Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Аксиологические основы национального образования России.




 

Принципы соотношения терминов «русский» и «российский». Модель структуры национального образования для России. Базовые ценности национального образования России. Традиции национального образования России. Направленность отношения национального образования России к педагогике других народов.

 

В современных трудах и источниках прошлого авторы произвольно и непроизвольно синонимируют или разводят категории «русское» и «российское». Дело в том, что термин «русский» понимается двояко:

- как относящийся к русской народности и нации, сложившейся не ранее XIV – XV вв.;

- как относящийся к Руси вообще, начиная с самого раннего периода.

Встречающаяся в литературе конца XIX начала XX в. идентификация «российского» и «русского» как общенационального отнюдь не означала при этом, что правительство покушалось на этническое существование других народов. Слова эти одного корня и происхождения, русский народ – это не только собственно русские, но и масса субэтносов, в него входящих. На базе культуры и традиций русского народа создавалась культура Отечества, вбиравшая в себя культурные достижения и других этносов. Полифоничность русской культуры явилась фундаментом всестороннего взаимодействия этнических культур в России и позволила говорить о россиянах как о «суперэтносе».

«Русским» за рубежом называли любого выходца из России, независимо от его национальности (такое же понимание у представителей дальнего зарубежья сохраняется до сих пор в отношении жителей бывшего Советского Союза). В дореволюционной историографии под термином «русские» понимались все жители страны, россияне, а в начале XX в., в связи с потребностью в национальной дифференциации народов, населявших Россию, был введен термин «русские инородцы».

Таким образом, понятия «национальная», «российская», «русская» школа были во многом синонимичны. Только после 1905 года словосочетание «национальная школа» стали употреблять в этнически специфическом смысле. Так, в журнале «Русская школа» появился раздел «Национальная школа», в материалах которого шла речь о школе нерусских народов. Это не случайно.

Что же касается духовной культуры, связанной с конкретным языком, то правомерно использование терминов «русский язык», «русская литература», «русская школа». Русская школа является не чем-то собирательным для России, а вполне конкретным воплощением идей определенных педагогов, выраженных на определенном языке.

Этичное использование терминов «русский» и «российский» требует гуманизации массового сознания народа проживающего в многонациональном государстве. Ко всему, что касается политической, экономической, социальной и иной лексики, отражающей совместную деятельность россиян как граждан одного государства, уместнее применять термин «российское». Поэтому есть основания судить о российском обществе, российском национальном самосознании и российском образовании.

В предыдущей теме была рассмотрена инвариантная сущность национального образования, в некоторой степени отвлеченно от образовательной ситуации России. Охарактеризуем следующий уровень структуры национального образования через модель структуры национального образования России:

1. Базовые ценности национального образования России.

2. Традиции национального образования России.

3. Направленность отношений национального образования России к педагогике других наций.

Рассмотрим подробнее указанные компоненты.

1. Базовые ценности национального российского образования.

В качестве специфических черт российского образования можно выделить следующие базовые национальные ценности для России: духовность, общинность, мессианство, традиционность, открытость, софийность, целостность.

Среди российских базовых национальных ценностей в качестве приоритетной традиционно выделяется - духовность - особое внимание русского человека к сфере абсолютного, вечного. Суть ее в том, что русский человек хочет действовать «во имя чего-то абсолютного», пренебрегая временным, конечным. В российской ментальности категория «духовность» выросла из особого понимания «Души» и «Духа» в середине XIX в. и приобрела прогностическое значение, что было отмечено Н.А. Бердяевым: «Русская душа сгорает в пламенном искании правды и спасения всего мира и всеобщего воскрешения к новой жизни».

А.С. Хомяков считал, что вера составляет неотъемлемую часть, ядро народной психологии, поэтому главная суть различия племен (наций), по его мнению, лежит не в экономической, не в политической, а в духовной сфере, т.к. она определяет образ жизни и мысли народа. Философ подчеркивал влияние веры на все сферы жизни русского человека: какова вера народа, таково его просвещение. «Выньте Христианство из истории Европы и буддизм из Азии, и вы уже ничего не поймете ни в Европе, ни в Азии».

Духовность, включаясь систему базовых национальных ценностей, отражает такие качества, как: истина, добро, красота, гуманизм, вера, государственность, патриотизм, народность, братство, свобода.

Соборность (общинность), в период социализма – коллективизм. Принцип соборности, воплощаясь в сельской общине и городской артели, отличает жизнь русского народа и является основой экономической жизни на Руси. Общинный уклад жизни, общинное землепользование оказывали заметное влияние на формирование таких российских национальных ценностей, как сплоченность, коллективизм, дисциплинированность, жертвенность, миролюбие, соборность, гуманизм, общительность, совестливость, стыдливость. А.Ф. Лосев отмечал, что под соборностью русские понимают не то, что привычно для Англии, Америки или Франции, не просто общественность, человечность и общечеловечность. «Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все…в примат общественности и народности».

Г.Д. Гачев хорошо подметил значение XIX в. для формирования особой национальной культуры общения россиян: «В России культурой XIX в. выработано тонкое искусство общения: кругово и хорово живут; нужны встречи и беседы, чтобы хороводы интеллектуальные и душевные водить, в глазах друг друга отражаться, в разные па спариваться между собой».

Проецируясь на педагогику, общинность выступает основанием примата коллективных форм образования над индивидуальными и известным неприятием индивидуализации обучения и индивидуального успеха. В школьной практике общинность реализована в форме школы-общины, школы-коммуны, как органических типов образовательных учреждений, присущих России.

Мессианство как знаковая черта россиянина проистекало от осознания величия России, ее истории, прошлого, настоящего, ее великого предназначения и будущего. Н.А. Бердяева отмечал, что «после народа еврейского идея мессианства наиболее свойственна русскому народу, и она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма». Мессианство требовало панегирического уклона в освещении российской истории и литературе. Это проявлялось в трех основных направлениях:

· Державное (государственное) - центрация великих моментов и снятие нелицеприятных сюжетов в истории России. Отсюда в воспитании на первое место выходил патриотический и державно-патриотический уклон.

· Религиозное – акцент на православие, подтверждающее великую миссию России. В педагогике это проявлялось в мессианском характере церковно-приходской школы – распространение образования на все национальности через обращение инородцев в православную веру.

· Либеральное – формирование критического взгляда на прошлое, обнажение нелицеприятных страниц, акцентирование внимания на боли и страданиях российского народа.

Открытость российской культуры внешним влияниям, ценностям других народов тесно связана с мессианством. Согласно синергетическому подходу только между системами открытого типа происходит обмен энергией, веществом, информацией. Одной из основных проблем педагогики, по мнению Е.В. Бондаревской, является проблема открытости педагогического знания и преобразование его в гуманистическое саморуководство образовательной деятельностью. Духовно обогащаясь, россияне научились органично преобразовывать заимствования, сохраняя при этом собственную неповторимость. Именно открытость позволила российской нации интегрировать непривычные, заимствованные формы педагогического воздействия на привычный, традиционный стереотип российского менталитета. Однако были и негативные результаты такой открытости, о чем, в частности, свидетельствовал П.Ф. Каптерев. Основным пороком образования XIX в., по его мнению, было формирование личности ученика в соответствии с «обаянием навязанных взглядов». Эта ценность является отражением черты характера русского человека, которую Ф.М. Достоевский назвал отзывчивой бесчеловечностью: «В русском характере замечается резкое отличие от европейского, резкая особенность, – в нем по преимуществу выступает способность высокосинтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности. В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во все вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы... У него инстинкт общечеловечности».

Традиционность – базовая ценность российского уклада жизни, позволяющая сохранять национальные особенности. Она проявляется в опоре на народную культуру, народные традиции, народную педагогику, народные обряды, народные ремёсла и т.д. Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является народная, национальная специфика. Понятие педагогической традиции в России имеет тесную связь с ментальностью. В данном аспекте Е.В. Бондаревская отмечает открытость традиционного стереотипа российского менталитета непривычным, заимствованным формам воздействия. Традиционные ценности российского национального образования постоянно актуализируют множественные формы мирового педагогического сознания.

В основу российского образования были положены идеи М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева. Однако, так называемая «классическая» модель российской школы, определяющая характер современного европейского образования, сложилась так же под влиянием традиционных западных и российских педагогических концепций Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, Ф.В.А. Фребеля, И.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Очевиден тот факт, что такие, ставшие аксиоматичными понятия, как «классно-урочная система», «развивающее обучение», «свободное воспитание» в период своего становления с большим трудом пробивали себе дорогу. Иными словами, прежде чем стать педагогической классикой многие прогрессивные идеи проходят стадию противостояния и интеграции с уже существующими традиционными образовательными системами.

Софийность. Возвышенное символическое представление о Премудрости, сияющее блеском неземной красоты, исполненное высокой духовности и нравственной чистоты – является ключевым для понимания сущности русской национальной идеи. София является центральным сюжетом целого круга литературных произведений. Она выступает одной из важнейших доминант древнерусского сознания, имеет глубокий философско-символический смысл, содержит невыразимую в категориях абстрактного мышления эзотерическую таинственность и притягательную силу.

Многих подвижников прошлого образ Софии вдохновлял на создание великолепных произведений, на творческое горение, на беззаветное служение истине. Значение этого образа связано не только с пониманием древнерусской философии и эстетики, неразрывного единства мудрости и красоты. Он послужил мощным творческим импульсом для становления древнерусской мудрости и антисхоластической традиции, повлиявшей в дальнейшем на развитие философского знания. В.С. Соловьев считал Софию необходимым воплощением и обиталище Логоса. В образовании софийный элемент отразился в стремлении к знанию, как к христианской добродетели, и в формировании эзотерического типа мышления и мировоззрения.

Целостность. Национальная целостность для россиянина представлена единством национальной природы, склада национального характера и национального самосознания. Каждый народ видит единое устроение мира в особой проекции, которую философы называют национальным образом мира, выступающим как вариант инварианта. Г.Д. Гачев рассматривает целостность применительно к национальному, как определяющую ценность: «И человечество – целостность, и народ – целостность…в оркестре мировой культуры каждая национальная целостность дорога всем другим и своим уникальным тембром, и гармонией со всеми».

Применительно к образованию данный тезис обусловливает необходимость разработки целостного подхода к теории национального образования, как условия вхождения в единой мировой образовательный процесс. Для России целостность всегда выступала как смыслообразующая, созидающая категория: целостность территории, государственности, населения, человека, личности, образования. Не случайно особенностью русской философии Н.А. Бердяев справедливо считал идею «цельности знания, основанной на органической полноте жизни».

Категория «целостность» в рамках исследования проблем национального образования представляется не только в аксиологическом, но и в институциональном аспекте, т.к. нация, желая сохранить свою уникальность, безусловно, стремится к целостности. Здесь необходимо обратить внимание на два важных обстоятельства. С одной стороны, стремление русских к внутренней и внешней целостности объясняет сочетание в своем образовании собственных и инокультурных педагогических традиций. С другой – осознание опасности нарушения целостности в различные исторические периоды подталкивала к обособленности, закрытости.

Рассмотренные российские базовые ценности в большей или меньшей мере, в зависимости от исторических коллизий, определяют сущностную основу национального образования с момента его становления до наших дней. Характерными особенностями базовых национальных ценностей образования следует признать: глубокие исторические корни в народной педагогике; их способность обновляться и обогащаться в процессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность со свойственными им традициями.

2. Традиции национального образования России.

Понятие педагогической традиции в России имеет тесную связь с ментальностью и народной педагогикой. Народная педагогика возникла в доисторическую эпоху вместе с потребностью передачи социально значимого опыта от старших поколений младшим. Соответственно именно народная педагогика явилась основой для становления педагогической науки. В России у истоков народной педагогики стоят древние восточные славяне, россы. Дети славян, как об этом свидетельствует Плутарх, воспитывались на лучших обычаях, обрядах, празднествах, культовых актах. Им прививались такие качества, как уважение к земле, хлебу, любовь к своему роду-племени, ко всему родному, самобытному.

Е.В. Бондаревская правомерно отмечает открытость традиционного стереотипа российского менталитета непривычным, заимствованным формам воздействия. Традиционные ценности российского национального образования постоянно актуализируют множественные формы мирового педагогического сознания. Однако при всех модификациях и переменах в национальном образовании актуальным и неизменным остается изначально заложенное в них ядро - ориентированность на человека и интерес к детской личности.

С середины XIX в. напряженный интерес к детской личности начал воплощаться в антропологических, антропоцентрических, естественнонаучных и педологических концепциях образования и воспитания. К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский использовали народную педагогическую традицию в антропопедагогике.

Традиции национального образования России следует рассматривать на основе целостности педагогического процесса (В.С. Ильин), через единство целевого, содержательного и процессуального компонентов.

Рассматривая целевой компонент в традиционном представлении о национальном образовании России, необходимо остановиться на проблеме становления национального образовательного идеала, который у любого народа, опирается на базовые национальные ценности. Многие отечественные философы и педагоги обращались к анализу характерных черт русского человека. Именно в «просвещенном человеке» В.Г. Белинского, в «общечеловеческом воспитании» Н.И. Пирогова, в народности К.Д. Ушинского, в свободном воспитании Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля, в идеале Богочеловека В. Соловьева, в русской идее Н.А. Бердяева нашла свое отражение идея создания национального образовательного идеала.

Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические его черты, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях. Это совокупность устойчивых психических особенностей человека, которые зависят от его генетических особенностей и реализуются в связи и под влиянием условий жизни. Характерные черты отдельных индивидов взрастают, на «природной» основе (наследственность, темперамент), и под воздействием исторической и национальной окраски сферы социального бытия.

Понятие национальный характер определяется в различных исследованиях неоднозначно. Национальный характер – это приобретенное, нечто полученное во время взаимодействия между людьми конкретного общества на протяжении их жизни. Национальный характер невозможно установить только через совокупность свойств, качеств и поведения отдельного индивида. Он определяется исходя из менталитета, характерных черт и качеств целого народа, возводимых в норму и идеал. При личностно-центрированном подходе «национальный характер соответствует сравнительно прочно сохраняющимся личностным чертам и личностным моделям (типам личности), являющимся модальными для взрослых членов данного общества».

В Древней Руси в VIII-IX вв. существовало несколько идеалов человека, каждый из которых отражал помыслы разных социальных групп: идеал вождя, жреческий идеал и идеал основной массы общинников. В основе последнего идеала лежал труд как высшая социальная и нравственная ценность, а образование проходило через включение ребенка в практическую деятельность взрослого. В отличие от Западной Европы на Руси грамотность не являлась жизненно необходимой частью государства, т.е. хозяйственные нужды страны в то время не очень нуждалась в образованных людях. Главное внимание педагогики было обращено на житейские проблемы: строение душевное, мирское и хозяйственно, что требовало большого трудолюбия, хитрости и ума.

Безусловно, теоретическое осмысление проблемы образования человека, а также создание этого образа, т.е. акцентуация на определенных морально-этических нормах и качествах, приобрело реальные очертания лишь с принятием Христианства на Руси. Первоисточником русской педагогики можно считать «Ветхий завет». Послушание, терпимость и любовь к отцу небесному, как основа отечественного педагогического менталитета, достигались авторитарными методами и компенсировались гуманностью народной педагогики.

В XII в. Владимир Мономах сформулировал морально-этические и эстетические нормы, связанные с красотой природы, человека, с его деятельностью, и тем самым поставил под сомнение религиозную перспективу потустороннего блаженства. Особое внимание Мономах уделял вопросу приучения детей к соблюдению общечеловеческих норм морали, которые он считал ориентиром личного и общественного поведения молодых людей в обществе.

В русской народной педагогике на протяжении многих веков сложился идеал русского человека, для которого были характерны следующие черты: патриотизм, трудолюбие, терпимость, религиозность, храбрость, великодушие, взаимная любовь. Подчеркнем, что образованность всегда занимала приоритетное место в идеале русского человека. Не случайно в замечательном памятнике педагогической культуры – «Юности честное зерцало», подчеркивалось положение о том, что первую после Бога честь дети должны отдавать учителю и родителям.

XVIII в. внес существенные коррективы в разработку нового идеала человека, по которому следовало организовать образовательные системы для молодых людей на уровне государства. В центр образования перемещается профессия как государственная потребность и формируются соответствующие профессиональные требования к образованию граждан.

Начиная с Петра Великого, официальная педагогика России стала ориентировались на идеи немецкой педагогики. Необходимо было выработать у воспитанника нравственный характер путем внедрения в его душу моральных понятий, идей добродетельного поведения. Основной закон воспитания, реализуемый в учебных заведениях России того времени сформулировал классный надзиратель Гатчинского сиротского института Миллер-Красовский в своей книге «Основные законы воспитания»: «Не рассуждай, а исполняй». Безусловное повиновение, слепое подчинение, по его мнению, не только главное и единственное условие образования, но и основа и цель.

Особо следует обратить внимание на развернутую оценку характерных черт русского человека в трудах Н.А. Бердяева, который выявил «соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной». По убеждению философа душа русского народа такая же необъятная, устремленная и бесконечность, как и русская равнина. Огромные пространства русской земли дали русскому человеку «огромную силу стихии». Но именно поэтому русский народ «был более народом откровений и вдохновений он не знал меры и легко впадал в крайности». Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, «у которых все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно». Русский народа более обращен к бесконечности и не желает знать распределения по категориям. «Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие». Эта двойственность определяет наличие противоречивых, противоположных свойств в русском народе: «деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт». Очевидно, что только обращение к русской истории позволяет выявить те качества, которые были приобретены во время взаимодействия между людьми на протяжении жизни многих поколений.

В работе «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» П.А. Сорокин связывает основные черты русской нации с ее сравнительно длительным существованием, необычайным территориальным, демографическим, политическим, социальным и культурным развитием в течение ее исторической жизни. Отсюда у русских – огромная жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации. а также Энергия, упорство и изобретательность нации выражается в способности устанавливать политический режим, наиболее подходящий для защиты своей независимости и великих национальных ценностей, а также в способности изменять существующий режим на более подходящий, отвечающий изменившимся условиям. Вся история русского народа подтверждает его силу, творческие способности, находчивость, политику недискриминации и равенства различных расовых и этнических групп. Рост русской нации, завоевание независимости и суверенитета могли быть достигнуты только вследствие глубочайшей преданности, любви и готовности ее представителей пожертвовать своими жизнями, судьбами и другими ценностями во имя спасения своей Родины в критические периоды ее истории. Способность русской нации творчески противостоять сложностям проявилась в том, что в XVIII и XIX столетиях Россия во многом преодолела свое культурное отставание, а в некоторых сферах творческой деятельности, например в литературе, стала мировым лидером.

Развивая эти существенные положения, философ подчеркивает, что основное свойство русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра Царства Божия и смысла жизни, снижающееся при утрате религии на степень стремления к социальной справедливости в земной жизни; в связи с этим свойством стоит способность к высшим формам опыта, именно к религиозному, нравственному и эстетическому опыту, к философскому умозрению и к чуткому восприятию чужой душевной жизни, откуда получается живое индивидуальное общение с людьми.

Еще одно существенное свойство русского народа – могучая сила воли, откуда возникает страстность, максимализм и экстремизм, но иногда обломовщина, леность, пассивность вследствие равнодушия к несовершенному добру земной жизни; отсюда невыработанность средних областей культуры, а вместе с тем и характера, недостаток самодисциплины. В связи с исканием абсолютного добра стоит свобода духа русских людей, широкая натура, испытание ценностей мыслью и опытом, откуда возникают дерзкие рискованные предприятия, склонность к анархии, неумение столковаться для общего дела, нигилизм и даже хулиганство.

К числу основных свойств русского народа, по мнению П.А. Сорокина, принадлежит доброта, углубляемая и поддерживаемая исканием абсолютного добра и религиозностью; однако измученный злом и нищетою русский человек может проявить и большую жестокость. В связи с опытом искания абсолютного добра у русского народа развилась высокая и разносторонняя одаренность, теоретический и практический ум, художественное творчество в различных областях искусства. Чуткость к добру соединена у русского народа с сатирическим направлением ума, со склонностью к критике и неудовлетворенности.

При этом Н.О. Лосский указывал и отрицательные свойства русского народа: экстремизм, максимализм, требование всего или ничего, невыработанность характера, отсутствие дисциплины, дерзкое испытание ценностей, анархизм, чрезмерность критики, могут вести к изумительным, а иногда и опасным расстройствам частной и общественной жизни, к преступлениям, бунтам, к нигилизму, к терроризму. Но эти свойства русского народа представляют собою не основную его природу, а являются оборотной стороной положительных качеств. Русские люди, заметив какой-либо свой недостаток и осудив его, начинают энергично бороться с ним и, благодаря силе своей воли, успешно преодолевают его.

Современный исследователь В.Д. Шадриков установил наиболее существенные факторы, способствовшие формированию русского характера: особенности исторического становления русского государства; природа; общинное землепользование (общинный уклад жизни); русское православие; многонациональный характер страны и освоение новых территорий. Среди них:

Военный строй российского государства, особенности его становления формировали следующие черты характера русского человека: мужество, воинскую отвагу, бесстрашие в ожидании смертного часа, способность к правильному рассуждению в минуты опасности, стойкость в исполнении долга; смелость, решительность, отвага, воинский коллективизм, спокойствие перед лицом враждебности, верность, стойкость, державность, дисциплинированность, несгибаемость, патриотичность.

Многонациональный характер страны, освоение огромного пространства, природные и климатические условия сформировали сплоченность, коллективизм, миролюбие, терпеливость, умеренность, скромность, склонность более к полезному, чем к приятному, жизнестойкость, трудолюбие, мастерство, упорство, веротерпимость, воздержанность, открытость, талантливость, человеколюбие, доверчивость, добродушие, гостеприимство, бескорыстие, стремление к социальному равенству, воля.

Под влиянием православия у русских людей формировались следующие качества: патриотизм, миролюбие, великодушие, свободолюбие, соборность, совестливость, стыдливость, духовность, благочестие, жертвенность, гуманность, альтруизм, жалостливость, милосердие, сердечность.

Таким образом, характерные черты русского человека сформировались не только под влиянием базовых национальных ценностей, но благодаря воздействию географических и климатических факторов, исторических особенностей становления государства, особенностей религии и общинного уклада жизни. Следует отметить, что в национальном образовательном идеале сконцентрированы преимущественно качества нравственного порядка, которые формируются в результате воспитательного воздействия. Образование рассматривалось скорее как образовывание, книжное знание было вторичным по отношению к поиску образа воспитанного человека. Таким образом, национальный образовательный идеал России сориентирован на приоритет воспитания над образованием.

Содержание национального образования в России строится на основе сочетания общекультурного и этнического компонента. Источниками содержания этнического компонента является устное народное творчество, которое доступно и понятно всем, т.к. не навязывается людям, а вырастает из недр собственной культуры через колыбельные песни, сказки, мудрые пословицы и поговорки.

В общекультурном плане содержание образования в России середины XIX в. определялось сословной принадлежностью субъектов образовательного процесса. Крестьянину в конце XIX -начале XX в. необходимо было знать:

- способы приготовления красителей, дубильных веществ, лекарств, кисломолочных продуктов, напитков, домашних заготовок (химия);

- устройство и рациональное использование рычага, блока, отвеса, молотка, зубила, топора, пилы, знать свойства различных материалов (физика);

- устройство и действие солнечных часов, смену времени года, дня и ночи, весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние, ориентирование по звездам, предвестников перемены погоды (астрономия);

- названия животных растений, их внешний вид, повадки, уход за ними, диагностирование и лечение болезней, использование в хозяйстве (биология);

- климатические условия, рельеф местности, причины эрозии почвы и предотвращение ее, ориентирование на местности, приметы, предсказывающие изменение погоды, стихийные бедствия (география).

Крестьянину необходимы были знания о человеке и обществе, к которым относятся:

- родной язык – знакомство с языком в процессе восприятия живой речи и различных жанров фольклора, овладение речью путем звукоподражания голосам животных, птиц, развитие и совершенствование речи в ходе произнесения скороговорок, участия в играх с припевами и приговорами;

- религия – «закон Божий», молитвы, церковный календарь, религиозные таинства, обряды, жития святых и пр.;

- философия – осмысление общепринятых взглядов на жизнь, бытия, развитие всего живого, изменчивость, осознание внутренних закономерностей, отраженных в произведениях устного и прикладного творчества;

- история – знание былин, легенд, имеющих реальную историческую основу, история появления и смысл народных праздников, традиций, обрядов, история села, знаменитые события, происшедшие вблизи его, знание родословный, выдающихся предков, основных исторических событий в государстве, народных героев и др.;

- медицина – умение остановить кровь, оказать помощь при травме, переломе, солнечном ударе, обмороке, обморожении, лечении простудных и других заболеваний, знание приемов закаливания, лекарственных трав, плодов, кореньев и их лечебное действие, традиционных способов лечения.

Отсутствие указанных выше знаний у детей дворянского сословия в России многими педагогами признавалось как недостаток классического образования. В качестве положительного примера педагоги приводили образование крестьянских детей, а также их способности (смекалку и сообразительность, практичность, воображение и внимание), как результат народной педагогики. Рассматривая цели народной педагогики через классическую призму единства нравственного, умственного и физического воспитания, следует признать богатейший потенциал русской народной воспитательной традиции.

Нравственность формировалась в народных изречениях, в которых народ одни качества славил, а другие низвергал. Скромность, доброту, вежливость, правдивость, героизм, любовь к родине – все эти качества воспитывались в детях через пословицы и поговорки: «С родной земли – умри, не сходи», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать», «Доброму добрая память» и т.д. Нравственные чувства и переживания, превосходство добра над злом воспитывались через сказки, сказания и былины, в которых главный герой всегда воплощал в себе лучшие черты русского человека.

Умственное воспитание формировалось через привитие уважительного отношения к знанию: «Грамоте учиться – всегда пригодиться», «Веревка крепка повивкой, а человек знанием». Большие возможности развития умственных способностей детей сосредоточены в загадках, скороговорках, считалках. Загадки способствуют выработке умения отождествлять предмет с его художественным описанием, умения сравнивать, фантазировать. При помощи загадок-задач дети узнавали многое от окружающих их, казалось бы, самых обычных вещах, о природе, о земле. Многие задачи были составлены в занимательной и юмористической форме. Скороговорки развивали речь ребенка, считалки – способность к счету.

Физическое воспитание было направлено не только на сохранение здоровья и развитие физической ловкости у детей. Центральное место в физическом воспитании занимали русские народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Горелки», «Пятнашки», «Лапта», «Снежки» и т.д. Во многие игры дети играют и сейчас.

Связь национального образования России с межнациональной и мировой культурой, актуализирует изучение проблемы направленности отношений национального образования России к педагогике других национальностей.

Это означает ознакомление с культурой отдельных, преимущественно ближайших, стран и принятие этих культур как элемента общечеловеческой, а главное, как специфику, имеющую равное право с другими культурами, с культурами своей нации. В связи с этим возникает потребность в поликультурном воспитании, которое означает интерес и уважение к другим народам, осознание их вклада в мировую культуру. Новая трактовка расы как общечеловеческого понятия (мы все - одна человеческая раса) вводит в национальное образование принцип многокультурности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных