Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЖИВОПИСЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ




Лекция[R1] 1.. Предвестия жанра интерьер в древнерусской иконописи.

ДРЕВНЕРУССКАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ

ЖИВОПИСЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

 

План[R2]

1. Возникновение традиций росписи в Киевской Руси.

2. Фрески храмов Владимирской земли.

3. Продолжение традиций настенной росписи в Московском гос-

ударстве.

4. Фрески новгородских церквей.

Когда [R3] в России появились первые изображения интерьеров и что подразумевало это занятие в разные периоды истории? Предвестия жанра можно обнаружить еще в древнерусской иконописи: некоторые канонические сюжеты, начиная с «Благовещенья», предполагали хотя бы минимальную характеристику замкнутых пространств, в которых разворачивалось действие. И сцену Рождества Богоматери, и келейные образы евангелистов Марка и Луки, и отдельные эпизоды многочисленных житийных клейм можно отнести, хотя и с серьезной натяжкой, к первым образцам помещения фигур в интерьере. В строгом же смысле об интерьерной живописи можно говорить лишь применительно к светскому искусству и той европейской традиции, которая начала приживаться у нас с петровской поры

На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения храмов священными изображениями – мозаики и фрески. Они легли в основу живописи русского Средневековья, которая неизменно вызывала и продолжает вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего мира. Ежегодно миллионы людей приезжают в Новгород Великий или Киев, чтобы насладиться в древних соборах фресками средневековых живописцев. Среди образованных людей России почти не найти таких, у кого нет в доме хотя бы одного художественного альбома с фотографиями икон или фресок. Древнерусская монументальная живопись появилась во времена расцвета Киевской Руси при князьях Владимире Святом (980 - 1015) и Ярославе Мудром (1019 -

1054). До княжения Владимира население Руси было языческим и поклонялось многим божествам. Князь Владимир крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии - сильнейшего и наиболее просвещённого в ту эпоху государства во всём христианском мире. В отличие от языческого Древнего Рима духовную и художественную жизнь Византии определяла Церковь - главный заказчик строительства и украшения храмов. К X - XI вв. в византийском искусстве сложилась такая система росписи храма, которая наиболее точно и полно воспроизводила сущность христианского учения в зри-

тельных образах.

Древнерусская[R4] монументальная живопись складывалась на основе византийских традиций. Киев стал учеником Константинополя - столицы Византийской империи. Оттуда приезжали на Русь митрополиты, епископы, священники, а также архитекторы и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги.

На протяжении нескольких столетий русские мастера перенимали тонкое искусство "греков" - так называли на Руси всех подданных василевса вне зависимости от их национальности.

Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной[R5] живописи: мозаику и фреску. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смальты – небольших кусочков окрашенного стекла, – она менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок. Смальта хорошо отражает солнечный свет, который

наполняет храм цветовыми переливами, подобными мерцанию драгоценных камней. Для украшения киевских церквей мозаикой была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета: учёные насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков. В технике мозаики,

как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные[R6] части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке - фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, знавших все её тонкости, некоторые фресковые ансамбли, созданные много столетий

назад, сохранились до наших дней. Конечно, произведения, исполненные в технике фрески, менее долговечны, чем мозаики, однако они также весьма устойчивы к разрушительному воздействию уходящих веков. На протяжении столетий фресковые росписи древнерусских церквей не выцветали, не темнели и не портились от сырости.

Рецепты составления красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику из поколения в поколение. Масляной живописи русское Средневековье не знало.

Софийский собор в Киеве – древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Он воздвигнут в середине XI в. в честь победы князя Ярослава Мудрого над пришлыми кочевниками-печенегами. Великолепное внутреннее

убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому оно в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи. Основу этой системы составляет восприятие пространства храма как "земного неба", в котором присутствует Бог.

Персонажи Священной истории в росписи собора размещаются в строгом порядке, обусловленном ходом византийского богослужения (греч. "литургия"). Во время церковной службы внимание верующего сосредоточено на двух основных частях храма: пространстве под куполом, где находится амвон (место, откуда священник возглашает

текст Священного Писания или проповеди), и на алтаре, расположенном в восточном полукружии храма (апсиде). Всё пространство храма мысленно делится на две зоны – "небесную" (купол и апсида) и "земную" (стены и западные столбы). Само богослужение символически уподобляется небесной службе, совершаемой Христом и его ангела

ми. В "небесной" зоне царит изображение Христа, ибо он, как говорится в Священном Писании, "Царь царствующих и Господь господствующих[R7] ". Христос Вседержитель (греч. Пантократор) с Евангелием в руках располагается в центральном куполе собора. Мощная полуфигура его заключена в медальон (круглое обрамление). Суровый Пантократор, Создатель и Властитель мира, словно обозревает землю с небес. Медальон с изображением Христа окружают архангелы - небесное воинство (из четырёх мозаичных фигур ныне сохранилась лишь одна, три другие написаны гораздо позднее маслом). В барабане центрального купола собора изображены апостолы - ученики Христа. На столбах, поддерживающих купол, представлены фигуры четырёх евангелистов - главных авторов Нового Завета, которых именовали также "столпами евангельского учения". По церковным канонам (правилам) в небесной иерархии второе место после Христа занимает Богоматерь. Её образ символизирует Церковь земную. Это заступница всех людей перед грозным ликом Господним[R8]. Одиноко стоящая фигура Богоматери Оранты (от лат. orans - "молящаяся") с поднятыми в молитвенном обращении к Спасителю руками помещена в апсиде собора. Монументальность фигуры, высота которой достигает пяти метров, и огромная внутренняя сила образа побудили современников назвать киевскую Оранту Нерушимой Стеной. По византийской системе росписи рассказ о земной жизни, чудесах и страстях (мучениях) Иисуса Христа в виде отдельных последовательно идущих сцен занимает большую часть стен храма. В нижней части стен и столбов располагаются многочисленные изображения святых воинов и Отцов Церкви, мучеников и праведников. Они находятся на высоте, приблизительно равной человеческому росту, и как бы вместе со всеми возносят молитвы к Богу. Для внимательного зрителя все сцены и композиции ансамбля складываются в стройный рассказ о событиях Священной истории в ярких, красочных образах. Фрески древней Киевской эпохи отличаются строгостью следования принципам византийской системы росписи и торжественной монументальностью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных