Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рождение фотографии.

 

 

День рождении фотографии принято отмечать 7 января. Именно 7 января 1839 года французский академик, физик Доминик-Франсуа Араго (Аrago Dominique François 1786-1853), ректор Парижской обсерватории и секретарь Парижской Академии наук делает на заседании Академии наук доклад об открытии фотографии по методу Дагерра. Фотографию еще не называют этим словом, да и процесс дагерротипии не стал основным в истории фотографии, тем не менее, дата общественного освещения дагерротипного процесса стала считаться днем рождения фотографии.

На самом же деле изобретение фотографии – процесс длительный. Опуская предпосылки к изобретению фотографии, сам процесс изобретения фото можно ограничить первыми десятилетиями XIX в.

1802 г. Томас Веджвуд (Thomas Wedgwood, 1771-1805) получил копированием негативное изображение на коже или бумаге, пропитанной раствором азотнокислого серебра; этот способ не могли применять на практике, поскольку не было известно закрепление - фиксирование изображения.

1802 г. Хамфри Дэви (Humphry Davy, 1778-1829) применил способ Веджвуда для получения в солнечном микроскопе снимков с мелких объектов, но также без фиксирования. В 1802-м, докладывая о результатах совместных опытов, Дэви пишет, что теперь для получения фиксированного изображения "требуется лишь способ предотвращения окрашивания незатененной части изображения под действием дневного (света), чтобы сделать процесс настолько же полезным, насколько он элегантен (nothing but a method of preventing the unshaded part of the delineation from being coloured by exposure t the day is wanting, to render the process as useful as it is elegant)".

1814 г. Дэви получает йодистое серебро, а в 1819-м доказывает его светочувствительность.

1819г. Британец Джон Гершель (John Frederick William Herschel, 1792-1871) обнаруживает способность серноватистокислого натра растворять хлористое серебро и таким образом открывает вещество, способное закреплять фотографическое изображение; а в 1826-м французский химик Антуан Жером Балар (Antoine Jérôme Balard, 1802-1876) открывает бром и приготовляет первое бромистое серебро, ставшее основой химии классического фотопроцесса.

 

Первые изобретатели фотографии шли различными путями к реализации одной задачи – получению стойкого изображения созданного с помощью света. Сегодня такими первооткрывателями общепризнанно считаются Жозеф Нисефор Ньепс, Луи Жак Манде Дагерр и Генри Фокс Тальбот.

 

Считается, что первым человеком, заинтересовавшимся фиксацией изображения, получаемого с помощью камеры-обскуры, был Жозеф Нисефор Ньепс (Joseph Nicephore Niepce 1765-1833). Примерно с тридцатилетнего возраста Нисефор Ньепс посвящает свою жизнь изобретательству, долгие годы разделяя эту страсть со своим братом Клодом. Более 20 лет братья отдают изобретению и совершенствованию пирэолофора (от греч. - "огонь", "ветер", "производить"), прообраза двигателя внутреннего сгорания.

1816 г. Нисефор переходит к опытам по закреплению изображений, получаемых в камере-обскуре. В тот момент у Нисефора Ньепса еще нет опыта работы с камерой-обскурой. Однако уже в первой половине 1816 года, приспособив к шкатулке своего сына Исидора объектив от микроскопа собственного деда, изобретатель получает негативные изображения предметов (правда, "еще слишком слабые и крошечные "), 6 отпечатков с которых в мае того же года посылает брату в Париж. Для улучшения качества изображений Ньепс экспериментирует с самыми различными веществами и в 1821-м начинает работать с асфальтом (другие названия - сирийский асфальт, иудейский битум, горная смола), обладавшим определенной светочувствительностью. Ньепс пытается копировать с его помощью гравюры.

1822 г. Ньепс сообщает о получении в этой технологии изображения в камере-обскуре. Если верить данной информации, то можно считать этот год временем изобретения фотографии.

По причине слабой светочувствительности асфальта, растворенного в лавандовом масле, эти первые фотоизображения оказываются чрезвычайно слабыми, и для их получения требуется 6-8 часов при ярком солнечном свете. Ньепс проявляет их при помощи смеси все того же лавандового масла с нефтью. Как позже и дагерротипы, они являются уникальными (иначе говоря, существуют в единственном экземпляре), и чтобы получить их тираж, следовало с помощью травления превратить такие изображения в гравировальную доску. Как раз это Ньепс и видел в качестве своей цели - "гравировки" снимков с натуры: это бесспорно наиболее важное применение занимающего меня открытия". Такую гравировку, во многом наследующую литографии, он называет гелиографией (то есть "солнечным письмом"). Однако, в отличие от литографии, производится она не на известняковом камне, а на медной, и, с 1827 года, на оловянной пластине.

В этот момент в жизни Ньепса появляется фигура официального изобретателя фотографии Луи Жака Манде Дагерра (Louis Jacques Mandé Daguerre, 1787-1851), человека, для которого именно свет и порождаемая им иллюзия стали страстью всей жизни. Дагерр увлекся диорамой (от греч: видеть насквозь), входящей тогда в моду. Диорама Луи Дагерра и Шарля-Мари Бутона (Charles-Marie Bouton, 1781-1853) была открыта 11 июля 1822 года. И в это самое время Дагерром овладевает желание отыскать способ закрепления светового образа, получаемого в камере-обскуре.

Через год после постройки диорамы Дагерр оборудует в ее помещении мастерскую и принимается за исследование светочувствительных веществ. И прежде много работавший с камерой-обскурой, теперь Дагерр с целью консультаций знакомится с оптиком Шарлем Шевалье (Charles Chevalier, 1804-1859), с которым уже долгие годы находится в профессиональных сношениях Нисефор Ньепс. Узнав о Ньепсе, Дагерр в январе 1826-го пишет последнему письмо.

Летом 1827 года, следуя через Париж в Лондон, Нисефор Ньепс встречается с Дагерром. Тот хвалит его гелиографию и показывает ему свою диораму. Ньепс явно вдохновлен знакомством с Дагерром, однако затем, уже в Лондоне, еще раз пытается самостоятельно продвинуть собственное детище, и снова терпит неудачу.

14 декабря 1829 года Ньепс подписывает вариант договора (сроком на десять лет), предложенный Дагерром. Согласно договору, создается товарищество "Ньепс и Дагерр", в котором доходы предполагается делить поровну, несмотря на неравный вклад партнеров в дело. Вкладом Ньепса является конкретное изобретение, в то время как вклад Дагерра - нечто гораздо более неопределенное: "новая система камеры-обскуры, свои таланты и свои труды, равноценные другой половине вышеуказанной прибыли". Название изобретения – гелиография – в договоре также не упоминается, однако к нему прикладывается ньепсовская "Записка о гелиографии" (Notice sur l'héliographie, 1829) с детальным описанием процесса, в которой неоднократно упоминается йод - как вещество, употребляемое для чернения серебряных пластинок (именно благодаря йодистому серебру впоследствии становится возможным возникновение дагерропитии).

Теперь партнеры трудятся параллельно, извещая друг друга о деталях исследований. Правда, серьезных успехов все нет.

5 июля 1833 года Нисефор Ньепс умирает. В последующие пять лет Дагерр достигает блестящих успехов, в результате которых появляется первая в истории полноценная фотографическая технология, которая носит имя ее создателя. Но никакого увековечивания заслуг Ньепса не происходит. Семья изобретателя гелиографии в полной мере получает лишь материальные выгоды от союза Нисефора Ньепса с Дагерром.

Технология Дагерра основывается на трех новациях: использовании светочувствительности йодистого серебра, проявляющей способности паров ртути и свойствах раствора поваренной соли закреплять возникающее таким образом изображение.

В 1837 году новый процесс в основном освоен. Летом того же года Дагерр подписывает с Исидором Ньепсом третий по счету договор, по которому передает Товариществу свой процесс (при этом не раскрывая его тайны), с тем условием, что он будет носить его имя. Тогда же компаньонами решено эксплуатировать изобретение при помощи подписки, или же попробовать продать права на него за 200.000 франков. Однако существенных результатов эта затея не приносит. И тогда Дагерр бросает все свои силы на рекламу изобретения, в результате чего группа влиятельных ученых наносит официальный визит в лабораторию, где изобретатель демонстрирует им несколько дагерротипов. Среди ученых присутствует и друг Дагерра, физик Доминик-Франсуа Араго (Аrago Dominique François 1786-1853), ректор Парижской обсерватории и секретарь Парижской Академии наук.

Именно Араго 7 января 1839 года делает на заседании Академии наук доклад об открытии Дагерра, характеризуя роль Ньепса во всей этой истории единственной фразой: "Изобретение г. Дагерра является плодом многолетних исследований, в течение которых он имел сотрудником своего друга, покойного г. Ньепса из Шалона-на-Соне".

19 августа 1839 года на объединенном заседании Академии наук и Академии изящных искусств Араго уже знакомит общественность и с конкретной технологией изобретения. Новость мгновенно разносится публикой, пресса ее подхватывает, и Дагерр в тот же день становится национальным героем. Он избирается почетным членом Английского королевского общества, Академий наук и научных обществ Вены, Мюнхена, Нью-Йорка, Эдинбурга. Ему дарят подарки императоры и со всего мира приходят восхищенные письма.Король Франции Луи-Филипп производит изобретателя Дагерра в офицеры Почетного легиона.

Еще до обнародования изобретения, 15 июня, Луи-Филипп подписывает документ, в согласии с которым Дагерру и Исидору Ньепсу назначается пенсия (в половинном размере распространявшаяся и на их вдов) в обмен на то, что члены Товарищества "уступают г. министру внутренних дел, действующему от лица государства, процесс Ньепса-отца с улучшениями Дагерра и последний процесс Дагерра, служащий для закрепления изображений камеры-обскуры." Пенсия составляет 4000 франков Ньепсу и 6000 – Дагерру ежегодно. К этому стоит добавить, что получение пенсии персонально для Дагерра становится подлинным спасением, поскольку 3 марта Диорама его погибает от пожара, и он оказывается практически нищим.

В общественном смысле приобретение дагерротипии французским государством невозможно переоценить. Этим актом фотопроцесс отдается в пользование всему человечеству, и теперь любой человек в любой стране может безо всяких ограничений практиковать дагерротипию (за исключением Великобритании, правительство которой 14 августа выдает Дагерру патент на его изобретение.

Одновременно идет активный процесс всестороннего усовершенствования всех сторон новой визуальной технологии, к которому сам Дагерр имеет уже мало отношения. В 1840-м он покупает дом в деревне Бри-на-Марне (Bry-sur-Marne, Иль-де-Франс), куда и переселяется вместе с семьей. Здесь он заводит фотолабораторию, мастерскую и даже обсерваторию, пишет для местной церкви иллюзионистическую перспективную картину, снимает небольшое число дагерротипов и занимается собственным садом. Тамошние жители избирают его советником своего муниципалитета, а после его смерти устанавливают на его могиле памятник.

 

Главным конкурентом на звание изобретателя фотографии для Дагерра является британец Уильям Генри Фокс Тэлбот (William Henry Fox Talbot, 1800-1877). Тэлбот много путешествовал. В свои путешествия Тэлбот, не обладающий навыками рисовальщика, всегда берет камеру-обскуру и камеру-люциду, при помощи которых фиксирует понравившиеся ему виды. В 1833 году в окрестностях итальянского озера Комо, он приходит к ключевой идее, которая посещала в иных обстоятельствах и в иное время и других "родителей фотографии". Вспоминая те дни одиннадцатью он пишет в своем фотоальбоме "Карандаш природы" (Pencil of Nature, 1844) "о неподражаемой красоте картин природы, которые стеклянная линза камеры отбрасывает на бумагу в своем фокусе - прекрасные картины, создание мгновения, обреченные на быстрое исчезновение. Во время этих размышлений у меня родилась мысль о том, как было бы хорошо заставить подобные изображения природы отпечататься, зафиксироваться на бумаге! Для того, чтобы не забыть эту мысль до своего возвращения в Англию, я тщательно записал ее, как и те опыты, которые наиболее вероятно помогли бы осуществить ее, если бы это было возможно. И так как авторы трудов по химии указывали, что нитрат серебра является веществом, исключительно чувствительным к действию света, я решил испытать его в первую очередь".

Вернувшись в январе 1834-го из путешествия в свое имение аббатство Лакок (Lacock Abbey, Уилтшир ), Тэлбот приступает к экспериментам. Он начинает с простейшего: покрывает листы бумаги нитратом серебра, укладывая на бумагу листья растений и кружева и получает их белые силуэтные изображения. Эти силуэты Тэлбот называет "фотогеническими рисунками" (photogenic drawings), сохраняя их в папках и рассматривая время от времени при слабом свете свечи или вообще в полутьме - иначе поверхность бумаги полностью темнеет, уничтожая изображенное на ней. Затем вместо нитрата серебра Тэлбот начинает использовать более светочувствительное хлористое серебро, фиксируя получаемые изображения при помощи раствора поваренной соли. Теперь (как он пишет в 1839-м в отчете Королевскому обществу) предметы "воспроизводились с величайшей точностью и правдоподобием, даже жилки листьев и тончайшие волоски, покрывающие растение... Объект, который опытный рисовальщик точно срисует лишь за несколько дней, отображается... в течение нескольких секунд". После этого изобретатель переходит к экспонированию уже внутри камеры-обскуры. Он собственноручно изготовляет большую камеру, однако даже выдержка в один-два часа дает недодержанное изображение. Тогда Тэлбот решает уменьшить формат и заказывает местным мастерам несколько маленьких камер-обскур, дающих изображения всего в один квадратный дюйм (ок. 2,5 кв.см).

Жена Тэлбота называет его маленькие камеры " мышеловками ". Расставив их вокруг своего любимого дома, после часовой выдержки Тэлбот получает миниатюрные негативы. Позже, в уже упомянутом отчете Королевскому обществу, изобретатель сообщает, что "выполнил летом 1835 года ряд снимков моего дома в деревне, который особенно подходит для этого ввиду своей прекрасной архитектуры. Этот дом, как я считаю, является первым, нарисовавшим свое собственное изображение" (из последней фразы следует, что - по крайней мере до момента написания отчета - об опытах Ньепса Тэлбот не подозревает).

Достигнув этих успехов, изобретатель вдруг оставляет фотографические занятия, не позаботившись опубликовать сообщения об их результатах, и погружается в исследования, с одной стороны, в области оптики и спектрологии, а с другой – в сфере изучения античности.

Когда 7 января 1839 года Араго объявляет миру об изобретении Дагерра, Тэлбот спохватывается и торопится оповестить общественность о собственных успехах.

18 января 1839 г. он устраивает в Королевском обществе выставку своих " фотогенических рисунков ", после чего 25 января делает отчет на заседании Королевского общества. А 29 января Тэлбот отправляет письмо Араго, в котором требует признать его первенство в фиксации "изображений в камере-обскуре... и последующего сохранения этих изображений таким образом, чтобы они могли выдерживать яркий солнечный свет". Как можно догадаться, такого признания он не получает - хотя бы потому, что, по словам Гершеля, "рисунки Тэлбота — детская игра по сравнению с дагерротипами".

Обида на отказ признать его первенство побуждает Тэлбота к усиленной работе. К 1841-му он дорабатывает фотографический процесс, который называет " калотипией " (от греческого слова " kalos " — прекрасный; другое название процесса, по имени изобретателя, – талботипия). В технологии этого процесса, помимо тэлботовского, содержится вклад и других людей, в том числе Гершеля и Джозефа Рида (Joseph Bancroft Reade, 1801-1870). Получив в 1842-м за свои открытия от Королевского общества медаль Рамфорда, Тэлбот затем детализирует их в книге "Карандаш природы" (Pencil of Nature).

Таким образом, к 1841 году Тэлбот вырабатывает двухшаговую негативно-позитивную процедуру получения фотографического образа на базовом для всей классической истории медиума носителе – бумаге, что делает возможным получение тиража воспроизведений. Проиграв Дагерру первенство в изобретении фотографии как физического процесса, он изобретает аналоговую фотографическую технологию, в своей основе остающуюся неизменной вплоть до ее апдейта на цифровую в конце XX века. Помимо этого, и в отличие от дагерротипа, возможности манипуляции с которым ограничивались выбором точки зрения и освещения, в калотипии присутствуют еще и возможности варьирования отпечатка, получаемого с негатива: изменения его тональности и цвета, выбора бумаги и вообще материала для печати (фарфора, ткани, металла, -- чего угодно), ретуши негатива и отпечатка. Сами термины "негатив" и "позитив" были предложены, как уже говорилось, Джоном Гершелем, другом Тэлбота. Кроме того, Гершель пытался убедить Тэлбота заменить узкий по значению термин "фотогенический рисунок" на более общий термин "фотография" (световое письмо).

На этом этапе соревнование Тэлбота с Дагерром могло бы многообещающе продолжиться, но тут Тэлбот совершает роковую ошибку. Он патентует изобретение, и с этих пор берет патенты на все последующие технологические новшества, а нарушителей патентов преследует в судебном порядке, чем ограничивает популярность калотипии, проигрывая Дагерру теперь уже окончательно и бесповоротно. В результате за пределами своего ученого круга изобретатель так и остается малоизвестным.

Уже в 1850-х, покончив с экспериментами в калотипии, после всех не слишком успешных судебных сражений за свои патентные права, Тэлбот вновь возвращается к теоретической математике и этимологии, открывая для себя, кроме того, еще один круг интересов – ассириологию, и существенно способствуя расшифровке клинописи. В 1855 году на Всемирной выставке в Париже ему присуждают Большую почетную медаль за вклад в фотографию; в 1865-м на фотографической выставке в Берлине -- приз за процесс фотогравирования; а в 1877-м его выбирают почетным Лондонского фотографического общества.

 

 

Другие изобретатели

Список претендентов на изобретение фотографии, однако, не ограничивается именами Ньепса и Дагерра. История этого изобретения включает в себя гораздо большее число лиц. Возможно, что задолго до официальной даты рождения медиума английский ученый, "последний человек, знавший все", Томас Янг (Thomas Young, 1773-1829) - в 1803-м, и американец, изобретатель телеграфа, художник и дагерротипист, Сэмюэл Морзе (Samuel Finley Breese Morse, 1791-1872) - до 1822-го - уже получают смутные и нестойкие негативные фотографические изображения. К числу изобретателей фотографии относится также и осевший в Бразилиифранцуз Эркюль Флоранс (Antoine Hércule Romuald Florence, 1804-1879), который, судя по его записям, смог зафиксировать негативное изображение в 1833 году, однако сами его записи стали известны за пределами этой страны лишь в 70-х годах XX века.

О причастности к открытию фотографии других лиц становится известно сразу же после объявления об изобретении Дагерра. Лондонский журнал Athenaeum, выходящий в Лондоне, в июне того же великого фотографического года пишет, что "не проходит и дня, чтобы в нашей почте не было очередного письма, извещающего об открытии или якобы улучшающем свершении" в этой области.

Однако среди реально преуспевших в фотоизобретательстве следует назвать выдающегося английского астронома и математика Джона Гершеля, помимо прочего первым введшего в употребление термины " негатив " и " позитив " и одним из первых – термин " фотография ", а также чиновника французского министерства финансов Ипполита Байара (Hippolyte Bayard, 1807-1887). Последний изобрел свой собственный процесс получения позитивного изображения на бумаге. Его произведения, так же как дагерровские, были уникальными (существовали в единственном экземпляре), а экспозиция занимала не менее 12 минут, отчего предметами съемки могли быть только неподвижные предметы. Трагедия Байара, однако, заключалась в его доверчивости: Франсуа Араго убедил Байара отложить анонсирование его процесса для французской Академии наук (Académie des sciences), и за это время изобретателем фотографии был официально признан друг Араго Луи Дагерр. В качестве по своему художественной реакции на эту несправедливость Байар создает первое в истории постановочное фотоизображение "Автопортрет в виде утопленника" (1840), где представляет себя совершившим самоубийство. На обороте этой самой известной своей фотографии он помещает следующий текст:" Тело, которое вы здесь видите, принадлежит г-ну Байару, изобретателю... Насколько мне известно, этот неутомимый экспериментатор отдал своему открытию около трех лет жизни. Однако правительство, излишне великодушное к мсье Дагерру, заявило, что для мсье Байара сделать ничего не может, и бедняга утопился. О, превратности человеческой жизни..!...Его тело оставалось в морге несколько дней, но никто не опознал и не затребовал его. Дамы и господа, лучше бы вам удалиться, чтобы не оскорблять своих чувств зловонием, ибо, как вы можете видеть, лицо и руки этого господина начинают разлагаться. (The corpse which you see here is that of M. Bayard, inventor of the process that has just been shown to you. As far as I know this indefatigable experimenter has been occupied for about three years with his discovery. The Government which has been only too generous to Monsieur Daguerre, has said it can do nothing for Monsieur Bayard, and the poor wretch has drowned himself. Oh the vagaries of human life....!... He has been at the morgue for several days, and no-one has recognized or claimed him. Ladies and gentlemen, you'd better pass along for fear of offending your sense of smell, for as you can observe, the face and hands of the gentleman are beginning to decay.)"

24 февраля 1840 года Байар все же официально (и детально) информирует Академию о своем процессе, за что получает сумму, достаточную для покупки более совершенного фотографического оборудования. Несмотря на все начальные трудности в своей фотографической карьере, он продолжает интенсивную профессиональную деятельность, демонстрируя даже большую гибкость и продуктивность, нежели Дагерр или Тэлбот. Байар выступает одним из основателей Французского общества фотографии (Societe Francaise de Photographie), а в 1851-м входит в состав участников первой в истории фотографической экспедиции от Комиссии исторических памятников (Historic Monument Commission), посвященной документированию состояния памятников французской исторической архитектуры (Mission Héliographique). Также считается, что именно Байару принадлежит идея комбинации двух негативов, что дает при печати сгармонированное изображения неба и земной поверхности; в 1850-х это будет внедрено в практику уже другими фотографами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методичне забезпечення. Інтерактивний комплекс навчально-методичного забезпечення дисципліни (ІКНМЗД) «Кримінологія» – пакет навчально-методичних матеріалів: тексти (тези) лекцій | Рост популярности фотографии и использование ее в различных сферах жизни.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных