ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ІІ. Объективизм Акселя Хагерстрома
Первое философское кредо Хагерстрома**** представляло собой разновидность бостромианского или кантианского субъективизма, оно заключалось в том, что наше сознание может знать лишь свои собственные установления, в которых оно не может выйти за собственные пределы. Превращение Хагерстрома из субъективиста в реалиста могло произойти во время, прошедшее от его «Этики Канта» (1902) до «Принципа науки» (1908)*****. В «Принципе науки» Хагерстром выявляет противоречие, присущее его исходному кредо: осознавать значит осознавать нечто; что постигнуто в нашем сознании всегда отличается от акта постижения; если сознание и объект сознания могут различаться, то отношение между ними не может содержаться, но содержится в сознании. Ведь если одна составляющая отношения (сознание) есть само отношение, то имеет место противоречие. Этот аргумент Хагерстрома призывал обратить внимание на то, что затем Мур выразил в своем «Опровержении идеализма» (1903). Хагерстром считает, что реальность непосредственно дана в каждом суждении, даже если суждение относится к чему-то, что известно как существующее только в нашем сознании, и даже если это суждение отрицает то, что происходит на самом деле. Ничего не может быть сказано лишь по поводу ничто; никакого утверждения нельзя высказать о ничто; следовательно, реальность присутствует в каждом суждении. Это воззрение принимает во внимание теорию объектов, разработанную Алексиусом Мейнонгом (1853-1921), который, как известно, считал, что объекты являются необходимым референтом любой человеческой деятельности (восприятий, суждений, чувств, воли) и независимы от их существованиия. Действительно, Хагерстром говорит не об объектах, а о реальности. Но если Мейнонг утверждает, что объект не может быть по сути определен, т.к. не существует более широкого рода, внутри которого можно было бы выделить его специфическое отличие, то Хагерстром подобным образом утверждает, что мы не можем вести речь ни о какой реальности реальности («reality of reality»): он квалифицировал реальность как самотождественность, или, в последующих исследованиях, как определенность, таким образом, эти три слова (реальность, самотождественность, определенность) имеют одно и то же значение*. Интересно отметить родство (каузальное или производное) между реализмом Хагерстрома и наметившимся в конце 19-го начале 20-го века реализмом, идущим от учения Франца Брентано (1838-1917). Эта последняя форма реализма предвосхитила проблему субъект-объектных отношений, как это нашло выражение в теории интенциональности, через удержание связи с субъективистским контекстом, с которым эта проблема была тесно связана в работе Гуссерля. Вместе с тем, как известно, Бертран Рассел соглашался с теорией объектов Мейнонга и обращался к последней в его теории дескрипции, разработанной для разрешения трудностей, содержащихся в возможности говорить о несуществующих объектах и об объектах, о которых мы не имеем никакого непосредственного знания**.
III. Три вида объективности, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|