Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

И МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВА

 


Одним из наиболее продуктивных методов познания права является юридическая герменев­тика, занимающая особое место в методологии права, поскольку наука права есть главным обра­зом "понимающая" и "толкующая" дисциплина.

Юридическая герменевтика в самом широ­ком плане представляет собой науку о толкова­нии и применении норм права и проистекает из фило­софской герменевтики.

Вместе с тем, герменевтика является поня­тием, открытым для нескольких возможных ин­тер­претаций. Юридическая герменевтика не предполагает какой-либо единой или догматиче­ской кон­цепции герменевтики и представляет собой попытку выявления не редуцируемых ус­ловий человече­ского понимания [10, с. 12].

Согласно Гадамеру, главная задача герме­нев­тики заключается не столько в разработке сово­купности правил или процедур в целях ин­терп­ретации текста, сколько в идентификации того, что в действительности происходит с инте­рпре­татором помимо и вне его желаний и дейст­вий в самом про­цессе интерпретации. Таким об­ра­зом, философская герменевтика ставит перед собой онтологическую задачу, а именно: объяс­нить отношения между текстом и интерпретато­ром, прошлым и настоящим, настоящим и буду­щим, т.е. теми герменевтическими отношениями, ко­торые находятся в основании понимания.

Основными категориями юридической ге­рме­невтики являются: понимание, толкование, юри­дический текст и контекст.

Согласно Гадамеру, герменевтический процесс состоит из трех основных операций: 1) приме­не­ния, 2) понимания, 3) истолкования.

Что касается применения права, то, как по­ла­гает российский юрист А.А. Пиленко, "во вся­ком при­менении закона есть место, сознательно за­конода­телем оставленное, для индивидуаль­ного твор­че­ства" [4, с. 73-74]. По его мнению, в пред­елах, ука­занных законом (и выясненных обыч­ными прие­мами герменевтики), судья тво­рит право.

Понимание (взаимопонимание) в гермене­в­тике определяется: 1) степенью общности субъ­ектов герменевтического сообщества; 2) по­д­линным стремлением к взаимопониманию, т.е. установкой на аутентичную и рациональную ко­ммуникацию, на коммуникативный, а не на стра­тегический тип по­ведения (Юрген Хабермас).

Для юридической герменевтики характер­ным является принцип "достаточности понима­ния", согласно которому абсолютно правильное пони­мание не только недостижимо, но и вряд ли не­обхо­димо. Вместо этого интерпретатор юри­ди­ческого текста вполне удовлетворен таким уров­нем пони­мания этого текста, который являе­тся достаточным для решения конкретного спора или проблемы, и который не является явно не­справедливым.

Толкованием или интерпретацией называ­ется со­вокупность приемов, применяемых к про­изве­дениям человеческого духа с целью понять их [1, с. 80].

По мнению Гадамера, интерпретация (ис­тол­кование) не является случайным дополните­ль­ным актом относительно понимания, скорее по­нимание всегда является интерпретацией, а, сле­довательно, интерпретация является экспли­цит­ной формой понимания [9, с. 274-275].

С точки зрения герменевтики, право есть осо­бый, юридический язык, который, в свою оче­редь, согласно Фердинанду Теннису, пред­став­ляет собой взаимопонимание.

В рамках такого сложного и многогран­ного явления, как юридическая герменевтика можно вы­делить самые разнообразные грани и аспекты, указывающие на ее связи с другими на­уками. Остано­вимся лишь на некоторых, наибо­лее зна­чимых из таких аспектов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
FORMAL AND REAL JUSTICE | Диалектический аспект
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!