Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Электронные и интернет-ресурсы




 

1. Арестов А.И. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью. 2007. [Электронный ресурс], СПС «КонсультантПлюс».

2. Ермакова Л.А. Жертвы мошенничества: виктимологическая профилактика// Гражданин и право, 2006, № 7. [Электронный ресурс],URL: http: // www.garant.ru.

3. Состояние криминальной виктимизации в стране и тенденции ее развития на перспективу. МВД ГУ ВНИИ. – М.: 2008. [Электронный ресурс], URL:http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&file№ame=Pub/victimper.htm.

4. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 г. «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений». [Электронный ресурс],URL: http: // www.garant.ru.

5. Сущинский П. Г. Идея уголовно-антропологической школы в науке и судебном процессе (отдельный оттиск из журнала «Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины», март 1899 г.). – С.-Петербург, типография Министерства внутренних дел, 1899 г. [Электронный ресурс],URL: http: // www.garant.ru.

6. Третьяков В.И. Организованная преступность как криминологический и социальный феномен // Общество и право / научно-практический журнал. 2009. № 1 (23). [Электронный ресурс], URL: http: // www.garant.ru.

7. Щербаков В.Ф. Понятие и сущность государственной политики противодействия преступности в сфере экономики // Законодательство и экономика, 2004, № 3. [Электронный ресурс],URL: http: // www.garant.ru.

 

 

 

9. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Объект и предмет криминологии.

2. Методы криминологических исследований.

3. Место криминологии в системе наук. Связь криминологии с правом и социологией.

4. Ранняя история криминологии. Становление криминологии как науки.

5. Позитивизм в криминологии.

6. Антропологическое направление в криминологии.

7. Социологическое направление в криминологии.

8. История отечественной криминологии: основные этапы развития.

9. Зарубежные социологические теории преступности.

10. Биологические теории преступности.

11. Понятие и природа преступности.

12. Преступность как система, ее аддитивные свойства.

13. Качественные и количественные характеристики преступности.

14. Преступление и преступность. Их соотношение.

15. Латентная преступность. Методы ее изучения.

16. Классификация причин и условий преступности.

17. Уголовно-правовая и криминологическая классификация преступлений. Виды преступности.

18. Понятие личности преступника. Два подхода к изучению личности преступника.

19. Криминологическая характеристика преступников и структура личности преступника.

20. Классификация и типология преступников.

21. Виктимология как раздел криминологии.

22. Виктимность и виктимизация.

23. Понятие преступного поведения. Причины индивидуального

преступного поведения.

24. Механизм преступного поведения. Потребности и мотивы в детерминации преступного поведения.

25. Понятие криминологического прогнозирования. Прогнозирование и предупреждение преступлений.

26. Виды и методы криминологического прогнозирования.

27. Понятие, объект и субъекты предупредительной деятельности.

28. Система субъектов предупреждения (профилактики) преступлений.

29. Уровни, виды и меры предупреждения преступности.

30. Характеристика экономических преступлений и их предупреждение.

31. Характеристика насильственных преступлений и их предупреждение.

32. Характеристика неосторожных преступлений и их предупреждение.

33. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

34. Причины и условия преступлений несовершеннолетних и их предупреждение.

35. Криминологическая характеристика рецидивной преступности. Особенности личности рецидивиста.

36. Причины рецидива преступлений и его предупреждение.

37. Характеристика особенностей пенитенциарной преступности.

38. Криминологическая характеристика профессиональной преступности и ее предупреждение.

39. Криминологическая характеристика организованной преступности и меры борьбы с нею.

40. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

 

10.ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пояснения к компьютерной презентации по курсу «Криминология»

 

Компьютерная презентация курса криминологии в системе «Power Point» предназначена для оптимизации и модернизации учебного процесса и позволяет учитывать различные мнемонические способности студентов (так называемые аудиальный и визуальный тип восприятия). Один из крупнейших отечественных специалистов в области теории и методологии педагогической психологии, академик С.Л. Рубинштейн указывал, что психологически чрезвычайно сложный процесс прочного усвоения знаний не сводим к памяти или прочности запоминания, в него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях; то, как материал воспринимается, существенно зависит от того, как он подается; то, как он осмысливается и усваивается, – от того, как он излагается. Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала[4]. Яркое, образное оформление материала, в сочетании с логической подачей информации повышает интерес к излагаемым сведениям и активизирует процессы запоминания.

Компьютерная презентация обеспечивает закрепление теоретических положений с помощью визуальных образов, работающих на раскрытие темы. Кроме того, фиксация на экране текстов определений, схем и статистических сведений дает возможность студентам воспринимать устное изложение материала преподавателем, имея перед глазами аутентичные тексты, достоверно законспектировать их и возвращаться к их обзору по мере необходимости. Слайды можно использовать не только для сопровождения лекционного изложения материала, но и для освежения в памяти учащихся отдельных положений темы на семинарских занятиях, и для проверки знаний учащихся.

Слайды 1, 2 содержат тезисы определений предмета и объекта науки криминологии, слайд 3 иллюстрирует соотношение этих двух понятий, что облегчает студентам осознание того, которое из двух понятий шире.

Слайды 4, 5 содержат схематичные изображения системы методов, используемых криминологией, и связи криминологии с другими науками. Это дает возможность преподавателю построить изложение последовательно и не отвлекаться на повторение перечня и групп методов, а студентам – закрепить эти схемы в своих конспектах.

На слайдах 6,7, 8 («История криминологии I, II, III») приведены высказывания мыслителей, философов и криминологов, относящиеся к различным этапам развития криминологической мысли и различным философским учениям. Не только аудиальное, но и визуальное восприятие учащимися наиболее ярких цитат, характеризующих развитие криминологической мысли, способствует полноценному пониманию истории науки и формирования различных криминологических направлений.

Слайд 9 отмечает основные вехи превращения философских концепций причин преступности и роли государства в борьбе с ней в самостоятельное научное течение, получившее название «криминология». Слайд 10 демонстрирует развитие криминологии от классической школы уголовного права через позитивизм к современным криминологическим концепциям[5]. Слайды 11 – 12 посвящены Ч.Ломброзо, с цитатой и иллюстрациями из его книги «Преступный человек». Слайд 13 посвящен А.Кетле, с цитатой из его произведения «Человек, развитие его способностей или опыт социальной физики». Не только аудиальное, но и визуальное воспроизведение имен ученых и названий их ключевых трудов с цитатами позволит учащимся без искажений запомнить заглавия и имена собственные, и осмыслить основные положения этих учений, а преподавателю даст возможность не возвращаться к цитированию текстов, довольно сложных для восприятия на слух.

Слайд 14 содержит определение позитивизма, данное Э.Ферри, что позволяет преподавателю оттолкнуться от цитаты для разъяснения учащимся сути позитивизма. Визуальное восприятие текста цитаты с отсылкой к ученому XIX века обеспечивает запоминание периода начала применения в криминологии методов естественных и точных наук.

Слайды 15-36 посвящены современным теориям генезиса преступности и преступного поведения. На слайдах 15, 29 и 34 приведены перечни основных теорий трех криминологических школ – социологической, антропологической и психологической. С учетом того, что в некоторых учебных изданиях психологическое направление в криминологии не выделяется в отдельную школу, а рассматривается как часть антропологического направления, на слайде 29 психологические теории включены в схему антропологического объяснения преступности, но на слайде 34 они все же оформлены отдельной схемой. На слайдах 21, 23, 24, 25, 27, 30, 31, 32, 35, 36 приведено краткое содержание основных современных теорий генезиса преступности, при этом слева – суть теории, а справа, отделенная графической «молнией», – критика данных концепций. На слайде 28 схематически отражена суть концепции Э.Шура о том, что общество может снизить уровень преступности в результате отказа от криминализации так называемых «преступлений без жертв»; снижение уровня драматизации зла, т.е. установления излишних уголовно-правовых запретов, приведет по мнению Э.Шура, к сокращению вторичной девиантности.

Слайд 37 с изображением слона призван проиллюстрировать переход к теме о понятии преступности и отсылает к индийской притче о четырех слепцах, которые, чтобы узнать, что представляет собой слон, решили ощупать слона и потом сверить свои впечатления; в итоге слепец, трогавший хобот, заявил, что слон – это канат, слепец, ощупавший ухо, убеждал остальных, что слон – это лист лотоса; третий, трогавший бок слона, был уверен, что слон похож на стену, а четвертый, державший слона за ногу, считал, что слон – это колонна. Этот образ позволит закрепить в памяти учащихся трудность определения понятия преступности, а также обосновать существование в криминологии различных подходов к пониманию преступности.

Слайд 38 содержит краткие тезисы основных определений преступности, существующих в отечественной криминологии, со ссылкой на ученых, являющихся авторами приведенных определений либо наиболее последовательно отстаивающих эти определения. Последний тезис («понятие, не требующее определения») отражает взгляд на определение преступности зарубежных криминологов. Вопросительный знак, на фоне которого приведены определения, призван подчеркнуть, что ни одно из приведенных определений не является совершенным, так как не позволяет в полной мере постичь сущность преступности, а также и то, что могут быть сформулированы новые определения, либо решение вопроса состоит в том, что следует отказаться от попыток определить это понятие.

Слайд 39 отражает наиболее емкий образ латентной преступности, которую принято сравнивать с айсбергом: зарегистрированная преступность – видимая часть «айсберга» – составляет лишь долю всего объема преступности, в то время как большая ее часть скрыта от регистрации, в связи с чем в англоязычной терминологии латентную преступность называют “dark number”, в немецкоязычной ‘dunkel Ziffer”, что означает «темное число».

Слайд 40 содержит краткие определения видов латентности. Слайд 41 иллюстрирует соотношение укрытой, незаявленной и невыявленной преступности внутри структуры латентной преступности[6], слайд 42 содержит данные о структуре укрытых преступлений[7]. На слайде 43 приведены наиболее распространенные причины естественной латентности в Санкт-Петербурге[8], на слайде 44 – в целом по России[9]. Слайды 45, 46, 47 содержат краткие описания наиболее распространенных методов определения уровня латентности преступности.

На слайде 48 приведены для сравнения данные о раскрываемости преступлений в России и в развитых странах, где выше профессиональный уровень и техническая оснащенность правоохранительных органов. Значительно менее высокие проценты раскрытых преступлений в этих странах косвенно свидетельствуют об искусственном завышении уровня раскрываемости преступлений в России. Данные об удельном весе убийств в структуре преступности, в сравнении с долей этих же преступлений в структуре преступности других стран (слайд 49) призваны продемонстрировать значение этого показателя для определения достоверности уголовной статистики: в связи с тем, что убийство – весьма низколатентное преступление, увеличение его доли в структуре преступности может свидетельствовать об искажении статистики, так как наиболее вероятно происходит за счет искусственного сокращения долей высоколатентных преступлений. Слайд 50 демонстрирует так называемую «воронку уголовной юстиции» – чрезмерную криминализацию общественных отношений и несовершенство правоохранительных органов, из-за чего уголовная юстиция оказывается не в состоянии учесть все сообщения о преступлениях и принять по ним соответствующие меры[10]. Знакомя учащихся с этими данными, необходимо отметить, что нельзя механически расценивать значительную разность количества зарегистрированных преступлений и выявленных лиц, совершивших преступления, как результат некачественной работы правоохранительных органов (то есть подходить к статистическим данным с меркой «одно лицо – одно преступление»), так как одно лицо может совершить несколько преступлений.

На слайде 51 представлены основные показатели преступности, с разделением их на количественные и качественные. Слайды 52, 53, 54 посвящены количественным показателям объема преступности, выражающегося в абсолютных цифрах, и уровня преступности, являющегося относительным показателем, позволяющим с помощью коэффициента преступности сравнивать уровни преступности в различных регионах, странах и населенных пунктах, и в различные периоды. Слайды 55, 56 иллюстрируют изменение уровня преступности на территории нашей страны за периоды 1962 – 1996 г. и 1977 – 2006 г., на слайде 57 данные об изменении уровня преступности за период с 1997 по 2006 г. выражены графически.

На слайде 58 сгруппированы в таблицу, а на слайде 59 выражены графически данные из отчета Бюро ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (UNODC)[11] о числе убийств в различных странах мира, на основании представленной странами официальной статистики за 2010 год, в которой не учитывалась смертность в результате вооруженных конфликтов или по приговору суда. На слайде 60 приведены данные о фактическом объеме случаев преступного лишения жизни в России, исходя из коэффициентов латентности преступлений, имеющих последствием лишение потерпевшего жизни[12], без учета смертности при дорожно-транспортных происшествиях (несмотря на то, что в некоторых странах – например, в Финляндии, – такие смерти учитываются как убийства). На основании уточненных данных вычислен коэффициент фактического уровня убийств – слайд 61, и показан в сравнении с официальным коэффициентом, а на слайде 62 графически отражено изменение соотношения российских данных об убийствах с зарубежными, при использовании уточненного коэффициента.

Слайды 63-67 посвящены показателю структуры преступности – определению и способам графического выражения; слайд 67 демонстрирует относительное постоянство распределения удельных весов разных видов преступлений внутри структуры преступности, очевидное при сопоставлении диаграмм 2002 и 2010 г. Слайды 68-70 посвящены показателю динамики преступности – ее определению, способам графического выражения, методикам расчета.

Слайды 71-72 демонстрируют динамику преступности в СССР и России в годы реформ и социальной нестабильности; «взлеты» и снижения уровня преступности в эти годы ученые связывают не столько с реальным изменением количества преступлений, сколько с существенными изменениями уголовной политики, законодательства, судебной и регистрационной практики[13].

Слайды 73, 74 отражают понятия характера (соотношения внутри структуры преступности преступлений разной степени тяжести) и цены преступности, как ее качественных показателей. Слайды 75, 76 содержат понятие, способ расчета и данные о криминальной активности различных групп населения.

Слайды 77-79 отсылают к классификации причин и условий преступности по различным основаниям, показывают наиболее распространенные основания классификации и виды детерминантов в зависимости от их содержания, уровня и интенсивности действия. Слайды 80 и 81 отражают социальные корни неравенства как детерминантов преступности.

Слайд 82 содержит схему соотношения понятий личности преступника, как лица, совершившего преступление, и криминогенной личности, как более широкого понятия, отражающего высокую степень общественной опасности не только лица, уже нарушившего уголовный закон, но также и лица, готового к совершению преступления.

На слайдах 83-84 дано определение личности с точки зрения психологии и выделены основные составляющие личности человека. На слайде 85 определено, чем наполнен процесс социализации, который активно осуществляется в течение двух периодов – первичного и промежуточного[14] (слайд 86). Перейдя к слайду 87, можно конкретизировать составляющие личности преступника, опираясь на базовое понятие личности. На слайдах 88 и 89 названы и выстроены в схему компоненты общественной опасности как свойства криминогенной личности.

Слайд 90 содержит определение криминализации, слайд 91 называет этапы процесса криминализации как реализации общественной опасности лица; предкриминогенный этап предполагает, что негативная направленность личности формируется или уже сформировалась, и проявляется в антиобщественном поведении; в посткриминогенном этапе возможны два направления развития личности преступника: снижение общественной опасности и ресоциализация личности, либо усиление общественной опасности.

На слайде 92 отображено понятие мотивации преступного поведения; анимация слайда вводит надпись «доминирующий мотив» по щелчку, это призвано продемонстрировать, что человеком, как правило, руководит целый комплекс мотивов, но лишь один из них, приводящий к совершению преступления, является доминирующим.

На слайде 93 приведены данные уголовной статистики РФ за 2007 г. относительно мотивации расследованных преступлений: корыстные мотивы имели место в 49,9% (482 301 преступление), хулиганские – в 3,4% (32 586 преступлений), сексуальные – в 1,05% (10 185 преступлений), ревность, ссора, другие бытовые причины – 17,2% (166 640 преступлений), национальная вражда – 0,006% (65 преступлений), религиозная вражда – 0,002 % (15 преступлений)[15]. Необходимо предупредить учащихся, что сектора, соответствующие на диаграмме долям двух последних мотивов – национальной и религиозной вражды, – настолько малы, составляют тысячные доли процента, что их практически не видно на рисунке.

На слайде 94, для ввода учащихся в изучение вопроса о механизме индивидуального преступления, в произвольном порядке перечислены элементы, которые так или иначе взаимодействуют с личностью; из них следует выбрать те, которые формируют механизм преступного поведения. Анимация слайда позволяет по щелчку очерчивать рамкой ключевые элементы механизма индивидуального преступления – личность и конкретную жизненную ситуацию, что призвано подчеркнуть значение этих элементов.

На слайде 95 в схему механизма индивидуального преступления включены только те элементы из перечисленных на предыдущем слайде, которые являются необходимыми и достаточными для реализации преступления: в центре этого механизма личность преступника, сформировавшаяся в процессе социализации; на эту личность влияет конкретная жизненная ситуация, играющая в генезисе индивидуального преступления роль спускового крючка, запускающая реализацию общественной опасности. В схему включена также жертва преступления. При этом следует учитывать соотношение степени деформации личности и интенсивности конкретной жизненной ситуации: чем более испорчена личность, тем незначительнее может быть конкретная жизненная ситуация (КЖС) для криминализации, и наоборот (слайд 96). Два варианта этого соотношения иллюстрируют слайды 97 и 98, анимация слайдов предполагает оценку личности как незначительно деформированной или практически недеформированной (слайд 97), либо с ярко выраженной негативной направленностью (слайд 98), и затем – ввод фрагмента рисунка, изображающего КЖС, подобную тяжелой гире (слайд 97), или пушинке (слайд 98).

На слайде 99 перечислены психические аномалии и заболевания, которыми, по данным Ю.М.Антоняна и В.Е.Эминова, страдают 50% осужденных в РФ[16]. Столь высокий процент подтверждает тезис о том, что расстройства психической деятельности оказывают значительное влияние на поведение человека, детерминируя общественно-опасные поступки.

На слайде 100 приведена типология личности преступника в зависимости от степени деформации личности и уровня общественной опасности, а на слайдах 101-105 раскрыты основные черты каждого из названных на слайде № 70 типов (с анимацией, позволяющей постепенно, по мере объяснений преподавателя, вводить на экран черты из перечня).

На слайде 106 схематически изображена вероятность выбора законопослушного или противоправного поведения применительно к каждому типу личности преступника.

Слайд 107 очерчивает содержание предмета виктимологии как науки о жертве, криминологической теории внутри криминологии. Слайд 108 демонстрирует 2 наиболее распространенных взгляда на виктимологию на заре ее существования: в виде самостоятельного научного направления и в виде составной части криминологии. Графическое изображение подчеркивает несостоятельность первого взгляда, ибо невозможно представить себе жертву без преступника, а значит, нет смысла в изучении поведения жертвы в отрыве от поведения преступника.

На слайдах 109-114 перечислены основоположники виктимологии – Ганс фон Гентиг, Б.Мендельсон, Г.Элленбергер, С.Шефер, один из первых советских виктимологов – Л.В.Франк, с изложением сути их научного вклада в виктимологию, перечня основных трудов и кратких биографических данных.

На слайде 115 в схеме дано соотношение понятий «жертва преступления», «потерпевший» в уголовно-правовом смысле, «потерпевший» в уголовно-процессуальном смысле, «жертва в ситуации некриминального характера», и отношение всех этих понятий к понятию «жертва»: эти понятия не тождественны между собой, хотя к каждому из них применимо определение «жертва». Однако жертва преступления может так и не стать потерпевшим в уголовно-правовом смысле, если преступление не будет поставлено на учет, и потерпевшим в уголовно-процессуальном смысле, то есть лицом, обладающим специфическими процессуальными правами и обязанностями, если субъектом расследования или судебного рассмотрения не будет вынесено соответствующее постановление.

На слайде 116 кратко приведены основные взгляды на понятие виктимности. Знак вопроса, на фоне которого даны определения, означает, что каждое из этих определений до настоящего времени является дискуссионным.

На слайде 117 дано определение виктимности – основного понятия виктимологии. Анимация слайда помогает визуально, на фоне соответствующего изображения из фильма-«хоррора», закрепить название определяемого понятия, а затем по щелчку вывести на экран само определение. На слайде 118 это определение конкретизировано с помощью упоминания личностного компонента индивидуальной виктимности, а на слайде 119 приведена схема механизма виктимизации, включающая в качестве основных элементов виктимную предрасположенность жертвы, виктимную годность и виктимогенную ситуацию.

Эту схему развивает определение виктимизации, данное на слайде 120, и «состав» виктимизации в аспекте субъекта и объекта этого процесса, его объективной и субъективной сторон, на слайде 121.

Слайд 122 отображает уровни виктимизации: I – непосредственную виктимизацию (жертвы, на которую непосредственно направлено преступление), II – второго уровня, когда от преступления несут ущерб также близкие непосредственной жертвы, III – коллективную виктимизацию, в случаях претерпевания ущерба от преступления некой однородной группы людей, не являющихся непосредственными жертвами (семьи, рабочего коллектива, любой формальной или неформальной группы), IV – виктимизацию общества в связи с разрушением или нарушением охраняемых уголовным законом общественных отношений в результате преступления.

На слайде 123 приведены виды виктимности в зависимости от вида уязвимости жертвы по отношению к лицу или к деянию. На слайде 124 дана классификация видов виктимности в зависимости от личности жертвы и ситуации.

Слайд 125 завершает изучение темы «Жертва преступления» указанием на криминологическое значение виктимологии (для понимания личности преступника и механизма преступного поведения, а также для предупреждения преступлений), уголовно-правовое значение (для квалификации преступления и выбора адекватной меры наказания с учетом роли жертвы в механизме преступного поведения), и криминалистическое значение (для составления криминалистической характеристики преступления, выработки психологического портрета преступника на основании сведений о жертве, установления преступника путем выявления потенциальных жертв и наблюдения за ними).

Слайды 126-128 отражают понятие и классификацию этапов и уровней профилактики преступности. Слайды 129-131 содержат классификацию субъектов предупреждения преступности по схеме, предложенной А.И.Долговой[17].

На слайде 132 приведено определение криминального насилия, на слайдах 133-134 дан перечень видов криминального насилия, ответственность за которое установлена уголовным законом, с указанием на то, в чем конкретно выражается насилие того или иного вида. Слайды 135, 136, 137 содержат графические отображения статистических данных, характеризующих насильственную преступность. Слайд 138 содержит схему иерархии мер профилактики насильственной преступности.

Слайд 139 демонстрирует структуру экономической преступности.

Слайды 140, 141 иллюстрируют криминологическую характеристику неосторожной преступности, слайд 142 – особенности ее предупреждения.

 

На слайде 143 приведены основные тенденции преступности несовершеннолетних в России в последние годы[18]. (Под упоминающимися в тексте «смешанными» группами понимаются преступные группы, куда наряду с несовершеннолетними входят и взрослые лица, как правило, уже имеющие криминальный опыт или даже судимость; «преступлениями ненависти» называют преступные деяния, мотивированные национальной, расовой, религиозной и пр. неприязнью или враждой).

Слайд 144 демонстрирует знаки профессионального преступника – смысловые татуировки, слайд 145 раскрывает значение этих татуировок (например, изображение жука расшифровывается как аббревиатура «ЖУК» – «Желаю удачной кражи») и знаковые места их расположения на теле (плечо и кисть руки). Преподаватель имеет возможность наглядно разъяснить роль «понятий» и воровских традиций как субкультуры профессиональной и рецидивной преступности, а также показать прикладное значение умения «читать» символы этой субкультуры. На слайде 146 – фотоснимок трупа мужчины, выловленного из водоема. Размещенная на том же слайде картинка с набором татуировок призвана продемонстрировать, что эти знаки отражают характеристику личности их носителя и сведения о важнейших событиях его жизни, что, в частности, может способствовать установлению его личности. На слайде 147 приведены данные о личности покойного, почерпнутые из анализа татуировок, имевшихся на теле.

Слайд 148 посвящен международному сотрудничеству государств в борьбе с преступностью и кратко перечисляет основные формы и виды сотрудничества.

Статистические данные, приведенные на слайдах, могут также использоваться в ходе изучения вопросов «Показатели преступности», «Предупреждение преступности», «Латентная преступность», «Методика криминологических исследований» на лекционных и семинарских занятиях, при рубежных аттестациях знаний, и дополняться новыми данными. Слайды 149, 150 могут использоваться в ходе семинарских занятий: студентам предлагается разместить по степени убывания латентности преступления, перечисленные в таблице (слайд 149), а затем сверить свое мнение с данными исследований латентной прступности (слайд 150)[19]. Слайды 151, 152 предназначены для обсуждения со студентами вопросов виктимности.

 

 


[1] Издания, отмеченные значком *, имеются в фондах библиотеки Северо-Западного филиала Российской академии правосудия (Санкт-Петербург).

 

[2] Сведения о состоянии преступности приведены на официальном сайте МВД РФ. См.: URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_88233/

[3] URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_88233/

 

[4] См.: Рубинштейн С.Л. Учение / Основы общей психологии: в 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – т.II. С.85.

[5] Использована схема Я.И.Гилинского (Гилинский И.Я. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2009. С.123).

[6] Диаграмма составлена на основании данных из монографии: Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности /под ред. С.М.Иншакова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. С.14.

[7] Там же, с.15.

[8] См.: Криминология: учебник / под ред. Г.Л.Касторского. – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права; СПбИГО; Книжный дом, 2007. С.41.

[9] См.: Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности. – С.634.

[10] См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 218; см. также: Криминология: учебник/ под общ.ред. А.И.Долговой. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. С.152.

[11] См.: URL: http://news.mail.ru/incident/7008864/?frommail=1. Дата обращения 10.10.2011.

[12] См.: Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности… (Автором презентации сгруппированы данные, размещенные в различных главах указ.соч.)

[13] См. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Норма, 1997. – С.164-165.

[14] См.: Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. С.34.

[15] Статистические данные почерпнуты из учебника криминологии под ред. А.И.Долговой (с. 219), диаграмма составлена автором настоящей презентации.

[16]См.: Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. С.23.

[17] См. Криминология: учебник/ под общ.ред. А.И.Долговой. С.484-486.

[18] См.: Криминология: учеб.пособие/науч. ред. Н.Ф.Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. С.104-105.

[19] Данные об индексе латентности различных преступлений приведены по соч. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности…






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных