ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Пред-понимание и аргументы
Философия права, как философия, является общей и систематической рефлексией, подобно философии в целом, она также имеет нормативное, аналитическое, и холистическое измерения. Ее специфическое отличие (differentia specifica) заключается в ее предмете – праве. Философия права обычно не занимается непосредственно решением вопросов о том, что существует, что должно быть сделано или что является добром, и что может быть познано, она рассматривает данные вопросы применительно к праву. Формулировать эти вопросы – это спрашивать о сущности права. Из этого естественно следует определение философии права как рассуждения о природе права. Такое определение, однако, порождает проблему. Это проблема круга в определении, поскольку, с одной стороны, философия права не может быть определена без использования понятия права, тогда как, с другой стороны, она призвана рассуждать о природе права, объясняя, что такое право. Как философия права может приступить к исследованию вопроса, что такое право, когда невозможно сказать, что такое философия права, не зная, что такое право? В нашем случае, однако, круг в определении имеет не негативный, а позитивный характер. Он есть не что иное как версия герменевтического круга, и следовательно, к его решению нужно подойти так же, как и в любом другом аналогичном случае – начать с пред-понимания, основанного на устоявшейся практике, и разрабатывать проблему с помощью критической и систематической рефлексии. Пред-понимание права – не только пред-понимание самого по себе очень сложного объекта. К этой первой сложности добавляется вторая: пред-понимание как таковое также способно быть чрезвычайно разнообразным. Шкала простирается от “плохого человека” Холмса [12, p. 10, 456-478, 459], который воплощает преимущественно беспристрастную внешнюю точку зрения, до “судьи Геркулеса” Дворкина [9, р. 105], который представляет преимущественно идеалистическую внутреннюю точку зрения. Философия права как деятельность, которая, при этом является систематической и критической, не может опираться только на одну разновидность пред-понимания. Она должна принимать во внимание их все и, боле того, должна анализировать их соотношение ко всем “особенностям” права. Требование рассматривать все виды пред-понимания, которые могут быть обнаружены в праве и философии права, с одной стороны, и все особенности права, с другой стороны, предполагает составление своего рода каталога различных подходов и различных особенностей. Но как составить такой список? Простое суммирование всех подходов и особенностей, которые появились в истории или появляются сегодня, имеют результатом, по словам Канта, “не рациональную систему, а просто случайно собранную совокупность” [14, р. 357; 1, с. 107-438, 285]. Не нужно никаких аргументов, чтобы утверждать, что это было бы несовместимо с систематическим и критическим характером философии. Философская рефлексия требует системы. Однако, намного легче сказать, что простая совокупность, или, как Кант иногда выражался, “рапсодия” [13, р. 755; 14, р. 538] – недостаточна, чем указать, каким образом может быть построена адекватная концептуальная система или схема. Лучший ответ, как представляется, заключается в следующем: не в соответствии с абстрактной теорией философии права, а в соответствии с систематическим анализом ар-гументов, выдвигаемых в обсуждении сущности права. Никакая другая процедура так не соответствует общему характеру философии права в качестве (qua) рассуждения о природе права.
III. Три проблемы Споры о природе права ведутся вокруг трех проблем. Первая проблема обращается к вопросу: из каких объектов состоит право, и каким образом эти объекты связаны друг с другом, формируя общий объект, который мы называем “право”? Эта проблема касается понятия нормы и нормативной системы. Вторая и третья проблемы обращаются к действительности (валидности) права. Вторая касается его реального, или фактического, измерения. Это – область юридического позитивизма. Здесь следует различать два центра. Первый определен в соответствии с понятием авторитетного источника, второй определен социальной эффективностью. Третья проблема природы философии права касается правильности, или легитимности, права. Здесь главным вопросом является отношение между правом и моралью. Ответить на этот вопрос означает обратиться к идеальному, или критическому, измерению права. Именно эта триада проблем, взятых вместе, определяет ядро проблемы природы права. Данная трехчастность претендует на полноту, нейтральность и систематичность. Она является полной, когда может учесть все аргументы, выдвигаемые за и против тезиса о природе права. Единственное возможное здесь доказательство состоит в применении нашей триадной модели к максимальному числу критических случаев. Модель нейтральна, когда она не отдает предпочтения ни одному из включенных в нее аргументов. Доказательство будет таким же, как и в случае полноты. И, наконец, она систематична тогда, когда ведет к когерентной картине природы права. В этом случае доказательство не может состоять ни в чем другом, кроме как в выработке когерентной стратегии. Последний пункт может быть обобщен. Максимально прояснить природу философии права можно только разработав самую лучшую “идеальную” теорию, соединяющую ответы на все три вопроса о природе права. Проблема, однако, состоит не в том, что такая совершенная теория просто еще не разработана, но в том, что этот идеал вообще вряд ли достижим. К счастью, для того, чтобы познать нечто, не нужно знать все. Для достижения поставленных нами целей, достаточно использовать триадную модель как систему координат для обсуждения парадигмальных проблем.
IV. Четыре тезиса
Рассмотрение парадигмальных проблем в контексте нашей триадной модели должно подтвердить четыре тезиса. Это подтверждение, со своей стороны, подразумевает подтверждение модели. Первый тезис говорит о том, что философия права не ограничивается определенными специфическими проблемами, связанными с правом; в философии права могут быть поставлены все философские проблемы. В этом отношении философия права сущностным образом включает в себя проблемы философии в целом. Можно назвать это “тезисом общей сущности”. Второй тезис утверждает, что существуют специфические проблемы философии права. Они возникают из-за специфического характера права, который следует из того факта, что право является необходимо авторитетным, или институциональным, точно так же как и критическим, или идеальным. Это “тезис специфического характера”. Третий тезис говорит о том, что существует особое отношение между философией права и другими областями практической философии, прежде всего такими, как моральная философия и политическая философия. Этот тезис можно назвать “тезисом специального отношения”. Четвертый тезис обобщает первые три тезиса. То есть он не просто присоединяется к ним как четвертый тезис, а выражает общую для них идею. Эта идея заключается в том, что философия права может достичь своих целей, только если она не ограничивается уровнем одного или двух из этих тезисов, но совмещает все три. Это – “идеал полноты” философии права. В то время как триадная модель проблем философии права претендует на нейтральность, эти четыре тезиса не являются таковыми. Они предполагают выбор определенной точки зрения относительно способа решения этих проблем. Это становится ясным, когда идеалу полноты противопоставляется нечто подобное “ограничительному принципу”. Радикальная версия такого ограничительного принципа утверждает, во-первых, то, что философия права никогда не должна вникать ни в какую сугубо философскую проблему, во вторых, философия права должна концентрировать свои усилия на институциональном, или авторитетном, характере права и, в-ретьих, философия права должна оставлять критические нормативные вопросы на рассмотрение моральной и политической философии, которые в свою очередь должны держаться “на расстоянии”, если можно так выразиться. Ограничительный принцип отражает картину философии права, которая фундаментально отличается от картины, соответствующей всестороннему идеалу. Философия права превращается в юридическую теорию права, которая отделена как от общей философии, так и от моральной и политической философии. Выбор между идеалом полноты и ограничительным принципом является фундаментальным выбором. Характер философии права определяется им намного радикальней, чем выбором между юридическим позитивизмом и не-позитивизмом. Выбор между позитивизмом и непозитивизмом является выбором внутри самой философии права. Выбор же между идеалом полноты и ограничительным принципом равен выбору между философией и нефилософией. Он является тем основанием, на котором должны быть рассмотрены наши парадигмальные проблемы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|