Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задачи для самостоятельного решения. 1. В таблице приведены данные, характеризующие совокупный спрос при разных уровнях цен




 

1. В таблице приведены данные, характеризующие совокупный спрос при разных уровнях цен. Постройте кривую совокупного спроса.

Уровень цен 2,4 2,2 2,1 1,9 1,7 1,3 1,0
ВВП, ден. ед.              

 

2. В таблице приведены данные, характеризующие совокупное предложение при разных уровнях цен. Постройте кривую совокупного предложения. Как называется отрезок кривой совокупного предложения?

Уровень цен 1,0 1,1 1,2 1,4 1,5 1,6
ВВП, ден. ед.            

 

3. В таблице приведены данные, характеризующие совокупное предложение при разных уровнях цен. Постройте кривую совокупного предложения. Что характерно для каждого отрезка кривой:

Уровень цен 1,0 1,0 1,2 1,4 1,5 1,8
ВВП, ден. ед.            

 

4. В таблице приведены данные, характеризующие совокупный спрос и совокупное предложение при разных уровнях цен. Постройте кривые совокупного спроса и предложения. Определите координаты равновесия. О чем свидетельствует установившееся равновесие?

Уровень цен Произведенный ВВП в реальном выражении, ден. ед Спрос основных субъектов экономики, ден. ед.
1,0 500,0 2000,0
1,0 700,0 1700,0
1,2 950,0 1500,0
1,4 1050,0 1400,0
1,9 1200,0 1050,0
2,6 1400,0 950,0
2,8 1400,0 800,0

5. Используя данные таблицы, приведенные в задаче 4, определите новое состояние равновесия при увеличении спроса основных субъектов экономики на 20 % при каждом уровне цен. Постройте кривые спроса и предложения. Какие факторы могли повлиять на установление нового равновесия?

 

2.1.2 Равновесие в кейнсианской модели «Доходы — расходы»

 

Практическая неподвижность кривых совокупного предложения в модели AD—AS, а также крайние варианты их наклона (вертикальность и горизонтальность) приводят к тому, что конкретные меры экономической политики крайне трудно представить в наглядной графической форме. Поэтому в рамках кейнсианского подхода применяется предложенная еще в конце 30-х годов нобелевским лауреатом Дж. Хиксом модель «Доходы — расходы», или «кейнсианский крест». Основополагающим принципом этой модели является следующее положение: количество проданных товаров и услуг и соответственно уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня общих или совокупных расходов. В кейнсианской модели размеры общественного производства и занятости определяются не факторами производства, как полагали классики, а факторами платежеспособного спроса. Поэтому его теорию называют теорией эффективного спроса. Практическая ее направленность состоит в разработке инструментов стимулирования совокупного спроса с целью воздействия на расширение производства и обеспечения занятости населения.

В рассматриваемой кейнсианской модели совокупные расходы состоят из уже известных компонентов: личного потребления домашних хозяйств, инвестиционного потребления фирм, государственного потребления и чистого экспорта.

Личное потребление домашних хозяйств выступает главным компонентом совокупных расходов. Планируемый уровень расходов домашних хозяйств на личное потребление выступает в виде потребительских расходов.

На изменение потребительских расходов оказывают влияние следующие факторы:

а) размер богатства домашних хозяйств;

б) уровень цен (рост цен приводит к смещению кривой потребления вниз);

в) вероятность получения дохода в будущем;

г) величина потребительской задолженности;

д) суммы налогов и др.

Динамика потребления определяется величиной личного располагаемого дохода ЛРД, или дохода после уплаты налогов.

Зависимость между расходами на личное потребление и располагаемым денежным доходом называется функцией потребления, в общем виде представленная как . Функция потребления обладает следующими свойствами. Во-первых, в пределах краткосрочного периода она показывает прямую зависимость расходов на личное потребление от абсолютного уровня ЛРД. По мере роста личного располагаемого дохода растут и расходы на потребительские товары и услуги. В связи с тем, что личный располагаемый доход домашних хозяйств зависит от текущего производства ВВП, в кейнсианской модели оба эти термина обозначают одной и той же буквой Во-вторых, с увеличением абсолютного уровня располагаемого денежного дохода доля расходов в нем на личное потребление понижается. Это означает, что чем богаче становится домашнее хозяйство, тем меньший процент располагаемого дохода затрачивается на приобретение потребительских товаров и тем больший процент дохода сберегается.

Доля личного потребления в ЛРД называется средней склонностью к потреблению APC, определяемой по формуле

Зависимость потребления от дохода, характеризующаяся коэффициентами , и , представлена в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1 — Результаты расчета средней склонности к потреблению и к сбережению и предельной склонности к потреблению

 

Доход ден. ед.          
Потребление ден. ед.          
Средняя склонность к потреблению 1,2 1,0 0,93 0,9 0,88
Средняя склонность к сбережению 0,2   0,07 0,1 0,12
Предельная склонность к потреблению   0,8 0,8 0,8 0,8

 

Данные таблицы показывают, что с ростом дохода домашних хозяйств доля личного потребления в доходе снижается.

График зависимости объемов потребления от располагаемого дохода представлен на рис. 2.8, а.

 

Рис. 2.8 — Функции потребления (а) и сбережения (б)

 

Кривая потребления как это следует из рисунка, не проходит через начало координат. Это обусловлено тем, что определенная часть потребительских расходов не связана с уровнем располагаемого дохода. Потребительские расходы домашних хозяйств обычно включают два компонента: автономныерасходы и расходы, зависимые от динамики текущего располагаемого дохода. Автономное потребление — это потребление, связанное с расходованием собственных сбережений или денег, занятых в долг, при отсутствии в текущем периоде располагаемого денежного дохода. Зависимое потребление — это потребление, зависящее от величины текущего располагаемого дохода. Данные табл. 2.1 показывают, что зависимое потребление составляет 100 ден. ед, а автономное 20 ден. ед. Наклон кривой потребления определяется предельной склонностью к потреблению МРС. Предельная склонность к потреблению выражает зависимость прироста личного потребления C от прироста располагаемого дохода и может быть рассчитана по формуле

.

Зависимость потребления от дохода описывается функцией где — автономное потребление.

Пересечение кривой потребления тренда (линия, проведенная под углом ) в точке показывает состояние равновесия, характеризующееся расходованием всех доходов на приобретение товаров и услуг. Расстояние характеризует образование сбережений при доходе более 200 ден. ед.

Доля общего дохода, идущая на сбережения , называется средней склонностью к сбережению APS. Она находится по формуле

Кривая сбережения представленная на рис. 2.8, б, имеет положительный наклон и показывает рост сбережений за счет неиспользованной части располагаемого дохода. При доходе, равном 200 ден. ед., сбережения равны нулю. С возрастанием доходов домашних хозяйств увеличивается средняя склонность к сбережениям.

Угол наклона кривой сбережений определяется предельной склонностью к сбережению показывающей зависимость прироста сбережений от прироста дохода:

Сумма и для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна быть равной единице: .

Простейшая функция сбережения будет иметь вид . Изучение функций потребления и сбережений домашних хозяйств позволило Кейнсу сформулировать основной психологический закон: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

Практическая проверка функции потребления в России и ФРГ в 1990-е годы в краткосрочном периоде показала следующую зависимость [5]:

; ,

где показатель автономного потребления выражен в национальной валюте.

Анализ величины предельной склонности к потреблению при лично располагаемом доходе в разных странах показывает, что они примерно одинаковы. Поэтому в целях анализа цифровое значение можно брать постоянным.

Американский экономист С. Кузнец попытался использовать кейнсианскую функцию потребления для долгосрочных расчетов и пришел к выводу о том, что за более продолжительные промежутки времени потребление граждан подчиняется формуле: где 0,86 — долгосрочная средняя склонность к потреблению. Такое поведение потребительского сектора в длительном периоде вызвало интерес у ряда видных экономистов и появление новых функций потребления. В частности, Дж. Дьюзенберри выдвинул гипотезу относительного дохода, согласно которой индивидуальное потребление является функцией не абсолютного уровня дохода, как у Дж. Кейнса, а относительного положения индивида на шкале доходов.

Гипотеза перманентного дохода, разработанная М. Фрид-меном, констатирует связь потребительских расходов не с текущим доходом домашних хозяйств, а с достигнутым средним доходом, предполагаемым для ряда периодов нормальным и постоянным. По мнению Фридмена, снижение размера дохода домашнего хозяйства в течение короткого периода времени вызовет не сокращение потребления в той же пропорции, а сокращение сбережений или принятие решения о займе денег для поддержания сложившегося уровня жизни. Этот феномен сохранения потребительских привычек вопреки снижению величины дохода получил название эффекта защелки [6].

Ф. Модильяни предложил гипотезу жизненного цикла, в соответствии с которой потребление зависит не только от текущего дохода, но и от величины дохода за период, равный длине жизненного цикла индивидуума или семьи. В основе гипотезы находится концепция ожидания, предполагающая влияние будущих доходов на величину текущих доходов.

Вторым компонентом совокупных расходов являются инвестиционные расходы I (валовые инвестиции) — самая изменчивая часть совокупного спроса на блага. Валовые инвестиции в совокупных расходах представлены расходами фирм на производительное потребление: строительные и монтажные работы, покупку машин, оборудования и инвентаря (служащего более одного года), жилищное строительство, а также изменение запасов товарно-материальных ценностей. Они состоят из амортизационных расходов и чистых инвестиций, направляемых на расширение производства. Фактические инвестиции — это запланированные и незапланированные (непредусмотренные изменения в товарно-материальных запасах) инвестиции. В зависимости от факторов, определяющих объем спроса на инвестиции, их подразделяют на автономные инвестиции, т. е не вызванные ростом совокупного спроса, и индуцированные (стимулированные), вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода).

Источником инвестиций являются сбережения. Объем сбережений и инвестиций, по мнению ученых классической школы, зависит от процентной ставки.

Графически связь между нормой процента, инвестициями и сбережениями показана на рис. 2.9. Если по оси абсцисс отложить сбережения и инвестиции, а по оси ординат — значения нормы процента r, то очевидно, что инвестиции — это функция нормы процента: причем эта функция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций.

Рис. 2.9 — Взаимосвязь между нормой процента,

сбережениями и инвестициями

 

Сбережения также есть функция нормы процента: но эта функция возрастающая. Уровень процента, равный , обеспечивает равенство сбережений и инвестиций в масштабе всей экономики в долгосрочном периоде.

Но проблема заключается в том, по мнению Кейнса, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими субъектами, а инвестиции могут производиться совсем другими. В результате возможно несовпадение процессов сбережения и инвестирования во времени. Кроме того, процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли. Если она будет меньше, чем плата за кредит в финансовых учреждениях, то вложения не будут осуществлены. Следовательно, в краткосрочном периоде сбережения — это функция дохода: , а инвестиции — это функция нормы прибыли: . Тем самым Кейнс подчеркивал, что динамика инвестиций и сбережений определяется различными факторами. Кроме перечисленных особенностей, оказывающих влияние на формирование равновесия на рынке инвестиций, следует отметить еще две:

1) процентная ставка у Кейнса не имеет отношения к реальному производству и определяется исключительно рынком денег, в то время как у классиков, хотя она и складывается на рынке заемных средств, но все же находится под непосредственным воздействием производства;

2) процентная ставка определяется на основе будущих, прогнозируемых условий производства (у классиков — на основе существующих).

В модели «Доходы — расходы» предполагается, что инвестирование осуществляется автономно относительно уровня текущего дохода, т. е. ставка процента и норма прибыли являются постоянными величинами и не изменяются при изменении уровня дохода. В реальной практике при возрастании дохода обычно отмечается рост инвестиций и кривая инвестиции может иметь восходящий характер.

Простейшая функция автономных инвестиций имеет вид:

где — автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т. д.);

— эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике процента, определяемый по формуле

реальная ставка процента.

Рост автономных инвестиций, направленных на повышение качества уже выпускаемой продукции или на улучшение условий труда работающих лиц, приводит к росту объемов выручки, прибыли и направлению части прибыли на увеличение объемов производства товаров, которые пользуются спросом у потребителей. Положительная зависимость индуцированных инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции

где — предельная склонность к инвестированию, показывающая долю изменения расходов на инвестиции в ответ на изменение дохода.

Общая функция инвестиций учитывающая автономные и индуцированные инвестиции, образуется в результате суммирования двух функций:

Добавление автономных инвестиционных расходов в размере 40 ден. ед. к потребительским расходам, представленным в табл. 2.2, позволяет определить новое равновесие методом сопоставления совокупных расходов с реальным объемом производства ( первый метод «Совокупные расходы — объем производства»).

 

Таблица 2.2 — Определение равновесного объема производства и дохода

 

Доход ден. ед. Потреб­ление С, ден. ед. Сбере­жения S, ден. ед. Инвес­тиции I, ден. ед. Совокупный спрос , ден. ед. Непредви­денные инвестиции в товарные запасы (+) или изъятие инвестиций (–) из них
           
    –20     –60
          –40
          –20
           
          +20

 

Новое равновесное состояние наступает при выпуске, равном 400 ден. ед. До наступления этого равновесия величина совокупного спроса превышала объем реального производства, и происходило истощение запасов товарно-материальных ценностей на складах фирм. Незапланированное уменьшение товарных запасов является сигналом к росту производства товаров и увеличению реального объема национального производства. В результате имеющийся разрыв между объемом совокупных расходов и объемом ВВП будет сокращаться до тех пор, пока не установиться макроэкономическое равновесие.

Если же, наоборот, объем производства оказывается выше совокупных расходов, то отмечается увеличение непредвиденных инвестиций в товарные запасы. Фирмы отреагируют на этот разрыв сокращением объемов выпуска. Тем самым произойдет сокращение объемов ВВП до равновесного уровня.

Графическое представление нового равновесия представлено на рис. 2.10 смещением кривой совокупного спроса влево вверх на величину инвестиций и формированием новой кривой спроса .

Рис. 2.10 — Определение равновесного ВНП с помощью

метода «Совокупные расходы — объем производства»

 

Благодаря инвестициям в размере 40 ден. ед. реальный объем производства вырос на 200 ден. ед. Способность абсолютного возрастания плановых расходов основных субъектов вызывать большее увеличение равновесного объема производства представляет собой мультипликационный эффект. Происхождение мультипликационного эффекта связано, прежде всего, с сильной зависимостью всех отраслей народного хозяйства между собой. Кроме того, на его размер оказывает влияние предельная склонность к потреблению. Рассмотрим образование мультипликационного эффекта на примере строительной отрасли. Предположим, что на первом шаге были произведены инвестиции в строительство в размере 40 ден. ед. Это вызовет увеличение доходов строительных рабочих на ту же сумму. С учетом МРС, равной 0,8, строительные рабочие увеличивают объем собственных расходов на потребление на 32 ден. ед. (). Это второй шаг мультипликационного эффекта. Далее, все субъекты, обеспечивающие данных строительных рабочих потребительскими товарами и услугами, увеличат свой доход на 32 ден. ед. и соответственно объем своего потребления на 25,6 ден. ед. (). Последующие шаги позволят еще больше уменьшить доходы работников других отраслей и приведут к затуханию процесса. При этом очевидно, что величина мультипликационного эффекта зависит от предельной склонности к потреблению.

Статичная модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р. Каном и детально разработана Дж. Кейнсом. Используя формулы совокупного спроса и функции потребления , ученые получили первую формулу расчета мультипликатора:

или .

Отсюда, чем больше MPC, тем больше будет величина мультипликатора. Осуществляя подстановку имеющихся данных, представленных в табл. 2.2, получим величину мультипликатора, равную

Вторая формула мультипликатора позволяет продемонстрировать зависимость прироста ВНПот прироста автономных инвестиций:

.

Используя данную формулу, найдем изменение ВВП: ден. ед. Мультипликация имеет место только при наличии неиспользованных мощностей и свободной рабочей силы, т. е. в краткосрочном периоде. Он усиливает колебания предпринимательской деятельности, вызванные изменениями в расходах.

Модель акселератора была предложена Дж. Кларком [7]. Акселератор представляет собой отношение прироста индуцированных инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода и выражается формулой . Принцип акселерации состоит в том, что увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей и, наоборот, уменьшение потребительских расходов может сократить прибыль, что вызовет снижение объема индуцированных инвестиций.

На смещение кривой спроса на инвестиции оказывают влияния изменения следующих факторов:

· издержек производства;

· уровня налоговых ставок;

· технологии производства;

· предпринимательских оценок будущих перспектив для бизнеса.

На нестабильность инвестиционного спроса оказывают влияние следующие факторы: нерегулярность инноваций, продолжительные сроки службы оборудования, изменчивость экономических ожиданий, циклические колебания ВВП.

Второй метод «Сбережения — инвестиции» предполагает сравнение объема инвестиций и сбережений. Данные табл. 2.2 показывают, что фирмы осуществили автономные инвестиции в размере 40 ден. ед. Поскольку величина инвестиций неизменна, график инвестиций примет вид прямой линии, параллельной оси абсцисс (рис. 2.11).

Представим на рис. 2.11 кривую сбережений Обе линии пересекаются в точке . В точке равновесия объем сбережения, равный , будет совпадать с объемом инвестирования. Если же сбережения по объему будут больше, чем инвестиции (отрезок ), то фирмы не смогут реализовать свои товары и вынуждены будут накапливать товарные запасы: производство начнет сокращаться, что вызовет снижение ВВП. И это будет происходить до тех пор, пока не наступит равновесие в точке Обратный процесс будет происходить в случае превышения инвестиций над величиной сбережений (отрезок ).

 

Рис. 2.11 — Определение равновесного объема выпуска

с помощью метода «Сбережения — инвестиции»

 

Попытка общества больше сберегать отразится на графике смещением кривой сбережений влево. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций или сопровождается меньшим по величине приростом инвестиций, то возникает парадокс бережливости: рост сбережений приводит к снижению потребительских расходов, что вызывает эффект мультипликации и спад производства (новое равновесие установится левее первоначального) [2].

В условиях проведения неэффективной государственной политики в экономике страны могут образовываться рецессионные и инфляционные разрывы.

Рецессионный разрыв — величина, на которую должен возрасти совокупный спрос, чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости . На рис. 2.12 представлен кейнсианский крест, наступивший во время экономического спада в стране. Совокупный спрос недостаточен для обеспечения полной занятости в стране и достижения потенциального ВВП [3].

Рис. 2.12 — Рецессионный разрыв

 

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки в точку При этом приращение реального ВВП составит . Мультипликатор автономных расходов можно определить по формуле [3]:

где

Мультипликатор автономных расходов применяется во всех случаях, когда в модель входят расходы основных субъектов экономики, зависящие от динамики текущего дохода. Например:

.

Инфляционный разрыв — величина, на которую должен сократиться совокупный спрос, чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости . На рис. 2.13 равновесное состояние в точке характеризуется превышением фактического объема производства по сравнению с ситуацией, присущей полной занятости ресурсов

 

Рис. 2.13 — Инфляционный разрыв

 

Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: возрастание цен происходит из-за невозможности расширения производства в соответствии с растущим спросом в связи с полной занятостью всех ресурсов. Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки в точку . При этом сокращение равновесного объема реального ВВП составит: .

Ключевые понятия

 

1. Классический подход к установлению равновесия.

2. Кейнсианский подход к установлению равновесия.

3. Функции потребления и сбережения.

4. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережениям.

5. Модели потребления.

6. Основной психологический закон Кейнса.

7. Инвестиции как элемент совокупного спроса.

8. Виды инвестиций.

9. Эффект мультипликации.

10. Способы расчета мультипликатора.

11. Акселератор.

12. Методы определения равновесного объема выпуска.

13. Рецессионный и инфляционный разрывы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных