Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Карта № 42. Тайна дорог




 

Общее значение карты для взрослых. Во сне герою открывается Тайна трех дорог. Он видит, что ожидает его в конце каждой из трех дорог. Возможно, все три дороги кажутся ему привлекательными. Но выбрать нужно только одну.

Прогностический смысл и рекомендации. Что делать, если рука вытащила из колоды именно эту карту? Жизненная дорога всегда предлагает человеку только лучшее. Хотя нередко ему кажется, что это не так. Тайна каждой дороги в том лучшем, что она готовит для человека. Постарайтесь открыть то ЛУЧШЕЕ, что стоит за каждым выбором. Если откроете тайну каждой дороги — избавитесь от тревоги и неопределенности.

Когда вам откроется тайна каждой дороги, постарайтесь увидеть и риски каждого из путей. Риски, испытания — это символическая плата за приобретение того лучшего, что приготовила каждая из дорог. Внося эту плату, проходя испытания дороги, человек становится крепче и мудрее.

Вопросы для размышления

1. Что даст моей жизни, моей самореализации каждое из возможных решений?

2. Какие риски есть в каждом выборе?

3. Есть ли противоядия для открывшихся рисков?

4. В удаленной перспективе моей жизни какой из нынешних выборов является наилучшим?

Задания для взрослых. Дайте название каждому из ваших выборов. Опишите предполагаемый сценарий развития событий на каждой дороге. Вам поможет принцип: «Если я сделаю выбор в пользу этого пути, что будет, как будут развиваться события и к чему они приедут?». Запишите все это, чтобы некоторое время поразмышлять об этом. Такая работа внесет больше ясности в текущую ситуацию и пожжет вам сделать правильный выбор.

Как рассказать ребенку о значении карты. Видишь, герой уснул у Камня Распутья. Бодрствуя, он не смог открыть тайну трех дорог, не смог понять, что написано на Камне Распутья. Во сне герою открылась тайна трех дорог, но через образ. Смотри, теперь надпись на Камне можно перевести так: «Направо пойдешь — цветок обретешь, налево пойдешь — сундук найдешь, прямо пойдешь — свой меч найдешь». Что бы это значило, по-твоему?..

Во сне герою по нраву все три дороги. Он желает иметь и цветок, и клад, и меч. Ведь за цветком скрывается его личное счастье с возлюбленной, радость крепкой семьи; за сундуком с богатством — его достаток; а за мечом — его сила. Как тут выбрать что-то одно?!

И все же есть один секрет, если герой сделает правильный выбор одного из трех, то получит все вместе (и цветок, и сундук, и меч). Если ошибется, получит только то, что выбрал.

Задания для детей. Как ты думаешь, что нужно выбрать герою: цветок, сундук или меч, чтобы получить сразу все (и цветок, и сундук, и меч)? Почему ты так думаешь?

Ремарка для взрослых. Правильный ответ здесь таков: герой должен выбрать меч. Меч в данном случае символизирует мужскую силу, самореализацию героя. Если он найдет себя на своем пути, к нему придут и любовь и богатство.

Тема для взрослых сказок. Начало сказки. Фабула. «Как человек из лучшего лучшее выбирал». Это история о человеке, которому было предложено выбрать из трех альтернатив то, что ему больше всего нравится. Все три выбора были привлекательны, но избрать можно было только одно. Расскажите, из чего выбирал этот человек? По какому принципу он сделал свой выбор? Что это дало ему в жизни?

Афоризмы карты. Тайна дорог — в том Лучшем, что приготовили они для человека ищущего. Есть среди возможностей та, которая объединяет все. Изберешь ее, получишь все, в положенный срок.

 

Карта № 43. Голос сердца

 

Общее значение карты для взрослых. Чтобы сделать правильный выбор, нужно услышать голос своего сердца. Именно оно точно знает, как выбрать лучшее из лучшего.

Прогностический смысл и рекомендации. Что делать, если рука вытащила из колоды именно эту карту? Когда человеку предстоит сделать ответственный выбор, он может начать спрашивать мнения и совета у многих людей. Их слова — отражение их опыта, и не более того. Никто не может сделать важный выбор за вас. Если ум сомневается и мечется, дайте ему отдохнуть. Снимите ненадолго с него ответственность за выбор. Прислушайтесь к своему сердцу. Оно знает волю Божию и сможет направить вас на правильный путь.

Представьте себе, что вы управляете машиной. Вы нажимаете на педали, заливаете горючее в бак. Вы привыкли держать руль в своих руках.

Однако сейчас особое время — вам нужно научиться отпускать руль, но при этом нажимать на педали и заливать горючее в бак. Управление педалями символизирует ваше трудолюбие, горючее в баке — вашу веру. При выполнении этих условий Божий Промысел активно станет управлять текущей ситуацией. Вам нужно только отпустить Руль. Отпускание руля — символ передачи управления от разума к сердцу. Сейчас время для этого тонкого урока.

Вопросы для размышления

1. Можете ли вы расслышать голос своего сердца?

2. Что мешает услышать голос сердца?

3. Что помогает услышать голос сердца?

Задания для взрослых

1. Постарайтесь научиться слушать тишину хотя бы 10-20 минут в день, не включая при этом никакой музыки, даже релаксационной. Главное — настроить внимание не на внешние раздражители, а на внутренние процессы. Также нужно научиться слушать тихие звуки окружающего мира, не оценивая их, просто фиксируя. Возрожденная способность слушать тишину излечит Вас от суеты. Это необходимое условие, чтобы услышать голос своего сердца.

2. Когда будет время и спокойное состояние, оглянитесь назад. Переосмыслите свой жизненный путь, свои достижения и заблуждения. Наведите порядок в своем прошлом. Примите свою жизнь как величайшую ценность. Мудрецы говорят, что жизнь каждого человека - величайшая ценность для Бога.

3. Проведите «инвентаризацию» своих талантов. Что из них реализовано, что нет? Посмотрите, что нужно для реализации заложенных в вас потенциалов. Перестройте свою жизнь, если это потребуется для самореализации.

4. Постепенно начинайте наблюдать за другими людьми безоценочно. Ключевая идея такого наблюдения: каждый человек уникален в своих особенностях, достижениях и заблуждениях. Не концентрируйтесь на том, как человек к вам относится. Важнее наблюдать его индивидуальность.

Эти простые упражнения, если выполнять их последовательно и систематично, помогут вам научиться слушать свое сердце.

Как рассказать ребенку о значении карты. Здесь герой слушает свое сердце. Это необходимо, чтобы сделать правильный выбор, найти свою дорогу. Голос сердца услышать очень нелегко. Многие и многое сбивает человека.

Видишь, над головою героя летает дракон. Что, как ты думаешь, он делает? Он отвлекает героя, сбивает его, делает все возможное, чтобы герой не услышал голоса своего сердца, не распознал то, что оно ему говорит.

Голос сердца очень тихий. Чтобы услышать его, нужны тишина и внимательность. Но если ты научился слушать свое сердце, оно всегда будет подсказывать тебе правильный путь.

Задания для детей

1. Как ты думаешь, что нужно, чтобы научиться слышать голос своего сердца? Расскажи об этом. Дай три совета человеку, который хочет научиться слышать голос своего сердца.

2. Послушай тишину в течение трех минут, потом расскажи о том, что ты услышал.

Тема для взрослых сказок. Начало сказки. Фабула. «История о том, как сердце сначала утратило, а потом обрело свой голос». Поразмышляйте над этой темой. При каких обстоятельствах все это могло бы произойти? Опишите их в сказке.

Афоризмы карты. Через сердце человек связан с Божественным. В сердце человека всегда есть информация о правильном выборе. Сердце можно услышать только в тишине.

 

Карта № 44. Примятое решение

 

Общее значение карты для взрослых. Ясность своего пути, Четкое понимание собственной задачи. Решимость следовать избранной дорогой, какой бы трудной она ни была. Мобилизация внутренняя и внешняя. Сосредоточенность на задаче. Внутренняя сила героя, его личностный ресурс направлены правильно и точно. Время активных действий для реализации принятого решения.

Прогностический смысл и рекомендации. Что делать, если рука вытащила из колоды именно эту карту? Пришло время реализовывать принятое решение. Сейчас стоять на месте нельзя. Могут активизироваться силы, сбивающие вас с толку, сеющие сомнения. Они могут провоцировать различные ситуации, лишающие вас боевого духа и настроения. Не нужно бороться с теми, кто вас сбивает. Им только этого и надо — отвлечь вас от главного. Люди, обстоятельства, сбивающие вас, — необходимый элемент процесса реализации принятого решения. Их назначение — тренировать вашу стойкость, решимость и волю не отклоняться от цели. Научитесь игнорировать тех и то, что вас сбивает. Научитесь удерживать в себе активное состояние движения к цели и уверенно идите к ней. У вас за спиной помощь Светлых сил и ресурс Принятого Решения.

Вопросы для размышления

1. Так ли важно то, что сбивает вас, мешает в реализации задуманного? Может быть, вы преувеличили значимость этих обстоятельств? Если же обстоятельства, отвлекающие вас, подлинно важные, значит, они являются элементом реализации принятого решения. Они не отвлекают вас, а учат, помогают что-то в себе преодолеть, пересмотреть. Без этой работы не достичь конечной цели. Будьте внимательны и мудры, тогда точно распознаете подлинное назначение того, что вам мешает.

2. Что помогает вам на пути? Какие мысли, чувства, люди, обстоятельства? В сценарии реализации примятого решения немало помощников. Поблагодарите их, когда в сердце созреет достаточно тепла для этого.

3. Имеете ли вы четкий план реализации задуманного? Достаточно ли вы гибки, чтобы позволить Жизни внести в него коррективы?

Задания для взрослых. Придумайте собственную систему противостояния тому, что вас сбивает и отвлекает. Продумайте, с помощью каких приемов вы сможете поддерживать в себе стремление движения к цели.

Как рассказать ребенку о значении карты. На этой карте герой четко понял свою задачу и настроен выполнить ее. Какова, по-твоему, его задача?

Он знает, что ему нужно победить дракона и спасти жителей одной деревни, на которую тот ежегодно совершает набеги. Несмотря на сложность и опасность задачи, герой полон решимости. Он знает, что только он может сделать это. Он чувствует, что победа над драконом важна не только для жителей деревни, но и для него самого. Как ты думаешь, зачем лично ему нужна эта победа?

Благодаря победе над драконом, к герою придет новое чувство собственной силы, откроется нечто важное. Как думаешь, что?..

Когда человек научается доводить задуманное им каждое дело до конца, он приобретает особенную силу. Ее называют Силой Целеустремленности. Благодаря этой силе он всегда будет Победителем.

Задания для детей

1. Нарисуй Силу Целеустремленности. Расскажи, как она действует,на человека.

2. Дай три совета человеку, который хочет развить в себе Силу Целеустремленности и способность доводить добрые дела до конца.

Тема для взрослых сказок. Начало сказки. Фабула. Напиши историю одного принятого и реализованного решения, основываясь на собственном опыте. Как эти события повлияли на вашу жизнь? Что укрепили?

Афоризмы карты. Дорогу осилит решительно по ней идущий. Сбивающие с пути ситуации — важный элемент движения к цели. Игнорирование препятствий — примета Победителя.

 

Карта № 45. Чудесный компас

 

Общее значение карты для взрослых. Герой-Победитель держит в руках Чудесный Компас. Он всегда показывает герою правильное направление движения. Чудесный Компас синхронизирован с голосом сердца. Герой-Победитель — носитель опыта принятых и реализованных решений.

Прогностический смысл и рекомендации. Что делать, если рука вытащила из колоды именно эту карту? Отыщите у себя внутри Чудесный Компас, который никогда не обманет вас. Он всегда даст точную информацию, что делать, с кем делать, куда идти, чего остерегаться.

Чтобы отыскать свой Чудесный Компас, проанализируйте собственную историю принятых и реализованных решений, собственную историю побед и поражений. Что помогало вам делать правильные выборы? Что сбивало вас с пути?

Чудесный Компас объединяет пять элементов: ваши здравый смысл, голос сердца, инстинктивное чутье, самодисциплину и силу воли. Все ли элементы Чудесного Компаса работают у вас исправно?

Здравый смысл помогает работать с информацией, оценивать риски принимаемых решений, принимать взвешенные решения.

Голос сердца позволяет узреть сакральный пласт принимаемых доний, увидеть ситуацию во всем многообразии взаимовлияющих моментов, постичь тонкий смысл и последствия принимаемого решения.

Инстинктивное чутье позволяет точно определить место и время, где нужно начинать действовать, уводит от ловушек и приводит к добыче».

Самодисциплина помогает организовать движение к цели, составвить план и следовать ему, преодолевая усталость, лень и сопротивление. Сила воли наделяет решимостью идти до конца, воплощать задуманное не несмотря ни на что, игнорировать препятствия.

Вопросы для размышления

1. Чувствуете ли вы, как работают внутри вас пять элементов Чудесного Компаса?

2. Какой из элементов «нуждается в ремонте»?

3. Сколько процентов из принятых вами решений стали реализованными? Что помогало вам в этом? Что мешало?

Задания для взрослых

1. Нарисуйте собственный Чудесный Компас. Опишите, как он помогал вам в жизни. Расскажите, в чем еще он должен вам помочь.

2. Составьте собственный план того, как поддерживать свой Чудесный Компас в рабочем состоянии.

Как рассказать ребенку о значении карты. Посмотри, герой победил дракона и приобрел Чудесный Компас. Он всегда показывает верное направление движения. Теперь герой не будет терзаться сомнениями: Куда ему идти? Правильно ли он идет? Зачем он идет? Компас точно знает ответы на эти вопросы.

Голос сердца позволяет узреть сакральный пласт принимаемых решений, увидеть ситуацию во всем многообразии взаимовлияющих элементов, постичь тонкий смысл и последствия принимаемого решения.

Инстинктивное чутье позволяет точно определить место и время, когда нужно начинать действовать, уводит от ловушек и приводит к «добыче».

Самодисциплина помогает организовать движение к цели, составить план и следовать ему, преодолевая усталость, лень и сопротивление.

Сила воли наделяет решимостью идти до конца, воплощать задуманное несмотря ни на что, игнорировать препятствия.

Вопросы для размышления

1. Чувствуете ли вы, как работают внутри вас пять элементов Чудесного Компаса?

2. Какой из элементов «нуждается в ремонте»?

3. Сколько процентов из принятых вами решений стали реализованными? Что помогало вам в этом? Что мешало?

Задания для взрослых

1. Нарисуйте собственный Чудесный Компас. Опишите, как он помогал вам в жизни. Расскажите, в чем еще он должен вам помочь.

2. Составьте собственный план того, как поддерживать свой Чудесный Компас в рабочем состоянии.

Как рассказать ребенку о значении карты. Посмотри, герой победил дракона и приобрел Чудесный Компас. Он всегда показывает верное направление движения. Теперь герой не будет терзаться сомнениями: Куда ему идти? Правильно ли он идет? Зачем он идет? Компас точно знает ответы на эти вопросы.

Как ты думаешь, как работает этот Компас? Откуда ему известно, куда идти, как идти и зачем?

Может ли он сломаться? Если да, то отчего?

Как всегда поддерживать Компас в «рабочем состоянии»?

Задания для детей. Нарисуй свой Чудесный Компас и расскажи, как он будет помогать тебе в твоей жизни.

Тема для взрослых сказок. Начало сказки. Фабула. Напишите историю на тему «Сказка о Чудесном Компасе, который ведет человека по жизни». Пусть в этой сказке найдут свое отражение ваши представления о жизненной дороге, принимаемых и реализуемых человеком решениях, силах сбивающих и помогающих.

Афоризмы карты. Внутри нас есть Чудесный Компас, который указывает путь. Чудесный Компас действует скрытно до той поры, пока человек не получит первый собственный опыт принятого и реализованного решения. Основные элементы Компаса: здравый смысл, голос сердца, инстинктивное чутье, самодисциплина и сила воли.

 

Архетип «Божественное вымя»

 

В этом архетипе сосредоточена сила Донора. От «Божественного вымени» питаются все. Кроме того, саму носительницу «Божественного вымени» — Корову, люди также используют максимально: и кожу, и кости, и мясо, и рога, и копыта. При этом сама Корова часто не получает достойного ухода.

Основные Уроки этого архетипа таковы: «Быть благодарным и заботливым по отношению к источнику питания и благ. Донору - приучить людей к заботе и обмену. Научиться пользоваться получаемыми благами с ответственностью и мудростью». Главный герой сказок, создаваемых на основе данного архетипа, — Донор, безвозмездно отдающий свою силу, собственный ресурс. Окружающие пользуются этим ресурсом, не думая о Доноре. Донор истощается, а те, кто пользовался его ресурсом, превращаются в ленивых и эгоистичных существ или просто оказываются неблагодарными. Во всяком случае, немногие из получивших благо от Донора качественно меняют собственную жизнь, становятся лучше и чище. В процессе развития сюжета истории люди учатся быть благодарными, заботиться друг о друге и Доноре.

 

Карта № 46. Неуемное потребление

 

Общее значение карты для взрослых. Взаимоотношения Донора и потребителей. Огромная корова символизирует источник благ, которые можно получить просто так. Она носитель «Божественного вымени» — даров и ресурсов. Люди приходят к корове за чудесным молоком с большими ведрами и кувшинами. Они стремятся взять от коровы как можно больше. Смотрят друг за другом: не досталось ли кому- то больше. Их не волнует, как чувствует себя корова, нуждается ли она в защите, отдыхе или питании. Они настроены только на потребления благ, источником которых она является. В этой ситуации нарушается закон обмена: от коровы берется многое, но взамен ничего не отдается. Люди думают, что корова не может не отдавать. Забирая от нее, они делают благо. Ведь если корову не раздаивать, не освобождать от молока, она может заболеть. Они забывают о том, что помимо доения корова нуждается в питании и защите.

Прогностический смысл и рекомендации. Что делать, если рука вытащила из колоды именно эту карту? Сейчас время задуматься о том, как строятся ваши отношения с другими людьми. Всегда ли закон Справедливого Обмена работает четко? Нет ли нарушений в системе «давать-брать»? Не замечали ли вы, что люди начинают пользоваться вами? Или, быть может, вы склонны к использованию людей в своих целях? Всегда ли вы, получая что-то полезное от другого, даете ему взамен нечто важное для него?

Есть люди, которые стремятся только брать от жизни и других максимум возможного. Они думают, что такая позиция — показатель успешности и приспособленности к жизни. Они радуются, когда им удается взять больше, чем они отдали взамен. Особенную радость приносят им ситуации, когда они получили многое и ничего за это не отдали. Подобная позиция неуемного потребления разрушает, прежде всего, самих ее носителей. Развивает в их душах неблагодарность и жадность.

Если вы склонны быть донором («Божественным выменем») и часто даете людям возможность пользоваться вашим ресурсом, пришло время поразмышлять над тем, насколько это полезно для вас и других людей. Возможно, «неуемные потребители» провоцируют в вас жалость, ложное чувство долга или вину. Но стоит ли идти на поводу у этих пустых переживаний?! «Неуемные потребители» склонны к манипуляциям. Вызывая в донорах ложное чувство долга, вину, жалость, ответственность, тревогу, они желают пользоваться их ресурсами. Умеете ли вы противостоять такого рода манипуляциям?

Вопросы для размышления

1. Всегда ли в отношениях с другими людьми вы испытываете чувство удовлетворенности?

2. Имеете ли вы склонность давать людям пользоваться вами, нарушая закон Справедливого обмена?

3. Замечали ли вы за собой склонность к манипулированию другими людьми с тем, чтобы они делали нечто полезное для вас без вложений с вашей стороны?

Задания для взрослых. Нарисуйте Волшебные Весы. Одна чаша весов - Ваша. На нее нужно положить то, что вы отдаете людям. Другая чаша весов принадлежит людям. На нее можно положить то, что люди дают вам. Нарисуйте на своей чаше весов то, что вы отдаете людям, Нарисуйте на чаше весов, принадлежащей другим людям, то, что они дают вам.

Если вы отдаете людям больше Любви, чем получаете взамен, не думайте, что вы нарушаете закон справедливого обмена. Чем больше вы отдаете Любви, тем больше ее прибывает в Мир и к вам.

Такие же Волшебные Весы вы можете нарисовать, размышляя над вашими отношениями с конкретным человеком.

Не останавливайте себя в том, чтобы больше давать Любви другому. Но останавливайте себя в том, чтобы делать что-то вместо другого. Останавливайте себя в стремлении делать работу, которая предназначена не для вас.

Как рассказать ребенку о значении карты. Есть на свете чудесная корова, молоко ее обладает удивительной силой. Достаточно сделать глоточек, как проходят любая хворь и печаль, налаживаются отношения, а в дом приходят покой, достаток и радость. Люди, прознав прo эту корову, стали ходить к ней с большими ведрами и кувшинами. Хотя для помощи им было достаточно одного глотка. Как ты думаешь, зачем людям хотелось так много получить от коровы волшебного молока? Возможно, они набирали его впрок. Но ведь известно, что молоко долго не хранит свою свежесть. Оно прокисает и теряет свои удивительные свойства. Но люди не думали об этом, им хотелось взять как можно больше. Они очень переживали, когда думали, что их соседям достанется больше чудесного молока, чем им самим. Поэтому искали самый большой кувшин, самое большое ведро, чтобы наполнить его молоком...

Как ты думаешь, что чувствовала корова, наблюдая за этим?

Да, ей было очень печально. Ведь она видела, как в сердцах людей поселяются жадность и неблагодарность. Так бывает, когда человек хочет взять больше, чем ему требуется для жизни, и ничего не отдает взаимен.

Как, по-твоему, должны были вести себя люди, чтобы чудесная корова не печалилась?

Есть в жизни и в сказке особый закон. Его называют Законом Справедливого Обмена. Согласно этому закону, если ты что-то берешь, то нужно отдать что-то взамен. Нельзя только брать, ничего не отдавая. Если человек часто нарушает этот закон, его душа может заболеть жадностью и неблагодарностью. А это болезни пострашнее насморка или ангины. Когда человек заболевает жадностью и неблагодарностью, он лишается покоя. Ему все время чего-то не хватает. Постоянно кажется, что другие живут лучше и имеют больше, чем он. Как ты думаешь, легко ли носить такие мысли и чувства в голове и сердце?

Задания для детей. Поразмышляй над тем, как не допустить заболевания жадностью и неблагодарностью. Дай людям пять советов о том, что нужно делать, чтобы не допустить до своего сердца этих болезней и сохранить доброе расположение духа.

Тема для взрослых сказок. Начало сказки. Фабула. «Сказка о том, как сердце научилось быть благодарным и щедрым». Поразмышляйте над тем, какие события могли привести сердце к такому состоянию, и опишите это в своей истории.

Афоризмы карты. Отдавая Любовь, человек умножает ее. Закон Справедливого Обмена защищает сердца от жадности и неблагодарности. Неуемное потребление разрушает личность потребителя.

 

Карта № 47. Несправедливое отношение

 

Общее значение карты для взрослых. «Неуемные потребители» привыкают получать ресурс просто так. Когда источник ресурса истощается, они наполняются негодованием. Они уверены, что у них есть право брать, а у донора есть долг производить то, что они могут взять.

«Божественное вымя» чудесной коровы истощилось, она больше «может дать людям волшебного молока. Люди недовольны, они требуют от коровы молока. Их сердца полны эгоизма, они не думают о том, что корове для производства молока нужны питание и забота. Люди обвиняют корову в лености и безответственности, негодуют от того, что не получили привычное молоко вовремя. Они привыкли только пользоваться ресурсом, но не поддерживать его источник.

Прогностический смысл и рекомендации. Что делать, если рука вытащила из колоды именно эту карту? Может быть, обстоятельства складываются таким образом, что вы претерпеваете несправедливое к себе отношение. Кто-то вместо благодарности за то, что вы для него сделали, обвиняет вас. Тот, кто привык получать, не думает о том, что можно еще и отдавать. Что делать в таких ситуациях? Стоит ли давать в своем сердце приют обидам?! Многие не ведают, что творят, и неспособны изменить в одночасье.

Эта ситуация учит снисхождению и прощению. Где-то раньше был нарушен закон Справедливого Обмена. Где-то, возможно, вы позволили пользоваться вами, и это стало привычным. Такое положение не могло быть вечным. Текущая ситуация, точнее, несправедливое отношение к вам освобождает вас от напрасного донорства. Хоть вы и терпите унижение, но через это к вам приходит свобода.

Или, быть может, вы сами несправедливо отнеслись к кому-то? Кого-то обидели напрасно? Не стоит умножать количество обид в мире. Подумайте, что можно сделать, чтобы взаимных обид в мире стало меньше.

Вопросы для размышления

1. Часто ли в вашей жизни бывают ситуации, когда вам кажется, что к вам несправедливо относятся? В чем выражается это несправедливое отношение? Что вы чувствуете в этих ситуациях?

2. Бывает ли так, что вы сами несправедливо относитесь к людям? В чем это выражается? Что вы чувствуете при этом?

Задания для взрослых. Подумайте и составьте 12 советов людям о том, что нужно делать, чтобы не умножать взаимные обиды в мире.

Как рассказать ребенку о значении карты. Есть на свете чудесная корова, молоко ее обладает удивительной силой. Достаточно сделать глоточек, как проходят любая хворь и печаль, налаживаются отношения, а в дом приходят покой, достаток и радость. Люди, прознав про эту корову, стали ходить к ней с большими ведрами и кувшинами. Хотя для помощи им, было достаточно одного глотка. Они не думали о том, что корову нужно кормить и защищать, заботиться о ней. Они хотели только получать от нее молоко.

И однажды в чудесном вымени коровы молоко иссякло. Что, как ты думаешь, стали делать люди? Они пришли в большое негодование. «Какое ты имеешь право не давать нам молока?! — кричали они корове. — Как смела ты не приготовить для нас молоко?! Мы привыкли получать его и принесли свои ведра и кувшины! Что же, нам теперь возвращаться домой пустыми?!» Кто-то даже взял в руки палку. Он думал, что угроза наказания заставит чудесное вымя коровы немедленно наполниться молоком. Но возможно ли такое? Ведь для того чтобы давать людям волшебное молоко, корова должна быть сыта и довольна.

Как ты думаешь, справедливо ли люди отнеслись к корове? Как, по-твоему, они должны были поступить в этой ситуации?

Задания для детей. Дай пять советов этим людям: как им нужно поступить, чтобы к корове вернулась способность давать волшебное молоко.

Тема для взрослых сказок. Начало сказки. Фабула. «История о человеке, который часто терпел несправедливое к себе отношение и несмотря на это стал счастливым». Какие события разворачивались в жизни этого человека? Что помогало ему жить? Что для него означало «быть счастливым»? Как он смог стать счастливым? Поразмышляйте над этими вопросами, чтобы сложилась ваша собственная сказка.

Афоризмы карты. Несправедливое отношение к донору освобождает его от обязанности отдавать ресурс потребителям. Важно не умножать количество взаимных обид в мире. По закону Справедливого Обмена к донору придут своевременная помощь и утешение.

 

Карта № 48. Чуткая помощь

 

Общее значение карты для взрослых. Своевременное проявление чуткости по отношению к Донору. Находится человек, который понимает, в каком положении оказалась чудесная корова. Он искренне сопереживает ей и оказывает необходимую поддержку. Тем самым он показывает другим людям пример того, как следует относиться к Донору.

Мир не оставляет Донора без поддержки. Укрепляет Донора на его жизненном пути.

Прогностический смысл и рекомендации. Что делать, если рука вытащила из колоды именно эту карту? Если вам какое-то время казалось, что вы одиноки, то вскоре вам предстоит узнать, что такое чуткая помощь. На свете есть немало сердец, тонко понимающих нужды ближних. Своим примером носители чутких сердец вразумляют остальных, помогают им задуматься над действием принципа «брать- давать». Проявление чуткой помощи по отношению к вам укрепит в вас надежду.

Или, быть может, вам предстоит оказать кому-то чуткую помощь. Оглянитесь вокруг себя. Может быть, кто-то рядом с вами чувствует себя одиноким или терпит несправедливое к себе отношение? Окажите ему поддержку. Тем самым вы подадите пример другим людям.

Вопросы для размышления

1. Какое бы сердце вы бы назвали «чутким»? Что, по-вашему, должен делать чуткий человек, если видит боль ближнего?

2. Всегда ли вы чутко понимаете нужды ближнего? Не мешает ли вам в этом сосредоточенность на собственных переживаниях и трудностях?

3. Что вы чувствуете, когда по отношению к вам проявляется чуткая помощь?

Задания для взрослых

1. Нарисуйте чуткое сердце.

2. Сформулируйте пять рекомендаций людям о том, что нужно делать, что развивать в себе, чтобы сердце было чутким.

3. Сформулируйте семь предостережений тем, кто желает оказать чуткую помощь.

Как рассказать ребенку о значении карты. Есть на свете чудесная корова, молоко ее обладает удивительной силой. Достаточно сделать глоточек, как проходят любая хворь и печаль, налаживаются отношения, а в дом приходят покой, достаток и радость. Люди, прознав про эту корову, стали ходить к ней с большими ведрами и кувшинами. Хотя для помощи им было достаточно одного глотка. Они не думали о том, что корову нужно кормить и защищать, заботиться о ней. Они хотели только получать от нее молоко.

И однажды в чудесном вымени коровы молоко иссякло. Что, как ты думаешь, стали делать люди? Они пришли в большое негодование. «Какое ты имеешь право не давать нам молока?! — кричали они корове. - Как смела ты не приготовить для нас молоко?! Мы привыкли получать его и принесли свои ведра и кувшины! Что же, нам теперь возвращаться домой пустыми?!» Кто-то даже взял в руки палку. Он думал, что угроза наказания заставит чудесное вымя коровы немедленно наполниться молоком. Но возможно ли такое? Ведь для того чтобы давать людям волшебное молоко, корова должна быть сыта и довольна. Но сейчас она очень опечалилась. И о том, что не может порадовать людей своим чудесным молоком. И о том, что люди терзают себя обидами на нее. Слезы капали из ее прекрасных больших глаз.

И вот в этом краю оказался один добрый человек. Подошел он к чудесной корове, погладил ее, посмотрел ей в глаза и прочитал в них все, что случилось. Начал он шептать ей на ушко слова утешения.

Как ты думаешь, что он ей прошептал?

Потом набрал он свежей травы, принес хлеба и покормил чудесную корову. Вычистил с нее грязь, напоил свежей ключевой водой. Чудесная корова глубоко вздохнула и выдохнула свою грусть-печаль. Сердце ее было очень добрым и отходчивым. Стала она чувствовать, как ее вымя вновь наполняется волшебным молоком.

А этот добрый человек созвал людей и начал с ними непростой разговор. Как ты думаешь, что он им сказал?

А сказал добрый человек людям следующее: «Что же вы, люди, только требуете от коровы молока волшебного, а за самой чудесной коровой не ухаживаете?! Отчего сердитесь на нее, что вымя ее опустело?! Не вы ли тому причина? Не вы ли уносили в свои дома волшебное молоко ведрами и кувшинами?! Отчего же в сердцах ваших так мало благодарности той, что лечила и радовала вас?! Отчего же не накормите ее, не почистите, дом ей не построите, слова сердечного не скажете?! Коли так к чудесной корове относиться станете, не будет у вас волшебного молока ни капли. Хорошо ли это?» Как ты думаешь, понравились ли людям такие слова?

Да, поначалу людям такие речи совсем не понравились. И даже думали они прогнать доброго человека. Но в сердцах у них тоже была доброта спрятана. И вот та спрятанная в их сердцах доброта им и подсказала: «Правду говорит этот человек! Столько мы от чудесной коровы молока взяли, пора бы и отблагодарить!»

Так один добрый человек помог многим людям о доброте вспомнить и благодарности научиться.

Задания для детей. Как ты думаешь, каким самым главным качеством обладал этот добрый человек? У этого человека было чуткое сердце. Нарисуй его и расскажи о нем. Как помогает чуткое сердце человеку в жизни?

Тема для взрослых сказок. Начало сказки. Фабула. «Сказка о чутком сердце». Жило-было на свете чуткое сердце. Все оно чувствовало - и радость, и боль. Каково ему было? Легко ли? Что помогало ему поддерживать в себе чуткость, не черстветь? Какая история с ним произошла однажды?

Афоризмы карты. Мир не оставляет Донора без поддержки, всегда посылает помощь, дает надежду, укрепляет на жизненной дороге. Только чуткое сердце способно вразумить многих. Сердце учится чуткости, тонко слушая других и окружающий мир.

 

Карта № 49. Обучение заботе

 

Общее значение карты для взрослых. Добрый человек, носитель чуткого сердца, учит людей заботиться о Доноре. Люди учатся быть благодарными в поступках. Постепенное восстановление баланса Системе «давать-брать».

Прогностический смысл и рекомендации. Что делать, если Рука вытащила из колоды именно эту карту? Сейчас время размышлений на тему: «Отдавать тепло и заботу — принимать тепло и заботу».

Возможно, текущая ситуация будет вас обучать благодарности и подлинной заботе. Попробуйте отдать вашим близким любовь и заботу. Выразить благодарность в словах и делах. Не думайте о том, что кто-то из них когда-то вас обидел или сделал что-то не так, как вы считали правильным. Просто поблагодарите их за что угодно и проявите заботу.

Отдавая искренне тепло, заботу другому человеку, не нужно думать о том, как он это воспримет, что он даст взамен. Деликатно участвовать в жизни ближнего — естественная потребность человеческого сердца.

Когда мы заботимся о другом человеке не потому, что нам от него что-то нужно, а по велению сердца, в нашу жизнь, со временем, прибывает множество благ. Не лишних или пустых, а именно тех, которые нам подлинно необходимы. Да и само наше сердце, научившись отдавать, проявлять деликатную заботу, постепенно научается понимать, что ему подлинно необходимо, и брать это из Мира.

Обстоятельства жизни могут учить вас и принимать заботу от других по отношению к себе.

Как бы то ни было, позвольте восстанавливаться в вашей жизни балансу «давать-брать».

Вопросы для размышления

1. Что означает для вас «отдавать» и проявлять «деликатную заботу» по отношению к другому?

2. Отдавая что-либо другому, ожидаете ли вы от него что-то взамен?

3. Поддаетесь ли вы обиде, если другой не возвращает или не дает вам то, что вы от него ожидаете?

4. Какие качества нужно развивать в себе, чтобы отдавать с добрым сердцем?

5. От каких мыслей и чувств следует отказаться, чтобы проявлять искреннюю заботу о ближних?

Задания для взрослых. Мысленно представьте близких вам людей. Попробуйте понять, что хочет сердце каждого из них. О чем каждый из них мечтает в глубине своего сердца. Быть может, никто из них этого никогда не произносит вслух. Но на то и существует чуткое сердце, чтобы услышать невысказанное.

Кому из своих близких вы способны сейчас сделать особенный подарок? В этом подарке соединятся ожидания сердца близкого вам человека и ваша потребность отдать ему тепло и заботу. Поэтому это символический подарок. Сделайте его своими руками. Подберите для своего подарка сопроводительные теплые слова и подарите его близкому человеку.

Для подарка не нужен специальный повод (день рождения, Новый Год или любой иной календарный праздник) — нужен сердечный порыв.

Как рассказать ребенку о значении карты. Есть на свете чудесная корова, молоко ее обладает удивительной силой. Достаточно сделать глоточек, как проходят любая хворь и печаль, налаживаются отношения, а в дом приходят покой, достаток и радость. Люди, прознав про эту корову, стали ходить к ней с большими ведрами и кувшинами. Хотя для помощи им было достаточно одного глотка. Они не думали о том, что корову нужно кормить и защищать, заботиться о ней. Они хотели только получать от нее молоко.

И однажды в чудесном вымени коровы молоко иссякло. Что, как ты думаешь, стали делать люди? Они пришли в большое негодование. «Какое ты имеешь право не давать нам молока?! — кричали они корове. — Как смела ты не приготовить для нас молоко?! Мы привыкли получать его и принесли свои ведра и кувшины! Что же, нам теперь возвращаться домой пустыми?!» Кто-то даже взял в руки палку. Он думал, что угроза наказания заставит чудесное вымя коровы немедленно наполниться молоком. Но возможно ли такое? Ведь для того чтобы давать людям волшебное молоко, корова должна быть сыта и довольна. Но она очень печалилась. О том, что не может порадовать людей своим чудесным молоком. О том, что люди терзают себя обидами на нее. Слезы капали из ее прекрасных больших глаз.

И вот в этом краю оказался один добрый человек. Подошел он к чудесной корове, погладил ее, посмотрел ей в глаза и прочитал в них все, что случилось. Начал он шептать ей на ушко слова утешения.

Потом набрал он свежей травы, принес хлеба и покормил чудесную корову. Вычистил с нее грязь, напоил свежей ключевой водой. Чудесная корова глубоко вздохнула и выдохнула свою грусть-печаль. Сердце ее было очень добрым и отходчивым.

Созвал добрый человек людей и сказал им так: «Что же вы, люди, только требуете от коровы молока волшебного, а за самой чудесной коровой не ухаживаете?! Отчего сердитесь на нее, что вымя опустело?! Не вы ли тому причина? Не вы ли уносили в свои дома волшебное молоко ведрами и кувшинами?! Отчего же в сердцах ваших так мало благодарности той, что лечила и радовала вас?! Отчего же не накормите ее, не почистите, дом ей не построите, слова сердечного не скажете?! Коли так к чудесной корове относиться станете, не будет у вас волшебного молока ни капли. Хорошо ли это?»

Поначалу людям такие речи совсем не понравились. И даже думали они прогнать доброго человека. Но в сердцах у них тоже была

доброта спрятана. И вот та спрятанная в их сердцах доброта им и подсказала: «Правду говорит этот человек! Столько мы от чудесной коровы молока взяли, пора бы и отблагодарить!»

Так один добрый человек помог многим людям о доброте вспомнить и благодарности научиться.

На этой карте люди, осознав, что они были не правы по отношению к чудесной корове, учатся заботиться о ней. Добрый человек помогает им в этом. Видишь, они построили корове навес, чтобы защитить ее от палящего солнца и ливней. Каждый несет из своего дома что-то полезное для чудесной коровы. Кто-то сено, кто-то чистую воду, кто-то морковку и яблоки. Но самое главное, они несут в своих сердцах благодарность чудесной корове. Ведь она сделала для них так много добра.

Как ты думаешь, поможет ли такое отношение людей к чудесной корове появиться в ее вымени волшебному молоку?

Задания для детей

1. Расскажи, что означает, по-твоему, «проявлять заботу»? Как нужно заботиться о близком человеке? Как ты заботишься о своих родителях, друзьях, наставниках? Как они реагируют на твою заботу? Как ты думаешь, что они чувствуют, когда ты о них заботишься? Что чувствует твое сердце, когда ты заботишься о других?

2. Нарисуй, как выглядит Забота. Это добрая волшебница, которая живет в сердце человека и помогает ему чувствовать то, что необходимо близкому в каждый момент времени.

Тема для взрослых сказок. Начало сказки. Фабула. «Лучший подарок для моего сердца». Вспомните обстоятельства, когда вы получили самый удивительный подарок в своей жизни, который тронул ваше сердце. Возможно, получив этот подарок, вы даже плакали от счастья или умиления. Тот, кто его подарил, очень тонко почувствовал то, о чем вы мечтали в глубине своего сердца. Опишите эту ситуацию и все свои чувства в сказке.

Афоризмы карты. Деликатное участие в жизни ближнего - естественная потребность человеческого сердца. Сердце, умеющее отдавать, знает, что подлинно необходимо брать взамен. Тому, кто умеет искренне отдавать, Мир дарует множество благ.

 

Карта № 50. Справедливый обмен

 

Общее значение карты для взрослых. Чудесная корова дает людям волшебное молоко. Люди дают чудесной корове защиту, питание, заботу, благодарность. Корова дает людям то, что им подлинно необходимо. Люди берут от коровы ровно столько, сколько им подлинно необходимо. В каждом работает чувство меры. Баланс «давать-брать» восстановлен.

Прогностический смысл и рекомендации. Что делать, если рука вытащила из колоды именно эту карту? Возможно, жизненные обстоятельства начнут складываться таким образом, что к вам из Мира и от других людей придет множество благ. Главное при этом - тонко слушать себя. Точнее, чувство меры, живущее в глубине нашего существа. Именно оно позволит взять из того, что к вам приходит и придет, именно то, что вам подлинно необходимо. Именно в том объеме, который принесет вам благо.

Вопросы для размышления

1. Что для вас «чувство меры»? Как оно работает в вашей жизни?

2. Какие качества нужно развивать в себе, чтобы научиться брать из всех предлагаемых Миром возможностей именно то, что подлинно необходимо в жизни?

3. Что нужно в себе развивать, чтобы научиться отказываться от пустого, лишнего, ненужного?

Задания для взрослых. Нарисуйте возможности, которые дает Мир человеку.

Нарисуйте чувство меры, которое помогает «отфильтровывать» возможности и брать то, что подлинно необходимо, в точном объеме.

Как рассказать ребенку о значении карты. Есть на свете чудесная корова, молоко ее обладает удивительной силой. Достаточно сделать глоточек, как проходят любая хворь и печаль, налаживаются отношения, а в дом приходят покой, достаток и радость. Люди, прознав про эту корову, стали ходить к ней с большими ведрами и кувшинами. Хотя для помощи им было достаточно одного глотка. Они не думали о том, что корову нужно кормить и защищать, заботиться о ней. Они хотели только получать от нее молоко.

И однажды в чудесном вымени коровы молоко иссякло. Что, как ты думаешь, стали делать люди? Они пришли в большое негодование. «Какое ты имеешь право не давать нам молока?! — кричали они корове. — Как смела ты не приготовить для нас молоко?! Мы привыкли получать его и принесли свои ведра и кувшины! Что же, нам теперь возвращаться домой пустыми?!» Кто-то даже взял в руки палку. Он думал, что угроза наказания заставит чудесное вымя коровы немедленно наполниться молоком. Но возможно ли такое? Ведь для того чтобы давать людям волшебное молоко, корова должна быть сыта и довольна. Но она очень печалилась. О том, что не может порадовать людей своим чудесным молоком. О том, что люди терзают себя обидами на нее. Слезы капали из ее прекрасных больших глаз.

И вот в этом краю оказался один добрый человек. Подошел он к чудесной корове, погладил ее, посмотрел ей в глаза и прочитал в них все, что случилось. Начал он шептать ей на ушко слова утешения.

Потом набрал он свежей травы, принес хлеба и покормил чудесную корову. Вычистил с нее грязь, напоил свежей ключевой водой. Чудесная корова глубоко вздохнула и выдохнула свою грусть-печаль. Сердце ее было очень добрым и отходчивым.

Созвал добрый человек людей и сказал им так: «Что же вы, люди, только требуете от коровы молока волшебного, а за самой чудесной коровой не ухаживаете?! Отчего сердитесь на нее, что вымя опустело?! Не вы ли тому причина? Не вы ли уносили в свои дома волшебное молоко ведрами и кувшинами?! Отчего же в сердцах ваших так мало благодарности той, что лечила и радовала вас?! Отчего же не накормите ее, не почистите, дом ей не построите, слова сердечного не скажете?! Коли так к чудесной корове относиться станете, не будет у вас волшебного молока ни капли. Хорошо ли это?»

Поначалу людям такие речи совсем не понравились. И даже думали они прогнать доброго человека. Но в сердцах у них тоже была доброта спрятана. И вот та спрятанная в их сердцах доброта им и подсказала: «Правду говорит этот человек! Столько мы от чудесной коровы молока взяли, пора бы и отблагодарить!»

Так один добрый человек помог многим людям о доброте вспомнить и благодарности научиться. И люди, осознав, что они были не правы по отношению к чудесной корове, научились заботиться о ней. Они построили корове навес, чтобы защитить ее от палящего солнца и ливней. Каждый принес из своего дома что-то полезное для чудесной коровы. Кто-то сено, кто-то чистую воду, кто-то морковку и яблоки. Но самое главное, люди принесли в своих сердцах искреннюю благодарность чудесной корове. Ведь она сделала для них так много добра.

Силы вернулись к чудесной корове. Вымя ее наполнилось волшебным молоком. Люди решили, что отныне они не станут приходить к корове с ведрами и огромными кувшинами. Каждый завел в своем доме специальную бутыль для волшебного молока. В нее помещалось ровно столько, сколько было им необходимо. Ни каплей больше или меньше. Так люди научились брать от коровы ровно столько волшебного молока, сколько было им подлинно необходимо. Ни больше, ни меньше.

Это называется «познать чувство меры». Благодаря этим событиям люди познали чувство меры, научились благодарить и искренне заботиться о том, кто дает им блага.

Что ты думаешь об этой истории? Как откликнулась она в твоем сердце?

Задания для детей

1. Скажи, как ты думаешь, почему некоторые люди берут больше, чем им необходимо? Например, им нужно съесть всего одну конфету, они берут десять. Почему так с ними случается?

2. Нарисуй Чувство Меры. Расскажи, как оно помогает человеку в Жизни.

Тема для взрослых сказок. Начало сказки. Фабула. «История о том, как было утеряно и вновь обретено Чувство Меры». Опишите, такое (или кто такой) Чувство Меры. Где оно живет? При каких обстоятельствах оно было утеряно? Что за этим последовало? К каким событиям привела потеря Чувства Меры? Кто отважился отправиться на его поиски? Что ему пришлось преодолеть, чтобы найти Чувство Меры? Как изменилась жизнь, когда было обретено Чувство Меры?

Размышление над этими вопросами поможет вам написать свою историю.

Афоризмы карты. Чувство меры отфильтровывает нужное из спектра возможностей и помогает установить точный объем того, что мы берем. Чувство меры живет в глубине нашего существа. Тот, кто обрел чувство меры, обрел счастье жить в достатке.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПЕВТОВ. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ, АРХЕТИПА

 

Одна из важнейших задач сказкотерапевта — это символическая реставрация архетипических матриц во внутреннем пространстве челочка. У многих людей тонкие «каналы», основанные на архетипах, размены в силу действия различных причин. Это влияет на качество отношений и узор судьбы человека. Сказкотерапевт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. «Многократно повторенное символическое действие, меняет и физическую ревность», — один из важнейших законов Комплексной Сказкотерапии.

Основной инструмент реставрации — созидательное символическое действие: сочинение, рассказывание сказки, оживление сказки в песочнице, работа с куклой. Многократное повторенное символическое действие меняет внутреннее самоощущение человека, готовит его к новым действиям в окружающем мире. Тем самым постепенно меняется реальность вокруг человека. В сказку, которую рассказывает сказкотерапевт, зашифровывается определенный архетип (универсальный, мужской, женский или сюжет), и сама сказка таким образом реставрирует архетипическую матрицу. Поэтому сказкотерапевту так вано знать основные архетипы.

Архетип — это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи фактически получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К. Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец» у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов — как запечатленный в уме природный образ, у Августина — как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.

Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку скритическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декорации». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей — мечты о стабильности.

Архетипы — это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы — это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические Форматы являются хранителями архетипов. Анализируя, толкуя скатные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а значит, можно сказать и так: «Архетип проявляет себя через последовательность событий». Иными словами, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее — архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа действий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам предстоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам будет предложено пройти ряд испытаний, мы обретем ресурсы для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предательством ближних, получить время на переосмысление собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не

предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений — сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних невнятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит бромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов, передавалось из поколения в поколение через «метафороносители» сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального пана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и исследования мира, наконец.

Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип — это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы - это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Архетипы составляют «матрицу» жизни. Причем, удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на переживание «фатальности бытия». Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современно человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт.

В Комплексной Сказкотерапии разработана собственная классификация архетипов и архетипических сюжетов. Она удобна как для исследовательской работы, так и для психологического консультирования.

 

Основные Универсальные архетипы

 

Универсальные архетипы составляют сюжетную основу любой истории, узора судьбы каждого человека. В них зашифрованы базовые идеи развития человека, основные уроки, жизненные ценности. Универсальные архетипы помогают описать, интерпретировать типичное явление более четко, найти путь решения трудной ситуации. Универсальные архетипы — общие инструменты для проработки ситуаций. Для более точного исследования ситуаций и терапии используются мужские и женские архетипы, сюжеты отношений.

Универсальные архетипы в Комплексной Сказкотерапии делятся на две группы:

1) «созерцательные» архетипы (используются для более глубокого понимания смысла текущей ситуации);

2) «драматические» архетипы (отражают механизмы очищения, проработки внутриличностных конфликтов).

Созерцательные Универсальные архетипы

Дорога. Основные Уроки архетипа: «Жизнь — это вечное движение, дорога без конца. Что бы ни происходило, доверяй Дороге, она обладает собственным сознанием и выведет в любом случае, даже если и вначале заведет неизвестно куда. Умей принимать вызовы Дороги — она нередко испытывает; если выдержишь испытания Дороги — станешь крепче». Важно понимать, что в этом универсальном архетипе не уложен конечный результат. Дорога — это движение, процесс, Жизнь. Эти идеи ложатся в основу терапевтических сказок. Архетип Дороги участвует в создании ЛЮБОЙ сказки, другие архетипы, архетипические сюжеты дополняют этот универсальный архетип, как бы «раскраивают» его.

Государство. Основные Уроки архетипа: «Во внешнем и внутреннем мире действует принцип иерархии — «пирамиды», есть король — и есть слуги, у всех свое место, свое назначение, своя функция, своя задача. Если кто-то начинает смотреть на чужое место, или даже занимает его — в государстве начинаются «смутные времена». Любовь, зравый смысл — силы, которые помогают всем элементам государства действовать слаженно». Главное назначение сказок, созданных на основе этого архетипа, — показать клиенту устройство его внутреннего мира, символически описать скрытый механизм его чувств, желаний, состояний, трудностей. Через архетип Государства можно работать с самосознанием и саморегуляцией.

Творец. Основные Уроки архетипа: «Творчество может быть разрушительным, так и созидательным. Полет творческой мысли не всегда принимается современниками, творец может быть изгоем. Творцу важно направить собственную творческую мысль на украшение жизни».

Помощник. В случае этого архетипа фабула проста: герой попадает ситуацию, с которой не может справиться сам, и получает помощь.

Помощник символизирует Божественную помощь, покровительство, водительство. Каждому герою дается свой тип Помощника в соответствии с его эволюционными задачами. Также в сказке обозначаются условия, на которых герой получает помощь. Помощник всегда отличается мудростью и прозорливостью, даже если внешне он играет роль простака. Сказкотерапевт внимательно изучает историю клиента и на основе этой информации подбирает образ Помощника и тип его отношений с героем. В образе Помощника сказкотерапевт может зашифровать те мысли и чувства, которые он сам желал бы передать своему клиенту.

Типы Помощников и характер их отношений с героем:

• Дарители. Этим помощникам ничего от героя не нужно, кроме его положительных изменений и его счастья. Дарители оказывают помощь безвозмездно.

• Партнеры. Эти помощники помогают, потому что им это тоже приносит пользу. Партнеры строят отношения с героем на основе взаимовыгодного сотрудничества.

• Учителя. Эти помощники создают ситуации, в которых герой может научиться чему-то важному для себя. Учителя могут потребовать послужить себе, иногда просят выполнять различные задания, смысла которых сначала герой не понимает. Нередко Учителя могут вести себя как провокаторы. Лишь в конце испытания герой понимает, какую помощь он получил на самом деле.

• Сезонность. Основные Уроки архетипа: «Движение Жизни в смене фаз, настроений, процессов. В каждом процессе, каждом времени года есть нечто важное, сокровенное, своя тайна. Времена года меняются и в нашем внутреннем пространстве в течение одного цикла».

 

Драматические Универсальные архетипы

 

Авгиевы конюшни. Основные Уроки архетипа: «На свете много Грязи — необходимо очищение. Загрязнение происходит постепенно и незаметно. Чтобы победить грязь, очиститься от нее, не нужно исследовать ее состав — нужно просто помыться». В сказках, создаваемых на основеэтого архетипа, важно отразить причины накопления грязи — грязныемысли, чувства, некрасивые действия, лень. Это само по себе не зло, это то, что производит сам человек, — это мусор. В таких сказках обязательно должны быть образы очищения: ливень, наводнение, ветер и пр.

Тело боли. Основные Уроки архетипа: «Важно иметь бдительность — в мире немало зла. У зла есть слабые стороны — их нужно узнать. Побеждая зло, приобретаешь иммунитет и бдительность». Главными героями сказки могутстать отрицательные герои: Лихо Одноглазое, Горе-Злосчастье, Злая Колдунья. Важно показать, что у злых персонажей есть своя жизнь, своя логика, свое сознание. Они не могут спокойно жить, когда рядом с ними есть счастливые существа. Злые существа жаждут власти, они питаются отрицательными эмоциями, мыслями, желаниями. Их задача — умножать самих себя, умножать зло в людях. Задача других героев: противостоять злу. Это непросто. Сначала зло побеждает, берет жизнь под свой контроль. Но есть такие качества, такие стороны души героев, которые недоступны для проникновения зла, «тела боли». Именно благодаря этим качествам начинается освободительное движение против «тела боли», которое приводит к победе над злом.

Доброе сердце — холодное сердце. Основные Уроки архетипа: Сердце надо беречь. Отсутствие в сердце приносит разрушения. Любовь исцеляет». Герой сказки переживает на себе колдовство, которое меняет его до неузнаваемости (Кай из «Снежной Королевы», Карлик Нос). От него требуется невероятное усилие, чтобы вновь впустить в свое сердце Любовь.

Распутье. Основные Уроки архетипа: «Правильный выбор пути из трех вариантов. Преодоление неопределенности и тревоги. Верный путь — не самый легкий из путей. Нужно научиться отличать нужное от пустого, научиться освобождаться от старого, расчищая место новому». Важная особенность терапевтических сказок, создаваемых на основе данного архетипа, — предложение герою выбора из трех вариантов. В сказке у героя есть возможность пройти всеми тремя путями, чтобы вновь оказаться у Камня на Распутье и сделать свой окончательный выбор. Само по себе Распутье — это «точка выбора», место, в котором сходятся многие возможности. Другими словами, Распутье — это место особой силы, поэтому герой не может находиться в нем долгое время. Поток Возможностей может его «снести». Энергию архетипа Распутья можно сравнить также с ситуацией, когда герой попадает в сокровищницу, и у него есть всего три минуты, чтобы выбрать из всего многообразия что-то одно, но самое важное. Если он не справится за три минуты — может погибнуть, не говоря уже о потере права выбирать лучшее. Итак, задача героя на Распутье: выбрать ЛУЧШЕЕ ДЛЯ СЕБЯ, в соответствии со своей индивидуальностью и Предназначением. Ошибка героев на Распутье — выбирать лучшее не для себя, а для тех социальных стереотипов, установок, которые живут у них внутри. Чтобы сделать правильный выбор, герою нужно слушать свое сердце. Это самое сложное.

Божественное вымя. В этом архетипе сосредоточена сила Донора. От «Божественного вымени» питаются все. Кроме того, саму носительницу «Божественного вымени» — Корову, люди также используют максимально: и кожу, и кости, и мясо, и рога и копыта. Но сама Корова не получает часто достойного ухода. Основные Уроки архетипа: «Быть благодарным и заботливым по отношению к источнику питания и благ. Донору важно приучить людей к заботе и обмену. Нужно научиться пользоваться получаемыми благами с ответственностью и мудростью». Главный герой сказок, создаваемых на основе данного архетипа, — Донор, безвозмездно отдающий свою силу, собственный ресурс. Окружающие пользуются этим ресурсом, не думая о Доноре. Донор истощается, а те, кто пользовался его ресурсом, превращаются в ленивых и эгоистичных существ или просто оказываются неблагодарными. Во всяком случае, немногие из получивших благо от Донора качественно меняют собственную жизнь, становятся лучше и чище. В процессе развития сюжета истории люди учатся быть благодарными,

заботиться друг о друге и Доноре.

 

* * *

 

Созидательная базовая мотивация — это глубинное стремление, формируемое архетипом; некоторая цель действий, потребность в определенных действиях, обусловленная действием архетипической матрицы.

Благодаря пониманию СОЗИДАТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ МОТИВАЦИИ, формируемой универсальным архетипом, изначального смысла и предназначения универсального архетипа и последующей «упаковке» этого знания в терапевтическую сказку, происходит СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ архетипической матрицы универсального и любого другого архетипа.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных