Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Oacute; Право и закон, 1997




Ббк 67

Ч 81

Чуфаровский Ю.В.

Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 1997. — 320 с.

ISBN 5 – 7858 – 0019 – 5

 

Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии с программой курса «Юридическая психология» для высших учебных заведений.

В книге раскрыты теоретические аспекты науки, основной упор сделан автором на практическое применение психологи­ческих знаний в повседневной деятельности юристов.

Для студентов, слушателей, аспирантов, адъюнктов, пре­подавателей юридических и психологических вузов.

Ббк 67

 

ISBN 5 – 7858 – 0019 – 5 Ó Ю.В. Чуфаровский, 1997

Oacute; Право и закон, 1997

оглавление:

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................. 2

ЧАСТЬ ОБЩАЯ......................................................................................................................... 4

Глава I Введение в юридическую психологию..................................................................... 4

§ 1. Юридическая психология в системе научного знания...................................................... 4

§ 2. История развития юридической психологии..................................................................... 7

§ 3. Предмет, задачи и система юридической психологии...................................................... 9

§ 4. Принципы юридической психологии............................................................................... 13

§ 5. Методологические основы юридической психологии.................................................... 17

§ 6. Классификация методов познания в юридической психологии.................................... 19

Глава II Естественнонаучные основы психологии............................................................ 20

§ 1. Развитие психики................................................................................................................. 20

§ 2. Психика и мозг..................................................................................................................... 23

§ 3. Рефлекторная теория психики............................................................................................ 25

Глава III Развитие сознания и личности............................................................................. 27

§ 1. Понятие о сознании и личности......................................................................................... 27

§ 2. Роль труда и общения в развитии сознания и личности................................................. 28

§ 3. О структуре сознания.......................................................................................................... 30

§ 4. Формы сознания................................................................................................................... 32

§ 5. Состояние сознания............................................................................................................. 32

Глава IV Психологическая подготовка к юридической деятельности........................... 35

§ 1. Система психических процессов....................................................................................... 35

§ 2. Память человека................................................................................................................... 39

§ 3. Мышление, интуиция, воображение в решении задач.................................................... 43

§ 4. Речь в юридической работе................................................................................................. 47

§ 5. Эмоции и чувства в юридической деятельности............................................................. 50

§ 6. Воля и ее воспитание........................................................................................................... 55

Глава V Личность и юридическая деятельность............................................................... 56

§ 1. Социально-психологическая характеристика личности................................................. 57

§ 2. Психологическая структура личности............................................................................... 58

§ 3. Мотивация поведения личности........................................................................................ 60

§ 4. Психологические установки............................................................................................... 61

§ 5. Ценностные ориентации, интересы, идеалы.................................................................... 61

§ 6. Направленность личности.................................................................................................. 62

Глава VI Социально-психологические аспекты юридической деятельности............... 63

§ 1. Оценка интересующей личности....................................................................................... 63

§ 2. Установление и развитие психологических контактов................................................... 73

§ 3. Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.................................................................................................................................. 76

§ 4. Психологические аспекты ведения переговоров с преступниками............................... 79

Глава VII Психология юридического труда............................................................................ 80

§ 1. Психологическая характеристика труда юриста.............................................................. 80

§ 2. Профессиограммы юридических профессий.................................................................... 82

§ 3. Формирование личности правоведа в вузе....................................................................... 95

ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ. СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ..................................................... 96

Глава VIII Криминальная психология................................................................................. 96

§ 1. Предмет и задачи криминальной психологии.................................................................. 96

§ 2. Психологический анализ личности преступника............................................................ 98

§ 3. Психология организованной преступности................................................................... 102

Глава IX Психология правонарушения.............................................................................. 105

§ 1. Преступное поведение и его отражение в уголовном законе....................................... 105

§ 2. Виды человеческих действий........................................................................................... 107

§ 3. Понятие конкретного правонарушения и анализ преступного поведения................. 108

§ 4. Психологическая структура преступного действия....................................................... 109

§ 5. Психологическая характеристика и анализ преступной деятельности....................... 113

Глава Х Психология потерпевшего..................................................................................... 115

§ 1. Психологическая характеристика потерпевшего........................................................... 116

§ 2. Исследование личности потерпевшего........................................................................... 117

Глава XI Психология несовершеннолетних....................................................................... 119

§ 1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии..................................... 120

§ 2. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних................. 122

Глава XII Психологические основы предварительного расследования...................... 126

§1. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности 126

§ 2. Психология осмотра места происшествия...................................................................... 131

§ 3. Психология обыска и задержания.................................................................................... 138

§ 4. Психология допроса свидетелей и потерпевших........................................................... 144

§ 5. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.................................................... 148

§ 6. Психология очной ставки................................................................................................. 152

§ 7. Психология опознания...................................................................................................... 157

§ 8. Психология следственного эксперимента...................................................................... 162

§ 9. Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза.................................................................................................................................. 164

§ 10. Психология проверки показаний на месте................................................................... 167

Глава XIII Психология судебной деятельности (при рассмотрении уголовных дел) 170

§ 1. Психологическая структура судебной деятельности..................................................... 170

§.2. Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел 173

§ 3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом........................................... 175

Глава XIV Исправительная (пенитенциарная) психология........................................... 176

§ 1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализацни.................................... 176

§ 2. Психологический анализ коллектива осужденных....................................................... 182

§ 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания 184

§ 4. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе........................ 186

Литература......................................................................................................................... 188

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, поя­вились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем; изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуются методология и методы исследования.

Психология непрерывно обогащается новыми данными, интересны­ми гипотезами и концепциями, относящимися ко всем основным об­ластям ее проблематики. Психологическая наука все более активно включается в решение различных задач, возникающих в разных сферах общественной практики.

В настоящее время психология представляет собой довольно слож­ную и разветвленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности людей, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психо­логии, такие, как психология труда и ее самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология по­знания; педагогическая, социальная, военная и медицинская психо­логия; психология спорта; психология творчества и т. д.

К отраслям психологии, которые изучают конкретные виды челове­ческой деятельности, следует отнести и юридическую психологию, ко­торая должна внести значительный вклад в решение сложных, много­профильных задач укрепления правовой основы Российского государст­ва, усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями.

Юридическая психология включает в себя различные области науч­ных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юрисп­руденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные чер­ты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Юристы фактически никогда не отказывались от использования дан­ных психологии. Что касается конкретной практической деятельности, то почти каждый сотрудник милиции, следователь, прокурор или судья в ходе работы, иногда и сам того не замечая, неизбежно опирается на данные психологии. Как показывает практика, это эмпирическая жи­тейская психология, основанная главным образом на личном опыте, знании жизни многих людей. Преобладающая часть таких знаний пра­вильно отражает психологические закономерности. Однако наряду с эм­пирическими знаниями юристу необходимы и конкретные научные знания; то, к чему в конце концов, после поисков и заблуждений приходит опытный следователь или судья, может быть обнаружено или, напротив, опровергнуто объективным психологическим исследованием в очень короткое время и с достаточной полнотой и точностью.

В данной работе изложенным не ограничивается значение психоло­гической науки по осуществлению правоохранительной и правоприменительной деятельности. Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных пси­хологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулиро­вать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практи­ке. Все больше осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических воп­росов, а важное звено в образовании всякого культурного специалиста*, а том числе и юриста. Практически нет сферы деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к облегчению, упорядочению ее.

____________________________________________________________________________ *Мясищев В.Н. и др. Основы общей и медицинской психологии. М., 1968, с. 3.

 

По нашему мнению, одним из факторов правовой реформы, неотъем­лемая часть которой — правовая защита личности, социальных прав и свобод российских людей и одновременное повышение ответствен­ности каждого гражданина перед своим коллективом, обществом, госу­дарством в целом, является психологическое обеспечение. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическому переосмыслению сущ­ности, предмета и метода сфер приложения юридической психологии, осмысление теоретических и методологических проблем которой нача­лось в конце шестидесятых годов. Тогда появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р.Ратинова. А.В.Дулова, В.Л. Васильева, А.Д.Глоточкина и В.Ф.Пирожкова. За последние двад­цать пять лет опубликованы сотни работ по вопросам юридической психологии. Эта работа продолжается и в настоящее время.

На сегодняшний день, однако, все еще отсутствует единое, четко обоснованное мнение о самостоятельности юридической психологии как науки, о ее содержании, объекте и предмете и даже о том, юридичес­кая это наука или психологическая. С одной стороны, раздаются при­зывы к решительному повороту юридической психологии лицом к прак­тике, с другой - пока нет юридической психологии как науки, нечему и «поворачиваться к практике».

Практика показывает, что в последние годы специалисты в области юридической психологии в основном ориентировались на проведение глубоких эмпирических исследований отдельных частных направлений и вопросов как на единственно верный путь в противовес ненужному теоретизированию. По этому пути шло большинство специалистов-ис­следователей и ученых. В результате оказалось, что в юридической психологии отсутствуют цельная теория и методология, использование ее в практической деятельности. За последнее время, однако, было опубликовано несколько монографических исследований по вопросам теории этой науки. На сегодняшний день практически отсутствует ву­зовский курс юридической психологии, нет соответствующих учебников и учебных пособий, явно недостаточно учебных материалов по этому предмету для студентов юридических и психологических факультетов. Предлагаемая работа является попыткой систематизировать курс юри­дической психологии и решает следующие задачи:

1) раскрыть теоретические понятия и положения курса юридической психологии;

2) ознакомить студентов с основами общей, социальной и педагоги­ческой психологии применительно к курсу юридической психологии;

3) показать и обосновать специфику психических закономерностей в правовом регулировании;

4) оказать помощь студентам в самостоятельной работе над психоло­гической и юридической литературой по данной дисциплине.

При подготовке этого пособия автором учитывался опыт преподава­ния юридической психологии на юридическом факультете Универси­тета Российской академии образования.

 

ЧАСТЬ ОБЩАЯ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных