Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Джордж Гордон Байрон

ЛЕКЦИЯ 9.

 

РОМАНТИЗМ В АНГЛИИ

В 19 столетии английская литература играла все возраставшую роль в мировой культуре, оставаясь гуманистическим искусством, в центре которого стоят проблемы человека и его места в этом мире. Основные художественные системы ХIХ в. по-разному интерпретировали человеческую личность. Романтики подчеркивали исключительность своих героев, восставая против классицистической концепции единообразия человеческой природы и стремясь подчеркнуть индивидуальные черты его характера. Титанизм романтического героя как личности служил неизменной причиной его конфликта с окружающей средой, от чего не спасало порой и перенесение действия произведений из современного мира в минувшие исторические эпохи, из реальности — в экзотическую, фантастическую обстановку. Как реакцию на свободную романтическую игру воображения можно рассматривать упрочение в конце 1830 — начале 1840-х гг. позиций реалистического искусства, нацеленного на осмысление проблем обыкновенного, взятого из жизни человека, лишенного и традиционных героических качеств, и возможности эти качества проявить. Однако следует помнить, что романтическое и реалистическое искусство ХIХ столетия развивались параллельно, только в начале века главенствующее положение занимал романтизм, а в 1830-е гг. большую актуальность приобрело реалистическое искусство. Так, в эпоху безусловного господства романтизма творила Джейн Остин, а современниками Диккенса, Теккерея и Дж. Элиот были романтики А. Теннисон и Р. Браунинг.

Особенности английского романтизма, условной датой рождения которого считается публикация предисловия У. Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» (1800), определяются спецификой социально-исторического и духовного развития британского общества. Буржуазная революция, которую готовили континентальные просветители в умеренной, практически бескровной форме, произошла в Англии еще в 1688—1689 гг. и получила название «Славной»: благодаря ей буржуазия наряду с аристократией обрела политическую власть и на протяжении всего XYIII в. ее роль в политической жизни государства неуклонно возрастала. При этом уже с середины XYIII в. в английской литературе начинает сказываться недовольство результатами общественно-политического развития. Промышленная революция породила стремительный рост городов и одновременно острейшие социальные проблемы, затронувшие не только жителей постепенно приходивших в упадок и обезлюдевших деревень, но и перенаселенных индустриальных центров. Все это, вместе взятое, влекло за собой разочарование в перспективах общественного развития и научно-технического прогресса, в буржуазной цивилизации в целом. Кризис просветительской идеологии вызвал к жизни романтическое мировосприятие, основой которого стал разлад между идеалом и действительностью, обусловивший потребность в утверждении самоценности духовно богатой и творческой личности. Критическое отношение к действительности побуждало английских романтиков искать свои идеалы вне буржуазного мира. В этом коренится их явное нежелание изображать настоящее, которому они предпочитали либо прошлое, либо будущее, нередко представлявшиеся в приукрашенном, идеализированном обличье.

Просветительское упование на возможности разума сменяется идеей познающего воображения. В полете фантазии романтики видели божественное откровение, полагая, что именно творческое воображение способно открыть истинную красоту мира. Культ раскрепощенной фантазии обусловил специфику излюбленных романтиками художественных средств — аллегории, гротеска и символа.

Английский романтизм отвергает нормативную эстетику классицизма, отказывается от строгой иерархии жанров, романтики смело движутся по пути экспериментов, создавая произведения синтетических жанров, например, лирические драмы и лироэпические поэмы. Отказываясь от раболепного копирования античных образцов, они черпали вдохновение в национальной истории и фольклоре, в творчестве величайших английских поэтов 16 —17 вв. Спенсера, Шекспира, Мильтона. Шекспир становится знаменем английского романтизма, получает развитие шекспировская критика, а творчество великого елизаветинца приобретает значение символа гениальности и абсолютной творческой свободы. По существу, установление культа Шекспира стало логическим окончанием многовекового спора поклонников античной («древних») и сторонников современной литературы («новых»), завершившегося убедительной победой последних. Важную роль в росте внимания к народному творчеству сыграли собрание народных баллад Т. Перси и «Сочинения Оссиана, сына Фингала» (1765) Дж. Макферсона, который выдал собственные фантазии на темы кельтского эпоса за перевод произведений легендарного барда. Критическое отношение к материализму века Просвещения породило интерес к идеалистической философии, наложившей отпечаток на характер художественных образов романтической литературы.

В противовес выработанному эпохой Просвещения усредненному представлению об абстрактном человеке английские романтики создают образы ярких индивидуальностей, исключительных героев, особые черты характеров которых раскрываются в исключительных ситуациях. В романтических произведениях создается та специфическая эмоциональная атмосфера, которая позволяет авторам показать глубокие и могучие страсти, обуревающие их героев. Характерным признаком литературы этого периода становится интерес к неординарной личности с ее гипертрофированными страстями. Вместе с тем приемы психологического анализа, вошедшие в литературу в этот период, впоследствии были усвоены реалистами середины 19 века, которые применили их для обрисовки характеров обыкновенных героев.

Ветер революционных перемен, дующий из Франции (1789 г.), породил стремление к личной свободе, в том числе – свободе творчества, определившее принципиальный характер романтической культуры.

(Теоретические разработки ранних немецких романтиков: Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) – см. стр. 14; Фридрих Шлегель (1772-1829) – см. стр. 15-16 и стр. 13; Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) – см. стр. 14; Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – см. стр. 8. Принцип антропоцентризма, мифологизация и символизация изображаемого мира, историзм, концепция романтического двоемирия – разлада между идеалом и действительностью. Сочинения Эдмунда Берка (1727-1797) – отстаивал права монархов, отвергая право народов на насильственное ниспровержение их власти, был приверженцем постепенных реформ; Томаса Пейна (1737-1809) – декларировал права народов на свержение негодных правителей, резко критиковал монархию; и Уильяма Годвина (1756-1836) – выступал против общественной собственности, источника неравенства, отрицал саму идею государства, семьи или любого другого организованного сообщества людей, был поборником граничащего с анархизмом индивидуализма.)

Английский романтизм представляется движением неоднородным. По хронологическому принципу можно разделить английских романтиков на два поколения: к «старшим», начавшим писать в конце 18 в., относятся представители «озерной школы», к «младшим» - Байрон, Шелли, Китс, Томас Мур (1779-1852). Подобная классификация весьма условна: так, в нее не вписывается творчество Скотта, который как поэт состоялся уже на рубеже веков, а как прозаик – начиная с 1814 г. За ее пределами остается и творчество У.Блейка (1757-1827), произведения которого были по-настоящему «открыты» лишь через три десятилетия после его смерти. Однако именно Блейк разрабатывал идеи о бесплодности разума, который лишен воображения, об исключительности поэта, могущего прозревать истину и открывать читателям незнаемое. В то же время присущий творчеству Блейка мистический символизм отличает его от творчества других ранних романтиков.

Век романтизма в Англии ознаменовался расцветом лирических жанров, рождением исторического романа, создателем которого стал В.Скотт. Романтическая проза этого периода представлена также эссеистикой (У.Хэзлитт, Ли Хант, Т.Карлейль) и рядом «позднеготических» романов, среди которых особое место занимает стоящий у истоков современной научной фантастики «Франкенштейн» (18180 Мэри Шелли (1797-1851). Благодаря произведениям Скотта отношение к роману коренным образом изменилось: он приобрел познавательное значение. Еще более расширил представление о возможностях романа Карлейль (развлекательность и познавательность, и изображение по-шекспировски глубоких и значительных конфликтов).

 

«ОЗЕРНАЯ ШКОЛА»

Началом английского романтизма принято считать появление в 1798 г. сборника «Лирические баллады» Уильяма Вордсворта и Сэмюеля Тейлора Кольриджа. Второму изданию, вышедшему в 1800 г., было предпослано написанное Вордсвортом предисловие, являющееся первым программным документом английского романтизма. В этом литературном манифесте были провозглашены новые принципы литературного творчества. С точки зрения Вордсворта, для предшествующей поэзии было характерно одностороннее изображение жизни. Литература описывала великие события истории, всячески прославляя доблести героев, но не уделяла внимания повседневной жизни людей, не живописала сложный мир чувств, противоречий души человека. Классицизм лишил литературу национального своеобразия, возведя в абсолют следование классическим образцам, представшим, в качестве вневременных идеалов. Свою задачу авторы сборника видели в том, чтобы вернуть английской литературе национальное своеобразие. Путь к этому лежал через освоение традиций народной поэзии и реформу поэтического языка за счет приближения его к обыденной речи и отказа от перегруженности архаизмами. Поэтическое слово должно было приобрести естественное звучание. Отказываясь от устаревших идеалов, Вордсворт предлагает ориентироваться на творчество великих национальных поэтов. В предисловии провозглашался культ самобытного и многогранного творчества Шекспира.

Исходя из того, что Вордсворт и Кольридж были друзьями и во многом единомышленниками (что, впрочем, не исключало расхождений в их взглядах), а их жизнь была связана с живописным уголком северо-западной Англии, носящим поэтичное название Озерного края, критики о6ъединили создателей «Лирических баллад» в «озерную школу» (поэтов «озерной школы» иногда называют заимствованным термином «лейкисты» (от англ. lake — озеро)), а в 1802 г. включили в нее и Роберта Саути, бывшего близким другом Кольриджа и приятелем Вордсворта. Несмотря на то, что сами представители школы категорически отвергали факт ее существования, термин «озерная школа» прочно прописался в истории мировой литературы. Между тем творчество Вордсворта, Кольриджа и Саути — явления ярко индивидуальные, а потому заслуживающие самостоятельного рассмотрения.

См. стр. 240-246.

 

 

ЛЕКЦИЯ 10.

 

Джордж Гордон Байрон

 

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788—1824) родился в Лондоне 22 января 1788 года. Его отец принадлежал к старинной аристократической семье, а мать уверяла, что в ее жилах течет кровь шотландского короля Иакова 1. Отец поэта, игрок и мот, вскоре разорил супругу, уехал во Францию, где умер в августе 1791 г. До десяти лет Байрон жил с матерью в Абердине (Шотландия). В 1798 г. он унаследовал титул барона и старинное Ньюстедское аббатство, что по достижении совершеннолетия открыло Байрону двери палаты лордов британского парламента. Соответствующим образом было спланировано и его образование. В 1801 г. Байрон поступил в аристократическую школу Харроу, в 1805 г.— в Кембриджский университет.

Писать стихи Байрон начал в 1800 г., видя в этом полезное для развития красноречия упражнение. Ранние сборники стихов Байрона — анонимно изданные «Летучие наброски» (1806) и «Стихотворения на разные случаи» (1807), а также подписанные автором «Часы досуга» (1807) — уже своими нарочито небрежными заглавиями подчёркивали несерьезное отношение начинающего поэта к своим сочинениям. Ранняя лирика Байрона изобиловала классическими реминисценциями и аллюзиями, однако в ряде стихов проявились и романтические мотивы, связанные с интересом поэта к национальным традициям. Основой же его литературных взглядов явились классицистические воззрения английских просветителей.

В 1808г. журнал «Эдинбургское обозрение» опубликовал анонимную рецензию на «Часы досуга», обвинявшую поэта в подражательности и дилетантизме. Байрон ответил на нее сатирической поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809), дав в ней оценку наиболее знаменитым английским авторам и сформулировав свое представление об идеале в искусстве. Он считал, что правда в поэзии не соотносится с обыденным и пошлым. Отказываясь отдавать первенство воображению перед разумом, он отвергал субъективную свободу творчества, умалявшую, по его мнению, роль нравственной позиции писателя, обязанного откликаться на острые гражданские темы. Байрон продемонстрировал приверженность идеям английских просветителей, соединив нападки на конкретные личности с обличением существующих порядков в Англии, тем самым придав сатире политический оттенок.

В июне 1809 г. Байрон отправился в путешествие по Португалии, Испании, а также Турции с подвластными ей Албанией и Грецией. Результатом его путевых впечатлений явились две первые песни лироэпической поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812). Байрон решительно отвергал предположения об автобиографической подоплеке образа Гарольда. В поэме отношения автора и героя достаточно сложные, причем автор постепенно оттесняет героя на второй план. Его все меньше заботят причины душевной неустроенности героя, а голоса их сближаются настолько, что различить их, порой, возможно, лишь по формальному признаку: повествование автора излагается спенсеровой строфой, а песни Чайльд-Гарольда, в том числе элегическая баллада «Прости, прости!», - четырехстопным ямбом. И все же активная позиция автора по отношению к внешним событиям не совпадала с позицией стороннего наблюдателя, меланхоличного, недовольного собой и миром Гарольда. Преследовавшая Гарольда мысль о бренности всего земного, особенно усилившаяся при созерцании руин, придавала скорби героя мировой масштаб.

Байрон неоднократно подчеркивал политический характер поэмы. С первой песни «Паломничества Чайльд-Гарольда» он обратился к проблеме отчуждения личности от общества. Разочарованный, одинокий, но внешне невозмутимый, молодой аристократ Гарольд покидает Англию, тоскуя лишь о любви, хотя и заявляет, что в нем убиты все чувства.

Первая песнь построена на контрасте впечатлений героя от посещения Португалии и Испании. В португальской части поэт высмеял политику Англии на Пиренеях. Рабской покорности португальцев Байрон противопоставлял свободолюбие испанцев, одновременно сожалея об отсутствии среди них единства и о том, что народно-освободительное движение поможет восстановлению монархии. Трактуя события, связанные с войной Испании в союзе с Англией против Франции, убежденный пацифист Байрон осуждал захватнические войны, однако приветствовал борьбу за национальное освобождение.

Во второй песне «Чайльд-Гарольда» герой путешествует по Албании и Греции. Байрон открыл Албанию для англичан, дав красочные описания природы этой страны и жизни ее народов. Он подчеркивал дружелюбие и гостеприимство албанцев, восхищался их борьбой с турками, противопоставляя ее примиренческой позиции греков.

В 1813—1816 гг. Байрон создал лироэпический цикл «Восточные повести» (часто именуемые также «Восточные поэмы»): «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816), «Паризина» (1816).

Основой для объединения поэм в цикл служит их органическое единство, связанное с решением образов центральных героев и темой борьбы против деспотии. Борьба балканских народов была преимущественно партизанской, и Байрон, судя по его комментариям к поэмам, повсюду искал примеры героев-одиночек, предпочтительно пришлых, способных возглавить повстанческие силы. Не случайно столь очевидным было сходство Конрада с Наполеоном. В целом, размышления Байрона об особенностях национально-освободительных движений шли в русле английской просветительской мысли (Дж. Локк), обосновывавшей право нации на изменение дурно устроенного общества.

Байрон придает особое значение непосредственным действиям героев, порожденным не только чувством мести, жаждой справедливости или человеколюбием, но и земной безмерной любовью как неотъемлемым «естественным правом» человека. Дальнейший отход Байрона от классицистических приемов, несмотря на использование героического куплета, подтверждается сочетанием разговорного стиля с возвышенным, а также фрагментарностью композиции «Восточных повестей», облегчавшей переход от лирики к повествованию и обратно и подчеркивавшей загадочность героев.

Параллельно с работой над «Восточными повестями», Байрон создал воспевающий героизм самоотречения лирический цикл «Еврейские мелодии» (опубл. 1815—1816).

Годы, проведенные в Англии по возвращении из путешествия (1811-1816), явились периодом окончательного формирования демократических взглядов, которые отразились и в парламентских выступлениях Байрона в защиту луддитов, ирландских католиков и в стихах («Ода авторам билля против разрушителей станков», 1812).

В 1815 г. Байрон женился на богатой аристократке Аннабелле Милбэнк. Отношения между супругами не сложились, и в январе 1816 г. леди Байрон с двухмесячной дочерью уехала к родителям. Политические взгляды и семейные неурядицы дали повод для резких нападок на поэта в прессе. Душевное одиночество заставило Байрона в апреле 1816 г. покинуть Англию.

Байрон путешествовал по Бельгии, Германии, Швейцарии, где он поселился на вилле Диодати на берегу Женевского озера и подружился с выдающимся поэтом-романтиком Перси Биши Шелли. Осенью 1816 г. Байрон переехал из Женевы в Италию.

Одним из первых произведений, написанных в швейцарский период, была поэма «Тьма» (1816). Навеянная тягостными мыслями о судьбах мира, она несет на себе ощутимое влияние Апокалипсиса и финальных сцен «Потерянного Рая» Мильтона. Описывая космическую катастрофу, поэт скептически оценивает возможности человеческого разума, который не может противостоять окутавшей землю Тьме.

В июне 1816 г. Байрон посетил Шильонский замок, где познакомился с историей Франсуа Боннивара, с 1530 по 153б г. томившегося в подземелье Шильона за свои религиозные взгляды и республиканизм. Поэма Байрона «Шильонский узник» (1816) представляет собой монолог Боннивара. В трактовке Байрона убежденный республиканец и гуманист Боннивар превратился в религиозного фанатика, продемонстрировавшего в заточении кротость духа и нарастающую привычку к темнице. И триумф Боннивара — он был освобожден восставшими согражданами — остался за пределами поэмы. Однако в написанном по завершении поэмы эпиграфе — «Сонете к Шильону» — поэт восславил Свободу.

Семейная драма Байрона окрасила в печальные тона и написанную в Швейцарии третью песню «Паломничества Чайльд-Гарольда» (1816). Ее предваряет и завершает обращение Байрона к оставшейся в Англии дочери. С первых строк этой песни образ Гарольда отходит на второй план, уступая место размышлениям автора о настоящем и будущем Европы после падения Наполеона. Как и Байрон, Гарольд не гордится победой армии Веллинггона в битве при Ватерлоо. Наполеон и его воины — орлы, вырвавшиеся из темницы, но не сумевшие воспользоваться волей. Честолюбие заставило Наполеона предать революцию. Байрон психологически обосновывает развитие честолюбия у высокоодаренных волевых натур, закономерным уделом которых становится одиночество. Лирический герой относится к поражению Наполеона как к исторической трагедии. Победа над Наполеоном ознаменовала приход еще более жестоких тиранов. Переезжая в Швейцарию и ища утешения в красоте ее гор, Гарольд дает автору повод вспомнить о тех, кто до него любовался их красотой, о Руссо и Вольтере, идеи которых подготовили Великую французскую революцию. Просветители дали Байрону пример служения свободе силой слова. Результаты революции во Франции не оправдали надежд, на ее руинах вновь были воздвигнуты троны, но Байрон не считает мертвыми ее идеалы.

Первые два акта философской драматической поэмы «Манфред» Байрон начал писать в Швейцарии осенью 1816 г., закончив всю работу в Италии в мае 1817 г. Ее загадочный главный герой горько разочаровался в людях и противопоставил себя миру. Манфред постиг сокровенные законы мироздания и обрел волшебное могущество. Он мечтает положить конец царству зла, но понимает, что это невозможно, и добровольно удаляется от мира после смерти Астарты, виновником гибели которой считает себя. Байрон полемизирует с просветителями, показывая, что знание помогает Манфреду управлять духами, но не дает ему счастья. Мудрец смертельно устал от борьбы с самим собой и молит призрак Астарты, который он вызвал с помощью злого духа Аримана, о прощении и даровании ему покоя. И Астарта обещает ему забвение в смерти. Манфред не отрицает Бога, но не нуждается в утешении религией. Он в «себе самом несет ад» и потому не боится наказания за грехи в потустороннем мире, отказываясь от покаяния даже у роковой черты.

В «Манфреде» Байрон подверг радикальному пересмотру оптимистическую веру просветителей в возможность человеческого разума освободить мир от невежества и зла. Разум главного героя служит в «Манфреде» средством расторжения как внешних, так и личных связей его с людьми.

«Манфред» написан белым стихом, в традициях английской драматической поэзии ХУI-ХУII вв. В «Манфреде» нет «мировой скорби», ибо налицо лишь разочарование героя в действительности и его порывы к идеалу.

С осени 1816 г. по 1823 г. Байрон жил в Италии. Весной 1817 г. он совершил путешествие по стране, посетил Феррару, Флоренцию, Рим, Милан. Весной 1819г. в Венеции он познакомился с графиней Терезой Гвиччиоли, которая впоследствии стала его гражданской женой. С помощью ее отца и брата графов Гамба Байрон вступил в тайное общество карбонариев, добивавшееся освобождения Северной Италии от австрийского господства и национального объединения страны. Итальянская тема становится ведущей в творчестве Байрона этого периода: «Жалоба Тассо» (1817), «Беппо» (1818), «Ода к Венеции» (1818), «Пророчество Данте» (1819) и др. В четвертой, заключительной песне «Паломничества» (опубл. в 1818 г.) он обращается к Италии, стонущей под игом иноземных деспотов, и славит великое прошлое страны, подарившей миру плеяду великих граждан – Данте, Петрарку, Боккаччо, Галилея, а потому, достойной лучшего будущего. Величественные памятники архитектуры, живописи и литературы побуждают Байрона вопрошать о превратностях судеб народов у безбрежного разбушевавшегося моря, являющегося для поэта символом свободы, которую нужно завоевать. Четвертая песнь «Чайльд-Гарольда» подтвердила отказ Байрона от лирической двуплановости: герой уступает место автору.

В Италии Байрон также создал две мистерии, «Каин» (1821) и «Небо и земля» (1822). В «Каине», посвящённом В. Скотту, Байрон дал свою интерпретацию ветхозаветной истории о Каине и Авеле, трактуя братоубийственный конфликт как борьбу первого в истории человечества бунтаря против произвола Бога. 9

Байрон выступал как скептически настроенный деист, веря в Бога как в первопричину всего сущего, но глубоко сомневаясь в его доброте. 10

В 1818—1823 гг. Байрон работал над своим крупнейшим произведением — неоконченным романом в стихах «Дон Жуан». У Байрона главный герой лишился традиционных аморальных черт характера и предстал в амплуа «естественного человека». Даже непостоянство в любви трактуется поэтом как естественное свойство, побуждающее Дон Жуана поклоняться прекрасной природе, олицетворенной в красавицах. Средневековая легенда служит лишь отправной точкой повествования. Байрон намеревался провести героя по странам Европы, чтобы с его помощью сатирически изобразить царящие там нравы. 11

Подчеркнутое Байроном усиление реалистических элементов в «Дон Жуане» и стремление в «явленьях частных общее найти» - свидетельство готовности Байрона сделать новые шаги в сторону реализма.

«Дон Жуан» написан редким для английской поэзии размером — октавой, что объясняется интересом Байрона к итальянской ренессансной поэзии. В основу композиции положен принцип построения английского просветительского романа 18 в., в котором последовательное изложение биографии героя перемежалось пространными философскими и назидательными отступлениями. Байрон определил жанр «Дон Жуана» как «эпическую сатиру», хотя лирическое начало играло немаловажную роль в произведении. 12

В написанных в Италии произведениях Байрона шел суд над человечеством вообще. Цивилизация, по мнению Байрона, приносит не только материальные блага, но и роковые моральные издержки. Миром правят деспоты и тираны, однако не только плохие правители ответственны за беды человечества, ибо зло присуще самой природе человека. Эти печальные раздумья Байрона помогают понять пафос его творчества, характеризующегося протестом против несправедливости в современной ему жизни.

Начавшаяся борьба греческого народа за независимость вызвала горячее сочувствие поэта. В июле 1823 г. он отбыл в Грецию, чтобы непосредственно принять участие в восстании. «Кефалонский дневник» и письма поэта воссоздают картину его пребывания в стране. Он прилагал огромные усилия для организации военных отрядов, снабжал их оружием за свой счет, стремился сгладить противоречия между лидерами. Назначенный главнокомандующим войсками повстанцев в январе 1824 г., он активно разрабатывал планы военных кампаний. Освобождение Греции от турок стало основной задачей последних лет жизни Байрона, и его имя навсегда вошло в историю борьбы греков за свободу. Он умер 19 апреля 1824 года от затянувшейся болезни.

Достижения Байрона в сфере художественной мысли, разработка им новых сюжетов, его вклад в становление таких жанровых модификаций как лироэпическая поэма и политическая сатира, диапазон настроения его героев от меланхолии до активного участия в борьбе со злом, приверженность поэта к традициям просветительских классицистов в области поэтического мастерства и вместе с тем применение им сугубо новаторских приемов, порой выходящих за романтические рамки, сыграли непреходящую роль в развитии европейской романтической поэзии. Разочарование и меланхолия, индивидуализм и бунтарство, рассматриваемые как составные части романтического мировоззрения осознающей себя избранной натуры, получили название «байронизм».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закон сохранения энергии в механике | II. Условные операторы


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных