Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ІІ. Объективизм Акселя Хагерстрома




 

Первое философское кредо Хагерстрома**** представляло собой разновидность бостромиан­ского или кантианского субъективизма, оно за­клю­чалось в том, что наше сознание может знать лишь свои собственные установления, в которых оно не может выйти за собственные пределы. Превращение Хагерстрома из субъективиста в реалиста могло произойти во время, прошед­шее от его «Этики Канта» (1902) до «Принципа на­уки» (1908)*****.

В «Принципе науки» Хагерстром выявляет противоречие, присущее его исходному кредо: осознавать значит осознавать нечто; что постиг­нуто в нашем сознании всегда отличается от акта постижения; если сознание и объект сознания могут различаться, то отношение между ними не может содержаться, но содержится в сознании. Ведь если одна составляющая отношения (соз­нание) есть само отношение, то имеет место про­тиворечие. Этот аргумент Хагерстрома призывал обратить внимание на то, что затем Мур выразил в своем «Опровержении идеализма» (1903).

Хагерстром считает, что реальность непо­с­редственно дана в каждом суждении, даже если суждение относится к чему-то, что известно как существующее только в нашем сознании, и даже если это суждение отрицает то, что происходит на самом деле. Ничего не может быть сказано лишь по поводу ничто; никакого утверждения нельзя высказать о ничто; следовательно, реаль­ность присутствует в каждом суждении.

Это воззрение принимает во внимание теорию объектов, разработанную Алексиусом Мейнон­гом (1853-1921), который, как известно, считал, что объекты являются необходимым референтом любой человеческой деятельности (восприятий, суждений, чувств, воли) и независимы от их су­ществованиия. Действительно, Хагерстром гово­рит не об объектах, а о реальности. Но если Мейнонг утверждает, что объект не может быть по сути определен, т.к. не существует более ши­рокого рода, внутри которого можно было бы выделить его специфическое отличие, то Хагерс­тром подобным образом утверждает, что мы не можем вести речь ни о какой реальности реаль­ности («reality of reality»): он квалифицировал реальность как самотождественность, или, в по­следующих исследованиях, как определенность, таким образом, эти три слова (реальность, само­тождественность, определенность) имеют одно и то же значение*. Интересно отметить родство (каузальное или производное) между реализмом Хагерстрома и наметившимся в конце 19-го на­чале 20-го века реализмом, идущим от учения Франца Брентано (1838-1917).

Эта последняя форма реализма предвосхитила проблему субъект-объектных отношений, как это нашло выражение в теории интенциональности, че­рез удержание связи с субъективистским кон­тек­стом, с которым эта проблема была тесно свя­зана в работе Гуссерля. Вместе с тем, как извес­тно, Бер­тран Рассел соглашался с теорией объек­тов Мей­нонга и обращался к последней в его те­ории деск­рипции, разработанной для разрешения трудностей, содер­жащихся в возможности гово­рить о несущест­вую­щих объектах и об объектах, о которых мы не имеем никакого непосредст­венного знания**.

 

III. Три вида объективности,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных