ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Показатели экономической безопасности РФ
Государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных, целей в области обеспечения национальной безопасности. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами общества. Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня: - макроэкономический уровень - экономика страны в целом; - региональный и отраслевой уровни - экономика регионов и отраслей; - микроэкономический уровень - агенты рынка; - уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны.
Политическая предпосылка заключается в степени влияния государства на экономику.
Инвестиционная привлекательность складывается из:
Инвестиционный риск:
риски Риск национализации и экспроприации (конфискации) собственности без компенсации, риск трансфертов (ограничение конвертируемости валюты), риск разрыва контрактов, риск войны или гражданских беспорядков.
Потребительский комплекс национальной экономики — совокупность отраслей и видов экономической деятельности, занятых производством товаров народного потребления и предоставлением населению разнообразных услуг для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества в целом, отдельных социальных групп и слоев населения, отдельных граждан и членов их семей. Потребительский комплекс национальной экономики включает в себя две группы отраслей: 1. Группу отраслей, связанных с производством продовольственных и не 2. Группу отраслей, связанных с производством, предоставлением и потреблением работ и услуг, удовлетворяющих конкретные общественные и личные социальные потребности граждан страны. Это торговля, гостиницы, транспорт, образование, здравоохранение, услуги ЖКХ. Также отрасли можно разделить на следующие группы: · Отрасли, создающие материальные блага · Отрасли, увеличивающие стоимость товаров · Отрасли, создающие и удовлетворяющие социально-культурные блага Через деятельность отраслей потребительского комплекса осуществляется взаимосвязь экономического и социального развития в НХС, взаимоотношения между ее региональными и отраслевыми элементами, а также взаимосвязь национальной экономики России с национальными экономиками стран ближнего и дальнего зарубежья. Сегодняшнее состояние отраслей потребительского комплекса определяется совокупным действием двух групп основных причин: причины, которые сформировали стартовые условия потребительского комплекса и задачи, условия, которые имеются на данный момент в стране. Стартовые: остаточный принцип финансирования отдельных отраслей, постоянное отставание в количественном и качественном развитии, неравномерное размещение и диспропорции развития отраслей. Реальные условия: снижение объемов массовых потребительских услуг, необоснованное расширение импорта потребительских товаров и продовольствия, сужение масштабов воспроизводства товаров и услуг потребительского профиля. В условиях реформирования национальной экономики Россия перешла на экономически малоперспективную практику формирования товарных ресурсов за счет импорта из других стран. Этому в немалой степени способствовало развитие «челночного» движения в стране. Потребительский комплекс — сложный и многопрофильный объект управления. Как объект управления его можно классифицировать по следующим признакам (критериям). По видам деятельности (трудовую, общественно-политическую, культурно-духовную), по областям использования (социально-экономическую и социально-бытовую), по формам организации (сетевую; точечную). Линейная форма организации отраслей потребительского комплекса включает сеть транспортных коммуникаций. Точечная форма представляет собой отдельные объекты социальной сферы: стадионы, больницы, школы, вузы. По формам собственности (государственные, муниципальные, смешанные, частные). Дальнейшее совершенствование практики государственного регулирования будет способствовать расширению процессов и росту возможностей в достижении ближайших и отдаленных целей прогресса страны. Такое регулирование способствует развитию бюджетов всех уровней и увеличивает источники финансовых ресурсов, идущих на социальные нужды. Это в конечном счете способствует повышению уровня и качества жизни населения.
Предмет национальной экономики – социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в различных закономерностях объемов, темпов и пропорций развития. Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие. Субъект национальной экономики — органы управления хозяйственной системой страны. Инструментарий теоретико-методологические подходы к анализу состояния, проблем, закономерностей развития системы и разработанные на этой основе меры подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений. Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе, можно свести к четырем основным типам деятельности: 1) производство; 3) обмен; 2) распределение; 4)потребление. Таким образом, национальную экономику можно определить, как область хозяйственной практики людей, которая сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа состояния воспроизводственного процесса обосновать стратегию и тактику социально-экономической политики и обеспечить нормальные условия социального развития.
Главными составляющими являются рынок и государство. Принципы данной экономики:
Общая функция любой экономической системы – обеспечение материальных условий жизнеобеспеченности и жизнеспособности общества. Однако, данный тип экономики имеет ряд специальных функций:
На данный момент Россия стремится построить именно такой тип национальной экономики.
СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ [economy stabilization] — процесс приведения экономической системы в стабильное состояние, под которым обычно понимаются относительно незначительный, но устойчивый рост производства и занятости, соответствующий естественному росту населения, стабильный уровень благосостояния населения, а также практическая неизменность цен. Когда одна или несколько из этих составляющих оказываются по тем или иным причинам нарушенными (резкое падение или, наоборот, излишне ускоренный рост производства, расширение безработицы или инфляция), возникает потребность в стабилизации экономики.
Содержание процесса стабилизации различными авторами интерпретируется по-разному. По нашему мнению, стабилизация экономики связана, прежде всего, с накоплением предпосылок и созданием условий внутри экономической системы для положительной последующей динамики. Отсюда стабилизация экономики по своей сущности понимается нами как начальная стадия цикла экономического развития, предшествующая устойчивому росту экономики и характеризующаяся соответствующим изменением динамики ее параметров (рис. 1). Рис. 1. Выделение стадии стабилизации в цикле экономического развития Стабилизация выступает как определенный временной этап общего цикла развития экономики отдельного региона. Анализ истории экономического развития показывает, что не бывает резкого роста экономики после значительного спада основных ее показателей. Всегда есть этап постепенного перехода хозяйства к экономическому росту.
Для стадии стабилизации экономики характерно следующее: 1) снижение темпов падения производства; 2) прекращение падения объемов производства, его фиксация на определенном уровне; 3) начало наращивания объемов производства (на наш взгляд, наиболее оптимальными являются темпы экономического роста от 5 до 7% в год). Понятно, что все эти составляющие взаимосвязаны, взаимопереплетены и при этом как бы наслаиваются друг на друга. Ясно также, что процесс стабилизации экономики не сводится только к стабилизации непосредственно производства. Он охватывает и сферу финансов, и денежно-кредитную, и инвестиционную, и управленческую сферы и др.
Когда говорят о С. э., то имеют в виду прежде всего общую, макроэкономическую стабилизацию. Но концентрация стабилизационных усилий на макроэкономике является необходимым условием улучшения ситуации и в микроэкономике, т. е. на уровне предприятий (напр., в условиях российских реформ это означает, что только макроэкономическая С. принуждает предприятия адаптироваться к рынку и создает условия для проведения ими структурных преобразований). Основа макроэкономической С. — финансовая С., т. е. укрощение инфляции, для чего обычно разрабатывается и реализуется специальная стабилизационная программа. Социальные последствия С. э. следует четко разделять на краткосрочные и долгосрочные, перспективные. Надо признать, что в целом С. э. в России в последнем десятилетии XX в. потребовала значительно больше времени и усилий, чем это было необходимо и возможно. Отсюда ее неоправданно высокая социальная цена (если иметь в виду относительно кратковременный, примерно десятилетний этап). Во всех тех странах, которые осуществили С. э. не по градуалистскому (постепенному) и к тому же непоследовательному сценарию (как в России, Румынии, Украине и некоторых других странах), а решительным методом “шоковых” преобразований, эта цена оказалась существенно ниже (напр., в Чехии, Польше, Словении, Эстонии). Что же касается долгосрочных результатов С. э., то она неизбежно приведет к существенному экономическому росту, повышению уровня и качества жизни населения России.
Главная проблема в финансовой стабилизации, например, – это проблема инфляции. Инфляция относится к числу основных дестабилизирующих факторов рыночной экономики, и чем выше ее уровень, тем более она опасна. При темпах инфляции до 5% отмечаются максимальные темпы роста, при возрастании уровня инфляции темпы экономического роста снижаются и становятся устойчиво отрицательными при увеличении среднегодовой величины инфляции в 40%, а при превышении среднегодового уровня в 100% темпы экономического спада становятся максимальными.
1) инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности; 2) трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса; 3) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.
Прогнозирование в экономике — научно обоснованное предвидение характера и динамики явлений и процессов, протекающих на общегосударственном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. Цель такого предвидения — повысить качество принимаемых тактических и стратегических решений, избежать по крайней мере грубых ошибок при разработке проектов краткосрочной и особенно долгосрочной экономической политики. Прогнозы, планы и программные разработки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Прогнозы могут и должны не только предшествовать составлению планов и программ, но и отслеживать возможность их дальнейшей реализации на различных этапах. Прогнозирование будущей экономической ситуации, состояния и динамики социальных процессов, спроса и предложения в отдельных сегментах рынка, цен на этих рынках — необходимое условие успешного функционирования национальной экономики в целом, деятельности каждого предприятия, каждой фирмы. При анализе и прогнозировании экономических процессов главным является принцип системного, комплексного подхода. Отдельные экономические параметры не могут рассматриваться изолированно. Вторым по значимости методологическим принципом макроэкономического прогнозирования служит необходимость динамического подхода при изучении процессов и явлений общеэкономического уровня. Экономические прогнозы могут быть классифицированы по объектным, временным и инструментальным признакам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|