Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Философия права как область знания




Обучающимся следует обратить внимание на то, что проблема дисциплинарного статуса Философии права как особого способа исследования права является на сегодняшний день объектом дискуссий. Юристы и философы спорят по вопросам ее предметного определения, структуры и содержания, специфике методов и функций, соотношения с общей философией и теорией права. Эта ситуация отражается и на состоянии учебной дисциплины "Философия права", которая постепенно входит в учебные программы подготовки юристов.

Начиная с глубокой древности, со времени возникновения философии, в VII-V веках до н.э. она была универсальной формой рационального постижения мира человеком во всем богатстве его проявлений, в том числе и социально-родовой жизни. И. Дамаскин, православно-христианский богослов и философ VIII века н.э..(основные произведения "Точное изложение православной веры", "Элементарное введение в догматику"), будучи продолжателем традиций античной философии, предложил следующую схему её объектно-предметного определения. Право, согласно его позиции, представляет собой праксеологический раздел философии, органично включенный в её практическую часть наравне с этикой и экономикой.

Вплоть до XVIII века н.э. философия продолжала оставаться единственной инстанцией производства и систематизации знания о природе, обществе, культуре и т.п. С конституированием естественных наук в конце XVII – начале XVIII веков в самостоятельную социальную и когнитивную силу, из предметного поля философии уходит частонаучное знание о природе, то есть натурфилософия. Позднее это произойдёт и с социальным познанием. С первой половины XIX века начался активный процесс формирования социально-гуманитарных наук

Специфическое, общественное, то есть надприродное бытие человека, привлекало внимание мудрецов Греции ещё на раннем этапе формирования философии. Но первоначально оно носило характер исторического осмысления того, что было, то есть исчезнувшей социальной действительности прошедших событий. Древнейшими историками принято считать Геродота (ок. 485- ок. 425 гг до н.э.) и Фукидида (ок. 460-400 гг до н.э.)

Возникнув как простое описание событий, социальное познание постепенно перешло к познанию причин общественных процессов, природы общественных связей, гражданской жизни общества, различий государственного устройства, то есть становилось философией истории. Сократ, Платон и Аристотель создали первые политические концепции, раскрывающие истоки возникновения социальной организации людей, этики и права.

В эпоху Средневековья социальная философия развивалась в русле общефилософского процесса того времени, то есть в рамках теологии. И здесь крупнейшими мыслителями, занимавшимися проблемами права, можно считать Августина Блаженного и Фому Аквинского.

Начиная с эпохи Возрождения, возникает традиция секулярной философии истории(термин введен Вольтером) или социальной философии.

Её становление как самостоятельной дисциплины происходит в эпоху Нового времени и связано с именами Вольтера, Вико, Гердера и Гегеля. Предметом социальной философии становится рассмотрение качественного своеобразия общества в отличие от природы, его генезиса, динамики, судеб и перспектив, а также анализ государства, религии, этики и права. Крупнейшие философские построения, касающиеся социальной философии, включающие рефлексию правовой проблематики принадлежат Г.Гегелю и Э.Канту.

Только в 70-е годы XIX века Адольф Меркель вводит понятие "теория права", которое закрепило отделение от социальной философии особой "науки о праве" С этого времени начинается процесс размежевания теории права и философии права. Со временем теория права оттесняет философию права на второй план в процессе осмысления правовой реальности.

В России, после революции 1917 года, теория государства и права рассматривалась как идеологическая наука, обосновывающая легитимность диктатуры пролетариата. Философская правовая традиция была постепенно предана забвению. В конце ХХ века, после реставрации 1992 г., происходит возрождение философско-правовой традиции и в этой связи возникает проблема "разведения" двух рациональных традиций осмысления и изучения права. Эта задача решается посредством определения предмета методов и познавательных функций Философии права, а также обоснования их отличий от аналогичных структурных составляющих теории права.

Существуют два принципиальных подхода к определению дисциплинарного статуса "Философии права": собственно философский и юридический. Первый рассматривает "Философию права" как часть философии и определяет её место среди таких философских дисциплин, как социальная философия, гносеология, логика, этика. Второй подход относит "Философию права" к отрасли юридической науки. С этой позиции она рассматривается как теоретический, прежде всего логический, фундамент позитивного права. Это сводит философию права к частному разделу юридической науки, её гносеологии, строящейся на формальной логике.

Однако, первенство и самостоятельный статус философской рефлексии права подтверждается более длительной и авторитетной исторической традицией. Так в системе Г. Гегеля философия права охватывает собой всю социально-философскую проблематику. В других системах, например, С.Л. Франка, она является разделом социальной философии, который называется социальной этикой. "Философия права" как философское учение об общественном идеале, полагал он, есть часть социальной философии – это социальная этика. Идеал этот обосновывается с помощью анализа природы человека и общества. Поскольку социальная феноменология и онтология (как часть социальной философии) лежит в основе социальной этики, посольку социальная философия совпадает с философией права. В современной западной философии она включается в рамки философской антропологии (экзистенциализм, феноменология, герменевтика)

Мы полагаем, что философия права представляет собой самостоятельный раздел социальной философии. Являясь частной, как философия культуры, философия политики, социология, антропология и т.п., философской дисциплиной, она изучает с позиций всеобщего феномена права. Дает сущностное (предельно общее) понятие правового бытия, правовой реальности и форм её существования – правоотношений, правосознания и правовой деятельности. (См. Гегель Г.Ф. Философия права. М., 1990. С. 55-67).

Сущностное единство социальной философии и философии права заключается в объекте исследования, которым является социальное бытие человека. Различия же находятся в предметной специфике. Предметом философии права является сущность, генезис и динамика правовой реальности, правосознания и правовой культуры. Предмет "Социальной философии" гораздо шире: она изучает генезис социальности вообще, экономические, духовные, институционные формы общественной жизни человеческого рода, в сравнении с которыми право выступает, как одна из институционально-системных форм организации этой жизни.

Что касается "Теории права" и "Философии права", то их различия заключаются в разнице предметов и познавательных функций. Но прежде всего, их отличает уровень обобщения, на котором они "работают". Философия права – исследует свой объект на уровне общего (сущности), теория права – на уровне особенного (явление).

Предметные их различия заключаются в том, что философия права изучает право, как универсальную характеристику проявления человеческой свободы и рациональности. Теория права изучает его как социальный институт, как форму общественного сознания и инструмент социального регулирования (См. схему №2)

Отличаются они методами исследования своих предметов. Философия права пользуется методом рефлексии от лат reflexio- отражение) – это критический анализ в процессе дискурса. Подробнее мы остановимся на этой проблеме при изложении второго вопроса темы Теория права соединяет теоретический анализ, основанный на логическом методе, и эмпирическую методологию. Логический метод включает в себя анализ, синтез, системно-генетический метод, имеющие общенаучный статус.

Метод рациональной индукции является основным в эмпирико-позитивистской теории права, которая, обобщая частные проявления права, дает общее понятие права. Отцом и теоретиком современного правового позитивизма является Т. Гоббс, идеи которого легли в основу правового утилитаризма (И. Бентам, Д.С. Милль, Дж. Остин). К этому течению относится и нормативная концепция права Х. Кальзена, дополненная Г. Хартсом ("теория правил"), институциональная теория Н. Пульмана и др.

Все эти теории отличает индуктивная методология и уровень абстрагирования "особенного" и "единичного"

Эмпирическая методология включает сравнительно-исторический метод, сравнительно-правовой, статистический, социологический, метод моделирования (в том числе с использованием ЭВМ)

К основным струтурным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

- философско-правовая онтология, изучающая принципы, формы, способы генезиса и диалектики правовой реальности и таких её феноменов, как право, правовые нормы, юридические законы, правосознание, правоотношения, правовая культура;

- философско-правовая гносеология, изучающая природу, логику и методы познания и толкования правовой реальности;

- философско-правовая аксиология, изучающая ценностно-этический смысл права;

- философско-правовая праксеолгия, изучающая общие принципы практического законодательства и практической реализации права.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных