ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профессионализация менеджмента как тенденция его развития
Совсем недавно само понятие профессионализма управления казалось необычным и проблемным1. Возможность быть руководителем рассматривалась не как следствие специальной для этого подготовки, а как овладение какой-либо производственной специальностью и последовательное накопление опыта в реализации этой специальности в руководящей должности. Принцип: чтобы быть хорошим администратором, надо знать дело – был главенствующим в осуществлении управления. Но сейчас сама формулировка этого принципа выглядит противоречиво. Что такое «знать дело»? Раньше полагали, что это доскональное знание производства. Но большую часть времени и усилий руководитель любого уровня расходует на работу с людьми, информацией и решение проблем экономического характера. Возникает противоречие между реальными потребностями и профессиональными возможностями управления. Может быть потому и возникла проблема профессионализации управления, что сама жизнь показала необходимость в специальной подготовке в области управления. Известно, что любой труд развивается в направлении его разделения, специализации и профессионализации. Так развивается и управление. Оно само возникло в процессе разделения труда в производстве, далее было собственное разделение управленческого труда по функциям. Исходя из этого, можно таким образом представить содержание профессиональной деятельности менеджера. Оно включает три группы основных видов профессиональной деятельности. В первую группу входят те виды, которые отражают интеллектуальную деятельность менеджера: методологическая, аналитическая, диагностическая, исследовательская, проектно-плановая. Вторая группа отражает содержание деятельности по структуре интересов человека в управляемых процессах и полномочия на принятие решений: экономическая, организационная, социально-психологическая и деятельность по принятию управленческих решений. Третья группа – дополнительные виды деятельности, способствующие повышению эффективности управления: информационная, консультационная, инновационная, педагогическая. Ролевая структура деятельности менеджера включает прежде всего три стержневых роли: концептолог (источник концептуальных положений), организатор производства и лицо, принимающее решение. Таким образом, профессионализация управления является одной из наиболее перспективных тенденций развития менеджмента вообще и в России в частности. Профессионализм менеджера рождается в процессах профессиональной подготовки и накапливается, совершенствуется в практической деятельности. Но это происходит лишь в том случае, если существуют определенные социально-экономические условия – «социальный заказ среды».
1 Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон. Основы менеджмента. СПб: Изд-во «Питер», 2005. С.128. 1 Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента / Э.М.Коротков. М.: ДеКА. 2004. С. 678. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|