Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Механизм мультипликации внешней торговли как фактор обеспечения экономических интересов Беларуси.




С ростом экспорта национальный доход увеличивается, даже если и не произойдет каких-либо изменений в уровне цен. Часть этого возросшего дохода люди захотят использовать для приобретения большего количества импортных товаров. Таким образом, благодаря увеличению национального дохода расширение экспорта в определённых пределах непосредственно вызывает увеличение импорта независимо от того, изменились цены или нет.

В соответствии с теорией «внешнеторгового мультипликатора» эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде, определенного коэффициента – мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Однако не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному результату. Как показал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., расширение экспорта сырья для стран, экономический рост которых связан в основном с этим ресурсом, может привести к ухудшению условий торговли и снижению благосостояния нации. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, которое перекрывает положительный эффект от экономического роста.

Особое внимание следует обратить на последствия развития внешней торговли для экономики страны при изменяющемся предложении факторов производства. В долгосрочном периоде предложение факторов производства не остается постоянным: увеличивается накопленный капитал, вовлекаются в оборот новые месторождения полезных ископаемых, новые земли.

Экзаменационный билет №30

 

1. Основные черты социально-ориентированной экономической системы.

Под социально-ориентированной рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.

Во-первых, подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов, которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан. Во-вторых, этой модели имманентна прогрессивная направленность. Действительно, характер развития рыночной экономики цикличен, но положительная тенденция развития больше свойственна той системе, которая в состоянии аккумулировать весь творческий потенциал населения. В-третьих, социально-ориентированная экономика не ставит своей целью только поддержку малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму.

В основу количественных критериев социально-ориентированной экономики могут быть положены следующие: место социальной политики среди приоритетов развития, распределение социальных функций между государством и иными субъектами хозяйствования, доля государственной собственности в экономической системе, объем перераспределяемого ВВП.

Основные характеристики модели социально-рыночной экономики

§ обеспечение полной занятости населения;

§ социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство);

§ частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;

§ создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);

§ сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;

§ политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк);

§ свобода внешней торговли, свободный валютный обмен;

§ О безопасности уровня внешнего долга.

 

В соответствии с законодательством, внешний государственный долг Беларуси - это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный момент времени. Сейчас он рассчитывается как сумма заимствований, которые сделало само государство, а также заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов гарантирует возврат долга. При этом Министерство финансов отвечает за возврат таких займов.

Кроме того, есть долг банковского сектора (например, по кредитным линиям зарубежных банков), есть долг субъектов хозяйствования, которые взяли кредит за рубежом. За эти долги бюджет никаким образом не отвечает. Это не государственный внешний долг, а долг субъектов хозяйствования.

Таким образом, совокупный внешний долг включает в себя государственный внешний долг (то есть долг центрального правительства) и внешний долг субъектов хозяйствования.

Министерство финансов Беларуси контролирует только госдолг, внешние займы банков - Национальный банк. Все внешние заимствования Беларуси как элемент макроэкономической стабильности отслеживает и контролирует Министерство экономики. Именно Минэкономики разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации (конечно, в такой работе принимают непосредственное участие Минфин и Нацбанк).

Установлено, что внешний и внутренний госдолг не должен превышать 20% от ВВП, эти критерии были рассчитаны Институтом экономики Министерства экономики

Внешний государственный долг Беларуси на 1 сентября 2010 г. составил 9451,3 млн. долл. США при утвержденном годовом лимите 11 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с началом 2010 г. на 1559,9 млн. долл. США.

На 1 сентября 2010 г. размер внешнего государственного долга Беларуси составлял 19% от ВВП

Рассчитывают также и другие показатели экономической безопасности - исходя из отношения долга к экспорту, доходам бюджета, валютной выручке. Отдельно рассматриваются платежи по обслуживанию и погашению долга.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных