Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерактивное практическое занятие № 1 по теме № 1




«Концепции социального обеспечения как отрасли права»

 

Методика проведения практического занятия:

Для проведения занятия используются приемы: «Концептуальная таблица», «Общее – уникальное», «таблица «плюс», «минус», «интересно». Студенты распределяются преподавателем на 3-4 подгруппы (4-6 человек в группе).

Далее студентам предъявляются графические организаторы (в каждой группе один из трех графических организаторов) и объясняются правила работы с ними.

 

Преподаватель ставит перед студентами проблему (вопрос) и выясняет прогноз студентов относительно того о чем по их мнению пойдет речь.

 

Затем студентам предлагается прочитать текст с маркировкой обсудить его в подгруппе и заполнить графический организатор. Подготовить публичную презентацию.

 

Публичная презентация продукта.

 

Текст и самостоятельные ответы на поставленную проблему студенты приобщают к портфолио.

Тему и текст для самостоятельного чтения на занятие по изучаемому разделу определяет преподаватель. Преподаватель вправе представить студентам для работы текст с иным наименованием темы по изучаемому разделу.

 

Текст для работы:

 

«В условиях активного развития законодательства о социальной защите населения и обсуждения вопроса о формировании отрасли социального права актуальной научной проблемой права социального обеспечения является определение пределов правового регулирования отношений по вопросам социальной защиты нормами права социального обеспечения. В теории права социального обеспечения отсутствует единая позиция по видам социально-обеспечительных отношений, которые образуют предмет отрасли. Дискуссионность вопроса обусловлена тем, что при определении отраслевой принадлежности общественных отношений, образующих предмет права социального обеспечения, используются разные системообразующие критерии предмета права социального обеспечения. В целом, по данной проблеме можно выделить три концепции: концепцию социальной алиментации, концепцию социально-обеспечительного обязательства и концепцию нормированных социальных прав.

Концепция социальной алиментации является традиционной. В рамках данной концепции общественным отношениям, образующим предмет права социального обеспечения свойственны следующие признаки:

1.Отношения носят публично-правовой характер. Во-первых, субъектами отношений являются с одной стороны физические лица либо семья (субъекты- получатели) – управомоченная сторона, с другой стороны государство в лице уполномоченных органов или организаций (субъект, предоставляющий социальное обеспечение) – обязанная сторона. Во-вторых, основаниями возникновения отношений выступают объективные социально-значимые обстоятельства, при наступлении, которых уполномоченные государством органы и организации обязаны предоставить материальные блага на условиях, в объеме (размере) и в порядке, предусмотренных в законодательстве. Договорное регулирование социально-обеспечительных отношений нормами права социального обеспечения не предусмотрено.

2.Отношения носят имущественный характер, так как объектом отношений являются материальные блага (предоставления в денежной и (или) в натуральной форме и социальные услуги).

3.Отношения носят алиментарный характер, поскольку материальные блага предоставляются бесплатно и (или) безэквивалентно.

4.Отношения носят распределительный характер, так как материальные блага предоставляются за счет общественных фондов потребления. В частности за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС). Кроме того, материальные блага распределяются в объеме и размере, которые определены на законодательном уровне.

Вместе с тем, следует отметить, что единство мнений о характере общественных отношений, образующих предмет права социального обеспечения, не привело представителей данной концепции к однозначному определению видов социально-обеспечительных отношений. В рамках данной концепции сложилось два подхода к определению предмета права социального обеспечения: «широкий» и «узкий» подход. Представители «узкого подхода» включают в предмет права социального обеспечения общественные отношения по предоставлению материальных благ в виде пенсий, пособий, других денежных выплат и натурального содержания, а так же социальные услуги (социальное обслуживание, медицинская помощь в государственных и муниципальных организациях и т.п.). Сторонники «широкого» подхода дополнительно в предмет права социального обеспечения включают бесплатное предоставление образовательных услуг в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе дошкольное образование, а так же предоставление бесплатного жилья, бесплатных коммунально-бытовых услуг, жилищных субсидий за счет бюджета. В качестве критерия отнесения перечисленных отношений к социально-обеспечительным называют их социальную алиментарность (должествование, безвозмездность, безэквивалентность предоставлений).

В рамках второй концепции в качестве системообразующего критерия предмета права социального обеспечения предлагается использовать «социально-обеспечительное обязательство». Используя данный критерий, Лушникова М.В. и Лушников А.М. - представители данной концепции критикуют все названные в концепции социальной алиментации характеристики предмета права социального обеспечения. Это касается и публичного характера социально-обеспечительных отношений, и трактовки этих отношений исключительно как имущественных, и недопустимости частных (договорных) режимов правового регулирования. По мнению представителей новой концепции, субъектами социально-обеспечительных отношений, с одной стороны выступают физические лица (субъекты-получатели), с другой стороны государственные, муниципальные органы и организации, а так же негосударственные юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые наделены государством на основе закона или договора правом предоставлять социальное обеспечение. При этом авторы выделяют две правовые модели негосударственных субъектов: субъекты, которые включены в систему обязательного социального обеспечения на основании закона и субъекты системы добровольного дополнительного социального обеспечения. К числу негосударственных субъектов первой модели авторы относят работодателей-страхователей в отношениях по выплате пособий по временной нетрудоспособности за первые три дня; частные медицинские организации, которые предоставляют медицинские услуги по программе обязательного медицинского страхования (по закону страховщик имеет право заключать договоры о предоставлении медицинских услуг как с государственными, муниципальными так и частными медицинскими организациями); негосударственные пенсионные фонды в случае перевода накопительной части пенсии по заявлению застрахованного лица из ПФР в негосударственный пенсионный фонд. При обосновании второй правовой модели негосударственных субъектов в отношениях по добровольному дополнительному социальному обеспечению (добровольное медицинское страхование, благотворительность, добровольное пенсионное страхование и т.п.) представители концепции выражают несогласие с общей позицией специалистов по праву социального обеспечения об отнесении этих отношений к гражданскому праву. Авторы обращают внимание, что точно так же как трудовой договор по степени свободы волеизъявления сторон отличается от гражданско-правовых договоров подряда или возмездного оказания услуг, так и усмотрение сторон в договорах добровольного медицинского страхования, пенсионного страхования, на социальное обслуживание и т.п. ограничивается государственными социальными стандартами качества. Подчеркивают, что именно социально-обеспечительные стандарты, которые носят публичный характер, служат одним из оснований включения в предмет отрасли права социального обеспечения отношений, возникающих в рамках добровольных негосударственных форм социального обеспечения. Социальные блага сохраняют свой характер социального обеспечения вне зависимости от того в каком порядке они предоставляются и оплачиваются. Наличие правовых моделей негосударственных субъектов свидетельствует о том, что социально-обеспечительные отношения носят, не только публично-правовой, но и частноправовой характер. В рассматриваемых моделях источником финансирования являются негосударственные средства (личные средства субъектов-получателей, средства работодателей и т.п.). Авторы так же отмечают, что предметом социально-обеспечительных отношений выступают социальные блага как материальные, так и нематериальные, которые призваны компенсировать, минимизировать последствия социальных рисков (страховых и не страховых) утраты (снижения уровня) лицом (лицами) средств к существованию, необходимости в несении расходов, признанных социально значимыми, устранение последствий трудной жизненной ситуации. Нематериальные социальные блага носят личный характер, не имеют денежной оценки. К числу нематериальных благ относят социальные льготы, социально-консультационную помощь, экстренную психологическую помощь по телефону в соответствующих центрах, социальное обслуживание детей-сирот и др., социальную реабилитацию инвалидов и т.п. Таким образом, социально-обеспечительные отношения носят имущественный и неимущественный характер.

По мнению представителей концепции, определяющим интегрирующим признаком социально-обеспечительных отношений является их социально-обязательственный характер. Социально-обеспечительные отношения, составляющие предмет отрасли, как отмечают авторы, неоднородны по своей природе, их основу определяют не только социально-алиментарные начала (например, государственное социальное обеспечение, государственная социальная помощь), но и договорно-возмездные (например, добровольное социальное страхование, добровольное медицинское страхование и т.п.), относительно-эквивалентные (например, обязательное социальное страхование) начала.

Т.К. Миронова – автор концепции нормированных социальных прав также критикует концепцию социальной алиментарности. В качестве системообразующего критерия предлагает использовать нормированные социальные права человека (права индивида на получение установленного объема материальных благ, предоставляемых ему в целях предупреждения или смягчения негативных последствий для него и его семьи при наступлении определенных социально-значимых обстоятельств, а так же для сохранения приемлемого уровня их материального социального благополучия). Используя данный критерий, выделяет такие признаки социально-обеспечительных отношений как распределительный характер отношений, где «ограничителями» выступают обстоятельства объективного характера; имущественный характер отношений, поскольку объектом отношений выступают материальные блага; одним из субъектов является государственный (либо другой, уполномоченный или допускаемый государством) орган, другим субъектом является гражданин (либо семья). По мнению Т.К. Мироновой наличие специальных финансовых источников социального обеспечения в определенной мере характеризует специфику отраслевого предмета, но она связана с распределительным характером отношений и не может выступать в качестве самостоятельного критерия. Критерий предоставления обеспечения с целью возмещения утраченного заработка характеризует лишь часть отношений, регулируемых правом социального обеспечения, и не может с точки зрения автора признаваться критерием отрасли в целом;.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных