Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Золотое сечение– гармоническая пропорция




 

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Что же такое золотое сечение?

Итальянский математик средневековья Фибоначчи (род. ок. 1170) установил такую последовательность чисел, в которой каждое число в этой последовательности получается из суммы двух предыдущих чисел. 2

Числа, образующие последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584,... называются " числами Фибоначчи ", а сама последовательность - последовательностью Фибоначчи.

В числах Фибоначчи существует одна очень интересная особенность. При делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около значения 1,61803398875. Именно это постоянное число деления в средние века было названо Божественной пропорцией, а ныне в наши дни именуется как золотое сечение, золотое сpеднее или золотая пропорция.

Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными.

Первый пример золотого сечения в строении тела человека (рис.76). Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618. Кроме этого есть и еще несколько основных золотых пропорции нашего тела:

- расстояние от кончиков пальцев до запястья и от запястья до локтя равно 1:1.618;

- расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы равно 1:1.618;

- расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы равно 1:1.618;

- расстояние точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618;

- расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618;

- расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618;

- расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618.

Каждый палец нашей руки состоит из трех фаланг. Сумма двух первых фаланг пальца в соотношении со всей длиной пальца также дает число золотого сечения (за исключением большого пальца).

Ученые-биологи установили, что в расположении листьев на ветке, семян подсолнечника или шишек сосны, а также в строении тел животных (рис. 77-78) со всей очевидность проявляется ряд Фибоначчи, а стало быть, проявляется закон золотого сечения. Можно привести великое множество примеров, когда процесс роста живых организмов происходит в строгом соответствии с формой золотого сеченияю.

Рис. 76. Золотое сечениев строении тела человека

Все сведения о физиологических особенностях живых существ хранятся в молекуле ДНК(см. Введение), строение которой также содержит в себе закон золотой пропорции. Молекула ДНК состоит из двух вертикально переплетенных между собой спиралей. Длина каждой из этих спиралей составляет 34 ангстрема, ширина 21 ангстрема. (1 ангстрем - одна стомиллионная доля сантиметра). Так вот 21 и 34 - это цифры, следующие друг за другом в последовательности чисел Фибоначчи, то есть соотношение длины и ширины логарифмической спирали молекулы ДНК несет в себе формулу золотого сечения 1:1,618.

Рис. 77. Ветка цикория

Золотое сечениеприсутствует в строении всех кристаллов, но большинство кристаллов микроскопически малы, так что мы не можем разглядеть их невооруженным глазом. Однако снежинки, также представляющие собой водные кристаллы, вполне доступны нашему взору, также построены по совершенной четкой формуле золотого сечения. Во Вселенной все известные человечеству галактики и все тела в них существуют в форме спирали, соответствующей формуле золотого сечения.

Рис. 78. Золотое сечениев строении тела ящерицы

Исходя из этих научных фактов, несложно заметить насколько золотое сечение важно для достижения гармонии и красоты.

Создавая элементы ландшафта, такие как водоёмы, живописные группы деревьев и кустарников, цветники, геопластику и многое другое, нужно руководствоваться законами золотого сечения. В таких ландшафтах уютно и комфортно жить, работать и отдыхать.

С древнейших времен человек стремился к красоте. Это было и при строительстве жилища, шитье одежды, изобретении предмета быта, при этом он заботился не только об их функциональности. Эстетическая сторона занимала его в равной степени.

Шедеврами древнерусской архитектуры являются церковь Покрова на Нерли (12 в.), собор Василия Блаженного (16 в.), церковь Вознесения села Коломенское под Москвой (16 в.), бывшее здание сената в Кремле, Первую Клиническую больницу имени Н.И.Пирогова в Москве и многие другие. В формах этих сооружений использованы элементы золотого сечения. На рис. 79 – 86 показаны комфортные для глаз объекты в сравнении с гомогенными.

Рис. 79, 80. Комфортные для глаз постройки
Рис. 81. Комфортное для глаз здание, г. Москва Рис. 82. Агрессивная визуальная среда, г. Москва

 

Рис. 83, 84. Гомогенный жилой интерьер

Рис. 85, 86. Жилой интерьер, комфортный для глаз

Для того, чтобы визуальная среда была комфортной, соответствовала физиологическим нормам зрения, необходимо:

- не допускать появления агрессивных визуальных полей в городской среде, а также квартирах и на рабочем месте;

- не допускать появления гомогенных визуальных полей в городской среде, а так же там, где приходится находиться длительное время. Жидкому бетону можно придать любую форму, не обязательно плоскую. Там, где уже есть гомогенная среда необходимо постараться от нее избавиться путем озеленения, колористики, а в квартире с помощью комнатных растений, картин, ваз и других средств украшения;

- не допускать появления больших плоскостей в архитектуре. Таких плоскостей не должно быть и в квартире, в кабинете, в цехах, в больницах и детских учреждениях. При взгляде на такие плоскости выявляются дефекты зрения (астигматизм, разная острота правого и левого глаз). Естественная природа состоит из разноудаленных предметов, будь то лес или горы. В старинной архитектуре такие элементы как портик, колонны, эркер, декор исключали появление большой плоскости. Индустриальные методы строительства уже привели к избытку больших плоскостей в архитектуре и этот процесс, к сожалению, продолжается. Причем наряду с большими железобетонными плитами все больше используются стеклянные плоскости, которые для глаза еще хуже;

Следует помнить о том, что "глаз не любит" прямые линии и прямые углы. К сожалению, современная архитектура взяла на вооружение именно эти элементы. Чем больше в окружающем пространстве кривых линий, тем ближе оно к естественной среде и, следовательно, тем лучше визуальная среда.

Силуэт здания является одним из важных компонентов формирования комфортной визуальной среды. Многие старинные дома заканчивались башенками, шпилями, да еще и имели разноэтажные части дома – мезонины (рис. 79, 80, 81). Когда архитектор Мельников говорил, что «архитектура - это игра для глаз», он имел в виду как раз неповторимый силуэт зданий. Именно он и создавал все условия «игры» для автоматии саккад. «Подержавшись за одну башенку глаз, сделав саккаду, мог «перехватиться» и легко найти себе для фиксации следующую выступающую деталь - в этом и есть игра глаз.

Силуэт города в целом, является таким же необходимым компонентом как силуэт отдельного здания. Большой город отторгает человека от естественной природы и порождает множество экологических проблем. Необходимо идти по пути равномерного расселения по территории, но при этом обеспечивать город всеми необходимыми средствами коммуникации. Знания в области видеоэкологии позволят сформировать такой город, который сохранил бы все свои преимущества, и в то же время, отлично сочетался со всеми красотами и радостями деревни. Цветовое насыщение городской среды является одним из необходимых условий создания комфортной визуальной среды. За счет озеленения можно многое исправить в существующей застройке города. Зелень не только приятна глазу, но и приближает урбанизированную среду к природной. Причем в городе, в особенности в ее исторической части, целесообразно применять вертикальное озеленение. Озеленение лучше начинать с детских учреждений - детские сады, школы и интернаты, по существу должны стать мини-парками. Наряду с этим необходимо бережно хранить рекреационные зоны в городской среде.

Большую часть времени человек проводит в собственной квартире и поэтому там в обязательном порядке должна быть комфортная визуальная среда (рис. 85 – 86).

Ничто не может заменить естественную природу. Прогулки в лесу должны стать регулярными для каждого горожанина. Необходим учет уголков с богатой природой. Это национальное богатство.

 

11. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных