Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гражданское общество

Мы с вами знаем, что такое государство, его признаки, теории возникновения, функции и формы. Но неужели, кроме государства, в нашей жизни больше ничего нет?

Давайте попробуем перечислить те стороны нашей жизни, которые не регулируются государством.

Получается, что государство, выполняя присущие ему функции, фактически не вмешивается в личную жизнь людей. Человек полюбил, и это его личное дело. Он решил жениться или выйти замуж – ни один государственный орган не имеет право вмешиваться в этот выбор. Государство только определяет, какие правила надо соблюсти, чтобы права двух людей, а затем и их детей были в согласии, не нарушались и не ущемлялись. А вот указывать, на ком и когда жениться, как играть свадьбу, где жить, с кем жить, - государство не имеет права.

То же самое с дружбой: государству нет дела до того, с кем дружат люди, потому что это личное дело каждого.

Какую веру выбрать, или быть атеистом, человеком, который не придерживается никакой религии – это свобода совести каждого. Государство только определяет, что церковь отделена от того самого государства, то есть не имеет права вмешиваться в политику государства, а в остальном личное дело каждого, какую религию исповедовать, в какой храм ходить, придерживаться обрядов или нет.

Такая же ситуация с членством в той или иной партии. В России млогопартийная система, политические партии активно участвуют и в законодательной, и в исполнительной власти, то есть участвуют в делах государства. Но вот состоять или нет в партии, и если состоять, то в какой именно, - это опять-таки личное дело каждого, этот вопрос не имеет никакого отношения к функциям государства. Но в этом вопросе есть исключение. Мы говорим об участии политических партий в лице их представителей в законодательной и исполнительной власти, а вот в судебной власти не может быть членов партий. Сделано это для того, что судья в ходе принятия решений по гражданским делам, или вынесения приговоров по уголовным делам обязан быть беспристрастным, на него не могут оказывать влияние никто и ничто. Именно поэтому судья не может рассматривать никаких дел, если в них участвуют его родственники, или иные лица, которые могут вольно или невольно оказать на него влияние. То же самое и с влиянием политических партий, в уставах которых прямо записано, что члены партии должны подчиняться решениям партийных органов. Так, в уставе КПРФ записано: «член КПРФ обязан:…- выполнять решения органов соответствующего первичного партийного отделения, в котором член партии состоит на учёте, а также решения всех вышестоящих органов партии». Это означает, что судья, который должен подчиняться только закону, будет вынужден подчиняться решениям партийных органов, что совершенно недопустимо. Или в уставе Единой России записано: «Член партии обязан:… в меру своей компетенции участвовать в организации и проведении избирательных кампаний, которые ведет Партия или региональное, местное, первичное отделение Партии;». Но в соответствии со статусом, судья не имеет права вообще принимать участие в избирательной кампании, поскольку в его компетенцию входит рассмотрение жалоб на действия или бездействие избирательных комиссий, на нарушения в ходе избирательных кампаний.

Но вернемся к гражданскому обществу. Идея защиты интересов граждан от вмешательства государства пришла еще на рубеже 16 и 17 веков великим философам Гуго Гроцию, Гоббсу, Монтескьё, Жан-Жаку Руссо и других, которых вы уже знаете как авторов различных теорий происхождения государства. Но наиболее глубоко теория гражданского общества раскрыта в трудах английского философа Джона Локка и немецкого философа Иммануила Канта. Именно в их работах получила развернутое теоретическое обоснование мысль о том, что государство существует для человека, а не наоборот. Единственная цель, оправдывающая существование государства, - это создание условий для того, чтобы человек мог реализовать свои собственные планы и устремления. С той поры ничего не изменилось. Существуют сферы жизни людей, которые не регулируются, да и не могут регулироваться государством и его законами.

Итак, гражданское общество – это относительно независимая сфера жизнедеятельности людей, общественных отношений, в которые свободно вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы.

Гражданское общество существует не в безвоздушном пространстве, и чтобы оно вообще существовало, необходим ряд условий.

Перечислим:

- признание естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина как социальной ценности, без которой невозможна его свобода;

- наличие частной собственности, которая позволяет человеку свободно распоряжаться результатами своего труда. А для этого должна существовать рыночная, а не плановая экономика, экономическая свобода;

- всё это невозможно без демократии, которая предполагает разделение властей, политический и идеологический плюрализм, свободу мнений, отсутствие цензуры, наличие свободных СМИ и легальной политической оппозиции. Поэтому следующим условием следует назвать правовое государство.

 

Сфера гражданского общества состоит из множества элементов: это уже перечисленные семья, личные отношения людей, политические партии, собственность, труд, предпринимательство, общественные объединения, профсоюзы, творческие и предпринимательские союзы, научные организации, школа, система средств массовой информации, местное самоуправление и др.

 

Одновременно следует помнить, что гражданское общество неотделимо от государства, и поэтому его деятельность опирается на право. Наряду с этим гражданское общество – это саморегулирующаяся социальная система, способная самостоятельно определять, что для неё хорошо, а что плохо. Нельзя противопоставлять гражданское общество и государство, важно определить баланс между правовыми основами гражданского общества и пределами его автономии, саморегулирования. Это возможно лишь в условиях демократии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V2: {{9}} 02.06.Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных