Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика законодательных требований об охране окружающей природной среды в сельском хозяйстве и экологизация аграрного законодательства




ЛЕКЦИЯ 17.

ТЕМА: ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

Постановка вопросов

Общая характеристика законодательных требований об охране окружающей природной среды в сельском хозяйстве и экологизация аграрного законодательства. Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения и почв сельскохозяйственных угодий. Правовые меры охраны окружающей природной среды при осуществлении мелиорации в сельском хозяйстве. Правовая охрана окружающей природной среды в условиях химизации сельскохозяйственного производства.

 

Общая характеристика законодательных требований об охране окружающей природной среды в сельском хозяйстве и экологизация аграрного законодательства

Сельское хозяйство нашей страны представляет собой наиболее эколого-емкую отрасль, обладающую обширным природоресурсовым потенциалом. Оно охватывает 41,84 млн. га сельскохозяйственных угодий, что составляет 69,3 % территории Украины, в том числе 33,19 млн. га пашни, составляющих 55 %, более 7,63 млн. га естественных кормовых угодий, т.е. покосных лугов и пастбищ угодий, составляющих 12,6 %. В сельскохозяйственном производстве каждый год используется свыше 10,9 млрд. куб. м. воды, или 36,4 % ее общего потребления. В расчете на одного жителя приходится 0,82 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 0,65 га пашни, тогда как в среднем в Европе эти показатели составляют соответственно 0,44 и 0,25 га. Распаханность сельскохозяйственных угодий в стране достигла 72 %, а в ряде регионов превышает 88 %. К возделыванию сельскохозяйственных культур вовлечены малопродуктивные угодья, включая прирусловые луга, пастбища и склоны. Если земельные площади Украины в Европе занимает 5,7 % территории, то ее сельскохозяйственные угодья составляют 18,9 %, а пашня - 26,9 %. В то же время, эффективность использования земель в нашей стране значительно ниже среднеевропейских.

Основными причинами низкой эффективности земельного потенциала страны являются бесхозяйственное отношение к земле, длительное отсутствие её реального собственника, ошибочная стратегия максимального привлечения земельных ресурсов к возделыванию сельскохозяйственных культур, несовершенные техника и технология возделывания земли и производства сельскохозяйственной продукции, не взвешенная ценовая политика, несоблюдение научно обоснованных систем ведения земледелия и, в частности, несоблюдение севооборотов, не внесение достаточного количества органических удобрений, низкий научно-технический уровень проектирования, строительства и эксплуатации мелиоративных систем, несовершенная система использования минеральных удобрений и невыполнение природоохранных, мелиоративных, противоэрозионных и других почвозащитных мероприятий.

Как отмечается в «Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности», утвержденных Постановлением Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 года, в сложившихся в настоящее время в Украине условиях стратегия системы сельскохозяйственного природопользования должна предусматривать: формирование высокопроизводительных и экологически стойких агроландшафтов; гармоничное объединение механизма действия экономических законов и законов природы в пределах территории с учетом факторов нагрузки на сельскохозяйственные угодья, биологические ресурсы и ландшафты; внедрение требований экологической безопасности в системе сельскохозяйственного природопользования; обеспечение расширенного воспроизводства плодородия почв путем формирования и реализации системы почвозащитных природоохранных мероприятий; обеспечение экологически обоснованного обращения с пестицидами и агрохимикатами; формирование механизма ответственности сельскохозяйственных природопользователей за нарушение экологических требований; разработка природоохранных мероприятий на основе требований международного законодательства и повышение его роли в практике сельскохозяйственного природопользования; создание системы экономических стимулов производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции на основе технологий биологического земледелия; поддержание благоприятной в экологическом отношении окружающей среды, инфраструктуры и условий для работы, отдыха и физического развития сельского населения; вывод из пользования малопродуктивных сельскохозяйственных угодий, прежде всего в регионах с высокой распаханностью земель.

Для достижения этих целей законодателем предусматривается: осуществление комплексной эколого-экономической оценки (районирования) территории страны с выделением природоохранных комплексов, в том числе территорий и объектов природно-заповедного фонда, земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства и промышленного строительства, а также загрязненных районов для осуществления целевых природоохранных мероприятий; обеспечение выполнения Национальной программы охраны земельных ресурсов на период до 2010 года; подготовка и внедрение отраслевых схем сохранения и воспроизводства земельных, водных, биологических, в частности лесных, минерально-сырьевых и других природных ресурсов; осуществление землеустройства территорий с учетом сложившейся экологической ситуации, изъятие из возделывания радиоактивно и промышленно загрязненных, особо эродированных, заболоченных, засоленных, подтопленных и пораженных земель; создание целостной системы полезащитных и водоохранных лесонасаждений, а также облесение оврагов, балок, крутосклонов, песков и других, непригодных для использования земель, обеспечение оптимальной противоэрозионной лесистости территорий; создание водозащитных зон вдоль берегов рек, водохранилищ, озер, прудов и других водных объектов, и формирование высокоэффективной гидрологической системы; обеспечение перехода на биологические методы ведения сельского хозяйства и производство экологически чистой продукции; усовершенствование размещения сельскохозяйственного производства с целью наиболее рационального использования местных природных условий и ресурсов.

Осуществление управленческих функций по достижению вышеуказанных целей законодатель возлагает на специально созданные центральные органы исполнительной власти в сфере сельского хозяйства и охраны окружающей природной среды. К ним в настоящее время относятся Министерство экологии и природных ресурсов Украины[1] и Министерство аграрной политики Украины[2]. В рамках своей компетенции они, в частности, уполномочены: принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по организации сельскохозяйственного производства на землях, загрязненных химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, с целью получения экологически чистой продукции и снабжения населения экологически чистыми продуктами питания; осуществлять организационно-методическое обеспечение развития отраслей агропромышленного производства, разрабатывать общегосударственные балансы обеспечения потребностей населения в продовольствии, принимать участие в составлении межотраслевых балансов потребностей в сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктах, а также определять государственные потребности в этой продукции; принимать участие в составлении прогнозных расчетов потребностей сельского хозяйства, садоводства и виноградарства в минеральных удобрениях, средствах защиты растений, осуществлять в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства о защите растений, применении пестицидов и агрохимикатов, обеспечивать безопасное использование регуляторов роста растений; разрабатывать предложения по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, повышению плодородия почв, принимать участие в разработке и в установленном порядке утверждать условия эксплуатации мелиоративных систем в случае приватизации имущества сельскохозяйственных предприятий, которые имеют в своем пользовании мелиорированные земли; организовывать проведение агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения, сертификации продукции растениеводства и животноводства, пищевых и перерабатывающих областей; обеспечивать в соответствии с законодательством государственное регулирование в сфере защиты и карантина растений, осуществлять контроль за проведением мероприятий по защите и карантину растений; обеспечивать через Государственный департамент ветеринарной медицины проведение государственной политики в области ветеринарии и осуществление государственного ветеринарного контроля, государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также предотвращение занесения возбудителей карантинных болезней животных.

Наряду с Минэкоресурсов и Минагрополитики, важные функции в сфере управления качеством окружающей природной среды в сельском хозяйстве выполняют Министерство здравоохранения и Государственный комитет по земельным ресурсам, Государственный комитет по водному хозяйству и Государственный комитет лесному хозяйству.

В процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности выделяется два направления взаимодействия экологических и экономических фактора в сельском хозяйстве: охрана окружающей природной среды (земель, вод, лесов, животного мира и т.д.) от негативного воздействия сельскохозяйственного производства (индустриализации, мелиорации, химизации) и охрана сельского хозяйства от негативного воздействия окружающей среды (промышленное загрязнение вод, лесов, растительного мира и т.д.)[3]. Такой подход представляет определенный интерес для осмысления не только взаимосвязи, но и прямой взаимозависимости экологической и экономической составляющих в сельскохозяйственной деятельности. Однако следует иметь в виду, что как необходимость охраны окружающей природной среды от негативного воздействия сельскохозяйственного производства, так и необходимость охраны сельского хозяйства от негативного воздействия окружающей среды в большинстве случаев имеют своими причинами прямое воздействие антропогенной деятельности, т.е. угрозу качеству сельскохозяйственного производства, как правило, представляют не природные процессы, а само сельскохозяйственное производство и другие источники антропогенного воздействия. Кроме того, право, как социальное явление и, в частности, экологическое законодательство может регулировать лишь социальную, антропогенную составляющую данных процессов. Таким образом, под правовой охраной окружающей природной среды в сельском хозяйстве следует понимать урегулированные нормами экологического законодательства виды деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также субъектов предпринимательства и других лиц, направленных на соблюдение экологических стандартов и нормативов в процессе осуществления сельскохозяйственного производства и предотвращения негативного воздействия технических средств, технологических процессов, антропогенных способов и естественных условий производства на окружающую среду.

Как совокупность эколого-правовых норм, правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве представляет собой комплексный институт экологического права. Он объединяет группы правовых норм, регулирующих отношения в области охраны сельскохозяйственных земель и других природных объектов, естественных природных ресурсов и природных комплексов. В него включаются требования норм права по охране окружающей природной среды в сельском хозяйстве при осуществлении мелиорации химизации и других видов воздействия на состояние окружающей среды, в пределах которой осуществляется сельскохозяйственная деятельность.

В этот комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей природной среды в сельском хозяйстве, включаются и отдельные нормативные акты аграрного законодательства. К ним относятся Законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20 декабря 1991 года, «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» от 14 февраля 1992 года, «О сельскохозяйственной кооперации» от 17 июля 1997 года, «Об аренде земли» от 6 октября 1998 года. Однако эти законодательные акта в целом посвящены регулированию хозяйственных отношений в агропромышленном комплексе и недостаточно экологизированы. В них предусмотрены в основном отсылочные нормы к требованиям природоохранного законодательства. Это объясняется развитием специализации экологического законодательства и формированием его соответствующих правовых институтов.

Такое положение, например, вытекает из сравнительного анализа норм Закона «О сельскохозяйственной кооперации», содержащего исключительно отсылочные нормы к земельному законодательству, в отличие от более ранних Законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», прямо регламентирующих некоторые экологические требования к сельскохозяйственному производству. Так, коллективные сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства, как собственники земли и землепользователи, обязаны: обеспечивать эффективное использование земли по целевому назначению в соответствии с условиями ее предоставления, проектом внутрихозяйственного землеустройства, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренных ст. 84 Земельного кодекса; сохранять противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем; соблюдать режим санитарных зон и особо охраняемых территорий; принимать меры к недопущению попадания дождевых и сточных вод, проникновения ядохимикатов и минеральных удобрений на сопредельный земельный участок.

Законодательство об охране окружающей природной среды в сельском хозяйстве не исчерпывается приведенными нормативными актами. Их количество достаточно обширно, а содержание весьма разнообразно. Тем не менее, представляется необходимым выделить некоторые направления развития экологического законодательства в этой сфере. Достаточно объемными массивами правовых норм являются нормы, регламентирующие правовую охрану сельскохозяйственных земель и правовые меры охраны окружающей природной среды при осуществлении мелиорации и химизации сельского хозяйства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных