Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации. Учебно-методический комплекс (УМК) «Ландшафтоведение» предназначен для подготовки бакалавров, специалистов и магистров по направлениям «География»




Учебно-методический комплекс (УМК) «Ландшафтоведение» предназначен для подготовки бакалавров, специалистов и магистров по направлениям «География», «Гидрометеорология», «Природопользование», «Геология», «Геоэкология». Использование данного ресурса позволит оптимизировать процесс усвоения будущими специалистами основополагающих понятий о физико-географических закономерностях дифференциации и интеграции географической оболочки на глобальном, региональном и локальном уровнях. А также получения практических навыков, позволяющих ориентироваться и правильно оценивать происходящие изменения в природных и природно-антропогенных комплексах.

Учебно-методический комплекс содержит интерактивную и неинтерактивную части.

Основу интерактивной части УМК, реализованной с помощью компьютерных технологий, составляют:

• электронное учебное пособие,

• тестирующий модуль.

Указанные компоненты встроены в электронное учебное пособие «Ландшафтоведение».

Электронное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения теоретического материала. Материал каждой темы курса структурирован в виде гипертекста, дополненного большим количеством иллюстраций.

Тестирующий модуль представлен набором тестовых заданий. Встречаются тесты следующих видов: единственного и множественного выбора, тесты на восстановление соответствия и восстановление последовательности, тесты открытой формы. Объем тестовых заданий составляет 100 вопросов разного уровня сложности по каждой теме. Выполнение тестовых заданий дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы.

Кроме интерактивной части в комплект УМК «Ландшафтоведение» входят неинтерактивные элементы, также встроенные в электронное учебное пособие:

• рабочая программа курса,

• учебный план.

В рабочей программе курса «Ландшафтоведение» отражены цели и задачи изучения курса, общие сведения о дисциплине, модульное содержание программы электронного учебного пособия, список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

Учебный план содержит наименование всех изучаемых разделов и тем с их подробным описанием.

Ландшафтоведение» как обязательная эколого-географическая учебная дисциплина введена государственным образовательным стандартом для природоведческих специальностей и специализаций.

Дисциплина «Ландшафтоведение» является продолжающимся курсом в физико-географической подготовке студентов, обучающихся по экологическим и географическим специальностям, и вооружает их знаниями общих физико-географических закономерностей дифференциации и интеграции географической оболочки на глобальном, региональном и локальном уровнях. В теоретико-методологическом, методическом и практическом плане курс взаимодействует со всеми блоками естественнонаучных дисциплин, связывая их и взаимообогащая.

Курс рассчитан на 150 часов обучения, в том числе на 80 часов работы с преподавателем и 70 часов самостоятельной работы студентов с учебно-методическими материалами.

Цели и задачи изучения курса

Ландшафтоведение – один из важных разделов физической географии. Оно является естественным продолжением курса «Общая физическая география». В Ландшафтоведении общегеографические идеи находят свое применение в объяснении конкретных местных и региональных эколого-географических особенностей природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов как целостных системных явлений. Поэтому оно имеет прямое отношение к проблемам комплексного рационального использования, охране и восстановлению природных ресурсов конкретных регионов.

Цель данного курса – способствовать формированию у будущих специалистов основополагающих понятий о ландшафте как сложном природно-территориальном комплексе (ПТК), показать его внутренние и внешние связи, структуру, взаимообусловленность его компонентов, раскрыть функционально-динамические аспекты его состояний, обосновать систематику ландшафтов, выявить изменения ландшафтов при взаимодействии природы и общества. Изучение ПТК дает целостное представление о природе как среде жизни, деятельности человека и объекте охраны.

Задача курса – дать специалистам природоведческих специальностей и специализаций знания о ландшафтоведении как фундаментальной науке, закладывающей научное географическое мировоззрение. Показать возможности использования ландшафтных методов и знаний в практической деятельности. Специалисты должны представлять, что лишь комплексные знания о сложной взаимосвязи и взаимообусловленности природных факторов и компонентов могут дать ключ к расшифровке направленности процессов и явлений в гео- и экосистемах с выходом на прогнозную оценку.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Освоив курс, студенты должны иметь представление о природно-территориальных комплексах, их структуре, функционировании, динамике и эволюции, природных и природно-антропогенных ландшафтах, ориентироваться и правильно оценивать происходящие изменения в ландшафтах и окружающей природной среде в результате влиянии человеческой деятельности. Они должны научиться использовать имеющийся фактический материал по структуре, функционированию, динамике, эволюции природных объектов для целей рационального природопользования, экологической характеристики территорий, отдельных их компонентов. Студенты должны освоить методы прикладного ландшафтоведения и уметь применять их в своей профессиональной практике.

 

Учебный план дисциплины «Ландшафтоведение»

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Практич. СРС
  Введение        
  Концептуальные основы ландшафтоведения        
  История развития учения о ландшафте        
  Общие закономерности пространственно-временной организации геосистем суши        
  Ландшафт и его свойства        
  Природные компоненты и факторы ландшафтообразования        
  Границы ландшафта        
  Структура ландшафта и парагенетические геосистемы        
  Иерархия природных комплексов        
  Временной аспект и генезис геосистем        
  Функционально-динамические аспекты учения о ландшафте        
  Концептуально-методологические основы учения о природно-антропогенных ландшафтах        
  Методы ландшафтных исследований        
  Ландшафтное моделирование и картографирование        
  Природные комплексы Томской области        
Итого        

Тема 1. Введение

Цели и задачи курса. Ландшафтоведение – наука о ландшафтной оболочке и ее структурных составляющих. Объект и предмет изучения ландшафтоведения. Место ландшафтоведения в системе географических, в том числе физико-географических, экологических и других наук. Дочерние дисциплины ландшафтоведения. Решаемые задачи и основные направления исследований.

Тема 2. Концептуальные основы ландшафтоведения

Системная парадигма. Геосистемный подход к изучению естественных и антропогенных объектов. Основные понятия (природные территориальные комплексы, геокомплексы, геосистемы, ландшафты.

Тема 3. История развития учения о ландшафте

Естественно-научные и социальные предпосылки развития. Этапы развития отечественной ландшафтной географии. Современное состояние науки. Ландшафтоведение за рубежом.

Тема 4. Общие закономерности пространственно-временной организации геосистем суши

Проявление общих зональных и азональных закономерностей и особенностей в региональной дифференциации суши. Широтная зональность как результат определяющего воздействия солнечной энергии. Природная зональность ландшафтов, типы зональных ландшафтов, особенности их выделения. Азональность. Географическая секторность. Ее влияние на ландшафтные структуры. Понятие интразональных ландшафтов. Высотная ландшафтная поясность в горах, ее связь с широтной зональностью. Локальная дифференциация ландшафтной оболочки.

Тема 5. Ландшафт и его свойства

Понятие о ландшафте (общая, региональная, типологическая трактовки). Свойства ландшафта: устойчивость и целостность. Определение понятия устойчивость. Соотношение и связь понятий, устойчивость и изменчивость, инвариант, естественная устойчивость, устойчивость к антропогенным воздействиям. Буферность или инерционность, упругость и пластичность как свойства и факторы, определяющие устойчивость ландшафтов. Типы устойчивости геосистем.

Понятие о моно- и полисистемных моделях ландшафта как геосистемы (компонентный подход, комплексный ландшафтный подход к анализу природных процессов и явлений).

Тема 6. Природные компоненты и факторы ландшафтообразования

Природно-территориальный комплекс – как совокупность взаимосвязанных компонентов – литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, растительности, животного мира. Вертикальная структура ПТК. Вещественные, энергетические, информационные свойства природных компонентов. Классификации природных компонентов. Их роль в формировании, дифференциации и интеграции географической и ландшафтной оболочек. Природные компоненты Томской области. Ландшафтообразующие факторы: внутренние и внешние.

Тема 7. Границы ландшафта

Понятие о границах ландшафта. Виды границ. Понятие об экотонах. Горизонтальные и вертикальные границы. Верхние и нижние границы. Проблемы выделения границ в пространстве.

Тема 8. Структура ландшафтов и парагенетические геосистемы

Понятие о структуре ландшафтов. Морфологическая структура и организация ландшафтов. Рисунок ландшафта, ландшафтная индикация, горизонтальная структура ландшафта. Функциональная структура ландшафтов. Основные типы и виды связей в природных комплексах: прямые, обратные, положительные, отрицательные, их проявление и роль в геосистемах. Вертикальная структура ландшафтов. Геогоризонты и геомассы. Динамический аспект структуры ландшафтов. Парагенетические геосистемы (ландшафтные катены, бассейновые системы, поля, импактные геосистемы и др.).

Тема 9. Иерархия природных комплексов

Основные организационные уровни геосистем: глобальный, региональный, локальный. Учение о ландшафтной оболочке. Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта (местность, урочище, подурочище, фация). Моно- и полидоминантные ландшафты. Элементарные природные геосистемы – фации. Классификация фаций по типам режимов энерго- и массообмена. Понятие об урочище. Простые и сложные урочища, доминантные и субдоминантные урочища. Условия формирования сложных урочищ. Понятие о местности.

Тема 10. Временной аспект и генезис геосистем

Принцип историзма и генетический подход в ландшафтоведении. Понятие о возрасте ландшафта: абсолютный и относительный. Проблемы определения возраста ландшафта. Изменение ландшафтов Западной Сибири в голоцене.

Тема 11. Функционально-динамические аспекты учения о ландшафте

Состояние – определение понятий, главные энергетические факторы, метаболизм геосистем, круговорот вещества и энергии. Понятие о динамике ландшафтов. Виды динамических изменений. Динамика функционирования геосистем. Природные ритмы ландшафтов (суточные, погодные, сезонные, годичные, многолетние). Динамические тренды геосистем. Направленная изменчивость геосистем, адаптивные перестройки совершенствования структуры и функционирования. Эволюционная динамика ландшафтов. Этапы эволюции и саморазвития ландшафтов. Различия в инерционности различных компонентов и элементов геосистем. Метахронность развития компонентной структуры ландшафта. Динамика катастроф. Понятие о саморазвитии природных геосистем. Антропогенная динамика ландшафтов. Цепные реакции антропогенных процессов в ландшафтах.

Тема 12. Концептуально-методологические основы учения о природно-антропогенных ландшафтах

История антропогенной трансформации (антропогенизация) ландшафтной оболочки, развитие учения о природно-антропогенных ландшафтах и территориальных природно-хозяйственных системах.

Этапы эволюции человечества и земной природы. Взаимоотношения людей и природной среды на различных этапах. Экологические кризисы в истории различных цивилизаций. Становление природно-антропогенных ландшафтов, их исторические типы. Виды антропогенного воздействия (целенаправленное и побочное). Обратимые и необратимые антропогенные изменения природы. Основные направления антропогенизации ландшафтной оболочки. Классификации природно-антропогенных ландшафтов. Классы современных антропогенных ландшафтов (селитебные, промышленные, сельскохозяйственные, дорожные, лесные, водные, беллигеративные, рекреационные). Их образы и организационные особенности.

Культурные ландшафты. Развитие научных представлений о культурном ландшафте. Современные концепции культурного ландшафта. Культурогенез и ландшафты. Историко-этнографическая концепция хозяйственно-культурных типов ландшафтов, этнически сложившиеся стереотипы природопользования. Современные культурные ландшафты – их структура, функционирование, возможности регуляции.

Тема 13. Методы ландшафтных исследований

Понятие и виды методов ландшафтных исследований. Общие, особенные, частные методы. Соотношение целей, задач и методов исследования. Ландшафтное профилирование.

Тема 14. Ландшафтное моделирование и картографирование

Ландшафтное моделирование. Роль моделей в научных исследованиях. Концептуальные ландшафтно-географические модели. Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное моделирование. Ландшафтное дешифрирование аэрокосмических снимков. Дистанционный мониторинг. Ландшафтные кадастры и геоинформационные системы. Классификация и систематика ландшафтов.

Ландшафтное картографирование. Цели, задачи, значение. Виды ландшафтных карт Ландшафтные карты России и Ближнего Зарубежья. Методика построения типологических ландшафтных карт.

Тема 15. Природные комплексы Томской области

Физико-географическое районирование Томской области. Природные комплексы Томской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1997.

2. Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.И. Ландшафтоведение. – М.: КолосС, 2005.

3. Исаченко А.Г. Основы ландшафтоведения и физико-географического районирования. - М.: Высшая школа, 1991.

4. Исаченко А.Г. География в современном мире. – М.: Просвещение, 1998.

5. Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

6. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

7. Марцинкевич Г.И., Клицунова Н.К, Мотузко А.Н. Основы ландшафтоведения. – Минск: Вышэйшая школа, 1986.

8. Методы комплексных физико-географических исследований: Учеб. пособие для студ. вузов / В.К. Жучкова, Э.М. Раковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

9. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Семинарские и практические занятия – М.: Изд-во Московского ун-та, 2000.

Дополнительная литература

1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. – М., 1975.

2. Гродзинский М.Д. Основы ландшафтной экологии.– Киев, 1993.

3. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза.– М.: Аспект Пресс, 2002.

4. Исаченко А.Г. Ландшафты СССР. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.

5. Козин В.В., Петровский В.А. Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь – Смоленск: Ойкумена, 2005.

6. Куракова Л. И. Современные ландшафты и хозяйственная деятельность. – М.: Просвещение, 1983.

7. Мамай И.И. Ландшафтное картографирование в России: состояние и перспективы / Бюллетень Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2004. – № 2. –С.139–146.

8. Мильков Ф. Н. Рукотворные ландшафты. – М.: Мысль, 1970.

9. Мильков Ф.Н. Физическая географияю Учение о ландшафте и географическая зональность. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1986.

10. Николаев В.А. Классификация и мелкомасштабное картографирование ландшафтов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1978.

11. Солнцев Н.А. Ландшафтоведение. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.

12. Солнцев Н.А. Учение о ландшафте: избранные труды. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

13. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. – Новосибирск: Наука, 1978.

14. Хромых В.С. Природное районирование // География Томской области. – Томск, 1988. – С. 137-170.

15. Экологическое картографирование Сибири /Под ред. В.В. Воробьева, Новосибирск, 1999.

Сведения об авторе учебного курса

Квасникова Зоя Николаевна – кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры географии геолого-географического факультета Томского государственного факультета. Автор более 50 научных, научно-методических публикаций по проблемам ландшафтоведения, геохимии ландшафта, эколого-геохимическим аспектам геоморфологических процессов, в том числе 2 учебных и учебно-методических пособий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных