Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модели американского, японского, европейского менеджмента




Тема 3. Национальные модели менеджмента

1. Модели американского, японского, европейского менеджмента

2. Особенности и тенденции развития российского менеджмента

3. Профессионализация менеджмента как тенденция его развития

 

Модели американского, японского, европейского менеджмента

Как мы уже отмечали выше, управление организациями осуществляется в определенном социально-культурном контексте, непосредственно влияющем на его характер. Очевидно, что в национальных культурах существуют различные подходы к менеджменту, определяемые особенностями национальной культуры, менталитета, географического местоположения. Наука менеджмента интернациональна и национальна в своих особенностях.

Идеи менеджмента возникали и развивались во многих странах, но Америка их аккумулировала и построила на них свою модель управления. К тому же условия экономического развития Америки способствовали концентрации и практическому воплощению этих идей. Хотя у менеджмента как прикладной научной дисциплины нет родины (как нет её у рынка или экономики).

Сегодня в практике управления доминируют две модели управления: японская и американская, хотя формируется и европейская модель со своей спецификой.

Модель американского менеджмента основана на семи «краеугольных камнях»:

1. Научный менеджмент. Систематические усилия, направленные на повышение эффективности процесса производства.

2. Классическая теория менеджмента. Определение функциональных ролей на основе специфической ответственности и полномочий, связанных с исполнением работы /роли.

3. Индивидуализм. Предположение о том, что менеджеры являются прежде всего индивидуумами, имеющими определенные интересы и собственное мнение о личных потребностях.

4. Человеческие отношения. Разработка производственных норм для рабочих групп и формирование отношений, способствующих достижению целей организации.

5. Ситуационный менеджмент. Все организации нуждаются в разработке соответствующей их внешней среде структур и политики.

6. Планирование организационных изменений. Необходимы систематические воздействия, направленные на изменение структуры и культуры организации.


7. Выбор стратегического менеджмента. Организации должны разрабатывать основные стратегии бизнеса, направленные на достижение удовлетворительных позиций на рынке.

Японский менеджмент, в сущности, противостоит технократическим подходам американской модели управления. Ему характерны следующие черты:

1. Коллективная ответственность. Все члены организации должны ощущать личную ответственность за ее достижения.

2. Генерализация ролей и ротация рабочих мест. Все сотрудники должны быть подготовлены к выполнению множества управленческих и рабочих ролей и должны быть всегда готовы к тому, что им придется делать что-то другое.

3. Доверие к подчиненным. Подчиненные самостоятельны в выполнении порученной им работы.

4. Защита всех работников. Все работники уязвимы и нуждаются в защите в период работы на организацию.

5. Необходимость планирования карьеры. Сотрудники должны воспринимать свою потенциальную карьеру как реальную возможность развития навыков и приобретения знаний.

На основе американской и японской модели формируются принципы других национальных и наднациональных моделей. Например, К. Терли и

Х. Вирдениус проанализировали контекст и развитие менеджмента в Европе1. На основе такого анализа они предложили европейскую модель менеджмента, в основе которой лежат следующие ценности:

1. Потребность в научном, рациональном обосновании принимаемых решений.

2. Потребность в использовании управленческого и технического опыта, вынесенной на этой основе оценок результатов деятельности. Социальный капитал включает в себя стереотипы поведения, умения и знания.

3. Потребность в принятии «плюралистической» точки зрения на предприятии.

4. Необходимость творческого, совместного с коллегами и с их помощью обучения; саморазвитие как неотъемлемый процесс рабочей жизни организации.

5. Потребность менеджеров в разработке специфических прагматических стратегий, адекватных определенным ситуациям; деидеологизация процесса решений.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных