Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История развития ландшафтоведения




История и состояние ландшафтоведения в разные периоды времени привлекали к себе внимание ряда ученых: Т. Д. Александрова (1989), А.Г. Исаченко (1957, 1991, 2006), Л.К. Казаков (1999, 2007), И.И. Мамай (2008), В.А. Николаев (1988) и др. В работах вышеупомянутых авторов представлена разнообразная периодизация развития отечественного ландшафтоведения. Проанализировав многочисленные публикации, выделяем на основе периодизации В.С. Преображенского (1988) (с дополнениями автора) в истории ландшафтоведения три этапа развития науки, границы которых достаточно условны.

2.2.1. Первый этап – зарождение, проверка
и распространение концепции (1880–1940)

К концу XIX в. в науках о природе, в том числе и в географии, обозначился кризис в изучении сложных систем, не познаваемых путем разложения на составные части. Специализация в исследовании природных ресурсов – минеральных водных, лесных, земельных – все усиливалась, что содействовало формированию частных географических дисциплин, относительно слабо связанных между собой.

В физической географии одними из первых осознали эту ситуацию А. Гумбольдт, К. Риттер, В.В. Докучаев, позже – Л.С. Берг. Каждый из них понимал, что, оставшись без собственного предмета исследования, география исчезает как единая наука. Стало неясным, чем должна заниматься собственно география, если существуют климатология, биогеография, почвоведение, геоморфология и т.д. Вопрос о судьбе географии породил оживленную дискуссию.

На этом фоне в России формируется мощная географическая школа. Основателем ее стал профессор Петербургского университета Василий Васильевич Докучаев (рис. 1). В.В. Докучаев хорошо понимал отрицательные стороны далеко зашедшей дифференциации естествознания. Он вплотную подошел к созданию новой науки «…о тех многосложных и многообразных соотношениях и взаимодействиях, а равно и о законах, управляющих вековыми изменениями их, которые существуют между так называемой живой и мертвой природой…», изучение которых составляет «…лучшую и высшую прелесть естествознания…» (Докучаев, 1949).

Рис. 1. Василий Васильевич Докучаев (1846–1903)

Русский естествоиспытатель, основатель современного научного генетического почвоведения и зональной агрономии. Научная работа В.В. Докучаева начиналась с геологии. Его диссертация на степень магистра называлась «Способы образования речных долин Европейской России» (1878).

Монография «Русский чернозем», являющаяся докторской диссертацией (защищенной в 1883), принесла В.В. Докучаеву мировую славу и заслуженно считается основой генетического почвоведения.

Комплексный подход к природе как целостному образованию нашел себя в книге «Наши степи прежде и теперь» (1892).

Вершиной научного творчества Докучаева стало обоснование закона мировой зональности в брошюре «К учению о законах природы» (1899). Он сформировал основы учения о естественно-исторических (а не только почвенных) зонах, о связи их с особенностями деятельности людей. Это одно из крупнейших обобщений века, где фиксируется внимание на теснейшей связи «…между растительным, животным и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром, с другой».

Идеи и предложения В.В. Докучаева были основаны на комплексных многолетних экспедиционных исследованиях. Три большие экспедиции, организованные им, работали 15 лет: Нижегородская (1882–1886) и Полтавская (1882–1892) по оценке земель и Особая экспедиция Лесного департамента (1892–1896). В итоге были созданы новые методы географических исследований – полевое тематическое картирование с учетом генетических факторов.

Представление В.В. Докучаева о широтных и вертикальных «естественно-исторических зонах» составило главное содержание русской научной школы в физической географии.

Научная школа, созданная В.В. Докучаевым, являясь исключительным явлением, сочетала университетскую подготовку с обучением в поле, во время экспедиционных работ. «Родовое дерево» Докучаева не имеет аналогов в мировой науке. Его непосредственными учениками были В.И. Вернадский, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, Н.М. Сибирцев, К.Д. Глинка, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, Г.Н. Высоцкий, Г.Ф. Морозов.

Ко второму поколению принадлежат Л.И. Прасолов, Б.Б. Полынов, С.С. Неуструев, В.Н. Сукачев, А.Е. Ферсман.

К третьему поколению «докучаевцев» можно отнести И.П. Герасимова, М.А. Глазовскую, А.И. Перельмана и др. В первые десятилетия XX в. идея об объективном существовании закономерных взаимообусловленных территориальных сочетаний природных компонентов, подкрепленная накопленным опытом комплексных исследований с различными практическими задачами и на разных территориальных уровнях детальности воплотилась в понятии о ландшафте.

В течение десятилетия (1904–1914) научное представление о ландшафте в разных формах было сформулировано независимо друг от друга учениками и последователями В.В. ДокучаеваГ. Ф. Морозовым (рис. 2), Г.Н. Высоцким (рис. 3), А.А. Борзовым, Р.И. Аболиным.

 

Рис. 2. Георгий Федорович Морозов (1867–1920)

Основоположник российского лесоведения. В работе «Исследование лесов Воронежской губернии» (1913) сформулировал свой взгляд на ландшафт.

Ландшафты – это естественные единицы, на которые распадается природа любой территории, они представляют собой «как бы фокусы, или узлы, в которых скрещиваются взаимные влияния общего и местного климата, с одной стороны, рельефа, геологических условий – с другой, растительности и животного мира – с третьей и т.д.».

Называл лесоводство «географическим промыслом» и считал, что лесоводов и мелиораторов надо готовить на отделении прикладной географии географических факультетов.

 

Рис. 3. Георгий Николаевич Высоцкий (1865–1940)

Выдающийся русский ученый-лесовед. Самостоятельно развивал представление о ландшафте, который предпочитал называть русским термином «естественная округа», или «местность».

В статье «О карте типов местопроизрастаний» (1904) Высоцкий отметил, что различные местности должны отличаться однообразием условий местопроизрастания соответствующих растительных сообществ. В этой мысли заключено представление о морфологии ландшафта. Высоцкому также принадлежит идея создания синтетических карт, которые впоследствии стали называться ландшафтными картами.

Однако научное понятие «ландшафт» в российскую географическую науку ввел Лев Семенович Берг (рис. 4), ибо он впервые в статье «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области» (1913) высказал мысль, что ландшафты представляют собой предмет исследования географии.

Рис. 4. Лев Семенович Берг (1876–1950)

Ландшафтно-морфологическая школа Л.С. Бергаразвивала идеи В.В. Докучаева. Заведуя кафедрой Ленинградского государственного университета, Л.С. Берг заложил теоретические основы современного ландшафтоведения, первым осуществил зональное физико-географическое районирование СССР. Ландшафт у него был объектом изучения, а его территориальное размещение – предметом.

На рубеже 1920–30-х гг. наблюдается интерес географов к методологическим и теоретическим проблемам науки. Толчок к дискуссиям и теоретическим поискам дала работа Л.С. Берга «Ландшафтно-географические зоны СССР» (1930). Во введении к этой книге дается краткое изложение основ учения о ландшафте.

Интересны взгляды на ландшафт Леонтия Григорьевича Раменского (рис. 5).

Рис. 5. Леонтий Григорьевич Раменский (1884–1953)

Известный российский географ и геоботаник, специалист в области луговедения, доктор биологических наук, один из основоположников учения о морфологии географического ландшафта.

В своих работах «О принципиальных установках типологии земель» и «Введение в комплексное почвенно-геоботаническое исследование земель» (1930-е гг.) одним из первых акцентировал внимание на том, что географический ландшафт состоит из разнородных образований.

Главная географическая идея первой половины XX в. – идея районирования. К этому периоду относятся работы С.С. Неуструева (по Оренбургской губернии), Р.И. Аболина (по Средней Азии), Л.И. Прасолова, А.И. Безсонова. Опыт районирования дал возможность сформулировать принцип провинциальности, что явилось наиболее существенным вкладом в ландшафтную теорию.

Второе направление развития ландшафтно-географических идей двадцатых годов XX в. связано с детальными полевыми исследованиями на сравнительно небольших площадях, сопровождающимися составлением крупномасштабных ландшафтных карт. Пионерами ландшафтной съемки явились Б.Б. Полынов, А.Д. Гожев, И.В. Ларин.

Еще одним важным научным результатом детальных ландшафтных исследований было появление первых идей в области динамики и эволюции ландшафта.

Таким образом, в 30-х гг. XX в. отечественные географы приблизились к созданию учения о ландшафте, однако разработанной ландшафтной теории еще не существовало: четкие представления об объеме понятия «ландшафт» и его морфологических частях так и не были разработаны.

 

2.2.2. Второй этап – становление учения
и учебной дисциплины (1945–1965)

Второй этап называют временем признания географами научной самостоятельности ландшафтоведения и его прикладных возможностей. Он пришелся на период «холодной войны», бурного роста экономики, научно-технической революции. Рост экономики требовал оценки всех имеющихся природных ресурсов страны. Государство поддерживало все исследования такого рода, что позволяло организовывать крупные экспедиции. Поэтому послевоенные годы в ландшафтоведении ознаменовались возобновлением и распространением ландшафтных съемок. Инициаторами их выступили географы Московского университета под руководством Николая Адольфовича Солнцева (рис. 6). Развертывание полевых исследований имело решающее значение для дальнейшей разработки теории ландшафта. Основное внимание привлекали вопросы, связанные с ландшафтной съемкой и созданием ландшафтных карт: морфология ландшафта, принципы выделения фаций и урочищ, их систематика, критерии и объем ландшафта, проблема ландшафтных границ и т.п. В процессе этих работ в Московском университете сформировалась ландшафтная школа Н.А. Солнцева.

В 50-х гг. XX в. ландшафтные исследования велись группами сотрудников Ленинградского, Львовского, Латвийского, Воронежского, Киевского и других университетов. Это значительно укрепило позиции ландшафтоведения, в то же время обозначив целый ряд новых проблем, среди которых – разработка методики ландшафтного картографирования, полевых исследований, теоретизация новых материалов. Как раз эти вопросы и рассматривались в 1955 г. на первом Всесоюзном ландшафтном совещании, организованном Географическим обществом в Ленинграде. С 1955 по 2006 гг. было проведено 11 таких совещаний.

Именно в это время началось формирование разных ландшафтных школ: сибирской (В.Б. Сочава), воронежской (Ф.Н. Мильков), ленинградской (А.Г. Исаченко), львовской (Г.И. Геренчук), тбилисской (Н.Л. Беручашвили).

В 40-х гг. XX в. Борис Борисович Полынов (рис. 7) разработал основы геохимии ландшафта – нового научного направления, имеющего дело с изучением миграции химических элементов в ландшафте. Другое новое направление, имеющее близкое отношение к ландшафтоведению, а именно биогеоценология, связано с именем В.Н. Сукачева. В 1959 г. при кафедре физической географии МГУ открылась первая в стране лаборатория ландшафтоведения под руководством Н.А.Солнцева.

1960-е гг. характеризовались небывалым ростом популярности ландшафтоведения. Оживились работы по ландшафтной индикации, уточнялись принципы физико-географического районирования. Опубликованы первые монографии, подводящие итоги ландшафтных исследований (В.С. Преображенский,А.А. Видина, Ф.Н. Мильков, А.И. Перельман), а также первое учебное пособие по ландшафтоведению «Основы ландшафтоведения и физико-географического районирования» Анатолия Григорьевича Исаченко (рис. 8) (1965).

 

Рис. 8. Анатолий Григорьевич Исаченко (р. 28.5.1922)

Известный физико-географ и картограф, доктор географических наук (1963), профессор географического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (с 1964), с 1973 по 1983 гг. заведовал кафедрой физической географии.

Исследовал общие закономерности физико-географической дифференциации, разработал принципы и методы классификации ландшафтов, физико-географического районирования, составления ландшафтных карт. Теоретически обобщил историю развития географических идей.

Основные работы: «Основные вопросы физической географии» (1953); «Физико-географическое картирование» (ч. 1–3, 1958–1961), за которую удостоен золотой медали им. П.П. Семенова-Тян-Шанского (1963); «Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование» (1965, 1991); «Развитие географических идей» (1971); «Оптимизация природной среды» (1980); «Ландшафты СССР» (1985); «Природа мира. Ландшафты» (соавтор) (1989), «Теория и методология географической науки» (2004).

Появились обзорные ландшафтные карты отдельных республик и областей как элементы содержания комплексных атласов. Были заложены основы динамики ландшафтов. Существенный вклад в развитие нового направления ландшафтоведения, который Виктор Борисович Сочава (рис. 9) назвал структурно-динамическим, внес основанный в 1957 г. Институт географии СО АН СССР в г. Иркутске. При нем были организованы первые ландшафтно-географические стационары в Сибири (Харанорский, Приангарский, Тугрский, Нижнеиртышский). В 1964 г. Институт географии АН СССР организовал Курский стационар. Позднее появились стационары при некоторых университетах (на Кавказе, при Тбилисском университете – Марткопский).

 

Рис. 9. Виктор Борисович Сочава (1905–1978)

Российский геоботаник и географ, академик АН СССР (1968 г.). С 1959 по 1976 гг. – директор Института географии Сибири и Дальнего Востока Сибирского отделения АН СССР (г. Иркутск).

Основные труды посвящены классификации ландшафтов и растительности тундры и тайги, геоботаническому районированию и картографированию растительного покрова СССР («Растительный покров на тематических картах» (1979), «Географические аспекты сибирской тайги» (1980), «Проблемы физической географии и геоботаники» (1986) и др.).

В.Б. Сочава создал новое направление в науке – учение о геосистемах («Введение в учение о геосистемах» (1978)).

Одновременно с полевыми исследованиями активно изучались возможности и принципы прикладного использования ландшафтных представлений. В 1960-е гг. были успешно выполнены многочисленные работы для сельского хозяйства, районных планировок, создания зон отдыха, изучения поверхностного стока, медицинской географии.

Этап завершился разработкой таких разделов ландшафтоведения, как «морфология ландшафтов», «методы ландшафтных исследований», «прикладное ландшафтоведение».

 

2.2.3. Третий этап – формирование системно-географической базы
и методического перевооружения (1965–1990)

Этот этап пришелся на время постепенного снижения темпов роста экономики, сокращения государственной поддержки науки. В то же время со всей остротой встали проблемы сохранения, восстановления и улучшения ландшафтов Земли как жизненной среды человеческого общества. Существенный вклад в разработку научных основ решения этих проблем призвано внести ландшафтоведение. Поэтому не случайно с середины 1960-х гг. наблюдается поворот ландшафтоведов к вопросам изучения структуры, функционирования и динамики ландшафтов, а также техногенного воздействия на них.

Важная особенность этого этапа – массовое появление материалов космических съемок, а также широкое использование системных представлений и таких понятий как целостность, организованность, функционирование, состояние, устойчивость.

В это время в стране уже работали 12 ландшафтных стационаров и полустационаров. К вышеупомянутым добавились стационары в Сибири (Южно-Минусинский, Северо-Обской), Мещере (Лесуново, Окский заповедник, озеро Белое), в Карпатах (Черногорский). Результаты их наблюдений позволили сделать интересные теоретические выводы и представления (состояния ПТК, инвариант, саморегуляция).

Для функционально-динамического исследования ПТК большое значение имеют разработанные методы: комплексной ординации (В.Б. Сочава (1978), А.А. Крауклис (1979)), геомассовый (Н.Л. Беручашвили (1986)), геофизический (Н.Л. Беручашвили (1986), К.Н. Дьяконов (1988), Г.П. Миллер, В.П. Петлин (1985)).

Сформировалось геофизическое направление, истоки которого восходят к работам А.А. Григорьева и Д.Л. Арманда. Интенсивно развивается геохимия ландшафтов, благодаря трудам М.А. Глазовской и А.И. Перельмана.

В конце 1980-х гг. анализировались опыты построения землеведческих и ландшафтоведческих теорий, уроки и тенденции развития теории ландшафтоведения. Начали активно обсуждаться теоретические и методологические аспекты исследования в переходных зонах, изучения подводных ландшафтов, вопросы ландшафтной экологии, теории и практики исследования геосистем, их устойчивости.

Были продолжены ландшафтные работы в таких прикладных направлениях как региональное проектирование и планирование, мониторинг, природопользование, прогнозирование, оценка, нормирование, управление. Внимание уделено также методологии антропогенного ландшафтоведения. Курс «Ландшафтоведение» стали читать студентам многих географических факультетов страны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных