ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Решение логических задач средствами алгебры логики
Пример 3. Рассмотрим задачу «Кто есть кто?», вошедшую в большинство учебников по математической логике. По подозрению в совершенном преступлении задержаны Браун, Джон и Смит. Один из – известный мошенник, другой - малоизвестный чиновник, третий – уважаемый старик. Известно, что старик всегда говорит правду, мошенник всегда лжет, а чиновник – в одном случае лжет, в другом – говорит правду. Их высказывания: Браун: «Я совершил преступление, Джон не виновен». Джон: «Преступник – Смит, Браун не виновен». Смит: «Я не виновен, виновен Браун». Определите имя старика, чиновника и мошенника, и кто из них виновен в преступлении, если известно, что преступник только один. Решение. Обозначим буквами Б, Д, С, соответственно, высказывания: «виновен Браун», «виновен Джон», «виновен Смит». Тогда их утверждениям соответствуют формулы , , . Запишем в виде таблицы смысловое значение этих формул
По условию задачи, один из них всегда лжет, т.е. одно из высказываний ложно. Так как кто-то всегда говорит правду, то одно из них истинно. Высказывание третьего также будет ложным как конъюнкция ложи и истины. Следовательно, из условия задачи вытекает, что только одно из этих высказываний может быть истинным. Получим истинную формулу . Составим для этой формулы таблицу истинности:
Из таблицы видно, что формула истинна только в пяти случаях, причем только в четырех из них, истинна только одна конъюнкция, это строки с номерами 2, 4, 6, 7. Так как преступник только один, столбцы Б, Д, С должны содержать только одну единицу и два нуля. В строках 4, 6, 7 оказывается по два истинных высказывания. Следовательно, остается только один случай, описанный строкой 2. Таким образом, нашли преступника – это Смит. Так как преступник Смит – Джон говорил правду, а значит, старика зовут Джон. Оба высказывания Смита «Я не виновен» и «виновен Браун» ложны, так как мы уже знаем, что виновен он. Следовательно, Смит дважды лжет, и он - мошенник по условию задачи. Высказывания Брауна: «Я совершил преступление» - ложно, «Джон не виновен» - истинно. Следовательно, Браун – чиновник. Ответ: Джон – старик, Смит – мошенник (он же преступник), Браун – чиновник. Пример 4. Алекс, Боб, Джек и Сэм учатся в разных группах. Вот что они говорят: Алекс: "Я студент 3-ей группы, Сэм – 1-ой". Боб: "Я студент 3-ей группы, Алекс – 2-ой". Сэм: "Я студент 2-ой группы, Боб – 4-ой". Известно, чтобы запутать слушателей, каждый из них в одном высказывании говорит ложь, в другом правду. Определите, в какой из четырех групп учится каждый студент. Решение. Обозначим АК, БК, ДК, СК высказывания "Алекс студент К-ой группы", "Боб студент К-ой группы", "Джек студент К-ой группы", "Сэм студент К-ой группы". Рассмотрим высказывание Алекса, и предположим, что А3=1, тогда С1=0. Тогда в высказывании Боба А2=0 (так как истина – "Алекс учится в 3-ей группе") и Б3=1, а в высказывании Сэма Б4=0 (так как истина – "Боб учится в 3-ей группе") и С2=1. Получили истинность высказываний: С2, А3, Б3. Этого не может быть, по условию задачи они студенты разных групп, а мы получили, что Алекс и Боб учатся в 3-ей группе. Пусть в высказывании Алекса А3=0, и С1=1. Тогда в высказывании Сэма С2=0 и Б4=1, а в высказывании Боба А2=1, а Б3=0. В этом случае истинны высказывания: С1, А2, Б4. Ответ: В 1-ой группе учится Сэм, во 2-ой – Алекс, в 3-ей – Джек, в 4-ой – Боб.
Задание 3. (для самостоятельной работы) 1) Кто из студентов А, В, С изучал информатику, если высказывание "Если изучал А, то и В изучал тоже" истинно, а "Если изучал С, то изучал и В" – ложно. 2) Определите, кто из трех студентов сдал экзамен, если известно: 1."Если сдал первый, то и второй сдал". 2."Если сдал второй, то и третий сдал". 3."Если сдал третий, то второй сдал, а первый нет". Указание. Решение постройте на основе таблицы истинности. 3) На экзамене пять студентов набрали 30, 35, 40, 45, 50 баллов. На вопрос: "Какой у вас балл" они ответили следующее: Ален: "У меня - 30, у Джона – 40". Боб: "У меня - 30, у Петра – 35". Петр: "У меня - 30, у Джона – 45". Джон: "У меня - 40, у Майкла – 50". Майкл: "У меня - 50, у Алена – 45". Сколько баллов набрал каждый из них, если в их утверждениях одно ложное, а другое истинное. 4) Четырех друзей пригласили на праздник. Известно: 1. Если пришел первый, то и второй тоже. 2. Если пришел второй, то не пришел первый или пришел третий. 3. Если пришел четвертый, то и первый тоже. 4. Если четвертый не пришел, то первый пришел, а третий – нет. Определите, кто из них присутствовал на празднике. Указание. Решение постройте на основе таблицы истинности. 5) После сдачи экзамена студенты придумали игру. Каждый из них информировал о результатах экзамена так, что одно из утверждений было ложно, а другое истинно. 1. "А набрал 90 баллов, а В - 60". 2. "А набрал 80 баллов, а F - 50". 3. "C набрал 80 баллов, а F - 70". 4. "С набрал 90 баллов, а D – 80". 5. "Е набрал 100 баллов, а B - 80". Известно, что равное количество баллов не получил никто. Кто и какие баллы набрал в действительности?
Контрольные вопросы 1. Постройте участки комбинационных схем, соответствующие дизъюнкции, конъюнкции, импликации и эквиваленции. 2. Какие равносильности алгебры логики позволяют упростить комбинационные схемы? 3. Оптимизируйте аналитически заданную функцию 4. Постройте комбинационную схему, реализующую логическую функцию .
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|