Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. «Идиот» у вахтанговцев 5 страница




Постановщик Суслович сделал все возможное, чтобы дать спектаклю стройность. Суслович — режиссер с сильной рукой, энергичный в отношении того, что в пьесе существенно и необходимо, смелый в устранении авторских ошибок.

Перед нами режиссер, у которого есть характер. В спектакле взят хороший разбег, и, вероятно, нужно освобождать темп там, где автор чересчур его задерживает, как в ресторанных эпизодах, например. Невзирая на отдельные заминки, виной которым текст самой пьесы, в спектакле постоянно ощущалось наличие бодрого военачальника, который привел его в движение. Бок о бок с постановщиком действует Тышлер, смелый театральный художник. В сцене ресторана по стенам размещены гротескные эротические изображения, женщины в виде клиньев. Мебель в ресторане асимметрическая, с некоторой кривизной, стулья с лапками, которые хватают садящегося, стулья-хищники. Мы привыкли к тому, что в искусстве человеческий образ может быть не портретом, спокойно выведенным, черта за чертой, но очень острой оценочной характеристикой, прямо нам преподнесенной.

{637} Тышлер понимает эти права искусства всегда распространительно. У него предметы обихода, с гены комнат, мебель представлены не сами по себе, но сквозь резкую характеристику их. Быт Америки, враждебный человеку, несообразный органическому его существу, представлен этими кривыми стульями, этим неуютом комнат высотой в три человеческих роста, этими иероглифами, в которых нужно подразумевать изображения красавиц. Если весь спектакль по замыслу своему защита жизни, то материальная бытовая среда, в которой пребывают люди, должна быть представлена здесь в ее отрицательном виде, должна источать опасный для жизни яд.

Суслович свободно распоряжается сценическим временем. Для театра канонично совпадение времени на сцене и времени в зрительном зале. Что мы, зрители, сейчас видим на сцене, то, как правило, и по самой пьесе происходит сейчас, не в прошлом и не в будущем. Суслович делает интересные опыты освобождения от этих правил. В заключительном монологе Линда говорит, что последний взнос за дом внесен, а жить в доме некому. На сцене все пустеет, на сцене и на самом деле нежилой дом. В эту минуту все Ломены еще на месте, дом населен. Нежилым он только будет. На сцене — образ будущего.

И нашим зрительским глазом, из нашего зрительского настоящего мы уже созерцаем на сцене будущее, физическим глазом мы предвосхищаем картину, которую умом вообразить можно, а увидеть воочию еще никак нельзя.

Оголенный дом Вилли Ломена говорит о том, что жертва его была напрасна — никого не осчастливят двадцать тысяч, выплаченные после его смерти.

В пьесе конец таков: Вилли Ломен в последний раз выезжает из дому, за сценой слышно, что происходит автомобильная катастрофа, и затем, почти без пауз, приступают к оплакиванию Вилли Ломена. В постановке очень подчеркивается быстрота этого перехода. Жизнь Вилли Ломена была представлена перед нами со всей наглядностью, с физической навязчивостью, а смерть его разыграна вдали от нас, как чистейшая театральная условность.

Мы, зрители, были в течение спектакля очень близко придвинуты к людям и к событиям на сцене: в решающем {638} пункте сюжета между нами и главным лицом вырастает дистанция Спектакль преподносится нам как материал для нашего вчувствования. Внезапно и в важнейшую минуту возникшая дистанция — приглашение, посланное нам автором и постановщиком, не довольствоваться одним чувствованием, каким бы интенсивным оно ни было, но и поразмыслить над жизнью и смертью Вилли Ломена, массового человека из современного буржуазного мира.


[1] См.: Geoffrey Bullough, Narrative and dramatic sources of Shakespeare, I, 1961. В этом издании воспроизводится целиком вся поэма Брука.

[2] Coleridge, Essays and Lectures on Shakespeare, 1909, pp. 103 – 104.

[3] См.: A. W. Schlegel, Sammtliche Werke. Bd VII, Leipzig, 1846, S. 78. (Статья «Romeo und Julia», 1797.)

[4] Ф. М. Достоевский, Дневник писателя за 1877 г., т. II, М.‑Л., Госиздат, 1929, стр. 93.

[5] См.: Н. В Chariion, Shakespearian Tragedy, Cambridge University Press, 1952.

[6] Ludwig Frankel, Schakespeare und das Tagelied, Hannover, 1898.

[7] A. W. Schlegel, Sдmmtliche Werke, Bd VII, S. 88.

[8] См.: Rudolf Fischer, Quellen zu Romeo und Julia, Bonn, 1922. Здесь воспроизводятся все эти версии сюжета.

[9]. G. Gervinus, Shakespeare, Bd I, Leipzig, 1872, S. 266 – 267.

[10] См.: Max Polenz, Die griechische Tragцdie, Leipzig, 1930. S. 76 – 77.

[11] А. В. Амфитеатров, Собрание сочинений, т. XIV, изд‑во «Просвещение», СПб., стр. 24.

[12] См.: А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем, т. XIV, М., Гослитиздат, 1944 – 1952, стр. 361.

[13] См.: Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, М., Гослитиздат, 1955, стр. 79.

[14] Там же, стр. 93.

[15] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XVII, стр. 227.

[16] William Gerhardi, Anton Chekhov, a Critical Study, New York, 1923, p. 16.

[17] «Чехов в воспоминаниях современников», М., Гослитиздат, 1952, стр. 477. Воспоминания А. Сереброва (Тихонова).

[18] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. I, стр. 296.

[19] См. вариацию рассказа «Печенег» — рассказ «В усадьбе» (1894): хозяин усадьбы, старый ретроград, подвергает гостя пытке, заставляет его выслушивать длиннейшие политические рассуждения. Хозяин громит разночинцев, гость — сам один из них, о чем хозяин не умел догадаться вовремя. Гость больше не станет ездить в эту усадьбу, жители которой задыхаются от скуки и от невозможности поддерживать связи с людьми вокруг.

[20] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. II, стр. 382.

[21] См.: «Die deutsche Novelle», Dьsseldorf, 1962, S. 22. (Benno von Wiese, Vom Spielraum des novellistischen Erzдhlens).

[22] См.: И. А. Виноградов, Борьба за стиль, Л., Гос. изд‑во «Художественная литература», 1937. Статья «О теории новеллы». В статье этой разобраны и многие новеллы Чехова. И. А. Виноградов — один из незаслуженно забытых работников советской науки о литературе. Напоминаем также о другом его сборнике: «Вопросы марксистской поэтики», Л., Гос. изд‑во «Художественная литература», 1936.

[23] «Ленин и искусство». Мемуары. Сост. Еф. Добин, Л., Изд‑во писателей, 1934, стр. 99.

[24] Обсуждая петербургскую тему в русской литературе, нередко забывают о Льве Толстом. Между тем кроме «Анны Карениной» у него можно найти превосходные петербургские страницы с пейзажем белых ночей и в «Воскресении» — Нехлюдов в Петербурге.

[25] Jules Legras, Au Pays russe, Paris, 1904, p. 240.

[26] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VIII, стр. 411.

[27] Там же, стр. 412.

[28] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 390.

[29] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 132.

[30] Там же, стр. 311.

[31] «Чехов в воспоминаниях современников», стр. 291.

[32] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XIV, стр. 354. (Письмо А. С. Суворину.)

[33] См. вариацию «Анюты» — рассказ «Талант» (1886), тоже о подруге до первого успеха, тоже об эксплуатации женской души.

[34] См.: V. Woolf, The Common Rtader. The Russian Point of View. См. «Литературное наследство. Чехов», т. 68, М., 1960, стр. 822 (обзор М. А. Шерешевской «Английские писатели и критики о Чехове»).

[35] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VI, стр. 268.

[36] «Чехов в воспоминаниях современников», стр. 292 (Т. Л. Щепкина-Куперник о Чехове).

[37] «Литературное наследство», т. 68, стр. 658. (Воспоминания И. А. Бунина.)

[38] Там же, стр. 651.

[39] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 300.

[40] «Чехов в воспоминаниях современников», стр. 150. (Л. А. Авилова, «А. П. Чехов в моей жизни».)

[41] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 409.

[42] См.: Илья Эренбург, Перечитывая Чехова, М., Гослитиздат, 1960, стр. 81. По поводу этого диалога Эренбург писал: «Почему зги строки так прекрасны? Может быть, потому, что старик не удивился, а просто ответил: “Мы из Фирсанова”».

[43] См. отповедь этим версиям в передовой статье журнала «Театр» за 1960 г., № 1 («К столетнему юбилею Чехова»).

[44] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 434.

[45] Там же, стр. 438.

[46] Там же, стр. 236.

[47] См.: В. Шкловский, Заметки о прозе русских классиков, М., «Советский писатель», 1955, стр. 454 – 456. (Статья о Чехове с иным толкованием этого рассказа.)

[48] См.: А. Л. Вишневский, Клочки воспоминаний, Л., 1928, стр. 100.

[49] Соотношения Чехова с литературой народников рассмотрены в книге Г. П. Бердникова «А. П. Чехов. Идейные и творческие искания» (М.‑Л., Гослитиздат, 1961).

[50] См.: А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XVII, стр. 217. (письмо Е. М. Шавровой от 19 января 1898 г.)

[51] А. П. Чеков, Собрание сочинений, т. XV, стр. 446. (письмо А. С. Суворину от 25 ноября 1892 г.)

[52] См. там же, стр. 450 – 451. (письмо А. С. Суворину от 3 декабря 1892 г.)

[53] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 407.

[54] Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, стр. 646.

[55] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XIII, стр. 214. (Письмо Александру Чехову от 10 мая 1886 г.)

[56] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IV, стр. 175.

[57] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. V, стр. 261.

[58] См.: «Л. Н. Толстой о литературе», М., Гослитиздат, 1955, стр. 575 – 578. Послесловие к рассказу Чехова «Душечка».

[59] См.: А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 602.

[60] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 449.

[61] А. П. Чехов. Собрание сочинений, т. VII, стр. 133.

[62] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 194.

[63] Там же, стр. 133.

[64] Более новая попытка представить Чехова как писателя-импрессиониста см. в сб.: «Anton Chechov. Some Essays». Edited by T. Eeckman, 1960. (Статья: Dm. Tschizevskisi, Ьber die Stellung Tschechovs innerhalb der russnschen Literaturentwicklung.)

[65] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. III, стр. 326.

[66] Там же, стр. 331.

[67] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VI, стр. 164 – 165.

[68] Там же, стр. 169.

[69] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 207.

[70] Рассказ Чехова, музыкальный по мысли своей, послужил программой для молодого С. В. Рахманинова, в 1893 г. сочинившего фантазию для оркестра пой названием «Утес». Название определил взятый Чеховым эпиграф к рассказу.

[71] Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, стр. 488.

[72] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 109.

[73] Многочисленные замечания о природе у Чехова см. в кн.: З. Паперный, А. П. Чехов. Очерк творчества, М., Гослитиздат, 1954.

[74] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IV, стр. 14. (Письмо от 12 января 1888 г.)

[75] См.: В. В. Кожанов, Основы теории литературы, М., изд‑во «Знание», 1962, стр. 32: об особой «прозрачности» прозаической речи, о ее способности пропускать сквозь свою среду предметы, стоящие за словами.

[76] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 91, 92, 93.

[77] Там же, стр. 94.

[78] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 54.

[79] См. у Г. А. Бялого о сопоставлении человека и природы в повести «Степь». — «История русской литературы», т. IX, ч. 2, М.‑Л., изд‑во Академии наук СССР, 1956, стр. 368 (глава о Чехове).

[80] «Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова», М., Соцэкгиз, 1939, стр. 198.

[81] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VII, стр. 35.

[82] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 400.

[83] Лев Шестов, Начала и концы, СПб., 1908, стр. 39. (Статья «Творчество из ничего».)

[84] А. И. Эртель, Письма, М., 1909, стр. 351. (Письмо А. П. Чехову от 7 марта 1897 г.)

[85] См: А. Роскин, А. П. Чехов. Статьи и очерки, М., Гослитиздат, 1959. Стр. 240 — определение стиля и характера драм Чехова: «повествовательная драматургия». Стр. 241 — другое определение: «Чеховские пьесы являются кратко написанными большими романами». (Статья «Три сестры».)

[86] См.: Б. М. Эйхенбаум, О Чехове. — «Звезда», 1944, № 5 – 6, стр. 78.

[87] О Чехове и «Гамлете» см.: А. Роскин, А. П. Чехов. Статьи и очерки, стр. 131.

[88] См.: Вл. И. Немирович-Данченко, Из прошлого, М., «Academia», 1936, стр. 20 – 22.

[89] «А. И. Урусов. Статьи его, письма, воспоминания о нем», т. II, М., 1907, стр. 309. См. также важное его письмо к Чехову по поводу «Лешего» от 27 января 1899 г. в кн.: Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, стр. 545 – 546. (Письмо до того не издавалось.)

[90] См.: В. А. Теляковский, Воспоминания, Л.‑М., «Искусство», 1965, стр. 94. (В книге стр. 94 – 96 петитом полностью приводится отзыв комитета.)

[91] В. А. Теляковский, Воспоминания, стр. 95.

[92] См.: John Gassner, Masters of the drama, New York, 1940, p. 516. («Symphony of characters, designs and moods».)

[93] Н. И. Гитович, Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, стр. 637.

[94] Там же, стр. 642.

[95] См.: Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, М., «Искусство», 1954, стр. 183 – 184. (Письмо от 22 ноября 1899 г.)

[96] «А. И. Урусов. Статьи его, письма, воспоминания о нем», т. II, стр. 309. (Письмо к Д. В. Философову от 3 октября 1899 г.)

[97] «Литературное наследство», т. 68, стр. 516.

[98] См «Ежегодник МХТ» за 1944 г., т. I, M., (1946), стр. 225.

[99] Сб. «Л. М. Леонидов», М., «Искусство», 1960, стр. 115.

[100] А. П. Скафтымов, Статьи о русской литературе, Саратов, 1958, стр. 318 – 320. (Статья «К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова».)

[101] «Литературное наследство», т. 68, стр. 874.

[102] Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, М., «Искусство», 1954, стр. 206. (Письмо от 22 января 1901 г.)

[103] О чеховской недавоплощенности см. у В. Я. Лакшина: «В том и состоит новизна психологической манеры Чехова-драматурга, что мысли, чувства, настроения героев он умеет захватить в тот момент, когда они еще не выплеснулись в прямых признаниях, в действии, а таятся в “подводном течении”, но уже настолько созрели, что просвечивают в каждом слове, в каждом движения, в каждой паузе». (В. Я. Лакшин, Толстой и Чехов, М., «Советский писатель», 1963, стр. 255 – 256.)

[104] См.: М. Н. Строева, Чехов и Художественный театр, М., «Искусство», 1955, стр. 124.

[105] В. В. Ермилов, А. П. Чехов, М., «Советский писатель», 1951, стр. 396.

[106] И. Ф. Анненский, Книга отражений (I), СПб., 1906, стр. 161 – 162. (Статья «Драма настроения. “Три сестры”.)

[107] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XVII, стр. 112. (Письма от 12 июля 1897 г.)

[108] Евг. Вахтангов, Материалы и статьи, М., изд. ВТО, 1959, стр. 188.

[109] Б. В. Асафьев, Избранные труды, т. II, М., Изд‑во АН СССР, 1954, стр. 61. (Статья “Композитор-драматург П. И. Чайковский”.)

[110] См.: Вл. Саппак, Телевидение и мы, М., “Искусство”, 1963.

[111] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XI, стр. 266.

[112] См.: Жан-Луи Барро, Размышления о театре, М., Изд‑во иностранной литературы, 1963, стр. 163 – 173.

[113] “Ежегодник МХТ” за 1948 г., т. I, M.‑Л., 1950, стр. 690.

[114] И. Ф. Анненский, Книга отражений, стр. 158. (Статья “Драма настроения”.)

[115] См.: “Sinn und Form”. 1965, I и II Heft (Gesyrдch mit Arthur Adamov).

[116] К. С. Станиславский, А. П. Чехов в Московском Художественном театре, М., 1947, стр. 36.

[117] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XI, стр. 333.

[118] “Л. М. Леонидов”. Сборник, стр. 116.

[119] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XI, стр. 346.

[120] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IX, стр. 425.

[121] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. VIII, стр. 414 – 415.

[122] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XIX, стр. 244. (Письмо от 9 февраля 1902 г.)

[123] Б. В. Асафьев, Избранные труды, т. II, М., 1954, стр. 92. (Статья “Евгений Онегин”, лирические сцены П. И. Чайковского».)

[124] «Anton Cechov. Some Essays» (статья: Stender-Peter sen, Zur Technik der Pause bei Иechov).

[125] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. XI, стр. 334.

[126] «Ежегодник МХТ» за 1943 г. (1945), стр. 176.

[127] Об этих сторонах поэтики Чехова см.: Helene Auzinger, Иechov und das Nicht-zu-Ende Eprechen. — Die Welt der Slaven, Lahrgang V, Heft 3 – 4. Иного порядка вопросам посвящена более ранняя работа того же автора: «Die Pointe bei Иechov», Kempten — Allgдu, 1956.

[128] «Беседы о Вахтангове», М.‑Л., изд. ВТО, 1940, стр. 140.

[129] «Литературное наследство», т. 68, стр. 23. Две ранние редакции пьесы «Три сестры» — статья и публикация А. Р. Владимирской.

[130] См.: «Anton Иechov. Some Sessays». (Статья: Nils Ane Nilsson, Intonation and Rhythm in Chechov’s Plays.) В статье проводится справедливая мысль, что тирады, подобные тираде Чебутыкина, не являются шифром или иероглифом, который нужно разгадывать, но обладают неким смутно-обобщенным эмоциональным значением.

[131] «Литературное наследство», т. 68, стр. 671.

[132] А. П. Чехов, Собрание сочинений, т. IV, стр. 499 – 500.

[133] «Ежегодник МХТ» за 1943 г. (1945), стр. 157. Вступительное слово к постановке «Трех сестер» в 1940 г.

[134] А. Р. Кугель, Русские драматурги, М., «Мир», 1934, стр. 123 – 124.

[135] Там же, стр. 124.

[136] А. Р. Кугель, Русские драматурги, стр. 135 – 136.

[137] См.: А. Р. Кугель, Русские драматург, стр. 134.

[138] Там же, стр. 129.

[139] Мы говорим итоги, чтобы избежать слова «результаты», которое Станиславский употребляет несколько своеобразно, расценивая, что есть процесс и что есть результат с другого конца, по-актерски и по-режиссерски. Станиславский называет результатом именно начало, внутренние первоистоки человеческого деяния. Для актеров-художников в первоистоках весь смысл, вся цель, к ним они и идут поэтому, как к результату. Отсюда предупреждение актерам: держитесь первоистоков, результаты, к которым вы должны прийти, — только в перспективе, не начинайте с них. «Ошибки большинства актеров состоят в том, что они думают не о действии, а лишь о результате его. Минуя самое действие, они тянутся к результату прямым путем», (К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 2, М., «Искусство», 1954, стр. 157.)

[140] «… Отечественная проза — Толстой, Чехов, Горький, Андреев, Достоевский — была родной стихией Станиславского и Художественного театра». (Т. Бачелис, Режиссер Станиславский. — «Новый мир», 1963, № 1, стр. 210.)

[141] С. П. Жихарев, Записки современника, т. I, «Academia», 1934 стр. 48.

[142] Там же, стр. 421 (комментарии С. Я. Штрайха).

[143] Там же, стр. 422.

[144] М. С. Щепкин, Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине, М., «Искусство», 1952, стр. 250.

[145] «М. С. Щепкин, Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине», стр. 244.

[146] Там же, стр. 246.

[147] К. Маркс, Сочинения, изд. 2, т. 23, стр. 53.

[148] К. С. Станиславский, Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, 1954, стр. 87.

[149] К. С. Станиславский, Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. I, 1954, стр. 278.

[150] «Творческие беседы мастеров театра. И. Н. Берсенев», Л.‑М., изд. ВТО, 1938, стр. 16.

[151] Ф. И. Шаляпин, Страницы из моей жизни. — Сб. «Ф. И. Шаляпин», т. I, M., 1957, стр. 148.

[152] Там же, стр. 149. См. еще стр. 289.

[153] См. К. Tuchotsky, Gesammelte Werke. Rowohlt Verlag, Bd. II. (Рассказ «Der neudeutsche Stil»).

[154] А. И. Герцен, Былое и думы, Л., Гослитиздат, 1946, стр. 774.

[155] Лариса Рейснер, Избранное, М., 1963, стр. 530. (Письмо от 1 – 2 июня 1922 г.)

[156] К. С. Станиславский, Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 1, стр. 154.

[157] В. В. Розанов, Среди художников, СПб., 1914, стр. 291.

[158] К. С. Станиславский, Работа актера на собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, стр. 146, 147.

[159] Там же, стр. 136.

[160] Н. Н. Евреинов, Театр как таковой, «Academia», 1923, стр. 80.

[161] Там же, стр. 115.

[162] П. И. Румянцев, Система К. С. Станиславского в оперном театре. — «Ежегодник МХТ» за 1947 г., стр. 484.

[163] Там же, стр. 490.

[164] «Ежегодник МХТ» за 1946 г. (1948), стр. 331.

[165] Там же, стр. 332.

[166] Там же.

[167] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 2, стр. 225.

[168] Там же, стр. 267, 268.

[169] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 2, стр. 29.

[170] См.: К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 7, 1960, стр. 514; там же, стр. 747 (комментарии).

[171] См.: К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 6, стр. 395 (комментарии).

[172] См.: К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 7, стр. 574.

[173] Н. Н. Чушкин, Гамлет — Качалов. Из сценической истории «Гамлета» Шекспира, М., «Искусство», 1966, стр. 224.

[174] Проспер Мерите, Статьи о русских писателях, М., Гослитиздат, 1958, стр. 46.

[175] Н. Эфрос, К. С. Станиславский (Опыт характеристики), Пг., «Светозар», 1918, стр. 51.

[176] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 7, стр. 458.

[177] Там же, т. 8, стр. 165.

[178] О человеке «сотворенном», «первозданном» и т. д. здесь говорится без притязаний на строгость понятий. Имеются в виду, скорее, образы — условные и каждый раз в свою меру выразительные. Разумеется, в исторический период жизни человечества не может быть и речи о первозданности, этот термин применяется только в соотношении с той или другой фазой истории — первозданность относительно буржуазной формации, например, а не первозданность вообще. Равно и «сотворенность» не означает согласия с Библией по вопросу о происхождении человека. О «замысле» человека сказано без гипотез, что человек и на самом деле кем-то задуман.

[179] О приеме «разогревания» см. воспоминания Б. В. Зона («Театральное наследстве», т. I, 1955, стр. 448).

[180] См.: Н. Горчаков, Режиссерские уроки К. С. Станиславского, изд. 3, М., «Искусство», 1952, стр. 457, 458.

[181] К. С. Станиславский, Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, стр. 369.

[182] Б. В. Зон, Встречи со Станиславским. — «Театральное наследство», т. I, M., Изд‑во Академии наук СССР, 1955, стр. 474.

[183] К. С. Станиславский, Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, стр. 373.

[184] П. А. Марков, О Качалове. — «В. И. Качалов. Сборник статей, воспоминаний, писем», М., 1954, стр. 103.

[185] См.: К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах т. 5, 1958, стр. 525.

[186] Там же, стр. 268.

[187] В. Топорков, К. С. Станиславский на репетиции, «Искусство», 1949, стр. 109.

[188] «Л. М. Леонидов». Сборник, стр. 407.

[189] Н. Н. Литовцева, Из прошлого Московского Художественного театра. — «Ежегодник МХТ» за 1943 г. (1945), стр. 388.

[190] И. Ф. Шаляпина, Воспоминания об отце. Сб. «Ф. И. Шаляпин», т. I, стр. 677. О доне Базилио в трактовке Шаляпина см. там же, стр. 292, 293.

[191] К. С. Станиславский, Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 2, стр. 24, 219, 226, 236.

[192] К. С. Станиславский, О различных направлениях в театральном искусстве. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 6, стр. 74.

[193] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 2, стр. 53.

[194] Б. В. Зон, Встречи со Станиславским. — «Театральное наследство», т. 1, стр. 456.

[195] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 6, стр. 278.

Сходную мысль высказал Ф. И. Шаляпин в период, когда он снимался для Пабста в фильме «Дон-Кихот». Ф. И. Шаляпин о разнице между сценическим спектаклем и фильмом: «Там живешь целиком, а здесь по каплям». (Сб. «Ф. И. Шаляпин», т. II, стр. 566.)

[196] Мих. Чехов, Путь актера, Л., «Academia», 1928, стр. 90, 91. С некоторыми вариациями см. тот же рассказ: «Творческие беседы мастеров театра. И. Н. Берсенев», стр. 36, 37.

[197] С. Л. Рубинштейн, Принципы и пути развития психологии, М., 1959, стр. 179.

[198] «Л. М. Леонидов». Сборник, стр. 204.

[199] Мих. Чехов, Путь актера, стр. 149.

[200] «Ежегодник МХТ» за 1943 г. (1945), стр. 414.

[201] Там же.

[202] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах т. 3, стр. 34.

[203] «Л. М. Леонидов». Сборник, стр. 455.

[204] А. Орловская, Шаляпин и молодые певцы. — Сб. «Ф. И. Шаляпин», т. II, стр. 521.

[205] А. В. Амфитеатров, Маски Мельпомены, 1910, стр. 214.

[206] Там же, стр. 218.

[207] Сергей Волконский, Художественные отклики, СПб., 1912 стр. 62.

[208] В. Г. Сахновский, Работа режиссера, М.‑Л., «Искусство», 1937, стр. 36, 38.

[209] В. Топорков, К. С. Станиславский на репетиции, стр. 149.

[210] «Л. М. Леонидов». Сборник, стр. 263. (Письмо Вл. И. Немировичу-Данченко.)

[211] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 5, стр. 530.

[212] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 4, стр. 132.

[213] Александр Гладков, Из воспоминаний о Мейерхольде. — Альманах «Москва театральная», М., 1960, стр. 364.

[214] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 4, стр. 487.

[215] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 4, стр. 83.

[216] См.: Александр Гладков, Из воспоминаний о Мейерхольде. — Альманах «Москва театральная», 1960, стр. 367, 368.

[217] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 3, стр. 452.

[218] А. Блок, Собрание сочинений, т. VIII, М.‑Л., 1963, стр. 162.

[219] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 3, стр. 84.

[220] В. Топорков, К. С. Станиславский на репетиции, стр. 156.

[221] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 3, стр. 84.

[222] Л. Фрейдкина, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, изд. ВТО, 1962, стр. 526.

[223] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 3, стр. 85.

[224] «П. С. Мочалов. Заметки о театре, письма, стихи, пьесы», М., «Искусство», 1953, стр. 334. См. о том же на стр. 387 — воспоминания А. А. Стаховича.

[225] См.: К. С. Станиславский, Театральный дневник любителя драматического искусства. — Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 5, стр. 74, 75.

[226] К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8‑ми томах, т. 6, стр. 241.

[227] Л. Гуревич, История русского театрального быта, т. I, «Искусство», 1939, стр. 131.

[228] Там же, стр. 150.

[229] Ф. Н. Каверин, Воспоминания и театральные рассказы, изд. ВТО, М., 1964, стр. 133.

[230] Ф. Н. Каверин, Воспоминания и театральные рассказы, стр. 132.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных