Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Трудовой распорядок организации, порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка




 

В соответствии с ч. 2 ст. 189 ТК РФ работодатель обязан в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором и другими локальными нормативными правовыми актами организации, трудовым договором создавать условия труда, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Создание подобных условий предполагает разработку локальных нормативных правовых актов, создающих основу поведения работников в процессе трудовой деятельности и позволяющих создавать полномочным представителям работодателя условия труда, которые необходимы для соблюдения работниками трудовой дисциплины.

Из ч. 3 ст. 189 ТК РФ следует, что одним из локальных нормативных актов, создающих основу правомерного поведения в процессе трудовой деятельности, являются правила внутреннего трудового распорядка.

В соответствии с ч. 1 ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации должны утверждаться работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Следовательно, до утверждения указанных правил полномочный представитель работодателя на основании ст. 372 ТК РФ обязан направить их проект в выборный профсоюзный орган первичной организации, который в течение пяти дней со дня его получения может высказать свое мотивированное мнение по поводу содержащихся в нем положений. При наличии у представительного органа работников организации предложений по изменению содержания данных правил работодатель вправе провести с ним дополнительные консультации в течение трех дней. После чего локальный нормативный правовой акт может быть утвержден работодателем и без учета мнения выборного профсоюзного органа организации. В свою очередь профсоюзный орган вправе обжаловать утвержденный работодателем нормативный акт в соответствующую государственную инспекцию труда, которая вправе выдать работодателю предписание об отмене данного акта. Профсоюзный орган не лишен возможности обжалования утвержденных работодателем правил внутреннего трудового распорядка в судебном порядке. Следует иметь в виду, что отказ от прохождения согласования по правилам ст.372 ТК РФ на основании ч.4 ст.8 ТК РФ должен влечь признание нормативного правового акта, для принятия которого установлено данное согласование, недействующим, то есть не подлежащим применению.

В ч. 4 ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации определены как локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Таким образом, правила внутреннего трудового распорядка являются локальным нормативным правовым актом, они распространяются на неопределенный круг лиц, так как подлежат применению не только по отношению к работникам, состоящим в трудовых отношениях в момент их принятия, но и к поступившим на работу после утверждения правил внутреннего трудового распорядка. В связи с чем профсоюз вправе обжаловать содержание данных правил и без их применения к члену профсоюза, то есть профсоюзу при таком обжаловании не требуется доказывать нарушение прав члена профсоюза при их применении. В подобной ситуации профсоюз выступает в защиту неопределенного круга лиц. В ходе судебного разбирательства мнение профсоюза получит оценку в качестве одного из доказательств по делу о признании недействующими полностью или в части правил внутреннего трудового распорядка.

В ч. 2 ст. 190 ТК PФ говорится о том, что правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору. Следовательно, полномочные представители работников при заключении коллективного договора могут требовать изменения существующих правил внутреннего трудового распорядка и включения их в качестве приложения к коллективному договору. Отказ работодателя от удовлетворения требований профсоюза является не только основанием для проведения процедур коллективного трудового спора, но и для обжалования содержания действующих правил внутреннего трудового распорядка в судебном порядке. Причем в суде профсоюз может потребовать не только признания указанных правил недействующими, но и обязания работодателя разработать данные правила в качестве приложения к разрабатываемому или действующему в организации коллективному договору.

В настоящее время продолжают действовать Типовые правила внутреннего трудового распорядка от 20 июня 1984 года в части, не противоречащей российскому законодательству. К примеру, не могут применяться меры дисциплинарного взыскания указанных Типовых правил, которые отсутствуют в содержании российского законодательства.

Из содержания ст. 189 ТК РФ, Типовых правил внутреннего трудового распорядка от 20 июня 1984 года можно выделить следующие разделы правил внутреннего трудового распорядка: 1) общие положения (сфера применения правил); 2) порядок приема и увольнения работников; 3) основные права и обязанности работников; 4) основные права и обязанности работодателей; 5) рабочее время и его использование; 6) время отдыха и его использование; 7) поощрения за успехи в работе; 8) ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Данный перечень разделов правил внутреннего трудового распорядка не является исчерпывающим. Работодатель с учетом мнения представительного органа работников организации может включить в содержание правил и другие разделы, например, о порядке выплаты заработной платы, предоставления гарантий и компенсаций.

В соответствии со ст. 8, 9 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка не должны иметь в своем содержании условия, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством. В частности, работодатель не может усложнять порядок приема работников на работу, устанавливать дополнительные основания для их увольнения, усиливать ответственность за нарушение трудовой дисциплины, например, путем включения в указанные правила условия о применении к нарушителям трудовой дисциплины штрафных санкций, возлагать на работников дополнительные по сравнению с законодательством обязанности. Наличие указанных условий в правилах внутреннего трудового распорядка позволяет профсоюзу, выступающему в защиту прав неопределенного круга лиц, отдельным работникам, по отношению к которым применены указанные правила, обжаловать их в судебном порядке на предмет признания недействующими полностью или в части. Для такого обжалования сроки не установлены. В связи с чем правила внутреннего трудового распорядка могут быть обжалованы в любое время в течение срока их действия. Признание указанных правил недействующими полностью или в части позволяет работнику требовать восстановления нарушенного их применением права. Срок для его восстановления должен исчислять с момента вынесения решения о признании правил внутреннего трудового распорядка недействующими, так как именно с этого момента работник узнает о том, что его право было нарушено применением условия данных правил, признанного судом недействующим. В том случае, когда работник не являлся участником судебного разбирательства о признании правил внутреннего трудового распорядка недействующими, срок для восстановления нарушенного их применением права должен исчисляться с момента ознакомления работника с текстом судебного решения, поскольку именно с этого времени работник узнает о нарушении своего права путем применения условия правил, признанного судом недействующим.

Работодатель с учетом мнения профсоюзного органа организации за счет собственных средств может предусматривать в правилах внутреннего трудового распорядка дополнительные по сравнению с законодательством льготы для работников. Предоставление таких льгот соответствует требованиям ст. 8, 9 ТК РФ. Например, работодатель может освободить работника от части возложенных на него законодательством обязанностей, предоставить право на дополнительные дни оплачиваемого отпуска и т.д. После включения подобных условий в правила внутреннего трудового распорядка у работодателя возникает обязанность по предоставлению работнику дополнительных преимуществ. Тогда как у работника возникает право требовать предоставления предусмотренных в правилах внутреннего трудового распорядка льгот и преимуществ. Невыполнение работодателем данной обязанности является нарушением трудового законодательства, в частности ст. 8, 9 ТК РФ, действующих в организации правил внутреннего трудового распорядка. За данное нарушение работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Работники могут требовать выполнения условий правил внутреннего трудового распорядка или коллективного договора в судебном порядке, они не лишены возможности обратиться с соответствующими требованиями и в государственную инспекцию труда.

Для возложения на работника обязанности по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка работодатель должен доказать ознакомление работника с данными правилами. Данное ознакомление должно происходить в письменной форме.

В частности, при приеме на работу работник знакомится с действующими у работодателя правилами внутреннего трудового распорядка и делает об этом запись в заявлении о приеме на работу, в приказе работодателя. Отсутствие у работодателя письменных доказательств ознакомления работника с правилами внутреннего трудового распорядка при возникновении спора лишает представителей работодателя права ссылаться на свидетельские показания для подтверждения такого ознакомления.

Отсутствие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных правовых актов, с которыми работник ознакомлен в письменной форме, позволяет работодателю требовать от работника соблюдения только условий трудового договора, которые соответствуют действующему законодательству. Отсутствие в трудовом договоре условия о режиме труда и отдыха и указанных правовых актов нормативного характера позволяет работнику самостоятельно определять рабочее время и время отдыха. В связи с чем работодатель лишается возможности привлечь работника к ответственности за нарушение действующих у него правил поведения.

 

Поощрения за труд

 

В соответствии с ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. При применении мер поощрения работодатель должен соблюдать требования действующего законодательства, в частности не допускать дискриминации при поощрении работников. Обязанности работодателя соблюдать законодательство при поощрении корреспондирует право работников требовать соблюдения их законных прав и интересов. В связи с чем можно сделать вывод о том, что по общему правилу применение мер поощрения вписывается в формулу предоставления работникам прав с соответствующими им обязанностями работодателя. В организации могут действовать положения о применении мер поощрения, например о премировании. Наличие у работника определенных в таком положении трудовых достижений влечет возникновение у работодателя обязанности предоставить работнику соответствующую меру поощрения. Работник вправе отказаться от поощрения, проведенного работодателем. Хотя нельзя не заметить, что применение отдельных мер поощрения во многом зависит от усмотрения представителей работодателя.

К примеру, работодатель за счет собственных средств может предоставить работнику дополнительные по сравнению с законодательством и локальными нормативными правовыми актами организации меры поощрения. Естественно, применение подобных мер относится к правам работодателя. Однако работник вовсе не обязан принимать от работодателя дополнительную меру поощрения, он также вправе от нее отказаться. В связи с чем может возникнуть ситуация, когда праву работодателя на дополнительное поощрение корреспондирует право работника принять от работодателя дополнительную меру поощрения. Но и в этом случае действует правило об обязанностях, которые корреспондируют в соответствующие им права. Ведь работодатель при применении им дополнительной меры поощрения должен обеспечить соблюдение требований законодательства, к примеру, в части, не допускающей применение дискриминационных мотивов в ходе поощрения работников. Данная обязанность корреспондирует в право работников потребовать от работодателя соблюдения законодательства и действующих в организации правил поощрения. Следовательно, при применении мер поощрения у работодателя возникают обязанности по соблюдению предписаний законодательства, которым корреспондируют права работников потребовать соблюдения принадлежащих им прав и законных интересов. Поэтому работники не лишены возможности обратиться к работодателю с требованиями о применении мер поощрения, например, об обязании работодателя возбудить ходатайство о присвоении работнику звания "Ветеран труда". При наличии у работника соответствующих показателей суд должен вынести решение, обязывающее работодателя возбудить указанное ходатайство. Нередко в судебной практике возникают споры о незаконном отказе работодателя от выплаты премии работнику. Признание действия или бездействия работодателя незаконным влечет возникновение у него обязанности по выплате премии. Соответственно у работника возникает право на ее получение.

В отличие от дисциплинарных взысканий применять меры поощрения может любой представитель работодателя. Полномочный представитель работодателя, то есть лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников, может делегировать данное право путем издания соответствующего приказа (распоряжения) другим представителям администрации. Например, руководитель организации может предоставить право осуществить премирование работников руководителям структурных подразделений, которые и будут применять меры поощрения к находящимся у них в подчинении работникам. Расширение круга лиц, пользующихся правом применения мер поощрения, улучшает положение работников по сравнению с действующим законодательством, поскольку увеличивает возможности по применению мер поощрения. Однако и лица, которым делегировано право по поощрению работников, обязаны соблюдать требования законодательства и действующих в организации правил. В свою очередь работники вправе требовать защиты своих прав и законных интересов в процессе применения мер поощрения. Следовательно, и в данном случае обязанности представителей администрации корреспондируют в соответствующие им права работников.

В ч. 1 ст. 191 ТК РФ перечислены основные меры поощрения.

К ним относятся: 1) объявление благодарности; 2) выдача премии; 3) награждение ценным подарком; 4) награждение почетной грамотой; 5) представление к званию лучший по профессии. Данный перечень мер поощрения не является исчерпывающим. В ч. 2 ст. 191 ТК РФ прямо говорится о том, что другие виды поощрения работников могут быть предусмотрены в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине труда. Следовательно, работодатель за счет собственных средств может предоставить работникам и другие меры поощрения. Например, в качестве меры поощрения может быть применен дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый работнику за счет средств работодателя. Работодатель может поощрить работника и передачей ему в собственность недвижимого имущества, к примеру дачного участка.

В этом случае премирование осуществляется не только приказом (распоряжением) работодателя, но и заключением с работником договора о передаче имущества в собственность, в частности договора дарения. Заключение такого договора улучшает положение работника по сравнению с законодательством. В связи с чем совершение работодателем и работником подобных действий соответствует ст. 8, 9 ТК РФ. Таким образом, работодатель может применить к работнику любые не запрещенные законом меры поощрения за счет собственных средств. Однако нельзя не заметить, что в перечне мер поощрения, который не исчерпывающим образом определен в ч. 1 ст. 191 ТК РФ, имеются поощрения, применение которых не относится к компетенции работодателя. В частности, к их числу относится присвоение звания лучшего по профессии, других почетных званий. Работодатель может лишь оформить представление для присвоения указанных званий. Отказ работодателя от оформления такого представления не должен служить препятствием для применения законодательства о почетных званиях при наличии у работника соответствующих показателей. В связи с чем работник вправе обратиться к работодателю с иском об обязании представить его к присвоению соответствующего звания. Удовлетворение требований работника судом влечет возникновение у работодателя обязанности по оформлению указанного представления.

Дополнительные меры поощрения могут быть предусмотрены в уставах и положениях о дисциплине работников, которые утверждаются органами федеральной исполнительной власти. Применение мер поощрения, предусмотренных в уставах и положениях о дисциплине работников, также может выходить за рамки компетенции работодателя, в частности их применение может быть отнесено к ведению представителей федерального органа исполнительной власти. В этом случае работодатель также оформляет документы, необходимые для применения указанных мер поощрения, на федеральном уровне. Отказ работодателя от такого оформления также может стать предметом судебного разбирательства. Применение мер поощрения, предусмотренных в уставах и положениях о дисциплине работников, может быть отнесено и к компетенции работодателя. В связи с чем при наличии у работника установленных в уставах или положениях о дисциплине показателей у работодателя возникает обязанность по применению предусмотренной в них меры поощрения. В свою очередь у работника возникает право на получение соответствующего поощрения от работодателя.

Особенностью применения мер поощрения является возможность признания заслуг работника в сфере труда на государственном уровне. В соответствии с ч. 2 ст. 191 ТК PФ за особые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. В настоящее время действует Указ Президента РФ N 442 от 2 марта 1994 года "О государственных наградах Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями. В связи с чем работодатель может ходатайствовать о представлении работника к установленным в Российской Федерации государственным наградам. Отказ работодателя от представления работника к государственным наградам не должен служить препятствием для их применения к работникам, имеющим особые заслуги в трудовой деятельности. Работник, представляющие его интересы общественные организации могут потребовать от работодателя в судебном порядке оформления соответствующего представления. Удовлетворение судом указанных требований влечет возникновение у работодателя обязанности по оформлению соответствующего особым заслугам работника в сфере труда представления к государственной награде.

За трудовые заслуги работнику может быть присвоено почетное звание, например, "Заслуженный юрист", "Заслуженный учитель РФ". Присвоение почетных званий регламентируется Указом Президента РФ N 1341 от 30 декабря 1995 года "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положения о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями". Представление к почетным званиям также осуществляет работодатель. Отказ работодателя от представления работника, имеющего особые трудовые заслуги, не должен служить препятствием для присвоения почетного звания. Данный отказ также может стать предметом судебного разбирательства. Работодатель может быть обязан оформить соответствующее представление на работника, имеющего особые трудовые заслуги.

За исключительные трудовые заслуги работнику может быть присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением особого знака отличия Золотая Звезда, введенного Законом РФ от 20 марта 1992 года.

Субъекты РФ могут вводить свои меры поощрения работников за особые заслуги в трудовой деятельности. Поэтому региональные органы государственной власти могут предусмотреть дополнительные по сравнению с федеральным законодательством меры государственного поощрения работников за особые трудовые заслуги, а также определить порядок их применения. Несоблюдение установленных региональным законодательством правил применения мер поощрения также может стать предметом судебного разбирательства.

Таким образом, при применении мер поощрения должно действовать общее правило о наличии у работника, имеющего соответствующие трудовые показатели, права на поощрение с корреспондирующей ему обязанностью работодателя по применению мер поощрения, относящихся к его компетенции, либо по оформлению соответствующего представления на поощрение работника другими полномочными лицами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных