Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИОЛОГИИ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ




 

· Продолжительность занятия: 4 часов;

из них на занятие 4 часа; самостоятельная работа 2 часа

__________________________________________________________________

· Место проведения: учебная комната

 

· Цель занятия знать секреторную, моторную и всасывательную функции пи­щеварительного тракта и механизмы их регуляции;

· уметь оценить качественные и количественные показатели секреторной и моторной деятельности органов системы пи­щеварения;

· уметь определить в процессе решения ситуационных задач возможные изменения секреторной и моторной деятельности пищеварительного тракта и наметить пути их коррекции;

· уметь правильно интерпретировать нервные и гуморальные механизмы поддержания уровня питательных веществ в ор­ганизме с точки зрения деятельности функциональной сис­темы питания.

Задачи:

· рассмотреть структурно-логические схемы системы пищева­рения и функциональной системы питания, остановиться на путях достижения полезного приспособительного результата деятельности этих систем -уровне питательных веществ крови;

· остановиться на внутренних звеньях функциональной систе­мы питания, разобрать внешние звенья, включающие моти-вационное и пищедобывательное поведение; детально проанализировать клеточные механизмы регуляции секреторной, моторной и всасывательной деятельности пи­щеварительного тракта;

· количественно и качественно определить участие различных механизмов регуляции (условнорефлекторных, безусловно-рефлекторных, симпатических, местных, системы регуляторных пептидов) в обеспечении нормальной секре­торной, моторной, всасывательной деятельности органов си­стемы пищеварения;

· еще раз остановиться на конкретном участии каждого пище­варительного органа в обеспечении конечного показателя де­ятельности системы, подчеркнуть в тоже время невозмож­ность их нормального функционирования без взаимного вли­яния друг на друга, без координированного взаимодействия друг с другом;

· вновь рассмотреть экспериментальные и клинические мето­ды исследования секреторной и моторной деятельности пи­щеварительного тракта;

· разобрать материал занятия для достижения учебных целей с учетом знаний по определенным вопросам и включая си­туационные задачи lll уровня по отдельным вопросам.

· оценить знания каждого студента с учётом его работы в те­чении предыдущих занятий, ответа на основной вопрос, ре­шения задач и степени участия в обсуждении ответов других студентов группы.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Система пищеварения, её роль в организме. Функции пище­варительного тракта. Типы пищеварения в зависимости от особенностей и локализации гидролиза.

2. Общие принципы саморегуляции пищеварения. Пищевой центр, современные представления о его локализации и фун­кции.

3. Роль рефлекторных, гуморальных, местных механизмов в ре­гуляции секреторной функции пищеварительного тракта. Гормоны желудочно-кишечного тракта, их классификация, механизмы действия.

4. Роль рефлекторных, гуморальных, местных механизмов в регуляции моторной функции пищеварительного тракта.

5. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительно­го тракта. Понятие о транспортном тонусе. Механизмы регу­ляции всасывания воды и солей в кишечнике.

6. Функциональная система питания, анализ её центральных и периферических компонентов. Пищевая мотивация. Физиоло­гические основы голода и насыщения.

7. Основные принципы Павловского подхода к изучению функ­ций пищеварительного тракта. Хронические методы изучения секреторной функции пищеварительного тракта у животных.

8. Пищеварение в полости рта. Изменение пищи в полости рта - механическая и химическая переработка.

9. Слюноотделение, методы изучения. Состав и физиологичес­кая роль слюны. Регуляция слюноотделения.

10. Акт жевания, его саморегуляция. Методы исследования. Гло­тание, его фазы.

И.Морфофункциональные особенности пищевода.

12. Пищеварение в желудке. Состав, свойства желудочного сока, роль в пищеварении. Особенности желудочной секреции при переваривании белков, жиров, углеводов.

13. Фазы желудочной секреции. Регуляция желудочной секреции (нервная и гуморальная).

14. Методы изучения секреторной функции желудка у животных и человека.

15. Виды сокращения желудка, их нервно-гуморальная регуля­ция, методы изучения.

16. Процесс эвакуации содержимого желудка в двенадцатиперст­ную кишку, его регуляция.

17. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.

18. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы, её регуляция. Состав и свойства поджелудочного сока.

19. Методы получения панкреатического сока у животных и че­ловека.

20. Роль печени в пищеварении. Состав и свойства желчи. Жел­чеобразование, механизмы регуляции.

21. Методы исследования желчеобразования у животных и че­ловека.

22. Выделение желчи в двенадцатиперстную кишку, регуляция процесса. Методы исследования желчевыделения у живот­ных и человека.

23. Секреторная функция кишечника. Состав и свойства кишеч­ного сока, роль в пищеварении. Полостной и мембранный гидролиз питательных веществ в тонком кишечнике.

24. Методы изучения секреторной функции кишечника у живот­ных и человека.

25. Моторная деятельность тонкой кишки. Виды сокращений, роль в пищеварении, механизмы регуляции. Кишечно-кишечные рефлексы.

26. Моторная деятельность толстой кишки. Виды сокращений, роль в пищеварении. Механизмы регуляции. Значение микро­флоры толстого кишечника.

27. Методы изучения моторной функции кишечника у животных и человека.

 

· РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧА 1

Укажите места образования первичного и окончательного секрета в слюнной железе. Что произойдёт с формированием секрета, если в выводном протоке повысить давление, а стиму­ляция секреции продолжается?

ЗАДАЧА 2

Почему при волнении у человека пересыхает во рту?

ЗАДАЧА 3

Будет ли происходить секреция желудочного сока при пе­ререзке нервов, иннервирующих желудок? Почему?

ЗАДАЧА 4

Как скажется на желудочной секреции введение атропи­на? Почему?

ЗАДАЧА 5

Почему больному, у которого повышена кислотность же­лудочного сока, не рекомендуется есть жареное мясо?

ЗАДАЧА 6

Почему не рекомендуется есть сладкое перед едой?

ЗАДАЧА 7

Как изменится секреция поджелудочного сока при пере­резке блуждающего нерва?

ЗАДАЧА 8

Как изменится процесс гидролиза веществ.в кишке, если в ней отсутствует фермент энтерокиназа?

ЗАДАЧА 9

Как изменится секреторная функция тонких кишок после перерезки блуждающего нерва?

ЗАДАЧА 10

Ограничено поступление жёлчи в кишку. Как это скажется на процессах пищеварения?

ЗАДАЧА 11

Во время дуоденального зондирования с целью получе­ния жёлчи из жёлчного пузыря вызывается пузырный рефлекс.

Для этого в 12-ти перстную кишку вводится раствор сернокислой магнезии. В чём сущность пузырного рефлекса и каков его ме­ханизм?

ЗАДАЧА 12

Какие составные части химуса стимулируют моторику ки­шечника?

ЗАДАЧА 13

Перерезана ветвь блуждающего нерва, иннервирующая кишечник. Как это отразится на моторике?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных