Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы и направления государственного регулирования ПД




Методы государственного регулирования экономических отношений подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования, как уже отмечалось, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на субъектов предпринимательской деятельности. К таким методам государственного регулирования могут быть отнесены – государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.п. В отличие от прямых методов, косвенные методы государственного регулирования основаны на экономических средствах воздействия, сущность которых заключается в опосредованном воздействии на поведение субъектов предпринимательской деятельности через экономические интересы, а не путем прямого властного воздействия. В частности, при помощи создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения субъектов предпринимательской деятельности посредством материального стимулирования и поощрения (например, путем предоставления льгот и преференций отдельным субъектам предпринимательской деятельности). Одним из важнейших направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности является контроль за качеством продукции, работ и услуг. В условиях рыночных отношений важное и существенное значение приобретают вопросы обеспечения защиты прав потребителей. В нормативно-правовых актах сейчас четко сформулированы основополагающие принципы: - право потребителей на безопасность товаров; - на достоверную информацию о товарах, работах и услугах; - на возмещение ущерба, причиненного недоброкачественными товарами и услугами. Следующим направлением государственного регулирования предпринимательской деятельности является государственное регулирование цен и тарифов. В странах с развитой рыночной экономикой цена является важным инструментом управления и объектом государственного регулирования. Под ценой понимается денежное выражение стоимости товаров, работ и услуг. Применительно к работам и услугам используется также термин «тариф», который является понятием, тождественным категории «цена». Система ценообразования в Республике Казахстан основана на применении свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, и предусматривает следующие виды цен: свободные цены; оптовые (отпускные) цены; розничные цены; регулируемые цены. В настоящее время наряду с преобразованием форм и отношений собственности как основополагающих начал формирования рынка осуществляются меры по демонополизации экономики и развитию конкуренции, среди которых важное место занимает антимонопольное регулирование. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности направлено на установление правил ведения хозяйственной деятельности предприятиями-монополистами, а также контроль за их осуществлением. К сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся услуги (товары, работы): 1) по транспортировке нефти и (или нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) по хранению, транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов; 3) по передаче и (или) распределению электрической энергии; 4) по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией; 5) по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии; 6) магистральных железнодорожных сетей; 7) подъездных путей; 8) аэронавигации; 9) портов, аэропортов; 10) телекоммуникаций при условии отсутствия конкурентного оператора связи по причине технологической невозможности либо экономической нецелесообразности предоставления данных видов услуг, за исключением универсальных услуг телекоммуникаций; 11) по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации и иных основных средств, технологически связанных с присоединением сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования; 12) водохозяйственной и (или) канализационной систем; 13) общедоступные услуги почтовой связи (п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях). В соответствии с действующим законодательством субъекту естественной монополии запрещается: 1) оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий, за исключением деятельности: - технологически связанной с регулируемыми услугами (то- варами, работами); - установленной законодательством РК о почте; - в случае, когда доходы от оказания регулируемых услуг (товаров, работ), относящихся к сфере естественной монополии, не превышают одного процента доходов от всей деятельности субъекта рынка за один календарный год; - в случае, когда доходы от иной деятельности не превышают пяти процентов от всей деятельности субъекта естественной монополии за один календарный год; - в случае невозможности организационного и территориального обособления структурного подразделения, оказывающего услуги (товары, работы) в сфере естественной монополии; 2) иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии, а также с осуществлением деятельности, разрешенной для субъекта естественной монополии в соответствии с законодательством; 3) владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов, специальных финансовых компаний, а также иных организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для субъекта естественной монополии законодательством; 4) взимать за регулируемые услуги (товары, работы) плату, превышающую размер, установленный уполномоченным органом; 108 5) навязывать условия доступа к регулируемым услугам (то- варам, работам) субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей; 5-1) передавать принадлежащее на праве собственности или ином законном основании имущество, используемое в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг; 6) уступать право требования, связанное с предоставляемы- ми регулируемыми услугами (товарами, работами), за исключением уступки права требования специальной финансовой компании по сделкам секьюритизации, при условии, что это не приведет к повышению тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии; 7) отказывать в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой не- добросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ); 8) включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением; 9) требовать оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленным государственными органами в пределах их компетенции; 10) признавать коммерческой тайной информацию: - содержащуюся в тарифной смете; - о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг; - о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах). Конституция РК, гражданское законодательство и специальные нормативные акты запрещают экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, в ст. 11 ГК РК прямо установлено, что монополистическая и иная деятельность, направленная на ограничение 109 или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается. Антимонопольное законодательство должно правовыми средствами способствовать развитию конкуренции, то есть состязательности предпринимателей на товарных рынках, которая ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия обращения товаров (ус- луг) и стимулирует производство тех товаров и услуг, которые не- обходимы потребителю. Антимонопольное регулирование, таким образом, представляет собой целенаправленную деятельность государства и его органов по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции. Любому государству для осуществления его функций необходимы финансовые средства, основным источником получения которых являются налоги и другие обязательные платежи, вносимые в бюджет. В этой связи огромное значение имеет добросовестное и своевременное исполнение налоговых обязательств субъектами предпринимательской деятельности, и, соответственно, налоговое регулирование. В Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым кодексом).Налоговое законодательство РК основывается на следующих принципах: 1) обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет (данный принцип означает, что налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки); 2) определенности налогообложения (в соответствии с этим принципом налоги и другие обязательные платежи в бюджет РК должны быть определенными – определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика); 110 3) справедливости налогообложения (согласно данному принципу налогообложение в РК является всеобщим и обязательным, при этом запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера); 4) единства налоговой системы (этот принцип означает, что налоговая система РК является единой на всей территории РК в отношении всех налогоплательщиков); 5) гласности налогового законодательства (в соответствии с данным принципом нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях). Валютное регулирование выступает одним из основных направлений государственного регулирования отношений с участием предпринимателей. Валютное регулирование представляет собой деятельность по установлению порядка проведения валютных операций в целях обеспечения укрепления платежного баланса страны, устойчивости национальной валюты, развития внутреннего валютного рынка и контролю за его соблюдением. Законодательством РК о валютном регулировании все лица с точки зрения их правового статуса в сфере валютного регулирования на резидентов и нерезидентов. Правовой статус резидентов и нерезидентов различен. В целом, валютное регулирование и валютный контроль оказывают существенное влияние на развитие экономики. По сравнению с налоговым регулированием, валютное регулирование предпринимательской деятельности – наименее строго регламентируемый спектр деятельности, потому что функции валютного контроля за этой деятельностью возложены на уполномоченные банки, в которых нерезиденты держат свои счета (именно они вы- ступают в качестве агентов валютного контроля согласно законодательству). Система валютного регулирования решает комплекс макроэкономических задач и служит целям улучшения платежного баланса страны, экономической безопасности и стимулирования приоритетных направлений экономики, а также контролю обращения товарной и денежной масс. 117 Еще одним направлением государственного регулирования предпринимательской деятельности является лицензирование. Лицензированию подлежат отдельные виды деятельности в следующих сферах: 1) промышленности; 2) использования атомной энергии; 3) оборота ядовитых веществ; 4) технической безопасности; 5) транспорта; 6) оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров; 7) обеспечения информационной безопасности; 8) специальных технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий; 9) оборота вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых веществ и изделий с их применением; 10) использования космического пространства; 11) информатизации и связи; 12) образования; 13) средств массовой информации; 14) сельского и лесного хозяйств, землеустройства, геодезии и картографии; 15) здравоохранения; 16) обслуживания физических и юридических лиц; 17) игорного бизнеса; 18) ветеринарии; 19) судебно-экспертной; 118 20) культуры; 21) финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов; 22) архитектуры, градостроительства и строительства; 23) изготовления государственных символов РК; 24) таможенного дела; 25) производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства табачных изделий; 26) деятельности, связанной с использованием валютных ценностей; 27) экспорта и импорта товаров. Также немаловажно, что лицензия является неотчуждаемой и не может быть передана лицензиатом другому физическому или юридическому лицу. Действие лицензий распространяется на всей территории РК, за исключением случаев, предусмотренных законами РК.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных