. Довольно часто они сопровождаются убийствами.

Постоянно растет число тяжких сексуальных преступлений. Не­редки случаи совершения таких деяний преступниками-садистами. Именно эти сексуальные маньяки совершают серии убийств и изна­силований, в которых число потерпевших исчисляется десятками. Эти кровавые злодеяния поражают своей необычностью, неимовер­ной жестокостью, неумолимостью и цинизмом, количеством жертв, среди которых немало детей.

10.2. Подавляющее большинство лиц, совершающих насильствен­ные преступления, — мужчины (90—93%). Это вполне объяснимо различием социальных ролей мужчин и женщин, психофизически­ми особенностями полов. Для досугового поведения мужчин более характерно времяпрепровождение в случайных компаниях, злоупот­ребление алкоголем, часто создающее конфликтные ситуации, по­воды для драк.

Существуют и различия в мотивации насильственных преступ­лений, совершаемых мужчинами и женщинами. У последних преоб­ладают мотивы ревности, мести, зависти, стремления избавиться от потерпевшего и т. п. Многие насильственные преступления совер­шаются женщинами на почве ярко выраженного виктимного пове­дения потерпевшего (аморального и противоправного поведения их супругов и сожителей).

Основной контингент насильственных преступников составля­ют лица молодого и среднего возраста (до 40 лет). Наиболее высо­кая криминальная активность, выражающаяся в совершении убийств и причинении тяжкого вреда здоровью, характерна для представителей возрастной группы 25—29 лет. Последующие места по степени криминальной активности их представителей занимают возрастные группы 18—24 года, 30—39, 16—17 лет.

Среди лиц, совершивших изнасилование, наибольшей крими­нальной активностью здесь отличается возрастная группа 16—17 лет. Высокая криминогенность в этом плане характерна и для воз­растных групп 18—24 года и 25—29 лет. Изнасилование — это вооб­ще ярко выраженное «подростково-молодежное» преступление. Это же относится и к хулиганству.

Насилие свойственно чаще малообразованным, недостаточно развитым, некультурным людям. У них слабее выражена критика собственного поведения, более узкий кругозор, примитивнее и гру­бее потребности и интересы, они менее сдержанны в своих стремле­ниях и желаниях, среди них более распространен культ грубой фи­зической силы.

В то же время следует иметь в виду, что полученное образование еще не предопределяет должного уровня нравственной культуры че­ловека, в частности культуры общения с другими людьми.

В составе насильственных преступников значительна доля лиц, не занятых к моменту совершения преступления общественно по­лезным трудом. Удельный вес их постоянно растет.

У многих из них ярко выражена такая черта, как импульсивность. Она проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, не­обдуманных поступках, а иногда и эмоциональной незрелости — инфантилизме. Для поведения этих лиц характерны крайний эгоцентризм, стремление к немедленному удовлетворению спонтанно возникающих потребностей и желаний, примитивизм в межлично­стном общении, импульсивная агрессивность. Деструктивны (разрушительные) побуждения у большинства из них беспрепятственно реализуются в их поведении, ибо эти субъекты не стремятся их сдерживать и контролировать, хотя способность к самоконтролю у них имеется.

Исследование контингента убийц, лиц, причинивших тяжкий вред здоровью, и хулиганов позволило выделить три основных типа насильственных преступников по характеру их антиобщественной направленности.

К первому из них относятся преступники с четко и устойчиво выраженной специфической (агрессивно-насильственной) антиоб­щественной направленностью. Речь идет о лицах, ориентированных на поведение, опасное для жизни, здоровья и достоинства других граждан. Для них характерны негативно-пренебрежительное отно­шение к человеческой личности и ее важнейшим благам, убежден­ность в допустимости насильственных средств разрешения возникающих конфликтов. Преступное посягательство на жизнь и здоро­вье другого человека является для них звеном в цепи постоянных и непрекращающихся актов агрессивного насильственного поведе­ния в разных сферах жизни и в различных ситуациях. По данным специального исследования, в общем числе осужденных за рассмат­риваемые преступления таких лиц оказалось около половины. Сре­ди них немало лиц, ранее неоднократно совершавших тяжкие на­сильственные преступления, в том числе ранее судимых. Это своего рода «привычные» преступники.

Ко второму типу насильственных преступников следует отнести лиц, характеризующихся в целом отрицательно, допускавших и ра­нее различные правонарушения, но направленность которых на со­вершение посягательств против личности явно не выражена. Совер­шение насильственного преступления выступает нередко в качестве средства достижения особо значимых для них целей, способа завла­дения определенным «благом», во имя которого приносится в жерт­ву ценность другого человека (так называемая инструментальная аг­рессия). Преступление может быть обусловлено также их нетрезвым состоянием (например, хулиганство). Таких лиц, по результатам ис­следования, оказалось среди изученного контингента 20%. Образ жизни этих лиц находится на грани социально приемлемого и анти­общественного. Для них характерна частичная криминальная зара­женность. Данный тип насильственного преступника можно назвать «промежуточным».

К третьему типу следует отнести так называемых ситуационных преступников — тех, которые до преступления характеризовались положительно либо нейтрально, а само насильственное посяга­тельство совершили впервые под воздействием неблагоприятной внешней ситуации. В их поведении отсутствуют признаки, харак­терные для представителей двух предыдущих типов. Они применя­ют насилие в качестве неадекватной реакции на ситуацию, которая воспринимается ими как остроконфликтная. Иногда их преступ­ные действия обусловлены интенсивным психологическим воздей­ствием неформальной группы, позицией солидарности со «своим» микроокружением («наших бьют!»). Источниками эскалации кон­фликта в таких случаях зачастую выступают сами потерпевшие, действия которых содержат прямую провокацию агрессии. Порой криминальные деяния совершаются такими лицами неожиданно не только для окружающих, но и для самих себя (так называемые реактивные преступления, по характеристике А. Ф. Зелинского). Среди обследованных лиц, относящихся к данной категории, оказалось примерно 30%.

У насильственных преступников отмечается высокий удельный вес (от 30 до 40%, а по некоторым данным — до 60%) распростра­ненности психических аномалий. К ним относятся все расстройства психической деятельности, не достигшие психотического уровня и не исключающие вменяемости, но приводящие к личностным изменениям, а отсюда — к отклоняющемуся поведению. К анома­лиям такого рода следует отнести психопатии, олигофрению в сте­пени дебильности, эпилепсию, шизофрению в состоянии ремис­сии, остаточные явления черепно-мозговых травм, органические заболевания головного мозга, сосудистые заболевания с психиче­скими изменениями, хронический алкоголизм, наркоманию и дру­гие психические расстройства.

10.3. Рост насилия вызывается двумя основными факторами: резким ухудшением социального статуса тех или иных групп или прерванной социальной мобильностью. Снижение статуса ведет к разрыву между притязаниями и реальными возможностями их осуществления, к росту массовых негативных настроений, что создает почву для резкого увеличения числа криминогенных конфликтов, разрешае­мых насильственным путем. Блокирование восходящей социальной мобильности также создает почву для недовольства и фрустрационных разрядок насильственного характера.

В последние годы наше общество оказалось в условиях глубоко­го экономического, социально-политического и духовного кризиса, обострения множества противоречий. Это вызвало нарастание со­циальной напряженности, девальвацию многих традиционных куль­турных, нравственных, гуманистических ценностей, резкое сниже­ние уровня законопослушания. Резко возросла конфликтность, ожесточенность нравов, произошло обесценивание человеческой жизни.

К основным криминогенным детерминантам убийств, причинения вреда здоровью и хулиганства следует отнести:

— ориентацию значительной части населения на любые, ничем не сдерживаемые средства достижения жизненно важных целей;

— ожесточенную конкурентную борьбу в экономической и по­литической сферах;

— утрату многими людьми личной перспективы, крах их на­дежд, неблагоприятные материальные и жилищные условия, посто­янное состояние тревоги и безысходности, провоцирующие на аг­рессивную «разрядку»;

— повышенную распространенность представления о допусти­мости насильственных действий, стереотипов агрессивно-насильст­венного поведения в конфликтных ситуациях среди отдельных групп населения;

— интенсивную алкоголизацию и наркотизацию населения, обу­словливающую значительную распространенность «пьяных» эксцес­сов и связанного с ними агрессивно-насильственного поведения;

Особым состоянием психики человека, вызванном непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями на пути к осуществлению его планов и це­лей. Такое конфликтное эмоциональное состояние, именуемое в психологии фру­страцией, нередко является непосредственной причиной агрессивного посягательства на источник фрустрации (фрустратора), а порой и на людей, к возникнове­нию фрустрации совершенно непричастных. Достаточно, чтобы они в это время оказались рядом с фрустрированным субъектом (происходит смещение насилия).

10.4. К основным направлениям специально-криминологической (специ­ально-целенаправленной) профилактики в рассматриваемой сфере от­носятся:

— последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркотизмом на основе постановки четких и реальных целей, надлежа­щей комплексности и координации;

— своевременность реагирования на правонарушения, совер­шаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления;

— обеспечение решительной борьбы с хулиганством и эффек­тивной охраны общественного порядка на улицах и в других обще­ственных местах;

— решительное усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;

— пресечение криминогенных влияний на несовершеннолет­них и молодежь со стороны рецидивистов и профессиональных пре­ступников;

— улучшение качества профилактической работы в маргиналь­ной среде;

— активизация деятельности по выявлению антиобщественных молодежных группировок со склонностью ее участников к наси­лию;

— активизация деятельности по ликвидации организованных преступных групп и сообществ;

— своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;

— активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, с их хище­ниями;

— использование уголовно-правовых мер так называемой двой­ной превенции для своевременного реагирования на угрозы убийст­вом и причинением тяжкого вреда здоровью, побои, истязания, на приготовление к совершению тяжких насильственных преступле­ний, массовых беспорядков, группового хулиганства;

— обеспечение справедливой ответственности за насильствен­ные преступления на основе ее дифференциации и индивидуализа­ции;

— решительное противодействие пропаганде жестокости и на­силия СМИ, распространению в общественном сознании культа си­лы, суперменства, ориентации молодежи на противоправные на­сильственные варианты разрешения жизненных проблем; переори­ентация СМИ на пропаганду образа законопослушного гражданина.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных