Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Безличностная мудрость фольклора




Говоря о сказках, нельзя обойти вниманием сказочный фольклор. Некоторые склонны чуть ли не обожествлять его, считая, что в народном творчестве заключена вся мудрость мира или, по крайней мере, мудрость народа. Но, наверное, не всё так просто. Фольклор — явление богатое и разнообразное; кроме мудрости, в нем содержится и много всякого другого. Да и мудрость его носит особый характер.

Народная сказка хороша тем, что она отшлифована волнами времени и рассказывания. Рассказывание вслух — это особая, замечательная редактура, которая неназойливо гасит лишнее, потому что в нем вязнет язык, которая невидимыми чернилами вычеркивает неинтересное, скучное, не нужное сказке и ее слушателям.

Народная сказка — это испытанная временем игра, которая затеивается снова и снова на протяжении сотен лет, потому что помогает отлаживать человеку определенные навыки. Может быть, сходство «бродячих сюжетов» лучше объяснимо решением схожих педагогических задач, чем просто блужданием сказки по свету. Селятся ли разные зверушки в теремке или в рукавичке, важно то, что проигрывается ситуация совместного уживания. И более раннему возрасту человека (когда сходство между людьми больше, когда невелика еще индивидуализация личности) народная сказка соответствует больше, как и более раннему возрасту человечества.

Но человеку, становящемуся личностью, помогает в развитии тот, кто сам стал личностью. И здесь возможности народной сказки все больше уступают место возможностям сказки авторской. Да и жизнеспособность самого фольклора со временем (и с распространением письменности) укрепляется уже не пересказыванием сказок, а их авторизацией. Обновление, освоение даже самой известной сказки творческой личностью открывает в ней новые измерения, укореняет ее в новом историческом времени, предлагает ее в виде сегодняшней игры тем, чья личность формируется сегодня, а при удаче остается и на завтра. Авторское освоение народной сказки лучше сохраняет ее потенциал, чем чисто документальная ее фиксация: достаточно вспомнить о сказках Пушкина, о вспыхнувшей в них поэзии фольклора. Фольклор не является чем-то прошлым, его деятельность продолжается. Просто мы теперь знаем и помним имена рассказчиков.

Множество фольклорных мотивов вплелось в творчество Андерсена. И вот Шварц по-своему пересказал его сказки. Андерсен как бы стал для него тем, чем был фольклор для самого Андерсена. Шварц не изменил пространство сказки про Снежную королеву — он его по-своему расширил. Может быть, это не что иное, как гениальное прочтение. Тогда дай Бог и народным, и авторским сказкам таких читателей. Благодаря им, сказка живет, игра осуществляет свою магическую работу, человек становится личностью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных