ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модели американского, японского, европейского менеджментаТема 3. Национальные модели менеджмента 1. Модели американского, японского, европейского менеджмента 2. Особенности и тенденции развития российского менеджмента 3. Профессионализация менеджмента как тенденция его развития
Модели американского, японского, европейского менеджмента Как мы уже отмечали выше, управление организациями осуществляется в определенном социально-культурном контексте, непосредственно влияющем на его характер. Очевидно, что в национальных культурах существуют различные подходы к менеджменту, определяемые особенностями национальной культуры, менталитета, географического местоположения. Наука менеджмента интернациональна и национальна в своих особенностях. Идеи менеджмента возникали и развивались во многих странах, но Америка их аккумулировала и построила на них свою модель управления. К тому же условия экономического развития Америки способствовали концентрации и практическому воплощению этих идей. Хотя у менеджмента как прикладной научной дисциплины нет родины (как нет её у рынка или экономики). Сегодня в практике управления доминируют две модели управления: японская и американская, хотя формируется и европейская модель со своей спецификой. Модель американского менеджмента основана на семи «краеугольных камнях»: 1. Научный менеджмент. Систематические усилия, направленные на повышение эффективности процесса производства. 2. Классическая теория менеджмента. Определение функциональных ролей на основе специфической ответственности и полномочий, связанных с исполнением работы /роли. 3. Индивидуализм. Предположение о том, что менеджеры являются прежде всего индивидуумами, имеющими определенные интересы и собственное мнение о личных потребностях. 4. Человеческие отношения. Разработка производственных норм для рабочих групп и формирование отношений, способствующих достижению целей организации. 5. Ситуационный менеджмент. Все организации нуждаются в разработке соответствующей их внешней среде структур и политики. 6. Планирование организационных изменений. Необходимы систематические воздействия, направленные на изменение структуры и культуры организации. 7. Выбор стратегического менеджмента. Организации должны разрабатывать основные стратегии бизнеса, направленные на достижение удовлетворительных позиций на рынке. Японский менеджмент, в сущности, противостоит технократическим подходам американской модели управления. Ему характерны следующие черты: 1. Коллективная ответственность. Все члены организации должны ощущать личную ответственность за ее достижения. 2. Генерализация ролей и ротация рабочих мест. Все сотрудники должны быть подготовлены к выполнению множества управленческих и рабочих ролей и должны быть всегда готовы к тому, что им придется делать что-то другое. 3. Доверие к подчиненным. Подчиненные самостоятельны в выполнении порученной им работы. 4. Защита всех работников. Все работники уязвимы и нуждаются в защите в период работы на организацию. 5. Необходимость планирования карьеры. Сотрудники должны воспринимать свою потенциальную карьеру как реальную возможность развития навыков и приобретения знаний. На основе американской и японской модели формируются принципы других национальных и наднациональных моделей. Например, К. Терли и Х. Вирдениус проанализировали контекст и развитие менеджмента в Европе1. На основе такого анализа они предложили европейскую модель менеджмента, в основе которой лежат следующие ценности: 1. Потребность в научном, рациональном обосновании принимаемых решений. 2. Потребность в использовании управленческого и технического опыта, вынесенной на этой основе оценок результатов деятельности. Социальный капитал включает в себя стереотипы поведения, умения и знания. 3. Потребность в принятии «плюралистической» точки зрения на предприятии. 4. Необходимость творческого, совместного с коллегами и с их помощью обучения; саморазвитие как неотъемлемый процесс рабочей жизни организации. 5. Потребность менеджеров в разработке специфических прагматических стратегий, адекватных определенным ситуациям; деидеологизация процесса решений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|