1-2 вв. н. э. философия впервые сознательно поставлена на службу религии –
Это сделали философы-апологеты, метод экзегезы разработал Филон Александрийский
14-15 вв. н. э. союз философии и религии распался – школа номиналистов (Уильям Оккам)
| Филон Александрийский (посл. четв. I в. до н.э. – сер. I в.н.э.)
Апологетика – ранний этап патристики I-II вв.
Основная задача: защита христианства от нападок язычества
Тертуллиан (около 160 – около 222)
Ориген Александрийский (185 – 254)
Юстин Мученик (умер около 165 г.)
Патристика - учение «отцов церкви» III – VI вв.
Основная задача: выработка специфического стиля мышления, выдвижение основных проблем, ввод в оборот основных понятий, систематизация христианского вероучения.
325 г. – Никейский собор, «Символ веры»
На Западе:
Августин Блаженный (354-430)
Амвросий Медиоланский (около 340 – 397)
Иероним Стридонский (около 340 – 420)
На Востоке каподокийцы:
Василий Великий (около 330 – 379)
Григорий Назианзин (около 330 – 390)
Григорий Нисский (около 335 – 394)
Иоанн Христов («Иоанн Злотоуст») (около 344 – 407)
Анализ возможностей слова VII –Xвв.
Схоластика -школьная философия, которая преподавалась в церковных учебных заведениях и средневековых университетах)
XI – XIV- XV вв.
Основная задача: упорядочить и сделать доступной христианскую догматику.
Северин Боэций (около 480 – 524) –основатель схоластики
Фома Аквинский (1225 – 1274) – «ангельский доктор», реализм, томизм, доминиканский монашеский орден
Пьер Абеляр (1079 – 1142) - концептуализм
Уильям Оккам (около 1285 – 1349) – номинализм, францисканский монашеский орден
Мистика: Бернар Клервоский (1090 – 1153) – основатель христианской мистики;
Иоганн Экхарт (около 1260-1327)
Ереси: гностицизм, манихейство, арианство, катары
| 1.Проблема взаимоотношения веры и разума, религии и философии (позиции Тертуллиана, Августина Блаженного, Фомы Аквинского и Уильяма Оккама)
2.Проблема универсалий – общих понятий, т. е. родов и видов (Три позиции -реалисты, номиналисты, концептуалисты)
3.Проблема Теодицеи (Августин Блаженный)
4.Проблема Бога и его отношения к миру (Августин Блаженный)
| 1.Связь и зависимость философии от религии
2.Монотеизм и откровение.
2.Основная задача философа – расшифровать, раскрыть и разъяснить священные тексты (экзегеза)
3.Теоцентризм
4.Ретроспективность, то есть обращенность в прошлое.
Основная максима (правило) средневекового сознания: Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее.
5.Назидательность и дидактизм.
6.В онтологии –креационизм, дуализм бытия (божественный и природный мир).
7.В антропологии человек понимается как единство духа, души и тела. Идея бессмертия души и идея личного спасения.
8.Провиденционализм. 9.Эсхатологизм.
|