Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ивьевское Понеманье 4 страница




Деревянный оштукатуренный дворец был построен лет за сто до того, как сюда приехал Михал-Клеафас. Оштукатуренные, выбеленные стены контрастно оттеняли темные проемы окон и красноту крыши, не из черепицы, а из гонта, окрашенного в красный цвет — прием, характерный для народного зодчества и широко распространенный в культовой и усадебной архитектуре. К крыльцу в виде четырехколонного портика вела аллея из лип, которая непосредственно перед дворцом переходила в открытую площадку — курдонер. С противоположной стороны когда-то находился регулярный французский парк. В центре его блестело зеркало пруда с романтическими островками и старой мельницей.

Запущенная усадьба требовала реконструкции и Огинский начал ее с парка. Его разбили на геометрические участки, которые засадили яблонями, грушами, вишнями. Ягодные кусты красной смородины, плантации клубники располагались в центре просторных круглых рекреаций. Для пополнения посадочного материала был создан отдельный питомник. На месте курдонера был разбит просторный цветник с бассейном внутри. Аллеи обсадили рядами пихт, рядом со старым дворцом началось возведение нового. Это был по существу новый комплекс, который кроме каменного дворца включал новую двухэтажную мельницу, оранжереи, теплицы. Строилась и отдельная, усадебная часовня. К реконструкции усадьбы был привлечен известный в то время профессор архитектуры виленского университета Михаил Шульц. После его смерти работу продолжал не менее знаменитый виленский зодчий Иозеф Пусье. В основу ландшафтно-пространственной и объемно-планировочной организации имения были положены принципы классицизма. В архитектуре имения выделялась центральная часть с четырехколонным портиком, за которым открылся просторный вестибюль. Вдоль, анфиладно шли комнаты: музыкальный салон, розовая гостиная, бильярдная, столовая. В конце анфилады находилась просторная гостиная с выходом в оранжерею. Из гостиной винтовая лестница вела в библиотеку. Интерьер библиотеки в инвентарных материалах описан подробнее: ясеневый паркет, окрашенные стены, окна с ситцевыми шторами, кафельная печка. Среди обстановки названы венское фортепиано, стол накрытый сукном, ольховый бильярд, кресло из красного дерева, шкафы. Из библиотеки имелся выход в галерею с видом на пруд и парк. Над портиком дворца была специальная башня с часами. Фланкирующие дворец двухэтажные корпуса имели завершения в виде четырехскатных крыш, что делало композицию главного фасада симметричной и уравновешенной, при в целом асимметричном решении плана дворцового комплекса он имел по существу два равнозначных фасада. Второй, перпендикулярный главному, был ориентирован к комплексу хозяйственного двора. В целом новая композиция усадебно-паркового комплекса определялась пересечением главных аллей. Вокруг пересечения, в результате реконструкции, расположились старый дворец, хозяйственный двор, комплекс нового дворца и курдонер с цветником. На углу пересечения стояла часовня.

Парковая часть усадьбы была решена в пейзажном стиле. Ландшафтной осью парка стало русло реки. В месте, где ее пересекала главная аллея, была построена двухэтажная мельница. Вдоль берега шли многочисленные тропинки, они вскоре приводили к беседкам, флигелям, мосткам, мемориальным комплексам и даже руинам храма. Неотъемлемый элемент богатой усадьбы, зоопарк, состоял из двух частей: вольера и прогулочно-обзорного комплекса.

Парковый комплекс усадьбы в Залесье выделялся наличием редких деревьев, кустарников цветов. Многие из них являлись экзотами. Теплолюбивые деревья и цветы держались в оранжерее и выставлялись напротив дворца в кадушках в летние дни. Сорта цветов приобретались в зарубежных странах. Архитектура зданий и парковый комплекс в Залесье выделялись хорошим вкусом, отсутствием эклектических напластований. Недаром современники прозвали усадьбу «Северными Афинами». Здесь любили собираться композиторы, художники, поэты, политические деятели, друзья Огинского по восстанию 1794 года, вспоминали Тадеуша Костюшку, помять которого навсегда была увековечена в имении специальным памятным камнем.

Памятником деревянной архитектуры является усадьба белорусского поэта Франтишка Богушевич в Кушлянах. История этого имения начинается с середины XVIII в. когда владение было приобретено прапрадедом поэта. Ландшафтно-планировочная организация усадьбы и окружающего парка выделялась сложным и живописным рельефом склонов Ошмянской возвышенности. Прямоугольный план усадьбы разделяется на хозяйственную и садово-парковую территорию. В центре планировочной композиции деревянный одноэтажный дворец с просторной галереей вдоль главного фасада, построенный поэтом в конце XIX в. Франтишек Богушевич в отличие от Огинского не приглашал в имение зодчих. Как и его поэтическое творчество, архитектура усадьбы была действительно народной. И строили дворец, хозяйственные и гуменные постройки местные плотники. Планировка дворца — традиционная: в центре просторные сени, вдоль — жилые комнаты. Высокая двускатная крыша, покрыта гонтом, переходила в навес над галереей. Сохранилось несколько гумен с высокими вальмовыми крышами.

Перед галереей дворца, за небольшим курдонером, начинался сад, который выходит к пруду с ивняком вдоль берега. Границы усадьбы были обсажены липами. На восточной окраине парка некогда стояла построенная поэтом и его отцом часовня, как памятник событиям 1863–1864 гг. И отец, и сын сердечно сочувствовали восстанию под руководством Кастуся Калиновского.

К усадьбе Богушевича вплотную подступали усадьбы соседей. Ландшафтно-планировочное строение этих усадеб было аналогичным. Оба соседа являлись участниками восстания 1863 г., а позже три усадьбы стали связаны и родственными отношениями. Особенной живописностью выделялся парк Ясевича. Он представлял собой прямоугольник с соотношением сторон приблизительно 1:3. Максимальная протяженность превышает 200 метров. По периметру парк окружает посадка из вязов, среди которых встречаются ели, осины, клен. Вязы окружали и усадебный дом, расположенный в северной части парка. Внутреннее пространство парка составляли посадки из груш, яблонь, вишен, а также декоративных растений. Интересной постройкой, сохранившейся в парке Ясевичей, является двухэтажный амбар-лямус. На каменном фундаменте, из отесанных на два канта брусьев, двухъярусной столбовой галереей. Подъём на второй ярус — по боковой лестнице. Вся постройка накрыта двускатной гонтовой крышей. XVIII — началу XIX в. было характерно в парковом строительстве создание декоративных композиций из деревьев. Оригинальная клумба из лип, размерами около восьми метров, сохранилась в южной части парка. Деревья создают уютную живую беседку, пространство романтики.

 

Памятники монументального зодчества

 

Монументальное зодчество сморгонщины представлено рядом памятников — церквями, костелами, кальвинскими сборами, мечетями, каплицами, построенными преимущественно в XVIII — начале ХХ вв.

Недалеко от деревни Залесье, в Оленце находится каменная часовня XIX в. Квадратная в плане, двухъярусное сооружение под четырескатной крышей. Верхний ярус имеет открытые проемы, через которые видна установленная деревянная скульптура Христа.

В деревне Вишнево находится каменный костел, построенный в 1811 году в стилевых чертах классицизма. Вытянутый прямоугольный объем состоит из четырехколонного, дорического ордера портика, притвора, над которым на четырех столбах держатся хоры (в левом углу винтовая лестница), за просторным нефом — алтарь. Периметр алтаря украшен колонным ордером (8 колон). Потолок — плоский, крыша — двускатная, причем алтарная часть приблизительно на треть выше нефовой. В интерьере стены украшены нишами, в которых расположены оконные проемы, карниз по периметру стен обрамлен сухариками.

В деревне Войстам в начале ХХ в. из кирпича и бутового камня возведено здание костела. Прямоугольный в плане объем завершен двускатной крышей с двухъярусной башней со стороны притвора (главного фасада). Главный фасад фланкирован ризалитами с аттиками в нескольких ярусах. В интерьере потолок выполнен в виде цилиндрического перекрытия с люнетами и подпружными арками. Широкими арками украшены хоры и алтарная часть. Внешнюю пластику создают ритмичный ряд пилястр с расположенными между ними арочными проемами окон.

В деревне Выголенянты Вишневского сельского совета находится деревянная церковь XIX в. К срубу нефа-четырехстена примыкает трехгранный алтарь. Крыльцо выполнено по типу столбовой подсени (прием широко используется в народном зодчестве). Двускатная крыша плавно переходит в вальмовую над алтарной частью. В центре — скромная шатровая башенка. Над крыльцом — треугольный щит-фронтон. Стены обшиты, из декоративно-пластического украшения выделяются ряды сухариков по краям щита. Одно окно над входными дверьми, спаренные арочки в стенах нефа, люкорны на гранях алтаря. В интерьере, над входом — столбовые хоры с поручнями на балках.

В деревне Данюшево Жодишского сельсовета в 1809 г. был построен Троицкий костел. Прямоугольный в плане объем завершен двускатной крышей. Выделяется в плане алтарная часть с боковым приделом. Архитектуру костела можно отнести к так называемому стилю историзма. Признаками его является эклектическое соединение различных приемов: притвора, выполненного в виде четырехколонного портика дорического ордера, фронтон которого украшен резным завершением, боковыми башнями, завершенными шатрами. Костел построен из дерева, обшит, окна украшены наличниками. Неф имеет плоский потолок, украшенный декоративными розетками, алтарь перекрыт трапециеподобным перекрытием.

В деревне Жодишки находится построенный в первой половине XVII в. Кальвинский сбор, реконструированный в начале XIX в. в Троицкий костел. Каменное сооружение крестообразного плана за счет пристроенного в 1904 г. трансепта. Ориентированная на запад, квадратная в плане алтарная часть ранее завершалась башней-звонницей. Внутреннее пространство перекрыто цилиндрическими перекрытиями, над которыми устроены двускатные по профилю крыши. Архитектура сбора имеет выразительные черты ренессанса. Они видны в плоскостном решении стен, переходящих в щиты-фронтоны: в пилястрах, карнизах, проемах без декоративного украшения, напоминающих стилистику оборонной архитектуры.

На южной окраине деревни Кевлы Синьковского сельсовета находится построенная в 1862 г. церковь Всех Мучеников. Прямоугольный в плане неф с алтарем сложены из бутового камня и кирпича, которые находятся под двускатной крышей. Со стороны главного фасада пристроена колокольня. Главный фасад оштукатурен, украшен пилястрами, карнизами, люкарнями. Оштукатуренными карнизами и наличниками украшены каменные плоскости боковых стен. В интерьере выделяются хоры с деревянными балками, деревянный иконостас на границе нефа и алтаря. Церковь представляет собой пример эклектической архитектуры с элементами классицизма.

Еще одним примером такой архитектуры может быть церковь Александра Невского, построенная в 1854 г. в Крево (отреставрирована в 1928 г.). Объем, возведенный из бутового камня, состоит из прямоугольных нефа и алтаря под двускатной крышей и трехъярусной колокольни с шатровым завершением. Алтарная часть обозначена небольшой луковичной маковкой. Внутреннее пространство перекрыто цилиндрическим деревянным сводом. Живописный вид архитектуре придает контрастное соединение бутовой кладки и оштукатуренных и побеленных карнизов, пилястров, наличников.

Из бутового камня возведена в 1866 г. Покровская церковь в деревне Михневичи Залесского сельсовета: притвор, квадратный в плане неф и полуциркульный алтарь. Над притвором — трехъярусная колокольня (восьмерик на четверик) с шатровым завершением и проемами, украшенными профилированными кокошниками. Неф завершен четырехскатной крышей с луковичной маковкой. И в этом случае архитектурную выразительность памятнику придает соединение темной бутовой кладки и оштукатуренные и побеленные пилястры, карнизы, наличники, кокошники. Пространство нефа перекрыто деревянным трапециевидным сводом. В интерьере выделяется художественным украшением деревянный иконостас.

В 1905 г. построен каменный костел в Нистанишках Сыроватковского сельсовета. Объемно-планировочное решение выделяется трехнефной базиликой с трансептом, пятигранным алтарем и фланкирующими башнями-колокольнями. Высокие, со ступеньками контрфорсы чередуются с арочными проемами окон. Внутреннее пространство разделено на нефы колонами. Последние и трансепт перекрыты цилиндрическими и крестообразными сводами. В средний, более просторный неф повернуты хоры с органом. Архитектура памятника может быть отнесена к эклектике.

В начале прошлого века построен каменный костел Божьей Матери в Солах. По оригинальному объемно-пространственному решению и необычному соединению форм памятник относится к архитектуре модерна. Основу композиционного строения создает пересечение нефа и трансепта. По бокам неф окружают арочные галереи, алтарная часть имеет форму полукруга, как и небольшой входной притвор. Двускатная крыша нефа над средокрестием завершена башенкой. Алтарь имеет отдельную крышу конической формы. Асимметрия композиции акцентируется боковой двухъярусной башней-колокольней. Наиболее ярким декоративно-пластическим элементом памятника является псевдобарочный фигурный щит-фронтон, который опирается на бутовые контрфорсы. В интерьере пространство организуют своды нефа и трансепта, купол над средокрестием, столбовые хоры. Фрагментарно присутствует фресковая роспись.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных