Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль общения в психическом развитии ребенка




Выготский высказывался о том, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. такие, в реализации которых учавствует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из «интерпсихических» в «интрапсихические» (1983) Разработка взглядов Выготского привела к созданию советскими психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества.

Опыт описанного рода овеществлен в продуктах мат. и дух. культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя – новое поколение может извлечь его только при помощи старших, которые с этой точки зрения являются как бы живыми носителями общечеловеческого опыта. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.

Три группы факторов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка: 1) изучение детей-«Маугли», 2) исследование природы и причин госпитализма и 3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Влияние общения на общее психическое развитие ребенка. Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. С возрастом ребенка роль общения не усиливается или уменьшается, а его значение становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности.

Основное и наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей: 1) в самой области общения; 2) в области любознательности; 3) в сфере их эмоциональных переживаний; 4) при формировании любви к взрослому; 5) в сфере овладения речью; 6) в сфере личности и самосознания, - во всех сферах психической жизни ребенка.

Пути влияния общения на психическое развитие детей. Общение с ухаживающим за ним взрослым становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем других ярких, переменчивых и лично к нему адресованных воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений. Взрослый выступает как объект для восприятия младенца и как субъект для общения с ним. С возрастом, когда активность детей многократно повышается и они способны сами легко отыскивать новые впечатления, бродя по дому или за его пределами, значение объектных качеств взрослого уменьшается.

Еще один путь воздействия общения на развитие детей – это обогащение опыта ребенка. Взрослый знакомит ребенка с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для него мир музыки. Да и в самом общении взрослый дает детям возможность испытывать сладость утешения, радость взаимопонимания, сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и опытного старшего человека.

Далее, в общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким-то новым знанием, новым умением, овладение речью с помощью взрослого развивает мышление и самосознание ребенка.

Еще один путь влияния общения на развитие психики детей – это подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка и коррекция.

Важнейший путь влияния общения на псих. развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах с взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Контакты ребенка со сверстниками имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Отсутствие ограничений и запретов старших способствует повышенной раскованности детей и их свободному самовыявлению.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных