Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бассейновый принцип природопользования




 

Мировому сообществу предстоит осуществить исторически беспрецедентные изменения по согласованию своей практической деятельности с естественными законами исторического развития.

Вся территория всех континентов имеет природные границы в виде водоразделов и рек, и поделена на водосборные территории, бассейны рек, озер, морей и океанов. Главнейшие природные границы – водоразделы. Самоуправляемой природной единицей является водосбор водного объ­екта любого порядка, от оврага до стоковых зон в мировой океан.

Территория России превышает 17 млн. км2 и относится к четырём стоковым зонам: Атланти­ческой – 1 млн. км2; Арктической – более 11 млн. км2; Тихоокеанской – бо­лее 3 млн. км2 и бессточной в мировой океан, Каспийской – около 2 млн. км2. Население по зонам распределяется крайне неравномерно, составляя со­ответственно около 45 млн. человек для Атлантической зоны, около 30 млн. человек для Арктической зоны, около 15 млн. человек для Тихоокеанской зоны и бо­лее 60 млн. человек – для Каспийской зоны. В границах назван­ных зон плотность населения изменяется на порядки от менее 1 чел. на км2 в Якутии, до более 1000 чел. на км2 в Московской области (в т.ч. с населе­нием г. Москва).

Взяв за основу устойчивого развития концепцию согласного с Природой хозяйственного поведения, следует за единицу хозяйствования принимать единый и целый природный объект, т.е. водосбор водного объекта. Изучив возможности конкретного водосбора: облесенности, обводненности, распаханности, температурный режим, ресурсы недр, биопродуктивность, населен­ность, наличие интеллектуальных центров, возможно научно обоснованное управление геоэкосистемой "Природа – общество".

Ни одна из администраций в своих действиях не согласует их с соседни­ми структурами, тем более с возможностями водосборной территории. Искус­ственно созданный отрыв хозяйственников от понимания природного объекта хозяйствования не дает и не даст эффекта устойчивого развития.

Первая попытка решения экологической трансграничной проблемы и перехода к устойчивому развитию региона по принципу – «Единому природному объекту – единое правовое поле» была предпринята в 1909 г. Правительствами Соединенных Штатов Америки и Канады. Попытка оказалась успешной и Договор о Пограничных Водах был пересмотрен в 1978 г. в «Соглашение по Качеству Воды Великих Озер». Вслед за Соединенными Штатами и Канадой трансграничные Соглашения в области экологии были подписаны между отдельными Европейскими государствами.

В России же основные законодательные акты (земельный и водный кодексы, закон о недрах, основы лесного законодательства, закон о животном мире, закон об атмосферном воздухе и др.) в своей реализации опираются на существующие административные границы и полностью лишены привязки к природным границам. Отдельным же природным объектам присваивается статус федеральной программы (Байкал, Большая Волга и т.д.), что вносит ещё большую неразбериху между законодательными и исполнительными звеньями властей различного уровня.

В истории России бассейновый принцип природопользования и управления территориями исторически традиционен для казачества. Необходимо помнить то, что названия казачьих войск России, как правило, отражали непосредственную связь войск с названиями тех речных бассейнов, на которых эти общины осуществляли свою жизнедеятельность, пользуясь их природными богатствами и охраняя эти блага от внешних и внутренних угроз. Такие названия казачьих войск как Донское, Волжское, Уральское, Кубанское, Терское и т.п. не требуют комментариев. Наши предки, не связанные в своем сознании представлениями искусственного административно-хозяйственного районирования, были более реалистичны и прагматичны с точки зрения сохранения безопасности жизнедеятельности своего народа, чем их потомки.

Сегодня «бассейновый принцип» природно-административно-хозяйственной деятельности является базовым системным элементом в определении концепции экологической, и следовательно национальной безопасности государства. Данный подход позволяет учитывать и на правовом уровне решать следующие проблемы:

а) прогнозирование стабильности или конфликтности в международных отношениях между субъектами международного и (или) федерального права – сопользователей природных ресурсов и экосистемы в целом рассматриваемого бассейна;

б) решение вопросов трансграничных переносов и определения правового статуса трансграничных зон и миграционных путей;

в) адаптации административного районирования территории экосистемы бассейна к «бассейновому типу управления» с учетом суммарных факторов поликомпонентных опасностей;

г) координирование действия по природопользованию субъектов международного и федерального права по «бассейновому принципу» с учетом его иерархического построения.

Рассмотрим постановку решения проблемы на примере территории водосбора Азовского моря. Территория Азовского бассейна занимает 0,6 миллиона квадратных километров, из которых на долю 16 субъектов России приходится более 0,5 млн. км2 и на долю 6 субъектов Украины около 0,1 млн. км2. На территории бассейна проживает более 30 млн. человек (20 – в России, 10 – на Украине). Состояние территории бассейна Азовского моря полностью зависит от хозяйственной политики субъектов России и Украины на всем водосборе.

Бассейн водосбора Азовского моря так же является составной частью Средиземно-Черноморского бассейна. В случае экологической трагедии Азовского моря возникнут обоснованные претензии к России и Украине ряда Европейских стран, в т.ч. стран-членов НАТО.

Бассейны малых рек Крыма и дренажи Северо-Крымского канала находятся в ведении Украины и экологические вопросы в связи с ними могут быть решены и сегодня частично решаются на межгосударственном уровне Украины и России.

Водосборная площадь реки Дон и его притоков до места впадения реки Хопер создает проблемы, которые в большей части можно решить на уровнях субъектов федерации и (или) федеральных округов России.

«Бассейновый принцип» природопользования и управления территориями является перспективным. Результаты экологического, научного подхода к организации жизнедеятельности территорий, могут обеспечить благополучную, прогнозируемую жизнь регионов без национального или конфессионального противостояния.

 

Вопросы для самопроверки по темам 15 – 21

1. Перечислите механизмы компенсации экологического ущерба и характеристики системы административного контроля.

2. Расскажите про экологический маркетинг и менеджмент?

3. Дайте характеристику экологическому лицензированию, природоохранным лимитам и платежам за природопользование.

4. Что такое экологическое страхование?

5. Перечислите характеристики экологического правонарушения и виды ответственности.

6. Что такое экологический аудит?

7. Расскажите об организации и проведении экологической экспертизы.

8. Расскажите об основных принципах и этапах проведения оценки воздействия на окружающую среду.

9. Расскажите о системе обязательной сертификации НД-96(2000).

10. Что такое система менеджмента качества и основные параметры стандартов ISO-9000?

11. Расскажите о системе природоохранной сертификации ISO-14000.

12. Как вы понимаемее понятие устойчивого развития территорий и бассейнового принципа природопользования?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных