Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сознание как высшая ступень развития психики




Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окру­жающего мира, формирования у человека внутренней модели внешне­го мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельно­сти, в предварительном мысленном построении действий и предвиде­нии их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведе­ния и деятельности человека. В сознание человека включено опреде­ленное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включе­ние мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основ­ной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — фор­мирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отно­шений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, стано­виться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудо­вой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символа­ми культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое че­ловеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербаль­ные значения, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, инфор­мации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигатель­ной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значе­нием (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности со­относится с биодинамической тканью движения и действия (бытийно­го слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных сим­волов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного созна­ния). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпи­центром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креатив­ная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция — ос­новная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии, 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Вы­раженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных