Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое государство – государство, основанное на верховенстве права, которое призвано обеспечить защиту прав и свобод каждого человека и гражданского общества в целом.




Понятие «правовое государство» возникло в 19 веке, хотя истоки его следует искать в древности. Уже известные мыслители античности (Платон, Аристотель и др.) обращались к поискам принципов, форм и конструкций согласованного взаимодействия власти и права. Античными авторами был выработан ряд положений о правовом государстве:

§ о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель, Салон);

§ о различии правильных и неправильных форм правления (Сократ, Платон);

§ о различии естественного и позитивного права и их соотношении (Аристотель, Демокрит);

§ о равенстве людей по естественному праву (римские юристы, стоики);

§ о праве как мериле справедливости, регулирующем нормы общения (софисты, Цицерон и др.);

§ о государстве как правовом объединении людей (Цицерон);

§ о сферах частного и публичного права, о юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

Символическим выражением представлений о государственной власти, признающей право, т.е. о справедливой государственной власти, стал образ богини правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия. Он олицетворяет единение силы и права: охраняемый богиней правопорядок в равной мере обязателен для всех. Образ правосудия выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой, правовой, государственной власти.

На протяжении истории смысл и содержание идеи о правовом государстве у разных мыслителей, политических и общественных деятелей значительно различались. В то время как одних идея такого государства связывалась с частной собственностью, эксплуатацией чужого труда и привилегированным положением в обществе определенных классов и слоев, другие понимали ее совершенно по-иному. Например, Т. Мор еще в 16 в. констатировал, что в условиях частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни об общественном благосостоянии, ни о «совершенном государственном управлении». В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение в работах исследователей приобретают проблемы разделения функций власти, правовой организации властных отношений, соотношение политических сил, исключающее монополизацию власти в руках одного органа, лица или союза. Утверждаются идеи свободы личности, господства права в частных и публичных отношениях. Дж. Локк в Англии (17 в.) выступил с обоснованием доктрины «законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти». Ш. Монтескье во Франции (18 в.) заявлял, что для предотвращения злоупотребления властью необходим такой порядок, где власти могли бы взаимно себя сдерживать. Философскую основу современной теории правового государства заложил немецкий философ Иммануил Кант, в учении которого центральное место занимает человек как член общества и как личность. Хотя словосочетание «правовое государство» в его трудах не употреблялось, (оно звучит у него как «правовое государственное устройство») Кант настаивал на согласовании действий государства с правом, подчинении его правовым законам. Впервые термин «правовое государство» был употреблен немецкими учеными К.Т. Велькером (1813), И.Х. Фрайхер фон Аретином (1824). Создание юридически завершенного понятия «правовое государство» связывают с именем Р. Моля, который ввел его в общий государственно-правовой и политический обиход. В 1829 году он дал определение правового государства как конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Итак, исторически правовое государство – это конституционное государство. Оно возникает как реакция на абсолютную монархию, как требование ограничения деятельности центральных государственных органов соответствующими общими правовыми актами, сформулированными представительными органами.

Теория правового государства охватила страны Западной Европы, Северной Америки, развиваясь и обогащаясь на протяжении десятилетий. Доминирующей становится идея о том, что в правовом государстве отношения между людьми и государством регулируются нормами, устанавливающими порядок и исключающими безвластие и применение насилия. Это означает, что подданные, которые раньше имели только обязанности, превращаются в граждан, наделенных, помимо обязанностей, определенными, установленными законом правами. Основной целью правового государства считается обеспечение свободы граждан, свободы инициативы, предпринимательства и развития личности соответственно принципу «разрешено все, что не запрещено законом».

В 20 веке, особенно после второй мировой войны, теория правового государства приобрела новые черты. Она прошла через период господства нацистского варианта теории «правового государства» в фашистской Германии, через этап непринятия в СССР идеи правового государства с ее (идеи) наработанными в дореволюционное время ценностными элементами - признаками: верховенство права, разделение властей, неприкосновенность личности, гарантии прав и свобод человека и др.

Показательно, что в конституциях ряда стран (США, Франции, Швейцарии и др.) отсутствуют статьи, указывающие, что данная страна является правовой. Однако правовая сущность государства раскрывается через закрепленные в статьях Основного закона признаки правового государства: охрана и защита прав человека, подчиненность власти закону, разделение властей и другие.

В 80-х годах 20 века идея создания правового государства актуализировалась в странах бывшего «социалистического лагеря» как реакция на тоталитарный режим, административно-командные методы властвования, нарушение прав человека. Отечественная наука приняла формулу «правовое государство» в результате «перестройки», провозглашенной в 1985 году. Украина, став самостоятельным независимым государством, определила ориентацию своего развития – построение демократического социального правового государства.

Основные признаки правового государства:

1) верховенство права и закона – само государство во всей своей деятельности связано правом, признает его высшую ценность; в отношении властных государственных органов и должностных лиц действует специально-дозволительный принцип «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом», в то время как граждане руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом»; важнейшие сферы отношений регулируются законами преимущественного прямого действия, подзаконные акты соответствуют и не противоречат законам, перед законом все равны, закон распространяется на всех субъектов правоотношений, права человека признаны и закреплены основным законом государства, они законодательно, а также фактически гарантируются и защищаются;

2) соблюдение принципа деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, все ветви власти автономны, равноправны и независимы друг от друга, взаимный контроль осуществляется через механизм сдерживаний и противовесов с целью не допустить излишней концентрации власти, злоупотребления ею или ее узурпации, ветви власти взаимодействуют на основе правовых принципов и основного закона, за соблюдением которого осуществляется конституционный контроль;

3) демократичность государственной власти – источником государственной власти является воля народа, которая осуществляется непосредственно или через представителей; вся полнота законодательной власти в представительном органе осуществляется представителями народа, избранными из его среды;

4) взаимные права, обязанности и ответственность государства и его граждан – государство гарантирует в основном законе права, свободы и законные интересы граждан, граждане имеют конституционные обязанности перед государством;

5) юридическая защищенность личности, т.е. наличие эффективных механизмов для защиты основных прав, интересов, чести и достоинства человека;

6) высокая правовая культура общества и личности;

7) независимость судебной власти и эффективная работа правоохранительных органов по соблюдению законов и других нормативных актов

Правовое государство формируется с гражданским обществом.

Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество».

Общество – это общность и система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм.

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим, а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

Гражданское общество – высокоразвитое общество свободных индивидуумов – собственников, осознающих и признающих общечеловеческие ценности.

Черты гражданского общества:

Ø Не существует до появления государства и вне государства;

Ø Состоит из субъектов – свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в состоянии конкуренции и солидарности;

Ø Обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

Ø Оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

Ø Вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

Ø Формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта;

Ø Развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти.

Современное понятие правового государства включает также социальную направленность всей деятельности государства.

Социальное государство – государство, которое берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, прежде всего, незащищенных слоев, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.

Понятие «социального государства» было выдвинуто в 1929 году немецким государствоведом Х. Хеллером, после чего распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.

После второй мировой войны концепция социального государства получила закрепление в конституциях ряда стран Западной Европы (ФРГ, Испания и др.). Концептуальное ядро теории социального государства создают положения о растущей ответственности государства за благополучие, развитие и безопасность его граждан. Практическую реализацию этих положений осуществляет мощная социальная политика. Возникнув как принцип заботы о наименее обеспеченных слоях населения (благотворительность, филантропия), в наше время социальная политика охватывает в дифференцированном виде все общество, ориентируется на социальные потребности в широком понимании этого понятия.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель – при помощи социальной политики, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию. Заботясь о благосостоянии народа, социальное государство обязано стараться преодолеть дистанцию между богатыми и бедными, оно не должно допускать падения заработной платы, пенсий, стипендий ниже реального прожиточного минимума.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия», или, иначе говоря, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.

Ученые (Г.А. Риттер, Роулз и др.) выделяют три модели современного социального государства:

Ø «позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

Ø собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости);

Ø «государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).

Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой. Они нигде полностью не были реализованы, что свидетельствует об изменчивости социальной политики государства в ходе развития.

Черты социального государства:

1) возможность личности притязать на конкретный минимум социальных благ благодаря гарантированию государством ее социальной безопасности – минимальный (достаточный) уровень жизни каждому гражданину и его повышение;

2) возможность граждан притязать на обеспечение государством их социальной защиты, поднятие уровня социально-экономических прав до уровня основных прав – формирование социальной среды, создающей условия для благоприятного индивидуального развития личности, равенства стартовых возможностей (а не материального равенства) с помощью государственной системы просвещения и образования, налоговой политики, регулирования рынка труда и контроля условий труда и др.;

3) осуществление государством социальной помощи гражданам, не способным (не по своей вине) нести ответственность за свое благосостояние – речь идет об обеспечении гарантированного жизненного уровня социально ранимых слоев населения – старых, нетрудоспособных (больных), безработных по независящим от них причинам. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием;

4) обеспечение государством социальной функции собственности – собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу: наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли;

5) проведение государством политики социального компромисса – решение всех вопросов на путях согласия и взаимопонимания различных социальных групп, глубокого уважения к личности независимо от ее социального положения, защиты от всякого посягательства на ее жизнь, здоровье и личное достоинство.

Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение – наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространяться в границах соблюдения основных прав человека. И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями.

 

§ 23. политическая система

 

1. Понятие и виды систем

2. Понятие политической системы общества

3. Подходы к определению политической системы общества: генетический, системный, субстанциональный, институционный подходы

4. Элементы политической системы, их характеристика

5. Виды политических систем

6. Политические партии, виды

7. Место и роль государства в политической системе

 

В окружающем мире существуют разнообразные системы.

Система – это определенное количество взаимосвязанных элементов, которые представляют собой стойкую целостность и обладают определенным функциональным состоянием.

Виды систем:

§ экономическая;

§ политическая;

§ социальная;

§ духовная.

Политическая система общества – упорядоченная на основе права система всех политических явлений, которые функционируют и взаимодействуют (либо противодействуют) в обществе с целью завоевания, удержания либо участия в политической власти; это механизм организации и функционирования политической власти.

Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.

Используя различные методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы. Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами.

  • Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления.
  • Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития.

§ Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.

Системный подход - политическая система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер.

Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления - политическая система. Политическая власть - система волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций.

Уровни реализации политической власти:

  1. Власть конкретных политических объединений (партий, общественно-политических организаций и движений).
  2. Коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений, или нескольких социально однородных политических организаций, или блока политических организаций.
  3. Общеполитический уровень власти.

Институционный подход - позволяет обозначить характеристики политических явлений.

Суть этого подхода отражает организационный критерий - отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях формируются система и её элементы.

Элементы (компоненты) политической системы общества:

ü субъекты политики ( политические институты) – государство, политические партии, политические движения, общественные организации и движения и др.;

ü политические номы, принципы и традиции;

ü политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

ü политическая идеология, сознание, взгляды, культура;

ü связи между названными элементами.

Политические отношения – это отношения между социальными группами, нациями и народностями, между политическими институтами, между государством и гражданами по поводу выработки и осуществления политики.

Политические институты – это государство, политические партии, общественные организации, движения, объединения и др.

Политические нормы – нормы, которые регулируют политические отношения (государственно-правовые нормы); нормы общественных организаций (корпоративные нормы); обычаи и традиции политической жизни.

Политическое сознание – идеи, теории, взгляды, представления, чувства, традиции, отражающие политику и политические отношения.

В общем можно сказать, что политическая система это сложное и многогранное явление.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных