ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. «Идиот» у вахтанговцев 5 страницаПостановщик Суслович сделал все возможное, чтобы дать спектаклю стройность. Суслович — режиссер с сильной рукой, энергичный в отношении того, что в пьесе существенно и необходимо, смелый в устранении авторских ошибок. Перед нами режиссер, у которого есть характер. В спектакле взят хороший разбег, и, вероятно, нужно освобождать темп там, где автор чересчур его задерживает, как в ресторанных эпизодах, например. Невзирая на отдельные заминки, виной которым текст самой пьесы, в спектакле постоянно ощущалось наличие бодрого военачальника, который привел его в движение. Бок о бок с постановщиком действует Тышлер, смелый театральный художник. В сцене ресторана по стенам размещены гротескные эротические изображения, женщины в виде клиньев. Мебель в ресторане асимметрическая, с некоторой кривизной, стулья с лапками, которые хватают садящегося, стулья-хищники. Мы привыкли к тому, что в искусстве человеческий образ может быть не портретом, спокойно выведенным, черта за чертой, но очень острой оценочной характеристикой, прямо нам преподнесенной. {637} Тышлер понимает эти права искусства всегда распространительно. У него предметы обихода, с гены комнат, мебель представлены не сами по себе, но сквозь резкую характеристику их. Быт Америки, враждебный человеку, несообразный органическому его существу, представлен этими кривыми стульями, этим неуютом комнат высотой в три человеческих роста, этими иероглифами, в которых нужно подразумевать изображения красавиц. Если весь спектакль по замыслу своему защита жизни, то материальная бытовая среда, в которой пребывают люди, должна быть представлена здесь в ее отрицательном виде, должна источать опасный для жизни яд. Суслович свободно распоряжается сценическим временем. Для театра канонично совпадение времени на сцене и времени в зрительном зале. Что мы, зрители, сейчас видим на сцене, то, как правило, и по самой пьесе происходит сейчас, не в прошлом и не в будущем. Суслович делает интересные опыты освобождения от этих правил. В заключительном монологе Линда говорит, что последний взнос за дом внесен, а жить в доме некому. На сцене все пустеет, на сцене и на самом деле нежилой дом. В эту минуту все Ломены еще на месте, дом населен. Нежилым он только будет. На сцене — образ будущего. И нашим зрительским глазом, из нашего зрительского настоящего мы уже созерцаем на сцене будущее, физическим глазом мы предвосхищаем картину, которую умом вообразить можно, а увидеть воочию еще никак нельзя. Оголенный дом Вилли Ломена говорит о том, что жертва его была напрасна — никого не осчастливят двадцать тысяч, выплаченные после его смерти. В пьесе конец таков: Вилли Ломен в последний раз выезжает из дому, за сценой слышно, что происходит автомобильная катастрофа, и затем, почти без пауз, приступают к оплакиванию Вилли Ломена. В постановке очень подчеркивается быстрота этого перехода. Жизнь Вилли Ломена была представлена перед нами со всей наглядностью, с физической навязчивостью, а смерть его разыграна вдали от нас, как чистейшая театральная условность. Мы, зрители, были в течение спектакля очень близко придвинуты к людям и к событиям на сцене: в решающем {638} пункте сюжета между нами и главным лицом вырастает дистанция Спектакль преподносится нам как материал для нашего вчувствования. Внезапно и в важнейшую минуту возникшая дистанция — приглашение, посланное нам автором и постановщиком, не довольствоваться одним чувствованием, каким бы интенсивным оно ни было, но и поразмыслить над жизнью и смертью Вилли Ломена, массового человека из современного буржуазного мира. [1] См.: Geoffrey Bullough, Narrative and dramatic sources of Shakespeare, I, 1961. В этом издании воспроизводится целиком вся поэма Брука. [2] Coleridge, Essays and Lectures on Shakespeare, 1909, pp. 103 – 104. [3] См.: A. W. Schlegel, Sammtliche Werke. Bd VII, Leipzig, 1846, S. 78. (Статья «Romeo und Julia», 1797.) [4] Ф. М. Достоевский, Дневник писателя за 1877 г., т. II, М.‑Л., Госиздат, 1929, стр. 93. [5] См.: Н. В Chariion, Shakespearian Tragedy, Cambridge University Press, 1952. [6] Ludwig Frankel, Schakespeare und das Tagelied, Hannover, 1898. [7] A. W. Schlegel, Sдmmtliche Werke, Bd VII, S. 88. [8] См.: Rudolf Fischer, Quellen zu Romeo und Julia, Bonn, 1922. Здесь воспроизводятся все эти версии сюжета. [9]. G. Gervinus, Shakespeare, Bd I, Leipzig, 1872, S. 266 – 267. [10] См.: Max Polenz, Die griechische Tragцdie, Leipzig, 1930. S. 76 – 77. [11] А. В. Амфитеатров, Собрание сочинений, т. XIV, изд‑во «Просвещение», СПб., стр. 24. [12] См.: А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем, т. XIV, М., Гослитиздат, 1944 – 1952, стр. 361. [13] См.: Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, М., Гослитиздат, 1955, стр. 79. [14] Там же, стр. 93. [15] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XVII, стр. 227. [16] William Gerhardi, Anton Chekhov, a Critical Study, New York, 1923, p. 16. [17] «Чехов в воспоминаниях современников», М., Гослитиздат, 1952, стр. 477. Воспоминания А. Сереброва (Тихонова). [18] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. I, стр. 296. [19] См. вариацию рассказа «Печенег» — рассказ «В усадьбе» (1894): хозяин усадьбы, старый ретроград, подвергает гостя пытке, заставляет его выслушивать длиннейшие политические рассуждения. Хозяин громит разночинцев, гость — сам один из них, о чем хозяин не умел догадаться вовремя. Гость больше не станет ездить в эту усадьбу, жители которой задыхаются от скуки и от невозможности поддерживать связи с людьми вокруг. [20] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. II, стр. 382. [21] См.: «Die deutsche Novelle», Dьsseldorf, 1962, S. 22. (Benno von Wiese, Vom Spielraum des novellistischen Erzдhlens). [22] См.: И. А. Виноградов, Борьба за стиль, Л., Гос. изд‑во «Художественная литература», 1937. Статья «О теории новеллы». В статье этой разобраны и многие новеллы Чехова. И. А. Виноградов — один из незаслуженно забытых работников советской науки о литературе. Напоминаем также о другом его сборнике: «Вопросы марксистской поэтики», Л., Гос. изд‑во «Художественная литература», 1936. [23] «Ленин и искусство». Мемуары. Сост. Еф. Добин, Л., Изд‑во писателей, 1934, стр. 99. [24] Обсуждая петербургскую тему в русской литературе, нередко забывают о Льве Толстом. Между тем кроме «Анны Карениной» у него можно найти превосходные петербургские страницы с пейзажем белых ночей и в «Воскресении» — Нехлюдов в Петербурге. [25] Jules Legras, Au Pays russe, Paris, 1904, p. 240. [26] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VIII, стр. 411. [27] Там же, стр. 412. [28] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 390. [29] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 132. [30] Там же, стр. 311. [31] «Чехов в воспоминаниях современников», стр. 291. [32] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XIV, стр. 354. (Письмо А. С. Суворину.) [33] См. вариацию «Анюты» — рассказ «Талант» (1886), тоже о подруге до первого успеха, тоже об эксплуатации женской души. [34] См.: V. Woolf, The Common Rtader. The Russian Point of View. См. «Литературное наследство. Чехов», т. 68, М., 1960, стр. 822 (обзор М. А. Шерешевской «Английские писатели и критики о Чехове»). [35] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VI, стр. 268. [36] «Чехов в воспоминаниях современников», стр. 292 (Т. Л. Щепкина-Куперник о Чехове). [37] «Литературное наследство», т. 68, стр. 658. (Воспоминания И. А. Бунина.) [38] Там же, стр. 651. [39] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 300. [40] «Чехов в воспоминаниях современников», стр. 150. (Л. А. Авилова, «А. П. Чехов в моей жизни».) [41] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 409. [42] См.: Илья Эренбург, Перечитывая Чехова, М., Гослитиздат, 1960, стр. 81. По поводу этого диалога Эренбург писал: «Почему зги строки так прекрасны? Может быть, потому, что старик не удивился, а просто ответил: “Мы из Фирсанова”». [43] См. отповедь этим версиям в передовой статье журнала «Театр» за 1960 г., № 1 («К столетнему юбилею Чехова»). [44] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 434. [45] Там же, стр. 438. [46] Там же, стр. 236. [47] См.: В. Шкловский, Заметки о прозе русских классиков, М., «Советский писатель», 1955, стр. 454 – 456. (Статья о Чехове с иным толкованием этого рассказа.) [48] См.: А. Л. Вишневский, Клочки воспоминаний, Л., 1928, стр. 100. [49] Соотношения Чехова с литературой народников рассмотрены в книге Г. П. Бердникова «А. П. Чехов. Идейные и творческие искания» (М.‑Л., Гослитиздат, 1961). [50] См.: А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XVII, стр. 217. (письмо Е. М. Шавровой от 19 января 1898 г.) [51] А. П. Чеков, Собрание сочинений, т. XV, стр. 446. (письмо А. С. Суворину от 25 ноября 1892 г.) [52] См. там же, стр. 450 – 451. (письмо А. С. Суворину от 3 декабря 1892 г.) [53] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 407. [54] Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, стр. 646. [55] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XIII, стр. 214. (Письмо Александру Чехову от 10 мая 1886 г.) [56] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IV, стр. 175. [57] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. V, стр. 261. [58] См.: «Л. Н. Толстой о литературе», М., Гослитиздат, 1955, стр. 575 – 578. Послесловие к рассказу Чехова «Душечка». [59] См.: А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 602. [60] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 449. [61] А. П. Чехов. Собрание сочинений, т. VII, стр. 133. [62] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 194. [63] Там же, стр. 133. [64] Более новая попытка представить Чехова как писателя-импрессиониста см. в сб.: «Anton Chechov. Some Essays». Edited by T. Eeckman, 1960. (Статья: Dm. Tschizevskisi, Ьber die Stellung Tschechovs innerhalb der russnschen Literaturentwicklung.) [65] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. III, стр. 326. [66] Там же, стр. 331. [67] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VI, стр. 164 – 165. [68] Там же, стр. 169. [69] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 207. [70] Рассказ Чехова, музыкальный по мысли своей, послужил программой для молодого С. В. Рахманинова, в 1893 г. сочинившего фантазию для оркестра пой названием «Утес». Название определил взятый Чеховым эпиграф к рассказу. [71] Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, стр. 488. [72] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 109. [73] Многочисленные замечания о природе у Чехова см. в кн.: З. Паперный, А. П. Чехов. Очерк творчества, М., Гослитиздат, 1954. [74] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IV, стр. 14. (Письмо от 12 января 1888 г.) [75] См.: В. В. Кожанов, Основы теории литературы, М., изд‑во «Знание», 1962, стр. 32: об особой «прозрачности» прозаической речи, о ее способности пропускать сквозь свою среду предметы, стоящие за словами. [76] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 91, 92, 93. [77] Там же, стр. 94. [78] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 54. [79] См. у Г. А. Бялого о сопоставлении человека и природы в повести «Степь». — «История русской литературы», т. IX, ч. 2, М.‑Л., изд‑во Академии наук СССР, 1956, стр. 368 (глава о Чехове). [80] «Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова», М., Соцэкгиз, 1939, стр. 198. [81] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 35. [82] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 400. [83] Лев Шестов, Начала и концы, СПб., 1908, стр. 39. (Статья «Творчество из ничего».) [84] А. И. Эртель, Письма, М., 1909, стр. 351. (Письмо А. П. Чехову от 7 марта 1897 г.) [85] См: А. Роскин, А. П. Чехов. Статьи и очерки, М., Гослитиздат, 1959. Стр. 240 — определение стиля и характера драм Чехова: «повествовательная драматургия». Стр. 241 — другое определение: «Чеховские пьесы являются кратко написанными большими романами». (Статья «Три сестры».) [86] См.: Б. М. Эйхенбаум, О Чехове. — «Звезда», 1944, № 5 – 6, стр. 78. [87] О Чехове и «Гамлете» см.: А. Роскин, А. П. Чехов. Статьи и очерки, стр. 131. [88] См.: Вл. И. Немирович-Данченко, Из прошлого, М., «Academia», 1936, стр. 20 – 22. [89] «А. И. Урусов. Статьи его, письма, воспоминания о нем», т. II, М., 1907, стр. 309. См. также важное его письмо к Чехову по поводу «Лешего» от 27 января 1899 г. в кн.: Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, стр. 545 – 546. (Письмо до того не издавалось.) [90] См.: В. А. Теляковский, Воспоминания, Л.‑М., «Искусство», 1965, стр. 94. (В книге стр. 94 – 96 петитом полностью приводится отзыв комитета.) [91] В. А. Теляковский, Воспоминания, стр. 95. [92] См.: John Gassner, Masters of the drama, New York, 1940, p. 516. («Symphony of characters, designs and moods».) [93] Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, стр. 637. [94] Там же, стр. 642. [95] См.: Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, М., «Искусство», 1954, стр. 183 – 184. (Письмо от 22 ноября 1899 г.) [96] «А. И. Урусов. Статьи его, письма, воспоминания о нем», т. II, стр. 309. (Письмо к Д. В. Философову от 3 октября 1899 г.) [97] «Литературное наследство», т. 68, стр. 516. [98] См «Ежегодник МХТ» за 1944 г., т. I, M., (1946), стр. 225. [99] Сб. «Л. М. Леонидов», М., «Искусство», 1960, стр. 115. [100] А. П. Скафтымов, Статьи о русской литературе, Саратов, 1958, стр. 318 – 320. (Статья «К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова».) [101] «Литературное наследство», т. 68, стр. 874. [102] Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, М., «Искусство», 1954, стр. 206. (Письмо от 22 января 1901 г.) [103] О чеховской недавоплощенности см. у В. Я. Лакшина: «В том и состоит новизна психологической манеры Чехова-драматурга, что мысли, чувства, настроения героев он умеет захватить в тот момент, когда они еще не выплеснулись в прямых признаниях, в действии, а таятся в “подводном течении”, но уже настолько созрели, что просвечивают в каждом слове, в каждом движения, в каждой паузе». (В. Я. Лакшин, Толстой и Чехов, М., «Советский писатель», 1963, стр. 255 – 256.) [104] См.: М. Н. Строева, Чехов и Художественный театр, М., «Искусство», 1955, стр. 124. [105] В. В. Ермилов, А. П. Чехов, М., «Советский писатель», 1951, стр. 396. [106] И. Ф. Анненский, Книга отражений (I), СПб., 1906, стр. 161 – 162. (Статья «Драма настроения. “Три сестры”.) [107] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XVII, стр. 112. (Письма от 12 июля 1897 г.) [108] Евг. Вахтангов, Материалы и статьи, М., изд. ВТО, 1959, стр. 188. [109] Б. В. Асафьев, Избранные труды, т. II, М., Изд‑во АН СССР, 1954, стр. 61. (Статья “Композитор-драматург П. И. Чайковский”.) [110] См.: Вл. Саппак, Телевидение и мы, М., “Искусство”, 1963. [111] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XI, стр. 266. [112] См.: Жан-Луи Барро, Размышления о театре, М., Изд‑во иностранной литературы, 1963, стр. 163 – 173. [113] “Ежегодник МХТ” за 1948 г., т. I, M.‑Л., 1950, стр. 690. [114] И. Ф. Анненский, Книга отражений, стр. 158. (Статья “Драма настроения”.) [115] См.: “Sinn und Form”. 1965, I и II Heft (Gesyrдch mit Arthur Adamov). [116] К. С. Станиславский, А. П. Чехов в Московском Художественном театре, М., 1947, стр. 36. [117] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XI, стр. 333. [118] “Л. М. Леонидов”. Сборник, стр. 116. [119] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XI, стр. 346. [120] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 425. [121] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VIII, стр. 414 – 415. [122] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XIX, стр. 244. (Письмо от 9 февраля 1902 г.) [123] Б. В. Асафьев, Избранные труды, т. II, М., 1954, стр. 92. (Статья “Евгений Онегин”, лирические сцены П. И. Чайковского».) [124] «Anton Cechov. Some Essays» (статья: Stender-Peter sen, Zur Technik der Pause bei Иechov). [125] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XI, стр. 334. [126] «Ежегодник МХТ» за 1943 г. (1945), стр. 176. [127] Об этих сторонах поэтики Чехова см.: Helene Auzinger, Иechov und das Nicht-zu-Ende Eprechen. — Die Welt der Slaven, Lahrgang V, Heft 3 – 4. Иного порядка вопросам посвящена более ранняя работа того же автора: «Die Pointe bei Иechov», Kempten — Allgдu, 1956. [128] «Беседы о Вахтангове», М.‑Л., изд. ВТО, 1940, стр. 140. [129] «Литературное наследство», т. 68, стр. 23. Две ранние редакции пьесы «Три сестры» — статья и публикация А. Р. Владимирской. [130] См.: «Anton Иechov. Some Sessays». (Статья: Nils Ane Nilsson, Intonation and Rhythm in Chechov’s Plays.) В статье проводится справедливая мысль, что тирады, подобные тираде Чебутыкина, не являются шифром или иероглифом, который нужно разгадывать, но обладают неким смутно-обобщенным эмоциональным значением. [131] «Литературное наследство», т. 68, стр. 671. [132] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IV, стр. 499 – 500. [133] «Ежегодник МХТ» за 1943 г. (1945), стр. 157. Вступительное слово к постановке «Трех сестер» в 1940 г. [134] А. Р. Кугель, Русские драматурги, М., «Мир», 1934, стр. 123 – 124. [135] Там же, стр. 124. [136] А. Р. Кугель, Русские драматурги, стр. 135 – 136. [137] См.: А. Р. Кугель, Русские драматург, стр. 134. [138] Там же, стр. 129. [139] Мы говорим итоги, чтобы избежать слова «результаты», которое Станиславский употребляет несколько своеобразно, расценивая, что есть процесс и что есть результат с другого конца, по-актерски и по-режиссерски. Станиславский называет результатом именно начало, внутренние первоистоки человеческого деяния. Для актеров-художников в первоистоках весь смысл, вся цель, к ним они и идут поэтому, как к результату. Отсюда предупреждение актерам: держитесь первоистоков, результаты, к которым вы должны прийти, — только в перспективе, не начинайте с них. «Ошибки большинства актеров состоят в том, что они думают не о действии, а лишь о результате его. Минуя самое действие, они тянутся к результату прямым путем», (К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 2, М., «Искусство», 1954, стр. 157.) [140] «… Отечественная проза — Толстой, Чехов, Горький, Андреев, Достоевский — была родной стихией Станиславского и Художественного театра». (Т. Бачелис, Режиссер Станиславский. — «Новый мир», 1963, № 1, стр. 210.) [141] С. П. Жихарев, Записки современника, т. I, «Academia», 1934 стр. 48. [142] Там же, стр. 421 (комментарии С. Я. Штрайха). [143] Там же, стр. 422. [144] М. С. Щепкин, Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине, М., «Искусство», 1952, стр. 250. [145] «М. С. Щепкин, Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине», стр. 244. [146] Там же, стр. 246. [147] К. Маркс, Сочинения, изд. 2, т. 23, стр. 53. [148] К. С. Станиславский, Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, 1954, стр. 87. [149] К. С. Станиславский, Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. I, 1954, стр. 278. [150] «Творческие беседы мастеров театра. И. Н. Берсенев», Л.‑М., изд. ВТО, 1938, стр. 16. [151] Ф. И. Шаляпин, Страницы из моей жизни. — Сб. «Ф. И. Шаляпин», т. I, M., 1957, стр. 148. [152] Там же, стр. 149. См. еще стр. 289. [153] См. К. Tuchotsky, Gesammelte Werke. Rowohlt Verlag, Bd. II. (Рассказ «Der neudeutsche Stil»). [154] А. И. Герцен, Былое и думы, Л., Гослитиздат, 1946, стр. 774. [155] Лариса Рейснер, Избранное, М., 1963, стр. 530. (Письмо от 1 – 2 июня 1922 г.) [156] К. С. Станиславский, Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 1, стр. 154. [157] В. В. Розанов, Среди художников, СПб., 1914, стр. 291. [158] К. С. Станиславский, Работа актера на собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, стр. 146, 147. [159] Там же, стр. 136. [160] Н. Н. Евреинов, Театр как таковой, «Academia», 1923, стр. 80. [161] Там же, стр. 115. [162] П. И. Румянцев, Система К. С. Станиславского в оперном театре. — «Ежегодник МХТ» за 1947 г., стр. 484. [163] Там же, стр. 490. [164] «Ежегодник МХТ» за 1946 г. (1948), стр. 331. [165] Там же, стр. 332. [166] Там же. [167] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 2, стр. 225. [168] Там же, стр. 267, 268. [169] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 2, стр. 29. [170] См.: К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 7, 1960, стр. 514; там же, стр. 747 (комментарии). [171] См.: К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 6, стр. 395 (комментарии). [172] См.: К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 7, стр. 574. [173] Н. Н. Чушкин, Гамлет — Качалов. Из сценической истории «Гамлета» Шекспира, М., «Искусство», 1966, стр. 224. [174] Проспер Мерите, Статьи о русских писателях, М., Гослитиздат, 1958, стр. 46. [175] Н. Эфрос, К. С. Станиславский (Опыт характеристики), Пг., «Светозар», 1918, стр. 51. [176] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 7, стр. 458. [177] Там же, т. 8, стр. 165. [178] О человеке «сотворенном», «первозданном» и т. д. здесь говорится без притязаний на строгость понятий. Имеются в виду, скорее, образы — условные и каждый раз в свою меру выразительные. Разумеется, в исторический период жизни человечества не может быть и речи о первозданности, этот термин применяется только в соотношении с той или другой фазой истории — первозданность относительно буржуазной формации, например, а не первозданность вообще. Равно и «сотворенность» не означает согласия с Библией по вопросу о происхождении человека. О «замысле» человека сказано без гипотез, что человек и на самом деле кем-то задуман. [179] О приеме «разогревания» см. воспоминания Б. В. Зона («Театральное наследстве», т. I, 1955, стр. 448). [180] См.: Н. Горчаков, Режиссерские уроки К. С. Станиславского, изд. 3, М., «Искусство», 1952, стр. 457, 458. [181] К. С. Станиславский, Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, стр. 369. [182] Б. В. Зон, Встречи со Станиславским. — «Театральное наследство», т. I, M., Изд‑во Академии наук СССР, 1955, стр. 474. [183] К. С. Станиславский, Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, стр. 373. [184] П. А. Марков, О Качалове. — «В. И. Качалов. Сборник статей, воспоминаний, писем», М., 1954, стр. 103. [185] См.: К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах т. 5, 1958, стр. 525. [186] Там же, стр. 268. [187] В. Топорков, К. С. Станиславский на репетиции, «Искусство», 1949, стр. 109. [188] «Л. М. Леонидов». Сборник, стр. 407. [189] Н. Н. Литовцева, Из прошлого Московского Художественного театра. — «Ежегодник МХТ» за 1943 г. (1945), стр. 388. [190] И. Ф. Шаляпина, Воспоминания об отце. Сб. «Ф. И. Шаляпин», т. I, стр. 677. О доне Базилио в трактовке Шаляпина см. там же, стр. 292, 293. [191] К. С. Станиславский, Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, стр. 24, 219, 226, 236. [192] К. С. Станиславский, О различных направлениях в театральном искусстве. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 6, стр. 74. [193] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 2, стр. 53. [194] Б. В. Зон, Встречи со Станиславским. — «Театральное наследство», т. 1, стр. 456. [195] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 6, стр. 278. Сходную мысль высказал Ф. И. Шаляпин в период, когда он снимался для Пабста в фильме «Дон-Кихот». Ф. И. Шаляпин о разнице между сценическим спектаклем и фильмом: «Там живешь целиком, а здесь по каплям». (Сб. «Ф. И. Шаляпин», т. II, стр. 566.) [196] Мих. Чехов, Путь актера, Л., «Academia», 1928, стр. 90, 91. С некоторыми вариациями см. тот же рассказ: «Творческие беседы мастеров театра. И. Н. Берсенев», стр. 36, 37. [197] С. Л. Рубинштейн, Принципы и пути развития психологии, М., 1959, стр. 179. [198] «Л. М. Леонидов». Сборник, стр. 204. [199] Мих. Чехов, Путь актера, стр. 149. [200] «Ежегодник МХТ» за 1943 г. (1945), стр. 414. [201] Там же. [202] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах т. 3, стр. 34. [203] «Л. М. Леонидов». Сборник, стр. 455. [204] А. Орловская, Шаляпин и молодые певцы. — Сб. «Ф. И. Шаляпин», т. II, стр. 521. [205] А. В. Амфитеатров, Маски Мельпомены, 1910, стр. 214. [206] Там же, стр. 218. [207] Сергей Волконский, Художественные отклики, СПб., 1912 стр. 62. [208] В. Г. Сахновский, Работа режиссера, М.‑Л., «Искусство», 1937, стр. 36, 38. [209] В. Топорков, К. С. Станиславский на репетиции, стр. 149. [210] «Л. М. Леонидов». Сборник, стр. 263. (Письмо Вл. И. Немировичу-Данченко.) [211] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 5, стр. 530. [212] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 4, стр. 132. [213] Александр Гладков, Из воспоминаний о Мейерхольде. — Альманах «Москва театральная», М., 1960, стр. 364. [214] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 4, стр. 487. [215] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 4, стр. 83. [216] См.: Александр Гладков, Из воспоминаний о Мейерхольде. — Альманах «Москва театральная», 1960, стр. 367, 368. [217] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 3, стр. 452. [218] А. Блок, Собрание сочинений, т. VIII, М.‑Л., 1963, стр. 162. [219] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 3, стр. 84. [220] В. Топорков, К. С. Станиславский на репетиции, стр. 156. [221] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 3, стр. 84. [222] Л. Фрейдкина, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, изд. ВТО, 1962, стр. 526. [223] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 3, стр. 85. [224] «П. С. Мочалов. Заметки о театре, письма, стихи, пьесы», М., «Искусство», 1953, стр. 334. См. о том же на стр. 387 — воспоминания А. А. Стаховича. [225] См.: К. С. Станиславский, Театральный дневник любителя драматического искусства. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 5, стр. 74, 75. [226] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 6, стр. 241. [227] Л. Гуревич, История русского театрального быта, т. I, «Искусство», 1939, стр. 131. [228] Там же, стр. 150. [229] Ф. Н. Каверин, Воспоминания и театральные рассказы, изд. ВТО, М., 1964, стр. 133. [230] Ф. Н. Каверин, Воспоминания и театральные рассказы, стр. 132. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|