ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
V. Объекты и понятия
Ответы, данные Кельзеном и Оливекроной в 30-х годах ХХ века на классический вопрос о том, из каких объектов состоит право, представляют наш первый пример. Кельзен определяет “право как норму” [16, р. 13], и нормы как значение [16, р. 11, 14], и “уникальный смысл” этого значения как “должное”, и “должное” как “категорию” [16, р. 24]. Это язык, которым описаны абстрактные объекты. Кельзен настаивает на том, что нормы – и, таким образом, право – не могут быть сведены ни к физическим событиям, ни к психическим процессам. Они принадлежат не к естественной реальности, а к “идеальной реальности” [16, р. 15]. Такая идеальная реальность, которая существует в дополнение к физическому и психическому мирам, была бы “третьей областью” по Фреге [10, р. 17-38, 29]. Противоположная позиция может быть найдена в работах Карла Оливекроны, который, в противовес Кельзену, утверждает, что “нормы права являются естественной причиной – среди прочих – действий судей в случаях тяжбы, так же как и поведения людей в их отношении друг к другу вообще” [18, р. 16]. Этот вопрос – в качестве (qua) онтологического – не только вопрос общефилософский, это также вопрос, на который нужно дать ответ, чтобы определить природу права, и, поэтому, подлинный вопрос философии права. Сторонник ограничительного принципа мог бы возразить, что вопрос об онтологическом статусе норм для юристов столь же незначителен, как вопрос реального или только предполагаемого существования горы в Африке, обнаруженной и обследованной двумя географами, для этих двух географов [8, р. 325-326]. Ответом на это возражение является то, что проблема реальности имеет иное значение для географов, чем проблема значения для юристов. Ответ на вопрос, являются ли нормы значимым содержанием или естественными причинами, определяет ответ на следующий вопрос, а именно – могут ли нормы быть представлены как элементы логически выведенной системы и, таким образом, пониматься как отправные точки строения аргументов, или же они являются только элементами каузальной цепи. В первом случае, юридическое рассуждение (legal reasoning), ориентируемое на поиск истины, возможно, во втором, – оно было бы иллюзией. Это показывает, насколько самопонимание юридического рассуждения и, посредством этого, самопонимание права зависит от онтологических предпосылок. Естественно, возможны несколько способов реконструкции этих предпосылок. Но один лишь факт наличия необходимости их реконструкции достаточен для подтверждения тезиса, что философия права не может обойтись без аргументов, которые являются подлинно философскими по своему характеру. В любом случае, понятие нормы, или “должного”, является одним из самых абстрактных понятий в философии права. Если немного снизить данный уровень абстракции, выводное содержание фундаментальных понятий права становится более очевидным. Различие между правилами и принципами – очень абстрактный вопрос общей теории норм. Оно имеет, в то же самое время, далеко идущие последствия для теории юридического рассуждения. Если закон содержит и то, и другое, то юридическое рассуждение неизбежно объединяет субсумпцию с уравновешиванием [5, р. 16, 433-449]. Юридическое рассуждение таким образом существенно определено структурами, которые являются структурами общего практического рассуждения. Это важная причина, чтобы не считать юридическое рассуждение особой областью, отдельной и отличной от других областей разума. Все это показывает, что для того, чтобы понять природу права, нужно ответить на фундаментальные философские вопросы. Рефлексия о природе права не может осуществляться в отрыве от общей философии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|