Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кейнсианские модели. Модель Харрода-Домара.




Вопросы к экзамену

1. Антимонопольная политика государства и ее роль в функционировании и развитии национальной экономики. С.478

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Например, запрещение холдинг-компаний, фин.институты не имеют права иметь более 5% акций национальных акционерных компаний, недопустимо слияние компаний, если это приводит к ограничению конкуренции или являются результатом несправедливой деловой активности.

Важная часть – ограничительные меры в отношении единовременного повышения цен.

Во всех странах действует система контроля за монополистической деятельностью. В РФ это ФАС. Функции:

-подготовка вопросов по совершенствованию антимонопольного законодательства

-рекомендации по проведению мероприятий

-осуществление мер по демонополизации

-контроль крупных сделок купли-продажи акций

-контроль за соблюдением антимонопольных требований

Ценовое регулирование: установление верхнего предела, предельного размера % ставки, предельных коэффициентов изменения цен. Непригодность: стимуляция издержкоемкости предприятий и сводило на нет их заинтересованность в развитии конкурентоспособности.

Правовое оформление политики демонополизации: приватизация государственного и муниципального имущества. Результат выполнения – установление устойчивой тенденции роста числа хоз.субъектов. Главный упор: стабилизации экономики и оживление инвестиционной активности.

Сбалансирование приватизационной и антимонопольной политики: разукрупнение предприятий путем ликвидации их объединений. Однако уже в самом начале было заметно концентрирование капитала в каких-то хоз.субъектах, что представило необходимость слияния мер приватизации и антимонополии.


 

2. Банковская система. Ее структура, функции, роль и значение в развитии НХС страны.С.318 Функции и роль банков в экономике страны Центральный банк выступает эмиссионным центром страны, является «банком банков», банкиром правительства, а также перед ним стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики страны. Для решения перечисленных задач центральный банк выполняет ряд функций. Эмиссионная функция.функция монопольной эмиссии банкнот – выпуск в обращение денег в исключительно наличной форме. Центральный банк, будучи представителем государства, осуществляет эмиссию общенациональных кредитных денег. Функция управления золотовалютными резервами. По традиции центральный банк является их хранителем в стране, выполняет функцию управления золотовалютными резервами. Они используются для проведения международных расчетов, покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты и других целей. Функция «банка банков»- Являясь -«банком банков», центральный банк хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, служит расчетным центром банковской системы и предоставляет ей кредиты, в некоторых странах выступает органом банковского регулирования и надзора. Как расчетный центр банковской системы центральный банк выполняет функции регулирующего органа платежной системы страны, он координирует организацию расчетных систем. Функция банкира правительства. Центральные банки тесно связаны с государством. Центральный банк выступает как кассир правительства, его кредитор, финансовый консультант. Счета правительства и правительственных ведомств открыты в центральном банке. Доходы правительства, которые поступают от налогов, займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства или министерства финансов в центральном банке и с него правительство оплачивает все свои расходы. Функция денежно-кредитного регулирования. Центральный банк совместно с правительством разрабатывают и реализуют единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Административное воздействие через установление прямых ограничений на деятельность банков, лимитов кредитования. Экономическими методами денежно-кредитного регулирования считаются изменение ставок процента (учетная политика), регулирование норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Внешнеэкономическая функция. В процессе своей деятельности центральный банк проводит всю работу по международным расчетам, платежному балансу, движению валютных ценностей, сотрудничает с центральными банками других стран, международными валютно-кредитными организациями, т.е. выполняет внешнеэкономическую функцию Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень бан-ковской системы выполняет функции денежно-кредитного регули-рования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необ-ходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правитель-ством РФ, представительными и исполнительными органами госу-дарственной власти, органами местного самоуправления, государ-ственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юри-дическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Бан-ка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и органи-зациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками. Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Бан-ком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п.

 

3. Важнейшие макроэкономические показатели национальной экономики. С5 с.25

ВОП – сумма валовой продукции отраслей ХС, произведенной в этих отраслях за определенный период времени

НД – часть ВОП, представляющая собой вновь созданную стоимость, определяемая как разность между суммой валовой продукции и величиной материальных издержек, потребленных в процессе изготовления

КП – часть ВОП, используемая на личное и общественное потребление, производственное и непроизводственное накопление, возмещение выбытия и капитальный ремонт фондов

ПП – часть ВОП, расходуемая на возмещение потребленных в процессе мат.производства предметов труда

ВВП – стоимость товаров и услуг, произведенных на территории нашей страны резидентами и нерезидентами

ВНП – товары и услуги, произведенные лицами нашей страны не только на ее территории, но и за ее пределами

ДС - стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и отражающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, работ, услуг. Это з/п, прибыль, амортизация.

ЧНП – наиболее точный измеритель итогов хозяйствования в нац. экономике страны.

 

4. Важнейшие макроэкономические пропорции национальной экономики. С7 с.27

а) пропорции развития совокупного спроса и совокупного предложения

Совокупный спрос – спрос на весь объем товара, который может быть предъявлен при данном уровне цен на товары и платные услуги

Совокупное предложение – общее количество товаров и услуг, которые могут быть произведены и реализованы при данном уровне цен на товары и тарифов на услуги.

 

при росте цены возрастает предложение и уменьшается спрос

при снижении цены падает предложение и увеличивается спрос

 

 

Объем и структура спроса должна соответствовать в каждый конкретный период объему и структуре предложения.

 

б) пропорции в развитии добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности

для того, чтобы не было диспропорций в развитии добывающей и обрабатывающей промышленности, необходимо учитывать пропорциональность и сбалансированность отраслей, относящихся к конкретной группе, а также сбалансированность отраслей в целом.

Темпы развития доб. пром-ти дб примерно равны обраб. пром-ти.

Издержки: з/п, топ-энергетические

На соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности оказывают влияние:

-норма расхода сырья

-прогресс изменения в структуре производства в обрабатывающих отраслях

-утилизация вторичных энергоресурсов

-создание и внедрение в производство малоотходных и безотходных технологий

-уменьшение степени влияния природно-климатических факторов на увеличение размеров производства

 

в) территориальные пропорции развития

неравномерность расположения природных ресурсов: драгметаллы и энергоресурсы расположены на Севере.

Население и трудовые ресурсы находятся в Центральной России. После распада СССР Россия потеряла большинство предприятий промышленности, находившихся в странах СНГ. Развитию регионов помогает рост транспортных услуг.

Регионы развиваются хорошо, если производят товары на экспорт, т.к. цены на мировом рынке выше, чем на внутреннем. В помощь регионам – вливание инвестиций, проведение мероприятий, уровень обслуживания.

 

5. Валютное регулирование национальной экономики. С.372

С практической точки зрения для России особое значение имеют последствия кризиса 1998 г., поскольку именно они определили основные параметры действующего валютного регулирования. Государственные финансовые органы были вынуждены признать, что базовые характеристики экономики оказались недостаточными для сохранения достигнутого уровня либерализации внешнеэкономических связей и валютных операций, так как рациональное с микроэкономической точки зрения поведение хозяйствующих субъектов приводило к всеобщему оттоку капитала из страны, в свою очередь грозившему коллапсом социально-экономической деятельности. Предпринятые чрезвычайные меры (фактический дефолт по значительной части государственных обязательств, временный мораторий на выплату частных долгов иностранным инвесторам, признание неизбежной 3-кратной девальвации рубля) и меры по значительному ужесточению валютного регулирования (дополнительные ограничения в биржевой торговле валютой, переход к 75-процентной обязательной продаже валютной выручки экспортерами, введение правил, повышающих издержки потенциально фиктивных внешнеэкономических сделок и т. д.) не только помогли значительно повысить платежеспособность государства и нормализовать валютный рынок, но и сохранить достаточно либеральный для населения режим покупки иностранной валюты.
В последнее время все чаще высказываются предложения о существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования.
Особенно настоятельно ставится вопрос если не об отмене, то, по крайней мере, о существенном снижении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Выше подчеркивалось, что одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая предполагает отмену всех административных ограничений валютных операций. И в этом смысле мы – идеологические сторонники авторов соответствующих предложений. Однако проблема валютного регулирования, в том числе продажа валютной выручки – это проблема не идеологическая – она требует для своего решения прагматического подхода, т. е. изменения происходят в том случае, когда есть внятные объяснения, почему экономика России будет работать более эффективно и стабильно, чем при существующем режиме валютного регулирования.

 

6. ВВП как измеритель национального хозяйства. Содержание, назначение. Методы расчета и сферы применения. С6 с.27

Валовой внутренний продукт (ВВП) - является основным, наиболее полным официальным показателем общественного благосостояния. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

ВВП – это стоимость товаров и услуг, произведенных на нашей территории резидентами и нерезидентами.

При определении распределительным методом в ВВП: оплата труда, прибыль, чистый доход от производственной деятельности, доходы индивидуальной трудовой деятельности, амортизация.

При определении ВВП на стадии производства: сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей НХС, но не включается стоимость израсходованных средств, типа топлива, эл/эн и т.д.

При определении ВВП на стадии использования: конечное потребление, величина капиталовложений, прирост материальных оборотных средств и сальдо внешней торговли

Разница между ВВП и ВНП состоит в сумме факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом минус вывозимые из страны доходы иностранцев.

Чтобы рассчитать ВНП к ВВП прибавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом (с одной стороны) и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране (с другой стороны).

Сфера применения: измерение уровня жизни населения по кол-ву ВВП на душу населения. Единый способ сравнения благосостояния страны.

 

 

7. Виды планирования. Назначение планов, их использование в национальной экономике. С.465

Назначение: путем теоретического анализа определить направление развития, возможности наилучшего использования для повышения эффективности.

Виды:

- директивное планирование – процесс принятия решений, имеющих обязательный характер, причем решения принимаются на гос. уровне. Директивные планы отличаются чрезмерной детализацией. Недостатки социалистического планирования были порождены его директивностью. Но в то же время такое планирование актуально в вопросах охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, перестройки экономики и т.п.

- индикативное планирование – антипод директивного планирования, не носит обязательный характер исполнения. Чаще всего применяется на макроуровне.

Индикаторы – параметры, характеризующие состояние и направление развития экономики, выработанные органами государственного управления. В качестве индикаторов применяются показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики. Основная задача – дать количественную оценку этих показателей, обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей, выявить параметры экономики, которые надо скорректировать.

- перспективное планирование – охватывает период более 5 лет, например 10, 15 и т.д.

- среднесрочное планирование – от года до 5 лет

- текущее планирование – период до года

- стратегическое планирование – долгосрочная перспектива, определение основных путей развития хозяйствующего субъекта. Поиск новых возможностей предприятия на рынках.

- тактическое (технико-экономическое) планирование – процесс создания предпосылок для реализации возможностей.

- оперативно-календарное планирование – процесс реализации предпосылок для реализации новых возможностей предприятия на рынках.

 

8. Внебюджетные фонды социального значения в системе мер государственной социальной политики.с.419

Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, Фонд инвалидов и Фонд Ветеранов.

Свою деятельность они осуществляют в соответствии с Конституцией, указами президента, постановлениями и распоряжениями правительства. Их бюджеты и использование этих бюджетов утверждается федеральными законами.

Все государственные внебюджетные фонды имеют четкую ориентацию на соответствующий контингент граждан. Их деятельность направлена на решение социальных задач в рамках конкретной социальной политики.

Денежные средства всех государственных внебюджетных социальных фондов находятся в государственной собственности РФ.

Как правило, все государственные внебюджетные социальные фоны имеют помимо федеральных и территориальные подразделения в составе отдельных субъектов РФ, что позволяет им максимально приблизиться к соответствующему контингенту.

 

 

9. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики. С.228

3 процесса товарообмена России с внешним миром:

- смена действующих хозяйственных механизмов;

- резкие сдвиги в географии торговли;

- изменения в товарной структуре

внешнеэкономический комплекс страны развивается в условиях:

— крушения государственной монополии внешней торговли;

— практически полного самостоятельного участия пред­приятий и организаций во внешнеторговом обмене;

— возникновения ближнего зарубежья на месте бывших союзных респуб­лик;

— потери крупных морских портов на Черном и Балтийском морях;

— перехода в ранг дальнего зарубежья стран бывшего Совета Экономичес­кой Взаимопомощи (СЭВ).

Внешнеторговый оборот России в 2007 году вырос на 24% и составил примерно $580 млрд. Примерно 60% внешнеторгового оборота приходится на российский экспорт и около 40% на импорт в Россию. При этом темпы роста импорта значительно превышают прирост российского экспорта. По отдельным товарным позициям роль России в международном торговом обмене существенно превышает среднемировые показатели. Россия занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового итога), третье-четвертое место — по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнер­гии

Перспективы развития по отраслям (Россия). Секторы сырьевого и топливно-энергетического комплекса, в которых гос­подствуют естественные монополии, относятся к отраслям с традиционно низ­кой степенью иностранной конкуренции на внутреннем рынке. В нефтеперерабатывающей промышленности из-за несовершенной произ­водственной базы может возникнуть реальная опасность все более активного проникновения на российский рынок иностранных конкурентов уже в бли­жайшем будущем.

Торговля внешними услугами. Международная торговля услугами имеет свою специфику (неосязае­мость, неразрывность производства и потребления, неоднородность или из­менчивость качества, неспособность услуг к хранению). В отличие от опера­ций с товарами большинство услуг не подлежат таможенному контролю. В то же время услуги могут принимать овеществленные формы (в виде про­грамм для компьютеров, кино- и видеолент, различной документации).

Разные виды услуг характеризуются разной степенью вовлечения в меж­дународный оборот. Менее пригодны для этого услуги, поступающие пре­имущественно в личное потребление. Хотя такие виды потребительских ус­луг, как здравоохранение и образование, все больше вовлекаются на миро­вые рынки развитыми странами.

В структуре российской торговли услугами все еще практически отсутству­ет экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультацион­ных, компьютерных и ряд подобных сравнительно новых видов услуг, так как развитие многих из этих услуг тесным образом связано с достижениями в от­раслях материального производства.

 

10. ВНП как измеритель национального хозяйства. Содержание, назначение. Методы расчета и сферы применения. С.27

ВНП – товары и услуги, произведенные лицами нашей страны не только на ее территории, но и за ее пределами

Предназначен для:

- отражения общих конечных результатов экономической деятельности в стране

- характеристики взаимосвязанных процессов воспроизводственного процесса, процесса производства материальных благ и услуг, работ, распределения доходов и т.д.

Охватывает результаты экономической деятельности всех автономных и хозяйственных единиц как на территории нашей страны, так и расположенных на территории других стран:

- предприятий, организаций, учреждений

- колхозов, совхозов, кооперативов

- личного подсобного хозяйства граждан

- фермеров

- лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью

Результаты деятельности выступают в форме материальных благ, работ и услуг.

На стадии производства – производственный ВНП, на стадии распределения – доходы, на стадии использования – использованный ВНП.

Произведенный ВНП определяется как сумма валовой добавленной стоимости. При этом в ВНП не входит в стоимость израсходованных средств (топлива, материалов)

На стадии формирования доходов ВНП определяется как сумма доходов хоз единиц и населения от экономической деятельности. ВНП включает:

- оплату труда

- прибыль

- чистый доход колхозов

- доход от ИП

- амортизацию (оценку износа)

 

11. ВОП как измеритель результатов национального хозяйства. Достоинства и недостатки.с.26

ВОП – сумма валовой продукции всех отраслей производства, произведенной в этих отраслях за определенный период времени.

Материальное производство:

- промышленность

- с/х

- транспорт

- строительство

- геология

- торговля и общественное питание

- материально-техническое обеспечение и сбыт

- заготовки

- редакционно-издательское дело

- производство кинофильмов

- сбор продукции лесопользования

- сбор металлолома и утиля

- охота рыболовство

Недостаток: повторный счет стоимости мат затрат, которого нет в ВВП.

Важность и значимость этой предпосылки национальной экономики состоит в том, что она ставит вопрос о власти, о системе политических условий, в которых функционирует хозяйственная система страны, а также характеризует входящие в ее состав отраслевые и региональные подразделения.

Говоря о геополитической предпосылке национальной экономики каждой

конкретной страны, можно поставить следующие вопросы:

1. В каких политических условиях функционирует конкретная национальная хозяйственная система?

2. Каковы цели и задачи функционирования этой системы в целом и входящих в ее состав элементов (отраслей, регионов и т. д.)?

3. В интересах каких слоев и групп населения осуществляется процесс функционирования национальной экономики?

4. Каковы прогнозы и реальные последствия социально-экономической политики государства?

5. Кто в стране реально осуществляет процессы воспроизводства и контролирует их ход?

6. Каково географическое положение данной страны: имеет ли она выход к транспортным коридорам, в каких климатических зонах размещена большая часть ее территории, каков ее потенциал.

Влияние политической предпосылки на возможность и масштабы, качество и последствия практики хозяйствования в экономике конкретной страны

может быть охарактеризовано:

  1. Привлекательность экономики для отечеств. и зарубежных инвесторов.
  2. Наличие гарантий со стороны государства
  3. Существование реальной практики и продолжение начатого дела

Инвестиционная привлекательность:

  1. Инвестиционный потенциал
  2. Условия деятельности иностранных и отечественных инвесторов
  3. Наличие рисков
    1. Инвестиционные риски бывают на допустимые и прогнозные
    2. Элементы риска:

i. политический

ii. экономический

iii. социальный

iv. экологический

v. криминальный

vi. Политический – риск поляризации политических взглядов, суждений и намерений страны

vii. Риск национализации и экспроприации собственности без компенсации

viii. Ограничение обмена и вывоза валюты

ix. Риск разрыва контрактов

x. Риск войны и гражданских беспорядков

Кроме того, мы должны принимать в учет экономико-географическое положение). Здесь и климатические риски, и привлекательность отдельных регионов с точки зрения географического положения, и экологические риски.

Следует подчеркнуть, что первостепенное значение при использовании всех форм и видов вложения отечественного и иностранного капитала в экономику той или иной страны имеет не сам инвестиционный потенциал региона или страны (полезные ископаемые, географическое положение), а такой элемент инвестиционной привлекательности. как инвестиционный риск (впрочем, следует оговориться, что ЭГП страны также влияет на эти экономические риски – ярким примером этого является экологический риск).

Т.е., роль и значение геополитической предпосылки национальной экономики предопределяет саму возможность становления, функционирования и развития национальной хозяйственной системы на основе создания внешних условий хозяйствования в стране, ее регионах и отраслях.

 

13. Государственное регулирование национальной экономики. Сущность сферы и границы вмешательства. С.16(лекции)

Гос регулирование – система гос мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера в целях стабилизации развития национальной экономики.

Необходимость гос регулирования:

- обеспечение общественного воспроизводства в широком масштабе

- интересы населения

- поддержание баланса соц-эк интересов различных групп

- обеспечение единства и целостности территории страны (СИРОД)

- инфраструктура

Формы гос регулирования:

- активная (создание условий труда)

- пассивная (сглаживание последствий безработицы)

- регулирование через местные органы самоуправления

Методы воздействия:

- прямые – сосредоточение финн и мат ресурсов на программах и проектах, в которых учитываются приоритеты развития страны

- косвенные – выработка комплекса экономических стимулов, которые способствуют максимальному вовлечению средств предприятий в решение общегосударственных задач

Структурная политика – воздействие гос органов управления на изменение целей и приоритетов развития нац экономики.

14. Государственный бюджет страны. С.13(лекции)

Гос бюджет – имеющий слу закона фин план государства на текущий финансовый год

Государство осуществляет выполнение возложенных на него социальных, экономических и политических функций через финансовые механизмы, аккумулируя средства гос бюджета.

Бюджет состоит из 2 частей: расходной и доходной

Уровни бюджетной системы:

- федеральный

- субъектов федерации

- местные бюджеты

Все вместе составляют консолидированный бюджет

Принципы бюджетной системы:

- единство

- самостоятельность

- разграничение расходов-доходов между уровнями

-сбалансированность

- эффективность и экономичность

- гласность

- общее покрытие расходов

- достоверность

- адресность целевого характера бюджетных средств

- равенство бюджетных прав субъектов

МинФин – разработка федерального бюджета, потом утверждение в Думе

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством.

Формируется из:

- налогов (НДС, акцизы, на добычу полезных ископаемых, сборы, пошлины)

- неналоговых отчислений (доходы от использования имущества в гос собственности, доходы от платных услуг бюджетных организаций, средства от конфискации и ущербов, арендная плата, дивиденды, доходы от внешнеэкономической деятельности)

- безвозмездных и безвозвратных перечислений

Расходы – охрана, оборона, социально-культурные сферы, специальные программы.

Предоставление бюджетных средств расходные части:

- ассигнование

- трансферты населению

- кредиты и ссуды

- субсидии и дотации

- инвестиции

- непосредственно средства

Дефицит и профицит бюджета.

15. Государственный долг. Сущность и методы регулирования объемов и структуры. С.15(лекции)

Внешний и внутренний

Возникает для покрытия гос бюджета.

Внутренний долг – задолженность государства хозяйствующим субъектам и населению с привлечением их средств для выполнения гос заказов.

Гос займы – акции, облигации – обращение части вкладов населения в государственные займы

Классификация внутренних займов:

- по праву эмиссии

- по срокам

- по методу размещения (добровольные, принудительные)

- в зависимости от обращения (рыночные, нерыночные)

- в зависимости от обеспеченности (закладные, беззакладные)

МинФин – эмитент акций и облигаций

Правительство ежегодно публикует сведения по состоянию гос долга за предыдущий период.

 

Внешний долг

Занимают у других стран или коммерческих банков.

Осуществляется с помощью выпуска ЦБ, которые выложены на продажу в определенных кругах.

Международные обязательства осуществляются на основе международных договоров.

Учет ведется МинФином, порядок осуществляется правительством РФ

Классификация:

- по сроку действия

- реализуется как среди населения, так и среди юр лиц, населения иностранных государтсв

Погашение:

- реструктуризация – списывание долга

- выкуп долга

-секьютеризация – перекредитование

- обмен гос долга на акции иностранных предприятий

Управление гос долгом:

- своевременный выпуск и обслуживание обязательства в полном объеме

- поддержка объема гос долга на экономически безопасном уровне

3 направления деятельности:

- планирование структуры гос долга

- осуществление заимствований

- организация учета долговых обязательств

 

 

16. Добавленная стоимость как измеритель национального хозяйства. Содержание, назначение. Методы расчета и сферы применения. С.29

Добавленная стоимость – стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и отражающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, работы, услуги.

Добавленная стоимость – это прибыль, з/п, амортизация, исчисляемые за соответствующий период времени.

Рассчитывается в целом по стране.

Показатель применяется для оценки эффективности деятельности предприятия с позиции его собственников.

EVA = прибыль от обычной деятельности- налоги и другие обязательные платежи- инвестированный в предприятие капитал (т.е. сумма пассива баланса)*средневзвешенная цена капитала

1. EVA= 0, рыночная стоимость предприятия равна балансовой стоимости чистых активов. В этом случае рыночный выигрыш собственника при вложении в данное предприятие равен нулю, поэтому он равно выигрывает, продолжая операции в данном предприятии или вкладывая средства в банковские депозиты.
2. EVA>0 означает прирост рыночной стоимости предприятия над балансовой стоимостью чистых активов, что стимулирует собственников к дальнейшему вложению средств в предприятие.
3. EVA<0 ведет к уменьшению рыночной стоимости предприятия. В этом случае собственники теряют вложенный в предприятие капитал за счет потери альтернативной доходности.

 

17. Законодательная предпосылка национальной экономики. Ее содержание, значение и развитие на современном этапе.

В организационной предпосылке реализуется условие реальности, действенности национальной хозяйственной системы, функционирующей и развивающейся как сложный объект, управляемый государством.

Проявляется эта предпосылка через деятельность органов государственной власти и хозяйственного управления. В соответствии с Указом Президента РФ № 1062 от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнитель­ной власти РФ» эта структура включает 25 федеральных министерств, 9 государственных комитетов, 3 федеральные комиссии, 14 федеральных служб, 2 федеральных надзора, 8 федеральных агентств и 3 иных федеральных органа исполнительной власти. Структура Правительства РФ и перечни соот­ветствующих федеральных министерств, государственных комитетов, феде­ральных служб, агентств, надзоров и иных органов исполнительной власти РФ представлены в схемах 2.1-2.2 2.3. Организационная предпосылка национальной экономики

Каждый из элементов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти, выполняет соответствующие, предусмотренные положениями (уставами) о них функции, принимая на себя задачи координации и контроля деятель­ности данного федерального министерства, комитета, федеральной службы, надзо­ра или комиссии. Функции и деятельность этих органов исполнительной власти на­правляются, координируются и контролируются правительством РФ и президен­том страны в сочетании с законодательной деятельностью Федерального собрания России и Государственной думы, в полном соответствии с Конституцией страны.

Разработку прогнозов социально-экономического развития страны, координацию текущей хозяйственной жизни в РФ проводит Министерство эконо­мического развития и торговли.

Совместно с правительством РФ, находящимися в его составе федеральны­ми министерствами и государственными комитетами в организационную сис­тему управления национальной экономикой входят администрация президен­та РФ, Центральный банк РФ. К функциям последнего относятся, в частности, регулирование состояния денежно-кредитной системы страны и курса рубля, координация и контроль деятельности коммерческих банков и т. д.


 

18. Инвестиционный потенциал НХС. С.118

Для осуществления воспроизводственного процесса национальная экономика любой страны требует определенного объема инвестиционных ресурсов.

Инвестиции определяются как процесс, в ходе которого ресурсы преобразуются в затраты в соответствии с целевыми установками инвесторов – получением эффекта.

Инвестиции:

- реальные (вложения в фонды, предоставление займов, объекты недвижимости)

- финансовые (акции, облигации)

- сбережения (вклады, депозиты)

Инвестиционный потенциал характеризуется рядом показателей, количественных и качественных. Оценка с количественной стороны показывает возможные поступления инвестиций в экономику страны из основных источников инвестирования.

Инвестиционный потенциал:

  1. Вложение свободного капитала в хоз субъекты, а также в ЦБ
  2. Содействие и реальное участие в соц-эк деятельности объектов и сфер нац экономики

Инвестиционный потенциал служит предпосылкой и базой для решения соц-эк задач, стоящих перед нац экономикой.

 

19. Индексация денежных доходов и сбережений населения. С.393

Индексация - установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан.

Индексации подлежат:

  • оплата труда работников;
  • государственные пенсии, стипендии, социальные пособия (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и другие);
  • вклады граждан в Сберегательном банке РСФСР;
  • государственные займы РСФСР и иные государственные ценные бумаги РСФСР, взносы в организации государственного страхования РСФСР.

Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги

Порог индексации - это индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов и сбережений граждан; он устанавливается в размере 6 процентов

Облигации государственных займов РСФСР и другие ценные бумаги РСФСР подлежат индексации путем изменения процентных ставок с учетом индекса цен

Выплата средств в связи с индексацией производится ежемесячно по месту получения доходов

Источником средств для индексации оплаты труда работников бюджетных предприятий, социальных пенсий и пособий являются ассигнования из соответствующих бюджетов:

  • оплаты труда работников предприятий, реализующих продукцию (услуги) по государственным фиксированным ценам и тарифам;
  • оплаты труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;
  • государственных трудовых пенсий;
  • социальных пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования;
  • пособий по безработице;
  • государственных стипендий;
  • сбережений граждан в Сберегательном банке РСФСР - доходы банка;
  • доходов по государственным ценным бумагам;
  • взносов в органы государственного страхования

 

20. Интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста. С.281

Под экономическим ростом понимают рост ВНП либо рост ВВП в абсолютном измерении или на душу населения

Экстенсивный рост осуществляется за счёт привлечения дополнительных ресурсов и не меняет среднюю производительность труда в обществе. Интенсивный рост связан с применением более совершенных факторов производства и технологий, т.е. осуществляется не за счёт роста объёмов затрат ресурсов, а за счёт роста их отдачи.

Факторы экономического роста группируются в соответствии с типами экономического роста:
1) экстенсивные факторы – увеличение затрат капитала и труда;
2) интенсивные – технологический прогресс, экономия на масштабах;

 

 

21. Категория «бедности» в НХС рыночного типа. С.390

Социально-экономическое содержание этой категории можно отразить через такие макроэкономические показатели, как:

- численность малообеспеченных граждан страны – зависит от того, в какой степени органы государственной и местной власти ориентированы на социальные потребности и нужды населения.

- эталон общественно необходимого потребления – размер потребления, удовлетворяющий на минимальном уровне основные жизненные потребности граждан страны

- черта бедности – определяется величиной минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека невозможно

- прожиточный минимум – определяется величиной минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека невозможно

- социальный минимум – это размер потребления материальных благ и услуг, который на минимальном уровне удовлетворяет все потребности гражданина

- минимально необходимый стандарт потребления

- минимальный потребительский бюджет – стоимостное выражение нижней границы потребительского набора, обеспечивающее текущие разумные потребности.

Статистический метод:

- черта бедности устанавливается на уровне доходов, которыми располагает доля самых малоимущих граждан страны (10-20%)

- черта бедности является минимальным среднедушевым доходом лиц, законодательно признанных наименее обеспеченными членами общества.

Нормативный метод:

Опирается на специально разработанные нормативы – наборы товаров (рациональный гардероб, рациональный потребительский бюджет) для удовлетворения основных физических и социальных потребностей человека. Нормативы устанавливаются в разрезе отдельных половозрастных групп населения.

Комбинированный метод:

Сочетает в себе элементы статистического и нормативного методов. Расчеты определяются по научно обоснованным нормативам и текущим ценам товаров и услуг. Принято считать, что расходы на питание составляют около 70% общей суммы расходов.

Субъективный метод:

Базируется на анализе результатов социологических исследований среди населения

Ресурсный метод:

Учитывает возможности национальной экономики в обеспечении материальных и духовных потребностей населения.

Абсолютная бедность – отсутствие дохода как такового или необходимого для обеспечения минимума жизненных потребностей личности.

Относительная бедность – определяется размером доходов ниже бюджета прожиточного минимума.

22. Конечный продукт как измеритель результатов хозяйствования. Сущность, методы расчета. Сферы применения. С.27

Конечный продукт – часть ВОП, непосредственно используемая на общественное и личное потребление, производственное и непроизводственное накопление, возмещение выбытия и капремонт основных фондов страны с учетом экспортно-импортного сальдо

КП близок по значению к НД. Но отличается от него на размер потерь, имеющих место в нац хозяйстве и величину экспортно-импортного сальдо.

Практический смысл выделения показателя состоит в том, что его величина колеблется в пределах ±3-5% и зависит от особенностей воспроизводства в каждом конкретном периоде, внешнеполитических условий.

 

 

23. Кредитно-денежная политика государства. Ее содержание и назначение в развитии и функционировании национальной экономики. С.319 Денежно-кредитная политика является составной частью эко-номической политики государства, главные стратегические цели которой -- повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики прави-тельства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение ин-фляции. Цели денежно-кредитной политики. Ее конечные цели формули-руются в соответствии с принятыми на текущий год целями макро-экономической политики. Основным направлением денежно-кре-дитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфля-ции и поддержание ее на определенном уровне. Ко-нечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, -- сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем ус-ловия для устойчивого экономического роста. Разработка денежно-кредитной политики. Ее осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следую-щим образом. Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоя-щий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по ре-комендациям Банковского совета проект представляется Президен-ту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России пред-ставляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоя-щий год и не позднее 1 декабря. Инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основ-ные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной полити-ки, определены Законом «О Центральном банке Российской Феде-рации (Банке России)». К ним относятся: * ставки процента по операциям Банка России; * нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); * операции на открытом рынке; * рефинансирование кредитных организаций; * валютные интервенции; * установление ориентиров роста денежной массы, * прямые количественные ограничения; *эмиссия облигаций от своего имени. . Процентная политика Центрального банка РФ используется для воздействия на рыночные ставки процента. Банк России может ус-танавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фик-сации. Ставки процента Центрального банка РФ -- это минималь-ные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Важной особенностью процесса регулирования ставок процен-та в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента. Влияние на уровень ставок процента осу-ществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эф-фективности банковской системы. Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денеж-ного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обраще-нии. Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обя-зательных резервов, воздействует на объем и структуру привлечен-ных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказы-вает влияние на их кредитную политику. Операции на открытом рынке -- это операции по купле-прода-же Банком России государственных облигаций, казначейских век-селей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные опе-рации с ценными бумагами с совершением позднее обратной сдел-ки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов бан-ковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики. Составной частью проводимой Банком России политики рефи-нансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций -- изъятие излишней ликвид-ности банковской системы путем привлечения на депозитные сче-та в Банке России свободных денежных средств кредитных органи-заций. Валютные интервенции -- это операции Банка России по покуп-ке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и пред-ложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание кур-са на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание его резких коле-баний, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валют-ных резервов Банка России Исходя из основных направлений единой государственной де-нежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ори-ентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время Банк России в каче-стве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики ис-пользует денежный агрегат М2. Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой го-сударственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой административные методы, к которым относятся: * установление кредитным организациям лимитов на предостав-ление кредитов и привлечение средств, определение видов обеспе-чения активных операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций; * введение предельных размеров ставок процента по предостав-ляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банков-ских услуг. Эта мера практиковалась Центральным банком РФ в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предель-ная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых; *установление фиксированного соотношения ставок процента коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или раз-ницы между средними ставками процента по активным и пассив-ным операциям банков). Валютная политика. В рамках своей компетенции, определен-ной законами «О Центральном банке Российской Федерации (Бан-ке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты -- курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами Задача Центрального банка РФ заключается в определении и поддержании того значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства. Для воздействия на динамику валютного курса Банк России ис-пользует широкий арсенал методов, которые условно можно под-разделить на две группы. 1. Рыночные методы -- проведение операций по покупке-прода-же иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках (ва-лютные интервенции) для воздействия на курс рубля. 2. Административные методы -- применение мер, основанных на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке.  

 

24. Либеральная стратегия развития НХС.

В настоящее время любая страна стремится в импорте ориентироваться на покупку передовых технологий и современного высокоэффективного оборудо­вания, которые могут стимулировать производство на отечественных предпри­ятиях и обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции.

Для этого, во-первых, необходимо проводить более эффективную валютную политику.

Валютный курс — это стоимость рабочей силы. Если рост курса оте­чественной валюты опережает рост уровня зарплаты, это приводит к относи­тельному удешевлению единицы труда. Становятся более доходными валют­ные инвестиции.

Традиционной, наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. Она всегда имела и будет иметь важное, а часто и решающее значение для развития национальной экономики и роста жизненного уровня населения.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводи­телями разных стран и выражает их взаимную экономическую зависимость. Эта форма тор­говли развивается более высокими темпами, чем производство ВВП. По данным ряда исследователей, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объе­ма мировой торговли.

Связь экономического роста и внешней торговли через по­требление осуществляется по эффектам и закону Энгеля. Суть закона состоит в том, что с ростом дохода у населения сокращается доля расходов на продоволь­ствие, это влечет за собой снижение относитель­ных цен на данные товары в международной торговле.

Таким образом, положение на внешнем рынке всегда будет складываться в пользу стран с высоким душевым потреблением, поскольку эти страны получа­ют возможность экспортировать товары с высоким удельным весом в их собст­венном потреблении.

 

 

25. Международные экономические связи и организации. С520

Международные экономические связи – форма межгосударственного взаимодействия, осуществляемого в процессе развития экономики группы стран, находящихся, как правило, в одном крупном экономико-географическом регионе.

Сейчас реальная интеграция осуществляется такими международными организациями, как ЕС, НАФТА, ОПЕК.

НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) – объединяет США, Канаду, Мексику.

ЕС – Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция.

СНГ – Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) – к 2020г. предполагает образовать крупнейшую в мире зону свободной торговли, опирающуюся на США и Японию.

Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между странами. Наиболее характерно это для ЕС, где уже происходили масляные, виноградные и тресковые войны. Несмотря на это мировая экономика все больше интернационализируется. При этом интенсифицируются внешнеторговые связи, сглаживаются межстрановые различия, координируются действия интегрирующихся стран. Внешнеторговый обмен приобретает все более сильное влияние на социально-экономическое развитие любого государства.

 

 

26. Методы государственного регулирования национальной экономики.

 

Среди методов государственного регулированияедва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужнывсе, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны иситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потериначинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдаваячрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюсясистему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическимиметодами. Отсюда, однако, не следует, что развитом рыночном хозяйствеадминистративные методы вообще не имеют право на существование. В целомряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимоХотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство,они существенно отличаются друг от друга. В частности, административныеприемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводятее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически необосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается вкомандно-распределительную систему. В этих условиях государственныйконтроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, егоструктуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработнуюплату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями,словом весь хозяйственный процесс. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а инойраз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либоотреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случаеоставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.Вторая область преимущественно административного регулирования –побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономическиерегуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткиестандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическуюбезопасность. Кроме экологических есть немало и других стандартов. Разработкатаковых, контроль над их соблюдением всеми, кто участвует вфункционировании экономической системы, образуют еще одну, третью областьадминистративного регулирования. Четвертая область – определение иподдержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется ввиду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированныйминимум заработной платы и т.п. Административные приемы оказываютсяполезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов всистеме мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например,лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.Такова пятая область, где применение административных регуляторовэкономически оправдано. Шестая и последняя область – реализация целевыхпрограмм, предусматривающих элементы администрирования в отношениипредприятий государственного сектора. Экономическое пространство, на которое распространяютсяадминистративные методы, как видно весьма обширно. Они давно сталинеотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышениюэффективности производства и благосостояния населения. Мировая практикасвидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Ононаносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеютсяна то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными инегативными. Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных явленийи тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательноповлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причинвозникновения и принятия соответствующих мер по их устранению. Под позитивными понимается появление всякого рода положительныхявлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этомслучае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мерпо поддержанию. Условиями для вмешательства государства могут быть: а) требования национальной безопасности; б) социальная напряженность в обществе; в) негативные явления в экономике (спад производства, инфляция,высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицитбюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке,инвестиционный спад и т. п.); г) ухудшение состояния окружающей среды.

 

27. Методы обоснования темпов экономического роста. С.282

Метод экспроприации:

Базовые значения показателя умножаются на возможный темп его роста. Таким образом определяется прогнозируемая величина. На основе этого метода определяются фонды потребления и накопления, их структура, а значит все размеры и потоки финансовых, материальных и трудовых ресурсов развития национальной хозяйственной системы.

Недостаток: не учитываются изменения, которые могут произойти в прогнозируемом периоде.

Метод укрупненных экономических расчетов:

Динамика того или иного показателя оценивается на основе анализа составляющих его величин и факторов, их определяющих, в перспективном периоде.

Широко распространен в современной практике. Тесно связан с использованием ЭВМ, программного обеспечения макроэкономических расчетов и нормативов расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В основу положены 3 следующие обоснования:

- по результатам прогнозирования производительности общественного труда и по численности занятых в трудовой деятельности

- по данным о размерах производственного накопления и фондоемкости производства

- по прогнозным оценкам численности населения страны и размеров душевого дохода.

Метод МОБ:

Находит широкое применение в современной практике мирохозяйствования по мере развития материально-технической базы расчетов на основе ЭВМ, информационных технологий, теории и практики эконометрики.

28. Минимальный потребительский бюджет страны. Его сущность, виды, роль и значение в национальной экономике. Метод расчета. С.407

Минимальный потребительский бюджет – это стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума с учетом налоговых расходов и других обязательных платежей.

Он используется в качестве:

- базы для адресной социальной политики

- целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспечнных групп населения

- оценки уровня материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ

- обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости

- одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Минимальный потребительский бюджет состоит из расчета минимального набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров (одежда, обувь, школьно-письменные товары) и минимального набора услуг (услуги ЖКХ, транспорт и др).

 

29. Мобилизационная стратегия развития НХС.

 

В самой системе НМЭ условно можно выделить две концепции, два направления: концепция развития и антикризисная программа.

Суть антикризисной концепции, программы можно коротко определить фразой: люди должны доработать до пенсии, а оборудование до износа. Ещё её, предельно упрощая, можно определить, как импортозамещение при опоре на вывоз сырья. Концепция развития предполагает опережающее развитие новых, нетрадиционных ниш. Для небольшой страны это означает т.н. экспортоориентированную стратегию.

Обе стратегии решают одну задачу: страна, её граждане должны вписаться в рынок, найти рабочие места.

Стратегия развития более сложна: должна быть создана необходимая институциональная инфраструктура. Антикризисная программа опирается на уже готовые структуры, имеющие огромную лоббистскую силу.

Концепция развития предполагает мощный механизм целеполагания:

 

-Министерство экономики и прогнозирования

-Институты прогнозирования

-Крупные агенты экономики, способные разрабатывать и реализовывать долгосрочные стратегии

-Эффективные механизмы мобилизации и распределения инвестиций

 

Необходима долговременная государственная Программа социально-экономического возрождения России, в которой спасение индустриального потенциала рассматривается как длительный первый этап. Имеется в виду, что она будет предусматривать, в частности, следующие меры по управлению экономикой (с постепенным общим смягчением к концу периода).

  • Государство активизирует управление своими предприятиями, а также теми, где оно сохранило контрольный пакет акций. Целью является налаживание хозяйственных связей, повышение уровня использования наличных производственных мощностей, последовательное сокращение избыточной занятости, во всех случаях, когда это экономически целесообразно, – технологическая реконструкция.
  • Лицензирование частного товарного производства и менеджерской деятельности во всех сферах экономики используется для того, чтобы подчинить их функционирование достижению общенациональных целей. Формы предпринимательства, не поддающиеся лицензированию (например, перепродажа с рук товаров, купленных в магазинах), последовательно, на основе общего экономического роста, изживаются сочетанием экономических и административных мер.


Возможно, потребуется государственная перерегистрация акций с обязательной – но временной – передачей пакетов акций, принадлежащих частным лицам и компаниям, в управление государства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных