ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система национальной безопасностиТема 6. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации Учебная цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Воспитательная цель: Формировать готовность к решению задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и к патриотическому воспитанию молодежи. Учебные задачи: 1. Изучить сущность, содержание, объекты, субъекты, принципы, структуру, проблемы и систему национальной безопасности РФ, оценку уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. 2. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. Учебное время – 4 часа, из них: лекция – 2 часа, практическое занятие – 2 часа.
Содержание
1. Сущность, содержание, система, объекты, субъекты и принципы национальной безопасности 2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: структура, содержание, проблемы 3. Оценка уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства Литература Основная: 1. Общая теория национальной безопасности: Учебник/ Под общ. ред. А.А.Прохожева.- М.: Изд-во РАГС, 2002. 2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000. 3. Безопасность России. Словарь терминов и определений. М.: МГФ»Знание», 1998. 4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. М.: Высшая школа, 1999. 5. Чебан В.В. Культура национальной безопасности. Монография. Балашов, 1996. Дополнительная: 1. Федеральный закон «О безопасности». М.,1992. 2. Журналы «Социально-гуманитарные знания». Сущность, содержание, система, объекты, субъекты и принципы национальной безопасности Сущность и содержание национальной безопасности
В 1992 г., впервые в истории нашей страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В нем безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон закрепил принципиально новый для нашей страны подход к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию обеспечения и защиты интересов личности и общества. Термин «национальная безопасность» впервые был использован в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. Основополагающий документ в этой области, впервые утвержденный Президентом РФ 1997 г. (Указ № 1300 от 17 декабря), а в новой редакции в 2000 г. (Указ № 24 от 10 января), называется Концепцией национальной безопасности РФ. В США концепция нац-ной безопасности получила силу закона в 1947 года. В соответствии с положениями документов (Послание Президента 1996года, Концепция национальной безопасности 2000года) «Национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны». Понятие «национальная безопасность» равнозначно понятию общенародной безопасности. Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, общества, государства, жизненно важных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности. Понятие нация по своему содержанию близко к понятию страны. Понятием личности, а не просто человека подчеркивается, что речь идет о человеке как социальном субъекте. Личность — это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт. Индивид — это отдельный человек с его специфическими особенностями. Общество — это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений. Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Угроза — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Система национальной безопасности
Национальная безопасность - это чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы (рис. 2). При этом следует различать: - систему национальной безопасности; - систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности. В центре системы национальном безопасности, как и ее отдельных видов, стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства. Нередко можно слышать критические замечания, что при таком подходе к безопасности, мы вынуждены защищать нечто непонятное, неконкретное, абстрактное, камуфлированное категорией интересов. В качестве объекта зашиты предлагается ставить непосредственно человека, территорию, общество, государство и т. д. Но это совершенно неверно. Нет ничего более конкретного и важного, чем интересы. Центральная роль и их особое значение определяются тем, что именно они являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом. Как учил Гегель, «отсутствие интереса есть духовная или физическая смерть». Перефразируя это выражение от обратного, наличие интереса означает жизнь, поэтому при указанном подходе к безопасности, защищая интересы, мы защищаем жизнь, жизнь человека, общества, государства, нации. Наполеон говорил: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес». К сожалению, начиная с Ивана Грозного и до сих пор, задачи развития и безопасности страны решаются традиционным методом опоры на страх.
Чтобы изменить эту печальную тенденцию, надо осознать важность интересов и целенаправленно формировать их в обществе, как это делается в других развитых странах. Интересы существуют не сами по себе, их перечень не может сыграть какой-то организующей роли в деятельности органов государственной службы. Интересы только тогда становятся движущей силой развития, когда они находят отражение в политике государства в соответствующих конкретных сферах жизнедеятельности: экономические интересы - в экономической политике, социальные - в социальной политике и т.д. Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет практику их реализации и достижения поставленных целей. Угрозы социальным интересам возникают только в процессе их реализации в практической деятельности общества и государства, что порождает и необходимость защиты интересов. Обеспечение безопасности является условием существования и развития личности, общества и государства, что и позволяет им сохранять накопленные духовные и материальные ценности. Критерием обеспечения безопасности можно считать определение пределов, рамок, границ политических, социальных, техногенных, природных явлений, превышение которых может нанести трудновосполнимый ущерб нации в настоящем и будущем. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|