Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Региональное сотрудничество государств по охране окружающей среды




В региональном сотрудничества государств в области охраны окружающей средыиспользуется сложившиеся международно-правовой механизм: заключение договоров и соглашений, создание межгосударственных природоохранных организации, реализация решений, принятых на конференциях. Международные агентства, сфера действия которых носит глобальный характер, также принимают участие в региональном сотрудничестве. Так, в рамках ЮНЕП осуществляются комплексная охрана региональных морей, план действий по борьбе с опустыниванием в Судано-Сахелианском регионе и друге мероприятия.

В Европе многие виды использования природных ресурсов и предотвращения вредного воздействия на окружающую среду регулируются договорном порядке. В то же время для континента свойственно отсутствие единой общеевропейской конвенции по комплексной охране окружающей среды. Общеевропейское сотрудничество по охране окружающей среды базируется на международных документах и деятельности системы организаций ООН: Европейской экономической комиссии, региональной программы ЮНЕП и специализированных учреждений ООН.

В развивающихся странах проблемы охрана окружающей среды характеризуются определёнными особенностями. Они заключаются в потребностях обеспечения надлежащей среды обитания в крупных городах, охраны окружающей среды в сельском хозяйстве (охрана почв и применение пестицидов), рационального использования природных ресурсов (тропических лесов, водных ресурсов, животного мира, морских экосистем), борьбы с захоронением опасных отходов, размещения загрязняющих производств, предотвращения интенсивного истребления редких видов фауны и флоры.

Региональные соглашения направлены на комплексную охрану окружающей среды в масштабах обширной территории или континента в целом. Такова, например, Африканская конвенция по охране природы и природных ресурсов 1968 года, регулирующая практически все важнейшие экологические проблемы континента. Конвенция учитывает и такую специфику региона, как наличие значительного числа местного населения, живущего преимущественно промыслом растений и животных. Особенности региона отражаются также и в тех положениях Конвенции, которые регулируют не только добычу редких животных, но и торговлю охотничьими трофеями.

Организационными структурами сотрудничества стран Азии являются Экономическая и Социальная комиссия ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Развитие природоохранительного сотрудничества в конечном итоге привело к заключению комплексного регионального Соглашения стран — членов АСЕАН о защите природы и природных ресурсов 1985 года.

Функции комплексного природоохранительного акта на Латиноамериканском выполняет Конвенция по защите природы и сохранению фауны и флоры Западного полушария, заключенная в Вашингтоне в 1940 году. Попытки комплексного регулирования охраны и использования природных ресурсов предпринимаются также некоторыми латиноамериканскими государствами и на субрегиональной основе. Например, Амазонский пакт, подписанный 3 июля 1978 года восемью латиноамериканскими государствами и предусматривающий совместное рациональное и научно обоснованное использование ресурсов бассейна р. Амазонка.

В современном международно-правовом регулировании морской деятельности государств в области защиты морской среды от загрязнения, региональный подход нашел наибольшее применение. Важным фактором обращения государств к региональным формам сотрудничества в этой области является четко выраженная региональная обособленность экологических проблем, наличие природных и пространственных пределов их проявления, заинтересованность конкретных государств в решении этих проблем, что обуславливает целесообразность их разрешения на региональном уровне, облегчает задачу определения конвенционного региона, а также круг государств-участников региональных соглашений.

Значительный вклад в расширение регионального сотрудничества внесла Конвенция ООН по морскому праву. Так, в ч. 3 ст. 43 Конвенции содержится предписание государствам, использующим проливы, и государствам, граничащим с проливами, сотрудничать посредством заключения соглашений об установлении и поддержании в исправном состоянии в проливе необходимого навигационного оборудования и средств безопасности судоходства, а также в предотвращении, сокращении и сохранении под контролем загрязнений среды проливов.

Конвенция предусматривает положения о сотрудничестве по использованию ресурсов исключительной морской экономической зоны. Так, согласно п. 2 ст. 61 в целях предотвращения ухудшения состояния живых ресурсов в экономической зоне в результате чрезмерной эксплуатации «прибрежные государства и компетентные международные организации сотрудничают между собой».

Правовой базой для регионального сотрудничества в области защиты морской среды от загрязнения являются региональные соглашения, пространственная сфера деятельности которых ограничена, как правило, особо уязвимыми акваториями. В этой связи можно выделить несколько специфических моделей регионального правового регулирования охраны морской среды.

Исторически наиболее ранняя из них, была принята западноевропейскими странами региона Северного моря - Северная Атлантика и основывалась на предметном подходе, отражавшем характерный для национального законодательства отраслевой принцип. На этой основе приняты достаточно обособленные соглашения, которые направлены на предотвращение загрязнения морских вод этого региона: нефтью – Бернское соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением нефтью вод Северного моря 1969 года, Копенгагенское соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением моря нефтью 1971 года, предусматривающее сотрудничество скандинавских стран и Дании по борьбе с загрязнением прибрежных морских вод, Боннское соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 года и некоторые другие; захоронениями отходов – Ослоская конвенция по предотвращению загрязнения морской среды путем сброса веществ с судов и летательных аппаратов 1972 года, которая запрещает преднамеренный сброс в морскую среду в районе северо-восточной Атлантики вредных веществ и материалов с судов и летательных аппаратов; сбросами из наземных источников – Парижская конвенция по предотвращению загрязнения моря источниками, находящихся на суше 1974 года; в результате разработки ресурсов морского дна - Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1976 года. Главная особенность этих соглашений состоит в том, что каждому источнику загрязнения или виду загрязняющих веществ соответствует свой международно-правовой акт, имеющий самостоятельный характер и не связанный с другими нормами.

Другая модель регулирования избрана прибалтийскими государствами, заключившими в 1974 году Хельсинскую конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря, которая охватывает практически все аспекты проблемы борьбы с загрязнением. Единый международно-правовой акт содержит нормы, касающиеся предотвращения загрязнения с судов, из наземных источников, в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна, захоронения отходов, разрешение международных споров и применение ответственности за ущерб, причиненный загрязнением. В Приложениях к Конвенции, составляющих ее неотъемлемую часть, содержаться конкретные меры по защите морской среды от соответствующих видов воздействия.

Несколько иная модель правового регулирования сложилась в процессе реализации Программы региональных морей, принятой ЮНЕП в 1974 году. В настоящее время Программа охватывает 11 регионов Мирового океана. Наиболее показательно в этом отношении сотрудничество средиземноморских государств. Так, в 1976 году на Барселонской конференции было заключено основное (региональное или зонтичное) соглашение - Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения, которая распространяется на Средиземное море, за исключением Мраморного моря, Черноморских проливов и внутренних вод стран-участниц, и содержит общие обязательства государств и перечень источников, требующих принятия соответствующих мер. Конвенционные положения детализируются и конкретизируются путем разработки дополняющих их протоколов - Протокол 1976 года о предотвращении загрязнения Средиземного моря сбросами с судов и летательных аппаратов, Протокол 1976 года о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Средиземного моря нефтью и другими вредными веществами при чрезвычайных обстоятельствах, Протокол 1980 года о защите Средиземного моря от загрязнения из источников, расположенных на суше.

В действующих многосторонних международных договорах регионального характера, регулирующих специальные вопросы сотрудничества государств по охране Мирового океана, закреплены обязательства сторон по защите морских экосистем от загрязнения. Запреты загрязнения морских экосистем определенных районов Мирового океана содержится в ряде общих многосторонних договоров регионального характера, которые распространяют этот запрет на все источники загрязнения. Такие обязательства государств содержат следующие соглашения: Кувейтская конвенция о сотрудничестве в защите морской среды от загрязнения 1978 года; Абиджанская конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и прибрежных районов Западного и Центрального африканского региона 1981 года; Лимская конвенция по защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981 года; Джиддаская конвенция по сохранению морской среды и прибрежных районов Красного моря и Аденского залива 1982 года; Картахенская конвенция по защите и развитию морской среды региона Карибского моря 1983 года; Найробиская конвенция о защите рационального использования и освоения морской и прибрежной среды в регионе Восточной Африки 1985 года; Нумеаская конвенция об охране природных ресурсов и окружающей среды региона южной части Тихого океана 1986 года; Пайпаский протокол об охране юго-восточной части Тихого океана от радиоактивного загрязнения 1989 года; Хельсинская конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года, которая распространяется и на территориальные моря государств-участников (Дании, Эстонии, Финляндии, ФРГ, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, России, Швеции) и предусматривает выполнение целей Конвенции и во внутренних водах этих государств. Участниками этой конвенции являются также Чешская и Словацкая республики и Украина.

Нормативно-правовой основой для регионального сотрудничества в Причерноморском регионе является Конвенция по защите Черного моря от загрязнения, подписанная 21 апреля 1992 года (Бухарест) и распространяющаяся на территориальные моря государств-участников (Болгарии, Грузии, Румынии, России, Турции, Украины). Конвенция вступила в силу в 1994 году после ее ратификации всеми государствами-участниками. Конвенция содержит общие обязательства государств принимать необходимые меры по предотвращению загрязнения морской среды. Конкретные меры содержатся в трех протоколах, являющихся неотъемлемой частью Конвенции - Протокол о защите морской среды от загрязнения из береговых источников; Протокол о сотрудничестве по борьбе с загрязнением морской среды нефтью и другими вредными веществами в аварийных ситуациях и Протокол о защите морской среды от загрязнений в результате сбросов.

Конвенция распространяется на бассейн Черного моря, и его участники приняли обязательства осуществлять положения Конвенции в пределах своих территориальных вод, исключая экономическую зону каждой страны. Несмотря то, что Конвенция не распространяется на внутренние воды государств-участников, они должны учитывать отрицательные последствия загрязнения «внутренних вод на морскую среду Черного моря». Её участниками являются Причерноморские государства, но в ст. 28 Конвенции предусмотрена возможность присоединения к ней любого нечерноморского государства. Условием присоединения является приглашение заинтересованного нечерноморского государства всеми участниками Конвенции.

Конвенция и Протоколы к ней охватывают как источники загрязнения с суши, так и с воздуха, судов и морских буровых платформ. В приложениях к Конвенции и Протоколам содержится широкий перечень веществ и материалов, поставленных под контроль Причерноморскими государствами, сброс которых запрещен или ограничен.

Другим документом, определяющим стратегию сотрудничества государств Причерноморского региона в области охраны окружающей среды, является экологическая программа по Черному морю (BSEP), созданная в 1993 году. Основными целями Программы является укрепление и создание регионального потенциала в целях управления экосистемой Черного моря, разработка и осуществление соответствующей политики и правовой основы для оценки, контроля и предотвращения загрязнения и для сохранения и развития биологического разнообразия.

Конкретные меры по защите, сохранению и восстановлению среды Черного моря предусмотрены также Министерской Декларацией по защите Черного моря, подписанной министрами экологии Причерноморских стран в апреле 1993 года. Министерская декларация носит региональный характер и является промежуточным этапом в Плане Действий в Черном море, в соответствии с резолюцией третей Дипломатической конференции по защите Черного моря от загрязнения.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

Конвенция об охране дикой флоры и фауны, и природных условий существования в Европе. Принята 19 сентября 1979 года в Берн (Швейцария). Ратифицирована Законом Украины от 29 октября 1996 года. // Ведомости. - 1996. - № 50. - Ст. 278.

Конвенция о защите Черного моря от загрязнения. Принята на конференции стран – участниц ЧЭС 21 апреля 1992 года в Бухаресте (Румыния). Ратифицирована постановлением Верховного Совета Украины от 4 февраля 1994 года. // Ведомости. – 1994. – № 23. – Ст. 172.

Конвенция о биологическом разнообразии. Принята 5 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Ратифицирована Законом Украины от 29 ноября 1994 года. //Ведомости. – 1994. – № 49. – Ст. 433.

Конвенция о запрете разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Подписана от имени Украины 13 января 1993 года в Париже (Франция). Ратифицирована Законом от 16 октября 1998 года.

Конвенция о ядерной безопасности. Подписана от имени Украины 20 сентября 1994 года в Вене (Австрия). Ратифицирована Законом Украины от 17 декабря 1997 года.

Объединённая Конвенция о безопасности обращения с отработанным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Принята 5 сентября 1997 года в Вене (Австрия). Ратифицирована Законом Украины от 20 апреля 2000 года.

Устав международного союза охраны природу и природных ресурсов. Принят на учредительной ассамблее МСОП 5 октября 1948 года в Фонтенбло (Франция). //Международные соглашения по охране природы. Сборник документов. М., 1966.

 

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Малишева Н.Р. Гармонізація екологічного законодавства в Европе. К,1996.

Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.

Шемшученко Ю.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. К., 1991.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных