Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




ISBN 978–5–89838–521-7

 

Излагаются теоретические основы курса – основные понятия, термины и определения. Приводятся решения задач и таблицы с необходимыми химическими, термохимическими и электрохимическими величинами по всем темам контрольных работ. Дается ориентировочный перечень выполняемых лабораторных работ; список рекомендуемой литературы.

Учебно-практическое издание предназначено для студентов заочной формы обучения инженерно-технических и экономических специальностей вуза, а также может быть полезно для студентов и преподавателей нехимических специальностей вузов всех форм обучения.

 

Табл. 11. Ил. 2. Библиогр. – 23 назв.

 

 

Научный редактор д-р техн. наук проф. А. В. Тотай

 

 

Рецензенты: кафедра "Химия" Брянского государственного университета им. ак. И. Г. Петровского,

Т.Л. Талызина

 

ISВN 978–5-89838–521-7 © Брянский государственный

технический университет, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ……………………………………………………………… 5

Общие методические указания …………...…………………………….. 6

Рабочая программа дисциплины …………………..……………………..8

Контрольные вопросы к экзамену.………………………………….......13

Перечень лабораторных работ…………………….…………………….16

Выбор вариантов контрольной работы ……………….………………..17

ТЕМЫ:

1. Эквиваленты простых и сложных веществ. Закон эквивалентов...……..26

2. Строение атомов………………………….…………………………....32

3. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева.……………...39

4. Химическая связь и строение молекул. Конденсированное

состояние вещества……………………………………………..………..44

5. Энергетика химических процессов (термохимические расчеты)…..50

6. Химическое сродство ………….……………………………………...58

7. Химическая кинетика и химическое равновесие……………………65

8. Способы выражения концентрации растворов ……………………..72

9. Коллигативные свойства растворов …………………………………78

10. Ионно- молекулярные (ионные) реакции обмена …..……………..84

11. Гидролиз солями ………………………………………………..…...89

12. Свойства дисперсных систем………………………………………..94

13. Окислительно-восстановительные реакции ……………………...103

14. Электродные потенциалы и электродвижущие силы….…………110

15. Электролиз.…..……………………………………………………...116

16. Коррозия металлов …………………………………………………123

17. Комплексные соединения…………………………………………..129

18. s-элементы (…ns1-2)……...………………………………………….135

19. Жесткость воды и методы её устранения …………………….......141

20. p-элементы (…ns2np1-6)……………………………………………..145

21.d-элементы (…(n-1)d1-10ns0-2……………….………………….....….151

22. Органические соединения. Полимеры …………………..…..……158

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………...163

Список рекомендуемой литературы …………………………….…….178

Список использованной литературы ……………………….………....179

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборник контрольных заданий предназначен в помощь студентам-заочникам инженерно-технических и экономических специальностей (нехимических) при самостоятельном изучении курса химии.

Сборник состоит из общих методических указаний, программы дисциплины «Химия», таблицы вариантов и контрольных заданий. В нем рассматриваются методы изучения курса химии и формы контроля усвоения знаний студентами.

Программа дисциплины «Химия» предлагает студентам основные разделы химии, которые они должны изучить самостоятельно. В конце программы дается ориентировочный перечень лабораторных работ, выполняемых в университете, и список рекомендуемой литературы для проработки указанных в программе разделов химии.

Сборник контрольных заданий разделен на 22 части – модули. Каждый модуль содержит необходимый перечень основных понятий, уравнений и символов, задачи с решениями и задачи для самостоятельного решения. Авторы стремились подобрать задачи, охватывающие все теоретические вопросы программы курса общей химии. Умение решать задачи дает возможность студенту на конкретных примерах показать, как знания основ общей химии позволяют решать задачи, в которых требуется объяснить или предсказать свойства веществ, показать направление процесса и выбрать оптимальные условия его проведения. В издании представлены задачи и упражнения, отражающие связь химии с физикой, математикой, экологией.

На некоторые задачи ответы не приводятся; авторы пошли на это сознательно, так как в ряде случаев приведение ответа означает фактически сообщение студенту решения задачи, с другой стороны, студент должен владеть способами проверки правильности выполненного им решения.

Темы 5-12, 15-17 подготовлены Е.В. Удовенко, темы 1-4, 13, 18 – И.В. Ильиной, темы 14, 19-22 – О.Г. Казаковым.

Авторы выражают глубокую благодарность за ценные замечания д.б.н. проф. Талызиной Т.Л. и коллективу кафедры химии Брянского государственного университета (зав. кафедрой к.х.н. доценту Гегеле Ф.Ф).

Все пожелания, направленные на улучшение данного учебно-практического издания, будут приняты авторами с благодарностью.

Авторы

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Химия является не только общетехнической, но и общеобразовательной наукой, поэтому инженер любой специальности должен обладать достаточными знаниями в области химии.

Изучение курса химии должно способствовать развитию у студентов логического химического мышления и диалектико-материалистического мировоззрения. В результате изучения курса студенты должны получить современное научное представление о материи и формах ее движения, о веществе как одном из видов движущейся материи, о механизме превращения химических соединений, понимать значение химии в промышленности и сельском хозяйстве. Знание курса химии необходимо для успешного изучения последующих общенаучных и специальных дисциплин. Студенты должны прочно усвоить основные законы и теории химии, овладеть техникой химических расчетов; выработать навыки самостоятельного выполнения химических экспериментов и обобщения наблюдаемых фактов.

Основной вид учебных занятий студентов-заочников – самостоятельная работа над учебным материалом. Она слагается из следующих элементов: изучение материала по учебникам и учебным пособиям; выполнение контрольных заданий; выполнение лабораторного практикума; индивидуальные консультации (очные и письменные); посещение лекций; сдача зачетов по лабораторному практикуму; сдача экзамена по всему курсу.

Работа с книгой. Прежде чем приступить к изучению дисциплины «Химия» по темам, предварительно необходимо ознакомиться с содержанием каждой из них по программе. (Расположение материала курса в программе не всегда совпадает с расположением его в учебнике.) Изучая дисциплину, пользуйтесь предметным указателем в конце книги. Первый раз, читая материал, не задерживайтесь на математических выводах, составлении уравнений реакций; старайтесь получить общее представление об излагаемых вопросах, а также отмечайте трудные или неясные места. Внимательно перечитайте текст, напечатанный особым шрифтом. При повторном изучении темы усвойте все теоретические положения, математические зависимости и их выводы, а также принципы составления уравнений реакций. Вникайте в сущность того или иного вопроса, а не пытайтесь запомнить отдельные факты и явления. Для более глубокого и прочного усвоения материала необходимо изучать любой вопрос на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений. Чтобы лучше запомнить и усвоить изучаемый материал, надо обязательно иметь рабочую тетрадь и заносить в нее формулировки законов и основных понятий химии, новые незнакомые термины и названия, формулы и уравнения реакций, математические зависимости и их выводы и т.п. Во всех случаях, когда материал поддается систематизации, составляйте графики, схемы, диаграммы, таблицы. Они очень облегчают запоминание и уменьшают объем конспектируемого материала. Не следует переходить к изучению новых разделов, пока предыдущий материал не изучен. Краткий конспект дисциплины будет полезен при повторении материала в период подготовки к экзамену. Изучение дисциплины должно обязательно сопровождаться выполнением упражнений и решением задач (см. список рекомендованной литературы). Решение задач – один из лучших методов прочного усвоения, проверки и закрепления теоретического материала.

Контрольные задания. При изучении курса химии студент должен выполнить две (одну) контрольные работы.

К выполнению контрольной работы можно приступить только тогда, когда будет изучена определенная часть курса и тщательно разобраны решения примеров, приведенных перед задачами к соответствующим темам контрольных заданий.

Решение задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы, за исключением тех случаев, когда по существу вопроса такая мотивировка не требуется, например, когда нужно составить электронную формулу, написать уравнение реакции и т.п. При решении задач нужно приводить весь ход решения и математические преобразования.

Каждая контрольная работа должна быть аккуратно оформлена; для замечаний рецензента надо оставлять широкие поля; писать четко и ясно; номера и условия задач переписывать в том порядке, в каком они указаны в задании. Работы должны быть датированы, подписаны студентом и представлены в университет на рецензирование.

Если контрольная работа не зачтена, ее нужно выполнить второй раз в соответствии с указаниями рецензента и выслать на повторное рецензирование вместе с не зачтенной работой. Исправления следует выполнять в конце тетради, а не в рецензированном тексте.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не засчитывается.

Лабораторные занятия. Для глубокого изучения химии как науки, основанной на эксперименте, необходимо выполнить лабораторные работы.

Консультации. Если у студента возникают затруднения при изучении дисциплины, следует обращаться за письменной консультацией в университет к преподавателю, рецензирующему контрольные работы. Консультации можно получить по вопросам организации самостоятельной работы и по другим организационно-методическим вопросам.

Лекции. В помощь студентам читаются лекции по важнейшим разделам дисциплины, на которых излагаются не все вопросы, представленные в программе, а глубоко и детально рассматриваются принципиальные, но недостаточно полно освещенные в учебной литературе понятия и закономерности, составляющие теоретический фундамент курса химии. На лекциях даются также методические рекомендации для самостоятельного изучения студентами остальной части дисциплины. Студенты, не имеющие возможности посещать лекции одновременно с изучением дисциплины по книге, слушают лекции в период установочных или лабораторно-экзаменационных сессий.

Зачет. Выполнив лабораторный практикум, студенты сдают зачет. Во время сдачи зачета необходимо уметь изложить ход работы, объяснить результаты выполненных опытов и выводы из них, уметь составлять уравнения реакций. Студенты, сдающие зачет, предъявляют лабораторный журнал с пометкой преподавателя о выполнении всех работ, предусмотренных планом практикума.

Экзамен. К сдаче экзамена допускаются студенты, которые выполнили контрольные задания и сдали зачет по лабораторному практикуму.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных