ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Родственные слова и общая морфема56. «Похожие слова». Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены: сад, маленький садик, садовник, который поливает садовые цветы. Он объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со ловом сад (садик — маленький сад, садовник — человек, который ухаживает за садом, садовые цветы — те, которые растут только в саду). Затем логопед читает стихотворение. Как растут слова Как-то много лет назад Вот из сада Посадили странный сад. Вам рассада. Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом. Был он только словом. А вот садовод, Это слово, словно корень, С ним садовник идет. Разрастаться стало вскоре Очень интересно И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном. Стало много новых слов. (Е. Измайлов) После прочтения стихотворения детям дается задание составить словосочетания или предложения с этими словами. При затруднении демонстрируются сюжетные картинки. Примерный речевой материал: Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за садом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садовник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть маленький садик. В нем мы тоже посадили садовые цветы. Мы ухаживаем за садовыми цветами. 57. «Назови лишнее слово». Логопед произносит группу из трех слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор. Примерный речевой материал: нос — носовой — носить; вода — водить — водный; белка — белый — белить; ножной — ножевой — ножик; вина — виноватый — виноград; измученный — мучной — замучить; распарывать — распарить — парилка; пылинка — запылать — запылить; растоптать топот — растопить. 58. «Подбери слова-родственники». Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы: Что нарисовано па картинке? (лес). Как можно назвать маленький лес? (лесок). Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные). Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник). Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик). Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов. Примерный речевой материал: игра — игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка, играть; ночь — ночка, ночной, ноченька, ночевка, ночник, ночевать; печь — печка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник; город — городок, городской, городовой, пригород; ягода — ягодка — ягодный — ягодник; лед — ледяной — ледовый — ледышка — ледник — заледенеть. 59. «Назови общую часть». Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень), и предлагает детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор. Примерный речевой материал: дуб — дубок — дубовый; голос — голосистый — голосить; дом — домик — домашний; лежбище — лежебока — лежать; белить — белый — побелка; пляска — плясовая — плясать; сор — сорный — сорить; дымить — дымка — задымление; ходить -- поход — ходок; пылинка — пыльный — запылить. 60. «Назови родственные слова». Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребенок, возвращая мяч, называет родственное слово. Примерный речевой материал: кот... котик, котенок, котище, кошка, кошачий, кошечка, коток; лиса... лис, лисенок, лисий, лисонька; сад... садик, садовый, посадки, посадить, садовник; соль... соленый, посолить, соленья; лес... лесок, лесной, лесник, перелесок; гора... горка, пригорок, горный, горняк; воз... возить, повозка, перевозка, возчик, возница; горе... горюшко, горевать, горести, пригорюниться; вода... водный, подводный, водовоз, водяной, подводник; поле... полюшко, полевой, полевка; пол... половая, напольная, половик, половица; рисунок... рисовать, зарисовка, рисование, разрисовать; рис... рисинка, рисовый; крепость... крепкий, укрепление, крепить, подкрепление. 61. «Договори похожие слова». Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал: Скоро сказка... (сказывается), да не скоро дело... (делается). Хватит тебе, молодцу, горе... (горевать). Не впервой волку зиму... (зимовать). Молодое растет, а старое... (старится). Все живое хочет... (жить). 62. «Найди общую часть в словах». Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор. Примерный речевой материал: выбежать, выйти, выпрыгнуть; прийти, прибежать, приплыть; уйти, улететь, убежать; отбежать, отъехать, отплыть: влететь, вбежать, въехать; зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть. 63. «Найди лишнее слово». Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Примерный речевой материал: унести, прийти, приподнять; прибежать, зайти, принести; выкинуть, войти, выпрыгнуть; прийти, подскочить, прибежать; выйти, вбежать, вылететь; отползти, отработать, забежать; переплыть, отойти, перепрыгнуть; зайти, занести, вылезти. 64. «Помоги Незнайке». Логопед произносит слова и предлагает детям помочь Незнайке определить, чем различаются слова, объяснив свой ответ. Примерный речевой материал: наехать — отъехать; отпрыгнуть — запрыгнуть. 65. «Назови слова». Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в, за-, при, от-, с. Рекомендуемая литература 1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. — М., 1948. 1. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972. 2. Белова-Давид Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972. 3. Белыпюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М., 1977. 4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. — М., 1983. 5. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934. 6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. —М., 1961. 7. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982. 8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.
10. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. — М., 1966. 11. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990. 12. ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. — М., 1979. 13. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М., 1978. 14. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). — М., 1973. 15. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие лексики в условиях сенсорных дефектов. — М., 1966. 16. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. — М., 1971. 17. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств. — Л., 1987. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у де тей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996. 19. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1968, 20. ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М., 1975. 21. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной ди-намией // Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1976. 22. Святозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. — Л., 1982. 23. Серебрякова Н. В. Сравнительный анализ формирования се 1995. 24. Серебрякова Н. В. Особенности ориентировки на семантическую структуру слова у дошкольников со стертой формой дизартрии // Проблемы детской речи: Сборник. — СПб., 1996. 25. Сизова Э. Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. — Л., 1976.
26. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979. 27. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. 28. СоботовичЕ.Ф., Чернополъская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. 1974. №4. 29. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1967. 30. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппарата. — М., 1969. 31. Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982. 32. ЧистовичЛ.А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. — М.; Л., 1965. 33. Штерн А. С. Артикуляторные таблицы: Методическая разработка для развития навыка аудирования и тестирования слуховой функции. — Л., 1984. 34. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974. 35. ЭльконинД. В. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., L9C9. Содержание Предисловие......................................... ГЛАВА 1. Коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией 5 1.1. Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией 6 Особенности фонетических нарушений 6 Особенности фонематических нарушений 13 1.2. Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.. 16 Методика преодоления фонематических нарушений речи 73 ГЛАВА 2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией................ 95 2.1. Особенности лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией 96 2.2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией. 100 Рекомендуемая литература................... 189 18.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|