ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
т О религии аналогично у Достоевского - «Бесы». 16 страницаЭти соображения были посвящены не столько вопросу смертной казни, сколько задаче показать все трудности и всю полезность фикции общественного договора для индивидуалистического правового учения. Решающие аргументы против смертной казни следует искать не в философии права, а в аргументах более высокого уровня и раскрывающих глубинную суть этого явления: против ее допустимости -в этике и религии, а против ее необходимости - в доказательствах, основанных на статистических данных и опытных данных психологического характера. Природа милости не терпит принужденья. Шекспир § 24. Помилование (134) Существование института помилования неопровержимо свидетельствует о несовершенстве самого права, напряженных отношениях в рамках идеи права, равно как и о потенциальной возможности конфликта между идеей права и другими идеями, например этической и религиозной. В безмятежные времена царства разума, в эпоху естественного права и просвещения с правом помилования боролись сперва Беккариа, а за ним - Кант, который видел в помиловании «самое щекотливое из всех прав суверена». Напряженные отношения внутри идеи права, противоречивые требования справедливости, целесообразности и правовой стабильности, отсутствие вышестоящей нормы, регулирующей эти три элемента идеи права и как следствие этого неразрешимость конфликтов между ними - все это уже было изложено выше. Смысл помилования в более справедливом, по мнению субъекта помилования, разрешении конфликта между элементами идеи права, чем это было сделано в приговоре. Задача помилования может заключаться в том, чтобы достичь справедливости при применении позитивного права и индивидуализирующей целесообразности в формальном равенстве справедливости "3S>. Она может служить также целям устранения противоречий в приговорах. Например, посредством усиления материально-правовых элементов скорректировать процессуальные ошибки в вынесенном приговоре, оттенить преимущества этической справедливости (Billigkeit) перед формализмом справедливости позитивного права (Gerechtigkeit), противопоставить узко специфической правовой целесообразности целесообразность общей правовой политики. Словом, ее цель - проявлять государственную мудрость. Понимаемое таким образом помилование представляет собой, по-видимому, специфическое средство1 «истинного» права (richtiges Recht) "я> См. Dr. Grewe. Gnade и. Recht. Hamburg, 1936. (,35> О правовой справедливости и против помилования и справедливости морали см. Seume. Spaziergang nach Syrakus 1 S. 42 ff; Henning G. Zeitgemaesses u. Polit. aus Seumes Werken, S. 25. 1 Stammler. Lehre von dem richtigen Rechte, S. 131. 190 § 24. Помилование в смысле немецкой пословицы: «Право без помилования - уже не право» (Unrecht) или «помилование стоит рядом с правом». Такая трактовка вызывает возражения, если под правом понимают всеобщность его норм, равенство их адресатов с точки зрения применения этих норм. Тот, кто применяет право помилования, должен заботиться о том, чтобы применять его не по собственному усмотрению, а согласно определенным принципам: помилование стремится достичь всеобщности принципов, лежащих в ее основе. И как свидетельствует история права, эти принципы применения права помилования все время служили источником новых правовых норм. Примером средневековых принципов такого рода может служить принцип «руководствоваться милостью», а в новое время - условное помилование. Но как только принципы помилования принимают формы «зрелых» законодательных норм, компетенция помилования, строго говоря, кончается. Придавать юридическую силу этим нормам должно законодательство, а не помилование за счет законов. Точно так же «этическая справедливость» (Büligkeit), приобретая всеобщность в форме правовых норм, перестает быть такой и становится справедливостью в смысле действующего права (Gerechtigkeit). Право помилования, имея тенденцию к всеобщности, индивидуализировано и не распространяется на применение новых норм2. Разумеется, обладателю права помилования не потребуется значительных усилий при принятии, скажем, решения, касающегося смертного приговора, чтобы абстрагироваться от своей общей позиции по вопросу о смертной казни, а в отношении наказаний за аборты, -от своих взглядов на проблему абортов. Проблема помилования не исчерпывается лишь аспектами ее правовой трансформации. Наряду с немецкими правовыми пословицами, характеризующими помилование как улучшенное право, есть и такие, согласно которым помилование - «лучше, чем право», и оно имеет перед правом приоритет. Оно никогда не ограничивалось «сглаживанием острых углов» в праве, означало, прежде всего, признание того факта, что этот мир не только мир права, живущий по принципу «Fiat iustitia, pereat mundus» (Да свершится правосудие, хотя бы погиб весь мир), что наряду с правом существуют другие ценности и что эти цен- (1}6> Аналогичной тонки зрения на отсутствие нормативно-правового характера помилования придерживается С. Schmitt. 3 Arten rw. Denkens, 1934, S. 26. 2 В этом смысле В. Хайман характеризует идею помилования как идею истинного произвола («произвол» в смысле терминологии Штаммлера). Философия права ности могут помочь вопреки праву. Если, например, какие-либо праздничные события в стране дадут повод для помилования, то его не следует обосновывать правовыми ценностями. И такое основанное не на правовых ценностях помилование находит наиболее яркое выражение в тех случаях, когда лица, не являвшиеся членами правового сообщества и не обладавшие правотворческой компетенцией, обладали правом помилования, как, например, в случае с евангельским Вар-равой, освобождения которого, согласно христианскому преданию, потребовал народ иерусалимский по случаю пасхальной амнистии, или когда в Средневековье религиозные корпорации и монастыри ежегодно наделялись правом помилования "37) определенного числа заключенных3. Вспомним, наконец, о той роли, которую играл в старые времена случай или приписываемая ему воля Богов при исполнении смертных приговоров, когда преступник неожиданно освобождался от наказания или обрывалась виселичная веревка, или топор палача не достигал цели. В подобных примерах прошлого не стоит видеть (вместе со Штаммлером) «простые исторические курьезы», «заблуждения». Они скорее могут помочь лучше понять смысл помилованияf,MJ. Помилование для тех времен было более важным и более многогранным понятием, чем для нашего времени. Мы проверяем его на весах права по мере и по весу: помилование стало пользоваться преимуществами, предоставляемыми правом. Лишь справедливость стремится главенствовать над помилованием, как разум над благотворительностью. И как некогда милостыня представляла собой характер добровольных пожертвований, а не регулируемой благотворительности, так и помилование не знает принуждения, даже принуждения справедливости. Оно означает не просто упрощенную форму права, а светящийся луч, который попадает в сферу права из совершенно чуждого ему мира и освещает ее темные закоулки. Подобно тому, как чудо нарушает законы природы, таково и не подчиняющееся законам чудо в мире законов. Благодаря помилованию в мире права находят себе достойное место чуждые праву ценности - религиозного милосердия, этической терпимости. В помиловании в противоположность рационалистиче- (137> О помиловании духовными лицами см: Gwinner. Ein/. D. Standes i. gem. StrR. (1934), S. 248 ff. Также его статья о праве пострижения в монахи аббатисы из Линдау. <"" Варрава в Евангелии! 3 См. Mess. Nietzsche als Gesetzgeber., 1830, S. 28: «Не достойны ли высшей степени восхищения поступки, когда пионеры, рисковавшие своими жизнями во имя человечества, наделялись правом просить о помиловании осужденных?». § 24. Помилование ской претензии на всеохватность права заявляет о себе «его величество случай», этакая «случайность» (von Ohngefahr), которую Ницше назвал «старейшей аристократкой мира». Помилование не ограничивается также и ролью «предохранительного клапана права», по словам Иеринга. Оно напоминает, что в мире есть ценности, которые уходят корнями глубже и достигают более значительных высот, чем право <139К "39> Мы не должны спасенья видеть в правосудии: мы молимся о милосердии. (Шекспир. Венецианский купец. IV, 1). 7-301 По-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные договоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются? Сократ § 25. Процесс Цель (по Иерингу) - творец всего права. Но, едва возникнув, оно тотчас отрицает своего создателя. Не успев «выйти из цели», право уже не стремится к ее реализации, а хочет действовать во имя собственного бытия, хочет как самоцель жить по своим законам. Робко замыкаются в самих себе механизм функционирования права и правосудие, отгораживаясь от целенаправленной деятельности и исполнительной власти государства. В этом смысл основного принципа независимости судей "40). Функционирование данного принципа обусловлено предположением, что правовая система и система государственной власти не идентичны и что помимо этого право как «мир, подчиняющийся собственным законам развития», противостоит государству. Мы различаем три элемента права - справедливость, целесообразность и правовую стабильность. Идея права тесно связана с государством посредством своего элемента целесообразности, которая выражает, прежде всего, государственную целесообразность. Однако она выходит за рамки государства благодаря двум другим своим элементам. Так, справедливость требует всеобщности и равенства при применении норм к их адресатам без учета государственной целесообразности. А правовая стабильность требует действия позитивного права, даже если это нецелесообразно с точки зрения государства. Но и в случае, если содержание права определяется по преимуществу государственной целесообразностью, то и тогда форма права находится вне и выше (oberhalb) сферы действия государственных целей. Разумеется, право даже с учетом вышесказанного о неподверженности в определенной мере влиянию государственных целей, тем не менее, включается в государство подобно другим культурным ценностям, таким как наука и искусство. И подобно им возвышается до государ- (140) ß том же олысле ф Дибер. «Оп civil liberty & self-government» 1859, р. 207: эта независимость судей лишь часть той, что я обязан был назвать более всеобъемлющей свободой права. Автор ссылается на свою работу: «Независимость юстиции и свобода права». § 25. Процесс ственных задач. Причем по соображениям целесообразности полностью сохраняется их своеобразие. Право, бесспорно, служит государству средством для достижения им его целей. Но в том же смысле, что и наука: государство заставляет служить себе и науку, и право и в то же время само служит им обоим. То, что можно сказать о справедливости, можно сказать и об истине: целесообразное не является истинным сторонником прагматизма и без какой-либо цели, как правило, целесообразно. Поэтому государство одновременно и заботится о науке, и предоставляет ей свободу. Поэтому же как судебные решения не без основания называют «познаниями» (Erkenntnisse»), так и судейская независимость означает свободу науки, перенесенную в область практической юриспруденции. Показанная выше взаимосвязь между правом и его целью: возникновение права из цели и в то же время независимость его действия от этой цели - повторяется во взаимоотношениях между материальным содержанием и нормой права, то есть между материальным и процессуальным правом. Цель процессуального права заключается в том, чтобы помочь реализации материального права. Но оно действует безусловно, и даже вместо того, чтобы служить цели реализации материального права, может препятствовать этому. Во всех других нормативных областях мы на место категорических императивов ставим в качестве гипотетических императивов такие предписания, которые должны способствовать исполнению первых. Но они действуют лишь постольку, поскольку реально удовлетворяют этой цели. Лишь праву известны исключительно категорические императивы. И даже «стоящие на службе» материального права процессуальные нормы являются категорическими, а не гипотетическими по своему характеру. Императивному тону права чужды модуляции. Законодатель не повышает и не понижает свой командный голос. Он требует то, что он требует. И его воля носит во всех без исключения случаях одинаково обязывающий характер. Эта независимость действия процессуального права от его целевого назначения - служить реализации материального пра.ъ&1'4,) - находит "4" Идея самостоятельной ценности процессуального права принадлежит примитивному правосознанию. Альберт Швейцер в своей книге «Между водой и девственным лесом», 1926 г., так высказывается о туземце: «Он воспринимает наказание как справедливое лишь в том случае, если изобличен и вынужден признаться. Но до тех пор, пока у него существует хоть малейшая возможность отрицать содеянное, он будет с благородным негодованием возмущаться по поводу предъявляемого ему обвинения, даже если действительно виноват. С этой честной примитивностью человека должен считаться каждый, кто с ним имеет дело». Философия права свое догматическое выражение в явном отличии процессуальных отношений от материально-правовых, установлению которых они должны служить, и ведет к многочисленным практическим последствиям. В качестве наглядного примера таких последствий можно назвать проблему решения хорошо известного спорного вопроса о том, правомочен ли защитник выступать с оправдательными речами в пользу ответчика, вина которого ему известна. Наряду с правовой нормой о необходимости наказания виновного, существует равнозначная ей об осуждении лишь изобличенного. Он остается «защитником права» (здесь вновь игра слов Rechtsanwalt u Anwalt des Rechts) не материального, а процессуального. Идея права, которая одна лишь способна оправдать такое действие процессуального права, идущее наперекор своей материально-правовой задаче, выступает здесь в своей ипостаси правовой стабильности. Наконец, в уже рассмотренных взаимоотношениях между правом и его целью и между материальным и «формальным» правом проявляется еще одна особенность процессуального права. Она касается юридической силы приговора (ШК Как право действует без учета породившей его цели, а процессуальное право без учета того, служит ли оно материальному праву, хотя оно и призвано служить ему, так и приговор, который должен явиться результатом правильного установления и применения материального и процессуального права, вступает в силу независимо от того, противоречит ли он материальному праву, порожден ли он неправильными процессуальными действиями. Лишь правовая стабильность может оправдать также и юридическую силу даже неправильного решения. Но здесь возникает проблема, которая упоминалась при рассмотрении действия закона. Мы видели, что действие неправомерных правовых актов может опираться лишь на правовую стабильность. Однако вполне мыслимы случаи, когда содержание неправомерных актов, степень их несправедливости или нецелесообразности столь значительны, что правовая стабильность, гарантированная действующим правом, не может приниматься во внимание. Эта возможная недействительность действующего права, как результат его неправомерности, соответствует идее абсолютной ничтожности вступившего в силу договора из-за какой-либо материально-правовой или процессуальной ошибки. В подобных случаях не только несправедливость и нецелесообразность содержания судебного приговора препятствуют его действию. Гораздо большую роль иг- (ш) О значении периодической силы судебного решения см.: С. Schmitt. 3 Arten rw. Demens, 1934, S. 25. § 25. Процесс рает конфликт внутри самой правовой стабильности: противовесом требования правовой стабильности о придании законной силы договору служат ее столь же значимые требования о реализации материального и процессуального права. Таким образом, процессуальное право является прекрасной иллюстрацией того, что в области права средство имеет тенденцию становиться самоцелью: как право в отношении своей собственной идеи, так и процесс в отношении материального права и, наконец, вступивший в законную силу приговор в отношении материального и процессуального права. И бойтесь, честный Лорд, за справедливость все интересы государства принимать. Шиллер § 26. Правовое государство Возможна ли связанность государства правом, возможно ли действие прав индивидов против государства, возможно ли государство и управление им согласно и вопреки праву, возможно ли правовое государство? Эту проблему с давних пор имеют обыкновение облекать в форму вопроса: «Что первичнее, право или государство?» Или другими словами: право определяет объем и границы применения государственной власти или наоборот: действие права определяется и обусловливается волей государства?1 Оба возможных ответа на этот вопрос будут, по-видимому, носить дискуссионный характер. Контраргументом точке зрения, согласно которой государство предшествует праву, служит тот факт, что государство не только источник права, но и само - правовое образование, что оно по своей юридической сути - порождение права. Противоположное утверждение, что право предшествует государству и стоит над ним, непременно встретит не менее серьезное возражение: презумпция о первичной роли права, стоящего над государством, означала бы возврат к учению о естественном праве или признанию права государства частью обычного права. Однако это далеко не так, поскольку основные вопросы права и государства решаются не путем полюбовного применения права, а путем борьбы взглядов, борьбы, завершить которую может лишь волевое решение общепризнанной государственной власти. Выход из этого положения обещает учение об идентичности государства и права (Г. Кельзен). Согласно этому учению не следует задаваться вопросом о приоритетности права или государства, поскольку оба -одно и то же. Для юристов государство существует постольку, поскольку оно выражает себя в законе - не как общественная сила, не как исторически сложившаяся структура, а как порождение и совокупность его законов. Уже само слово «законодательство» (Gesetzgebung), как и все слова с этим окончанием, означает процесс как его результат, По этой проблеме см. G. Jellinek.. Allgemeine Staatslehre, 3 Aufl, S. 364 ff. § 26. Правовое государство воление и намерение одновременно. Если мы усматриваем в законодательстве содержание определенного «воления», то оно представляет собой для нас право. А если мы видим в нем воление определенного содержания, то оно персонифицируется как государство. Как упорядочивающая система законодательства - государство, а как приведенная в определенный порядок - право. Государство - это право, осуществляющее нормотворческую деятельность; право - это государство как компетенция, действующая в соответствии с установленными нормами. И право, и государство, хотя и отличаются друг от друга, но не разделимы. Согласно этому воззрению государство и право отождествляются. И как следствие этого, неправомерно действующее государство не является более государством. Проблема связанности государства собственным правом здесь не решается, а просто снимается, так как констатация того, что государство - это право, столь же мало подходит для признания полицейского государства, как и утверждения, что неправомерно действующее государство - уже не государство. Словом, сказанное характерно лишь для взглядов, согласно которым каждое государство априорно рассматривается как правовое2. Теория идентичности имеет дифинитивно-аналитическое значение, но никак не философско-правовое и политическое содержание. Удалось ли теории идентичности на самом деле доказать, что постановка вопроса о приоритете права или государства некорректна? При рассмотрении с юридической точки зрения идентичность права и государства сомнений не вызывает. В данном случае государство действительно представляет собой структуру, которая воплощает себя в праве государства. Конечно, это понятие исторической и социальной действительности государства без понятия права нежизненно. «Государство» - понятие правовой действительности и имеет структуру обеих действительностей, относящихся к ценности. Государство как правовая действительность - не что иное, как основа, на которой право, и особенно государственное право, должно было бы реализоваться, но не обязательно реализуется с точки зрения правовой действительности, то есть по сравнению с его правовым регулированием. Понятие права соотносится с понятием действительности государства таким образом, что «носитель права господства превращается из формального субъекта права в штаб людей, которые призваны побуждать к исполнению права, а само право господства - в шанс, то есть в вероятность того, что приказы этого штаба будут рассматриваться как леги- Kelsen. Allgemeine Staatslehre, 1925, S. 91, 100. Философия права тимные и фактически исполняться»3. Если, однако, возникнут сомнения в целесообразности обозначения одним и тем же термином «государство» столь различных понятий, на который они оба претендуют, то на это можно возразить, что не только в данном случае норма и ее основание описываются одними и теми же словами, что, например, «искусство» служит одновременно и понятием «идеал», и критерием, позволяющем отделять «зерна от плевел» в мире прекрасного, что понятие «действительность» охватывает все достижения культуры одной эпохи, и шедевры, и «китчи», что и «наука» означает, с одной стороны, критерий истины познавательной деятельности, посредством которого отсеивают как ненаучные неудавшиеся попытки приращения знания, а с другой - понятие истории культуры в широком смысле, которое включает в себя в одинаковой мере научную истину и научные ошибки как равнозначные и нейтральные с точки зрения ценности. И наконец, само понятие культуры можно понимать как идеал, как идею отдельных проявлений материальной и духовной культуры в процессе исторического развития общества, так и всю совокупность этих проявлений культуры. Различие между понятиями «право государства» и «действительность государства» осложняется еще и тем, что помимо описанных выше понятий государства существует еще одно, которое наиболее тесно связано с понятием действительности государства. Выше уже отмечалось (с. 118) различие двух видов понятий права: понятия права в истинном смысле этого слова, в которых выражается суть и содержание правовых норм, и понятий, относящихся к праву, которые являются составной частью самих правовых норм и, особенно, фактических составов, обстоятельств дела. Это различие особенно ярко проявляется при сравнении понятия собственности как выражающего суть правового института со всеми его предпосылками, условиями и правовыми последствиями, и понятия договора, который представляет собой юридическое выражение и правосоздающий признак какого-либо фактического состава. Описанное понятие «право государства» согласно принятой в данной работе терминологии представляет собой понятие права в собственном смысле этого слова, то есть выраженное в государстве как субъекте права содержание правопорядка, или содержание государственного права. Например, немецкое государство, персонифицированное в Веймарской конституции. Однако немецкое государство выступает во многих случаях согласно нормам самой конституции См. Н. Kantorowicz. Staatsauffassungen im Jahrbuch f. Soziologie, Bd. 1, 1925, S. 108. § 26. Правовое государство как субъект, наделенный правами или обязанностями. Государство, следовательно, не только понятие правопорядка (Rechtswesensbrgriff), но и понятие правового содержания (Rechtsinhaltsbegriff)4'7**'. Это понятие правового содержания государства принадлежит к категории понятий, относящихся к праву. Но понятия, относящиеся к праву, это понятия вне правовой деятельности, которую правопорядок учитывает и преобразует, но в целом воспринимает ее такой, какая она есть. Так что в конечном счете прежде всего под понятием «правовое содержание государства» имеют в виду государство как факт реальной действительности. Так что понятие действительности государства как понятие, относящееся к праву, входит в мир права извне. Вопрос о первичности права или государства имеет отношение, с одной стороны, к понятию нормативности права, а с другой - к понятию действительности государства. Но они не идентичны, а, наоборот, находятся в крайне напряженных отношениях друг с другом, как это обычно имеет место между нормой и реальной действительностью. Здесь же напряжение ощущается еще сильнее. Норма как воплощение права не адекватна в определенном смысле действительности как воплощению государства, так как идея права не идентична идее государства: право наряду с целью государства «служит» идее, которая может вступить в конфликт с более близкой ей целью государства -идеей правовой стабильности и наиболее чуждой идее государства -идеей справедливости. Государство, конечно, включает, так сказать, задним числом справедливость и правовую стабильность в число своих целей и готово ради них частично пожертвовать своей сутью (Staatsraison), чтобы чуждые его сути элементы права, служащие оселком государству, способствовали в какой-то мере разрядке напряженности между ним и правом. Увы, попытка доказать бессмысленность подобной постановки вопроса оказалась безуспешной. И мы вновь возвращаемся к проблеме приоритетности права или государства. Попыткой соединить приоритет государства с обязательностью для него права является учение о самоограничении государства собственным правом (Г. Еллинек). Но в критике договорной теории было уже показано, что якобы самоограничение правом в действительности оказывается не автономией, а гетерономией, что не воля сама себя ограничивает, а сегодняшняя (,43> О содержании и форме права см. Solmö, 26-32, также Kelsen (см. выше, с. 118, прим. 1). 4 См. Kelsen, a.a.O. S. 275. Философия права воля ограничивается волей вчерашней, воля реального субъекта права -волей идеального воображаемого субъекта. Точно так же при предполагаемом самоограничении государства собственным правом ограничивающее и подлежащее ограничению в себе самом - различны. Государство как подлежащее ограничению представляет собой собственную правовую действительность, а как ограничивающее - суть собственного права. Подлежащим ограничению государство является именно в том смысле, в котором только и ставится вопрос, ибо в качестве ограничивающей сущности государство как понятие собственной действительности представляет собой сам правопорядок. Это позволяет нам увидеть в том, что касается поставленного вопроса, нисколько его не упрощая, какая норма, не относящаяся к государству, подчиняет его праву. Учение о «нормативности фактического» Г. Еллинека не решает проблему, а лишь выхолащивает ее. Дело в том, что не имеет большого значения, ограничивает ли себя государство согласно воззрениям определенной эпохи посредством собственного абстрактного волеизъявления или нет. «Нормативность фактического» - парадокс. Только из сущего никогда не может возникнуть должного. Такой факт, как воззрение определенной эпохи, может стать нормативным лишь в том случае, если какая-либо норма придала ему эту нормативность. Мы видим себя вытесненными в пространство над позитивным правом и государством даже не в мир фактов, но в мир норм, которые не являются более позитивными, государственными, а могут быть только лишь естественно-правовыми. В действительности, как было показано выше, именно концепция государственного и правового позитивизма предусматривает одну естественно-правовую норму: «Если в каком-либо обществе существует правитель, наделенный всей полнотой власти, должно следовать тому, что он предписывает». Рассматривая проблему действия права, мы видели оправдание этой предписывающей власти такого правителя в том, что лишь он способен авторитетно разрешать спор правовых воззрений, то есть осуществить свое решение, реализовать его на практике, ибо только он может гарантировать правовую стабильность. Но если гарантированная подобным образом правовая стабильность служит основой права такой государственной власти осуществлять законотворчество, то она должна иметь также свои границы. Государство наделяется правом издавать законы лишь с целью гарантировать их действие. Эта гарантия была бы пустым звуком, если бы само государство освобождалось от подчинения этим законам. Та же идея правовой стабильности, что делает государство законодателем, требует также его собственного § 26. Правовое государство подчинения этим законам. Государство «назначается» быть законодателем лишь при условии, что оно будет считать себя связанным собственными законами. Естественно-правовой принцип наделения правом законртворчества некоего властителя неразрывно связан с другим естественно-правовым принципом подчинения этого властителя его собственным законам. Властитель теряет право законотворчества, как только он перестает подчиняться собственным законам. Те, к кому переходит государственная власть, берут на себя обязательство правового государства. Это обязательство - необходимый и неизбежный атрибут власти, и от него нельзя отказываться. Государство также подчиняется собственному позитивному праву через посредство «надпозитивного» естественного права, через посредство того же естественно-правового принципа, благодаря которому только и может быть обосновано действие самого позитивного права. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|