ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Притча как ядро сказкиПритча была инструментом просвещения испокон веков — тогда, когда не было еще ни учебников, ни задачников. Наверное, и тогда, когда еще не было и письменности. Притчи, запечатленные в древних индусских Упанишадах, на протяжении тысячелетий рассказывались, сказывались духовными учителями, чтобы помочь своим ученикам постичь сокровенный смысл заключенного в Ведах, еще более древних песнях, знания... Каждая сказка таит в себе притчу. Притча составляет смысл той игры, которая затеяна в сказке. Притча определяет глубинную реальность сказки, ее участие в созидании реальности нашего духовного мира. Конечно, как среди орехов встречаются пустые или гнилые, так бывают и среди сказок всякие исключения. Но в полноценной сказке все слито вместе: притча, сказание, игра. Не будем путать притчу с басенной моралью, с назиданием. Притча — это прежде всего тайна, и сказка может лишь подвести к ней, намекнуть на нее, дать заглянуть в щелочку. Прикоснуться к тайне, войти в нее можно лишь за пределами слов. Это уже событие личной жизни, результат личного усилия. Суть той работы, к которой располагает нас притча, ярко проявляется, например, в жанре коана, который используют в обучении своих учеников мастера дзэн. (Дзэн-буддизм, или чэнь-буддизм, — одно из направлений буддизма, распространенное когда-то в Китае, потом в Японии и имевшее заметный резонанс в культурной жизни Европы и Америки.) Коан — это очень короткое изложение ситуации, или ее демонстрация, или даже просто вопрос, разрешающую концовку которого должен найти тот, кому коан предложен его духовным наставником для освоения. Это тайна, втягивающая в игру ради прорыва к истине, к озарению. Решение коана не является словесным, это не досказывание недосказанной сказки. Это способность войти в предложенный тебе виртуальный мир и вынести из него искру постижения, которая навсегда останется с тобой. Притча, растворенная в сказке, тоже намечает путь к озарению. Притча предлагает путь, которым нужно пройти самому, чтобы получить то, что сказка может дать именно тебе. Подобно Томасине из повести П. Гэлико (повести настолько реалистичной, что не сразу разглядишь в ней сказку), мы не узнаём, а вспоминаем. Ключевой запах, которым притча наполняет сказку, пробуждает в нас воспоминание о чем-то главном, ради чего необходимо срочно пуститься в путь. Объяснение сказки выхолащивает ее. Рациональный анализ, как острое шило, прокалывает в воздушном шаре дырку, чтобы показать: внутри не чудо, а просто газ. Летучая сила уходит, обрывки шара падают на землю, полет отменяется. Если вы собрались подняться к небу, не зовите с собой рационалиста. Прислушайтесь к голосу притчи — и помогите прислушаться тому, кого вы берете с собой в сказку. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|