Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Российская идентичность в современном мире




Дебаты

Цель: Воспитание уважения к национальному наследию каждого народа, формирование общечеловеческих ценностей, подчеркнуть, что сила народа в единстве его нации.

Задачи:

 

· Подвести учащихся к выводу, что в основе стабильности любого многонационального государства лежит межнациональное единство, познакомить с данными социологических опросов, с мнениями о межнациональных отношениях;

· Способствовать овладению умением научно аргументировать свою точку зрения, развивать умение анализировать исторические факты, делать выводы.

 

 

"Величие нации

Должно уместиться

в каждом ее представителе"

Станислав Ежи Лец

Тема наших дебатов, как ее охарактеризовал один из литераторов – «тема, от которой нельзя отмахнуться» - национальные отношения.

Национальный вопрос – это один из сложных вопросов, это та тонкая нить, которую легко порвать, если не быть осмотрительным. На государственном уровне у нас проводится грамотная национальная политика, тому доказательство – стабильность в нашем многонациональном государстве

А что же происходит на местах, на бытовом уровне? Давайте попробуем разобраться. Начнем мы обсуждение со знакомства.

1. Знакомство

Каждый называет свое имя и национальность.

Задание: на листочках запишите любое позитивное (положительное) прилагательное, которое по вашему мнению присуще вашей национальности. Анализ: это задание определяет сложившиеся стереотипы в обществе по восприятию разных национальностей.

2. Обсуждение

Вопросы к участникам дебатов, которые задаются в процессе обсуждения и лежат у них на столах:

а) Когда вы впервые осознали себя представителем своей национальности?

б) Когда вы испытывали гордость за принадлежность к своей национальности?

в) Когда вам было стыдно за представителей своей национальности?

г) Знаете ли вы анекдоты о представителях разных национальностей? Отражают ли они реальную ситуацию?

д) Возникало ли у вас желание изменить свою национальность?

е) Как вы относитесь к тому, чтобы из паспорта убрали графу «национальность»?

Идет обсуждение данных вопросов. Учитель направляет ход дебатов, напоминая участникам о правилах ведения дебатов. (Правила вывешены на листе ватмана на доске).

3. Ролевая игра.

Сейчас мы с вами проведем игру - «Какая моя национальность»?

Вызываются 5 учеников. Каждому из них на спину прикрепляется лист с названием национальности:

- Русский

- Казах

- Немец

- Чукча

- Англичанин

Игроки не знают «свои национальности и «национальности» своих партнеров по игре. Остальные участники дебатов знают «национальности» игроков.

Каждый игрок может задать 5 вопросов поочередно о характерных чертах «своей национальности» и определить ее. (Учитель еще раз напоминает о стереотипах в восприятии разных национальностей и подчеркивает живучесть этих стереотипов).

4. Игра-исследование

А сейчас мы проведем игру- исследование «Я горжусь» и «Мне стыдно».

Упражнение проводится анонимно. Письменно написать не менее 5 качеств:

- вызывающие гордость за принадлежность к своей национальности;

- вызывающие чувство стыда за принадлежность к своей национальности. Обязательное условие – выполнять упражнение только от лица своей национальности. Желающие могут ознакомить всех со своей работой и аргументировать свое мнение.

5. Обсуждение высказываний о национальном вопросе. Работа с сигнальными карточками и фиксация отзывов: согласен – не согласен. По итогам – обсуждение.

Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.

Шопенгауэр

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.

Н.А. Добролюбов

Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого.

Фридрих Энгельс

СССР - не тюрьма народов. Это коммунальная квартира народов.

Михаил Гаспаров

Только свобоная нация обладает национальным характером.

Жермена де Сталь

Наша истинная национальность – человек.

Герберт Уэллс

6. Итог урока. Учитель: Я благодарен всем, кто не остался равнодушными высказал свою точку зрения. Национальное согласие напрямую зависит от демократизации общества. Чем больше прав, свобод будет у каждой, даже самой маленькой национальности, тем уважительнее, с еще большей благодарностью будут относиться они к своей Родине.

«Сила и мощь народа – в сплочении» - говорится в нашем Гимне. И если эти слова станут девизом для каждого из нас на всю жизнь, тогда мы сможем построить поистине независимую, стабильную Отчизну.

Педагогический анализ дебатов. При анализе обращается внимание на то, какие новые проблемы поднимались во время дебатов, какова их актуальность, обоснованность, содержательность. Анализировать содержание выступлений, ход дебатов, его результативность. Обращать внимание на коммуникативную культуру участников дебатов.

Правила дебатов:

Правило уважения человека – основное правило дебатов. Отношение к людям и их мнению неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем не обидеть человека, а тем более – оскорбить. Принимаем человека таким, как он есть, без всяких условий. Для нас равно значит, думает человек, как все, или иначе.

Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать – не одно и тоже. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. Закон для всех един: все слушают, когда говорит один. Реплики с места принимаются, но выступающие не перебиваются.

Правило свободного микрофона. Высказываться может каждый, но после того, как закончит выступление предыдущий или по истечении времени. Ведущий имеет исключительное право передачи «микрофона».

Правило 2-х минут. За это время можно успеть сказать главное.

Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено и убедительно аргументировано. Лучшие аргументы – факты и логика.

Правило честного поведения. В ходе дебатов уважается честность, а не упрямство. Не искажать фактов, слов и мыслей других людей.

Итак, давайте же будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в мире и согласии нам станет намного бы проще.

И очень хочется, чтобы вашим главным правилом по жизни стала следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их»

 

Упражнение «Ладошки»

Каждый участник получает «ладошку» из белой бумаги. Ведущий просит взять ручку и на самой ладони написать те качества человека, умеющего общаться, которые уже есть, а на пальцах — те качества, которые нужно в себе развивать. Если есть качества, от которых хотелось бы избавиться, то написать их на пальцах с обратной стороны. Ладони приклеиваются на два скрепленных вместе листа ватмана, на которых нарисовано

 

Творческая работа. «Дерево Национального согласия»

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством национального единства», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в школе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «Дерева», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о необходимости взаимосогласия

 

Социологическое исследование

 

С кем и в какой степени россияне испытывают чувство общности, 2007 г., в %[2]

С кем испытывали чувство общности Часто Иногда Практически никогда
С товарищами по работе, учебе      
С людьми своего поколения 57    
С людьми той же национальности 54    
С людьми той же профессии, рода занятий 59    
С людьми, разделяющими взгляды респондента на жизнь 62    
С людьми, живущими в том же городе или поселке      
С россиянами      
С людьми того же материального достатка      
С гражданами СНГ     38
Со всеми людьми на планете     56
С общностью «советский народ»     43
С людьми, близкими по политическим взглядам, позициям      
С теми, кто не интересуется политикой     25
С европейцами     61

 

Отношение россиян к многонациональному характеру Российского государства, в % (допускался один вариант ответа)

Институт социалогии РАН

Российская идентичность в современном мире

Уважаемые участники опроса!

1.КАК ДАВНО ВЫ ПРОЖИВАЕТЕ В МОСКВЕ\РОССИИ (см. вариант ответа)?

Ответы % Количество  
не проживаю в Москве, но проживаю в России 33.33    
меньше года 10.08    
от 1 до 3-х лет 6.98    
от 4 до 10 лет 8.53    
от 11 до 20 лет 6.98    
более 20 лет      
с момента рождения 34.11    
3. ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО?
Ответы % Количество  
да 96.9    
нет 3.1    
Всего ответов: Не ответивших: 129 0

4. ОТНОСИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ К РОССИЯНАМ?

Ответы % Количество  
да 94.57    
нет 5.43    
Всего ответов: Не ответивших: 129 0

6. СОБЛЮДАЕТЕ ЛИ ВЫ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА?

Ответы % Количество  
да 72.87    
нет 17.05    
я их не знаю 10.08    
Всего ответов: Не ответивших: 129 0

 

9. КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ЛИЧНО ИСПЫТЫВАЕТЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ?

Ответы % Количество  
уважение 29.46    
симпатию 18.6    
раздражение 9.3    
неприязнь 12.4    
страх 3.88    
другое 6.98    
никаких особых чувств 45.74    
затрудняюсь ответить 8.53    
Всего ответов: Не ответивших: 129 0

10. С КАКИМИ СЛОВАМИ АССОЦИИРУЕТСЯ У ВАС РОССИЯ?

Ответы % Количество  
патриотизм 44.96    
духовный мир 19.38    
кризис 22.48    
культура 23.26    
взаимопомощь 9.3    
другое 30.23    
Всего ответов: Не ответивших: 129 0

11. ГОРДИТЕСЬ ЛИ ВЫ РОССИЙСКИМИ ДЕЯТЕЛЯМИ (поэтами, писателями, исследователями и т.п.)?

Ответы % Количество  
определенно да 71.32    
скорее да, чем нет 24.81    
скорее нет, чем да 3.1    
определенно нет 0.78    
Всего ответов: Не ответивших: 129 0

Бесплатное создание анкет

 

 

Игра на развитие толерантности для подростков "Большой костер"

· Курыпова Елена Иннокентьевна, учитель географии

· Москалюк Ирина Васильевна, учитель английского языка

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба

Цель: Составление модели конструктивного общения с людьми

Задачи:

1. Помочь учащимся осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком, и кого они считают чужим.

2. Дать учащимся опыт личного общения с “чужими” и “своими”.

Методы их достижения:

· Работа творческих групп;

· Групповая дискуссия;

· Сюжетно-ролевая игра

Имеющиеся ресурсы:

· Интеллектуальные возможности педагогов и школьников;

· Рекомендации ведущих психологов Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев;

· Персональный компьютер и принтер;

· Помощь школьного психолога.

Сценарий игры






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных