Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВЫ ВИДЕОЭКОЛОГИИ




Видеоэкология - это наука о взаимодействии человека с окружающей видимой средой.

В данном учебном пособии частично рассматривались проблемы, связанные с загрязненим атмосферы, гидросферы и литосферы. Однако, в настоящее время, в век техносферы, существует еще один вид загрязнения - «загрязнение» визуальной среды, той среды, которую мы воспринимаем через орган зрения, или, говоря проще, того, на что мы смотрим глазами.

Видеоэкологияявляется составной частью экологии человека. Термин «видеоэкология» был введен Российскими учеными-экологами в 1989 году и обозначает учение об экологии видимой среды.

Теоретической основой видеоэкологии является теория саккад (Филин, 1987). Саккадами (от французского слова, означающего «хлопок паруса») называются быстрые самопроизвольные микродвижения глаз. Эти микродвижения совершаются примерно два раза в секунду. Частота саккад индивидуальна, по рисунку саккад можно определить характер, темперамент, быстроту реакции человека (у боксера - четкие и частые саккады, у спокойного человека - размытые). В интервале между саккадами человек не видит. Таким образом, у человека дискретное видение.

После каждой саккады глаз фиксирует какой-либо зрительный образ, выхватывает отдельные картинки и передает информацию в мозг. Если зрительный образ не меняется (глазу не за что «зацепиться»), в мозг поступает бессмысленная информация. При этом человек испытывает дискомфорт, пытается отвести взгляд (например, от глухой стены). Движения глаз нарушаются, что может вызвать судороги глазных мышц. Это заболевание называется «нистагм» и выражается в подергивании глаз. (Для предотвращения этой болезни у шахтеров в длинных черных шахтах разбрасывают белую известь).

При создании искусственной среды обитания человека, наряду с другими требованиями необходимо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. К сожалению, эти требования повсеместно нарушаются, в результате чего в большинстве случаев создается противоестественная визуальная среда, в частности гомогенные и агрессивные видимые поля.

Гомогенным называется видимое поле, на котором либо отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено (рис. 74).

Примерами гомогенных полей в городской среде являются сплошные заборы, гладкие двери, панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие и крыши домов. В квартирах гомогенные поля начинаются с гладкой входной двери, продолжаются полированными стенками и шкафами и заканчиваются гладким пластиком на кухне.

На «голой» стене глазу человека не за что "зацепиться". Приблизившись к ней, горожанин может увидеть только собственную тень, да и то в солнечную погоду, других видимых элементов на этой стене нет. Совершенно ясно, что это вызывает психологический дискомфорт. Кроме того, на голых поверхностях, очень мало деталей для фиксации взора после очередного перемещения глаз.

Рис. 74.Гомогенное видимое поле Рис. 75.Агрессивное видимое поле  

Агрессивным называется видимое поле, на котором равномерно рассредоточено множество одинаковых элементов.

Агрессивную среду создают многоэтажные здания с большим числом одинаковых окон на стене (рис. 75); стены, облицованные кафельной плитой; кирпичная кладка с потайным швом; двери, обитые вагонкой; а также всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий и т. д. В городских условиях нередко одно агрессивное поле накладывается на другое, к примеру, ровная стена дома за металлической решеткой.

По данным психологов, проводивших опрос жителей новых микрорайонов, 72% из них хотели бы куда-нибудь уехать, а 35% назвали новые микрорайоны нелюбимыми. Конечно, трудно полюбить район, состоящий из агрессивных полей. Такая визуальная среда порождает множество социальных проблем.

В практике градостроительства есть целые улицы, представляющие собой непрерывную цепь агрессивных видимых полей. В Москве наиболее ярким примером могут служить районы, построенные в 70-е – 80-е годы, или Новый Арбат, состоящий из гигантских "домов-книжек" по одной стороне и башен с "гребенками" балконов по другой. С противоположной стороны улицы "дом-книга" как бы схватывает человека в свои бетонные объятия и глаза его оказываются в плену гигантской геометрической структуры. Долго смотреть на "стену-сетку" любоваться ею невозможно, так как глазу не на чем остановиться, какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их числа глаз физически не может.

В последнее время во всех крупных городах увеличилось число психических заболеваний. И этот рост продолжается. Специалисты назвали это заболевание «синдром большого города», который нередко проявляется в агрессивности человека. Среди множества факторов противоестественная видимая среда также способствует возрастанию числа психических заболеваний.

В агрессивной видимой среде человек часто находится в состоянии беспричинного озлобления. В Москве, к примеру, криминогенная обстановка ухудшается от центра к окраинам, где целые микрорайоны состоят из агрессивных полей.

Число лиц, страдающих близорукостью, в городах обычно больше, чем в сельской местности. По мнению специалистов, занимающихся проблемой видеоэкологии, неблагоприятная визуальная среда является одним из факторов, приводящих к изменению рефракции глаз, что в свою очередь, ухудшает зрение и приводит к близорукости.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных