Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение акцентного и безакцентного моментов

МЕТР И РИТМ

 

Метр (греч. - мера) - это способ организации ритма, включающий:

1) равномерный отсчёт времени какой-либо единицей;

соотношение акцентного и безакцентного моментов

(определение В.Холоповой).

 

Акцент - одно из начал ритма, органически связанное с другими элементами музыки. Акцент проявляется благодаря:

- ритму (например, остановке на крупной длительности);

- мелодическим вершинам;

- смене гармонии;

- смене фактуры;

- благодаря тембровым средствам;

- средствам агогики;

- артикуляционным приёмам;

- громкостному выделению.

Л.Мазель и В.Цуккерман рассматривают три вида метра в музыке:

1) тактовый метр (количество и длительность долей времени фиксирует размер);

2) внутридолевой метр характерен для музыки в медленном темпе с равномерным ритмическим движением мелкими длительностями; каждая доля такта равняется микротакту со своими сильной и слабыми долями; например, Тема Фуги h moll из Iт. ХТК Й.С.Баха имеет тактовый метр 44 и равномерную пульсацию восьмыми длительностями; в центре темы, благодаря секвенционному развитию интонации lamento, отчётливо проявляется внутридолевой метр - четвертные доли такта становятся миниатюрными двудольными микротактами с размером 28;

3) метр высшего порядка характерен для моторной музыки в быстром темпе с простым размером - 24, 34, 38; единицей отсчёта времени является такт; подобно долям такта, которые делятся на сильные и слабые, такты бывают акцентируемыми (тяжёлыми) и безакцентными (лёгкими); пример: Прелюдия №7 A dur Ф.Шопена состоит из мотивов по 2 такта, нечётные такты - тяжёлые, а чётные - лёгкие.

В.Холопова разграничивает виды метра по степени строгости:

1) одноплановый метр (отсчёт времени ведётся только одной единицей; такой метр обычно бывает тактовым и запечатлевается размером; пример: М.Мусоргский «Прогулка» из «Картинок с выставки» - одноплановый метр с единицей отсчёта времени - четвертью);

2) концентрированный метр (одновременный отсчёт времени внутри такта несколькими единицами - например, половинными, четвертями, восьмыми, шестнадцатыми, как в Прелюдии c moll из I т. ХТК);

3) многоплановый метр (отсчёт времени разными единицами не только внутри такта, но и за пределами такта - тактами, двутактами, четырёхтактами, восьмитактами и т.д.; пример: Рондо в турецком стиле В.А.Моцарта имеет с высшей степени строгую метрическую организацию с девятью единицами отсчёта времени, среди которых наименьшая единица отсчёта времени - шестнадцатая длительность, а наибольшая - 64-хтактовый раздел).

К области метра относится понятие «стопа». Под стопой понимается метрическая направленность в музыке, связанная с группировкой слабых долей времени вокруг (одной) сильной (акцентируемой). Понятие стопы обычно применяется при рассмотрении метрической организации наименьшего структурного элемента музыкальной речи - мотива. Стóпы делятся на двудольные, трёхдольные и четырёхдольные.

 

Все перечисленные стопы иногда делят на ямбические, хореические и смешанные (основанные на сочетании ямбических и хореических). К ямбическим относят активные стопы с окончанием на сильной (акцентируемой) доле - ямб, анапест и 4-й пеон. К хореическим относят стопы с началом на сильной доле - хорей, дактиль и 1-й пеон. Все остальные стопы рассматривают как сочетание ямбических и хореических стоп.

Стопы, как и метр в целом, проявляются на уровне такта, внутри доли такта (внутридолевая стопа) и в более крупном плане, как стопа высшего порядка (доля = такту).

 

● ● ●

 

Ритм (греч. - течение) - это временнáя и акцентная сторона музыки, упорядоченная метром (определение В.Холоповой). Наименьшее ритмическое соотношение составляет соотношение длительностей звуков, наибольшее - соотношение длительностей целых разделов формы (ритм высшего порядка).

Типы ритмики (классификация В.Холоповой):

1) регулярно-акцентная ритмика - характерна для классической музыки; основывается на совпадении метрического и ритмического акцентов, на равномерном чередовании тактовых долей и метрических акцентов;

2) нерегулярно-акцентная ритмика - характерна для профессиональной музыки ХХ века - особенно для музыки И.Стравинского, Б.Бартока, композиторов неофольклорного направления, а также - для эпической и лирической фольклорной музыки; проявляется в музыке с переменными метрами, с разными видами полиметрии и полиритмии, с особыми формами варьирования, нарушающими принцип регулярности в отсчёте времени и в чередовании метрических акцентов - например, с акцентным варьированием, варьированием протяжённостей построений и др.;

3) регулярно-времяизмерительная (регулярно-безакцентная) ритмика - тип ритмики, свойственный музыке ХХ века, например, А.Веберна, О.Мессиана, в которой имеется тактовый метр и действует одна единица отсчёта времени; метрические акценты нивелируются, подчёркивание отдельных моментов достигается интонационными, тембровыми, артикуляционными средствами;

4) нерегулярно-времяизмерительная (нерегулярно-безакцентная) ритмика - свойственна музыке 2-й половины ХХ века, в которой отсчёт времени ведётся изменяющимися единицами; такая ритмическая организация проявляется прежде всего в алеаторических и сонористических композициях, где господствует импровизация, например, в произведениях К.Штокхаузена, М.Кагеля, С.Губайдулиной, А.Шнитке, А.Тертеряна и др.

 

● ● ●

 

Формообразующие свойства ритма

 

Ритм входит в комплекс важнейших средств формообразования и способен влиять на такие качества формы, как:

Связность;

Динамизм;

Пропорции.

Вступая во взаимодействие с такими средствами формообразования, как гармония и тематизм, ритм проявляет себя либо в параллельном действии с ними, либо вступает с ними в противоречие, выдвигается на ведущую позицию и играет самостоятельную роль.

 

● ● ●

Дополнительная терминология:

Синкопа - несовпадение метрического и ритмического акцентов. Полиметрия - проявление разных метров в одновременности. Полиритмия - сочетание в одновременности ритмических фигур основного и произвольного деления.

Гемиóла (полуторное соотношение) - двудольный мотив в трёхдольном такте и наоборот - трёхдольный мотив при двудольном такте:

┌─┐ ┌──┐ ┌─┐ ┌────┐ ┌────┐

1) 34 1 2 3 │ 1 2 3 ║ 2) 24 1 2 │ 1 2 │ 1 2 ║

> > > > >

Литература

 

1. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М., 1979.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных